Превратить хобби в музей. кто, как и зачем открывает частные музеи в петербурге

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. “Международный музей и исследовательский центр НЛО” (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) – был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. “Музей Star Wars” – музей любителей и поклонников культового фильма “Звездные войны”.
  3. “Музей Советских игровых автоматов” – для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. “Музей плохого искусства” (США, штат Массачусетс) – собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. “Музей бокса” – ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу
: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д

Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей

Постоянные расходы и штат музея

Постоянные расходы музея

Статья расходов

Сумма, руб.

1

Коммунальные платежи (в том числе связь и интернет)

15 000

2

Расходы от заказов сувенирной продукции, оптовой покупки книг, каталогов и аксессуаров

45 000

3

Охрана (плюс услуги автоматизированного комплекса защиты и физическая защита)

40 000

4

30 000

Итого:

130 000

Штатное расписание и расходы на персонал:  

  • Директор музея (клуба) — человек с активной жизненной позицией, очень желательно нумизмат, хорошо владеющий темой и располагающий обширными связями в среде коллекционеров — оклад 45 000 рублей; 

  • Бухгалтер-кассир — сотрудник, осуществляющий бухгалтерский учет, ведущий всю финансовую документацию, выполняющий функции кассира — 25 000 рублей, 

  • Помощник бухгалтера-кассира (продавец магазина) — сотрудник, помогающий и подменяющий бухгалтера-кассира, проводящий продажи в магазине — 16 000 рублей, 

  • Менеджер по рекламе  — сотрудник, отвечающий за размещение актуальной информации и поддержание интернет-сайта и социальных сетей — 20 000,00 рублей

  • Мастер чистоты, осуществляет уборку помещений музея — 8 000 рублей. 

Итого расходы на персонал составят 114 000 рублей. Итого расходы с отчислениями в бюджет от ФОТ 147 500 рублей. 

В штатном расписании музея не закладываются должности экскурсовода, делопроизводителя, хранителя фондов, так как функции эти или не нужны, или частично выполняются директором музея, а в большей степени – членами созданного при музее клуба, частными коллекционерами, на платной основе проводящие экскурсионный показ своих коллекций. 

В тоже время, должность хранителя не нужна именно потому, что принцип работы музея-клуба строится на постоянно меняющихся экспозициях, принадлежащих частным коллекционерам, и в отсутствии своих музейных фондов. Сразу оговоримся о схеме премирования членов клуба за проведение экскурсионного показа своих коллекций — определенный процент от выручки, за проведенное мероприятие, думается, будет достаточным стимулом для проведения яркого и запоминающегося показа. Такая организация работы музея, заметим, является абсолютно оригинальной, и, в тоже время, наверняка заинтересует, как минимум, часть коллекционеров как возможностью заработать на показах, так и просто вовлечением их в творческий процесс жизни музея и клуба. Дополнительными статьями дохода и для музея, и для коллекционеров станут возможность платной оценки, а также покупка и продажа монет. Итого ежемесячные расходы на содержание составят 277 500 рублей. 

Особенности организации музея нумизматики

В России самостоятельные музеи нумизматики довольно редкое явление. Чаще всего это формат выставки  в историческом музее. Поэтому можно считать, что ниша музеев нумизматики свободна. И здесь самое главное – грамотно организовать экспозицию, посвященную только нумизматики. Это дело тонкое и сложное. Обычно в экспозициях музеев представлена лишь малая часть экземпляров – многое остается в музейных фондах. 

Регистрация, организационные вопросы 

Организация музея потребует регистрации бизнеса в государственных органах и оформление всей необходимой документации. Зарегистрировать музей можно в трех организационно-правовых формах:

  • ИП – подойдет для небольших музеев с 1-2 сотрудниками. 
  • ООО – подойдет для большого музей (площадью более 100 кв.м.), и тех, кто планирует привлекать дополнительное финансирование. 
  • НКО (некоммерческая организация) – выбирается в том случае, если прибыль не является основной целью, а организатор рассчитывает на субсидии и другие виды помощи от государства.

Для регистрации в первых двух формах потребуется указать соответствующие коды ОКВЭД-2. Вам подойдут: 

  • 90.04.2 Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания

  • 91.02. Услуги музеев. 

Далее понадобится получение всех необходимых разрешений в государственных учреждениях, которое предполагает оформление следующих документов: 

  • заключение Роспотребнадзора на соответствие помещения нормам, 

  • разрешение Роспотребнадзора на осуществление деятельности, 

  • разрешение пожарной инспекции. 

Лицензирование этого вида деятельности не предусмотрена. 

Открытие музея

Музей мы открыли в 2013 году и сделали это очень быстро. К тому моменту нашелся ещё один участник — Антон Шарыпов, тоже физик (всего основателей трое). Он вернулся в Красноярск из США, где работал в одном из научных центров, у него было около 300 тысяч ₽, и он, как и мы с Ольгой, «горел» идеей запустить такой музей.

Решили объединить усилия. Он тогда уже договорился с помещением и начал разрабатывать какие-то экспонаты. У меня на тот момент была готова шоу-программа, с которой мы ездили по школам. Оля, как дизайнер, наши идеи оформляла.

Изготовлением экспонатов мы занимались всё лето, а запустились 3 ноября. На это ушло около 400 тысяч ₽. Мы сильно сэкономили за счёт того, что всё делали своими руками: материалы закупили в строительных магазинах, что-то заказали из Китая и США.

Площадка располагалась там же, где и сейчас — на площади Мира, в самом центре Красноярска, в здании Музея современного искусства. Тогда мы сняли примерно 200 кв. метров, но постепенно расширялись и сейчас занимаем уже 500 кв. метров.

Расположением музея мы довольны. За аренду платим не фиксированную сумму, а процент от выручки (его размер — коммерческая тайна).

Наш интерактивный музей мы открыли во время акции «Музейная ночь». Она проходит дважды в году и собирает несколько тысяч человек. Мы не продавали билеты и пускали всех желающих. Показывали своё научное шоу, то есть те же самые уроки, с которыми я когда-то ездил по школам. Среди первых наших экспонатов были, например, «Маятник Ньютона» и «Ящик Вуда», которые иллюстрируют преобразование кинетической энергии в потенциальную (и наоборот) и образование вихрей.

После этой ночи заработало сарафанное радио: люди начали рассказывать друг другу о том, что появился новый интересный музей. А нам, между тем, пришлось закрыться на 2 недели, чтобы привести всё в порядок и кое-что в музее перестроить: наплыв людей выдержали не все экспонаты (ведь их можно трогать, крутить, вертеть и т. д.), и нам понадобилось многое скорректировать.

Как только открылись снова, люди к нам пошли, а мы начали продавать билеты. Сразу появились и выручка (около 10 миллионов₽ за первый год), и прибыль (около 500 000 ₽). Однако всё заработанное мы направляли на инвестиции в музей, на его дальнейшее развитие. Потом, чтобы расшириться, взяли небольшой кредит (500 000 ₽) и вложились в новую экспозицию. 

Этап 3. Штат

Штат небольшого частного музея должен состоять минимум из 5 человек. Вторыми людьми после владельцев являются главные хранители. Этому человеку необходимо иметь знания в области фондов, он должен справляться с ведение учета, иметь точные сведения о местонахождении каждого из предметов, своевременно отдавать экспонаты на реставрацию.

Зачастую эти люди также выполняют функции кураторов на выставках и принимают решения о выставлении того или иного экспоната на всеобщий обзор.

Необходимо открыть вакансию сотрудника бухгалтерии и сотрудника по уборке помещений. Также иногда следует прибегать к найму:

  • Реставраторов;
  • Компьютерщиков (IT-специалистов) чтобы поддерживать используемую технику и своевременно обновлять информацию на web-портале музея;
  • Экскурсоводов (обязательным условием является владение иностранным языком);

Минимальный штат сотрудников – 5 человек.

История и современное положение музеев нумизматики

Нумизматические коллекции относятся к числу самых распространенных, поэтому, интерес к этому направлению достаточно высок. Нумизматика – это и наука, даже, скорее, историческая наука, и, наверное, профессия, но прежде всего — страсть. 

Первые большие коллекции появились во времена Петра Первого, именно он приобретал нумизматические раритеты во время своих европейских поездок. Первый музей нумизматики был открыт в России в 1719 году – это «Кунсткамера». В Москве самые ценные экземпляры монет всегда попадали в Оружейную палату, здесь хранятся уникальные клады, найденные на территории Кремля. 

Могут ли музее нумизматики быть актуальными сегодня

Разумеется, экспозиции могут и должны быть разными, посвященные деньгам разных стран и историческим периодам. Классический вариант — создать экспозицию в духе «Истории денег», подобную той, что уже существует на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Но такой формат почти наверняка будет не очень интересен массовой аудитории, так как будет повторять экспозиции государственных музеев. Более уникальной может, например, стать экспозиция «История цен» с наглядным сравнением, какие предметы можно было купить на те или иные деньги в разные исторические периоды. В условиях нестабильности экономики тема обесценивания денег и инфляции сейчас очень актуальна и наверняка вызовет повышенный интерес. Возможно, выставка, посвященная, предположим, монетам с изображениями природы и животных мира, привлечет гораздо больше посетителей, чем рядовая “История нумизматики” с однообразными стендами, расставленными по принципу хронологии.

Набор монет «Красная книга России»

Дополнительный доход даст и создание при музее специализированного магазина (лавки), где можно будет продавать наборы памятных монет, магниты с изображением монет и банкнот, сувенирные тарелки с изображением редких монет; сувенирную продукцию с символикой музея, книги, посвященные нумизматике и бонистике, а также аксессуары, необходимые для коллекционирования. Также можно привлечь к сотрудничеству умельцев, которые занимаются чеканкой монет. Услуга оценки стоимости монет тоже будет нелишней и тоже обеспечит дополнительный доход. 

Этап 5. Деятельность

Помимо оформлений постоянных экспозиций можно заняться проведением временных совместных выставок задействовав собственный фонд либо сотрудничая с нумизматами, собирателями и т.д. Также можно задействовать деятелей искусства. Это будет являться хорошим информационным поводом: анонс выставки будет попадать на афишу в средства массовой информации, что приведет к увеличению потока клиентов.

Примеры деятельности различных частных музеев:

  • В музее истории фотографий проводятся экспозиции, как отечественных, так и иностранных фотокорреспондентов и фотохудожников;
  • В частном кукольном музее организовываются экспозиции частных коллекционеров;
  • Также во многих музеях проводятся сольные вечера, чтение лекций, розыгрыши спектаклей;

Итог:

Расходы, связанные с ежемесячным содержанием частного музея с собственным помещением – от 2.000 до 5.000 условных единиц;

В расходы не входит закупка экспоната.

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Музей на свой вкус

По версии TripAdvisor, одного из самых популярных сайтов для путешествий, в Петербурге и пригородах насчитывается 483 музея, значительная часть которых — частные экспозиции. Мотивы финансирования музеев из частных средств чаще всего продиктованы личными интересами их основателей. Это может быть и увлечение фольклором (музей матрешки, музей игрушки, музей лаптей), и интерес к спорту (музей хоккея и футбольные экспозиции), и дополнение к собственному бизнесу (музей кирпича, музей специй, музей кофе), но самые знаковые экспозиции вырастают все же на основе частных коллекций.

«Есть художественные галереи, которые составляют львиную долю из вновь открытых. Это даже не музеи, а демонстрационные залы, выступающие каналом сбыта произведений искусства. Есть ведомственные музеи, которые открываются при действующих предприятиях или вузах, их главные задачи: PR, HR–продвижение и социальная ответственность или промышленный туризм. Монетизации здесь обычно нет, или она вторична», — рассуждает Наталия Белякова, доцент НИУ ВШЭ, партнер Центра территориального маркетинга.

Эксперт также выделяет «инстаграмные» музеи: «Это правильно организованное пространство для фото, в основе которого рекорды, нечто ужасное или прекрасное — все, что радует фотокамеры смартфона. Это довольно гибкий формат, почти поп–ап с коротким жизненным циклом. Строго говоря, это не музеи, а временные собрания, палаты диковин, но зато четко направленные на извлечение прибыли». Петербуржцы и иногородние туристы охотно разбавляют посещения титульных музеев города легким экспо–жанром.

Стипендия как старт

В 2012 году, когда я был студентом третьего курсаИнститута космических и информационных технологий Сибирского федерального университета, у меня появилась возможность реализовать социальный проект: нам необходимо было объединиться в команды и придумать идею — удачные финансировал благотворительный фонд Владимира Потанина.

Я любил и люблю науку, особенно физику (я учёный), и когда мы с ребятами продумывали разные варианты, я предложил ездить по школам и показывать там уроки физики с яркими опытами. Мне казалось, что в школах физика преподаётся сухо и формально — одни формулы, хотя на самом деле это очень интересная дисциплина. Мне в этом плане повезло: я учился у очень хорошего преподавателя, который показывал нам опыты, то есть ещё школьником я видел, что физику можно преподносить совсем иначе.

Мы приехали в летнюю школу, где собирают стипендиатов со всей России, там нашу идею одобрили, помогли доработать и выделили на неё деньги — 50 тысяч ₽. Этого было достаточно, чтобы купить необходимое оборудование. Тогда мы вообще не думали ни о каком бизнесе, нам просто было интересно проект реализовать.

Мы его запустили, и оказалось, что эта тема супервостребована. Конечно, нам очень помог университет: был опубликован пресс-релиз, и о нас рассказала местная телекомпания. Другие СМИ, заметив репортаж, начали нас сопровождать. Мы проводили выезды раз в две недели, и почти всегда телевизионщики приезжали нас снимать.

Проект был социальный, и мы, конечно, ничего на нём не заработали, но приобрели определённую известность, социальный капитал и опыт проведения таких мероприятий.

Через год мы задумались о запуске музея. Это была уже идея нашей новой участницы — Ольги Трапезион. Они с мужем ездили по Европе, ходили в музеи и поняли, что в нашем городе не хватает Музея науки. Но на музей средств не было, и мы идею временно отложили. Вместо этого заявились в фонд с проектом передвижной выставки — его тоже поддержали.

В целом фонд Потанина поддержал наши проекты 4 раза. В рамках третьего проекта мы обучали учителей физики показывать опыты школьникам: разработали набор специального оборудования, которое после мастер-класса отдавали преподавателю, и он мог им пользоваться потом довольно долго. А четвёртый проект мы делали уже в рамках своего музея. Это была космическая экспозиция.

Доигрались

В числе первых негосударственных музеев России появились музеи игрушек. Так, в 1997 году на Петроградской стороне была открыта одна из крупнейших частных коллекций игрушек, доступная для массового посещения. Ее основали Мария Марченко и Дмитрий Багаев, долгие годы собиравшие старые и современные объекты со всех концов земного шара.

В настоящее время фонды музея насчитывают около 17 тыс. экспонатов, включая уникальные игрушки, созданные в V веке н. э. Общая площадь музея — около 220 м2, а годовой поток туристов составляет 12 тысяч человек. Зарабатывает музей не только за счет экскурсий, но и за счет мероприятий, издательской деятельности и небольшого магазинчика сувениров. Однако этого не хватает на содержание коллекции, и не так давно музейщикам пришлось продать часть экспозиции.

Другой пример — Петербургский музей кукол, открытый на Васильевском острове 20 лет назад под научно–методическим руководством Российского этнографического музея. Здесь в 12 залах собраны около 40 тыс. единиц хранения. Существует музей за счет салона–магазина «Петербургский подарок», реализующего оригинальные кукольные сувениры, а также за счет коммерческого проведения выставок, дней рождения и тематических мероприятий.

Культурный бизнес

В 2010 году на основе частной коллекции бизнесмена Аслана Чехоева был создан Новый музей. Он сформирован из произведений нонконформистского искусства советского периода и работ современных российских художников, купленных меценатом в галереях и на аукционах, в том числе Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s. Площадь музея составляет 500 м2, а инвестиции в проект на начальном этапе оценивались в $1 млн.

В отличие от большинства частных коллекций, собрание Чехоева основывалось не на субъективных пристрастиях, в его основе лежала некая картина развития современного искусства. После смерти отца–основателя музей продолжил работу, в том числе и в плоскости научной, выставочной деятельности и педагогики.

На Васильевском же острове находится один из крупнейших частных музеев современного искусства в России — «Эрарта». Проект посвящен русскому искусству XX и XXI веков. Он был основан Мариной Варвариной, вдовой убитого бизнесмена Дмитрия Варварина, владельца компании «Орими». Сегодня на площади 12 тыс. м2 находится более 2800 работ в постоянной экспозиции и в год проводится более 40 выставок. В коллекции музея работы более 300 художников.

По мнению аналитиков, в создание «Эрарты» 10 лет назад было инвестировано около $30 млн. Живет музей за счет продажи билетов, проведения массовых мероприятий, а также благодаря работе магазина Erarta Home, где реализуются сувениры, книги, предметы интерьера, репродукции и оригинальные работы современных российских художников. Также работают ресторан и кофейня.

Еще один пример — Музей Фаберже, открытый в 2013 году в отреставрированном дворце Шуваловых на набережной Фонтанки. Большая часть музейных экспонатов — шедевры ювелирного искусства, в том числе знаменитого Фаберже, созданные в период с 1885 по 1917 год. Всего на площади 4,7 тыс. м2 размещено 4 тыс. экспонатов. Музей считается одним из успешнейших проектов такого рода в России. Здесь с удовольствием экспонируются самые именитые художники современности, привлекающие тысячи посетителей в день.

Стойкие оловянные

В прошлом году на территории Суворовского музея был открыт первый в России Музей оловянного солдатика. Коллекция собиралась более 30 лет, и огромный вклад в ее формирование внесли меценаты. Так, петербургский предприниматель Мусса Экзеков подарил музею выкупленную у немецкого коллекционера миниатюру парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле, состоящую из 2,5 тыс. солдатиков. Финансирование музея ведется за счет госсредств.

Год назад в Гостином Дворе открылся частный Музей янтаря Александра Крылова. В Петербург была перевезена часть коллекции из Калининграда. Среди экспонатов — скульптуры, портреты, зеркала в янтарных рамах и даже скрипка из янтаря, на которой можно играть. Музей очень небольшой и существует за счет продажи декоративных изделий из этого самоцвета.

Два но

Бизнес активно интересуется сегментом музеев, так как потенциал его развития очевиден, но существуют два но. Массовому вовлечению частных инвестиций в данную сферу мешают неопределенные законодательные нормы и слабая коммерческая успешность музейных проектов. Решением проблемы могут стать государственно–частные партнерства, считают эксперты.

При этом за 2 года в Петербурге было закрыто около 15 частных музеев.

Этап 4. Бюджет

В случае деятельности музея с использованием собственного помещения к основным ежемесячным расходам будут относиться следующие затраты:

  • Заработная плата сотрудников;
  • Оплата коммунальных платежей;
  • Затраты на реставрацию;
  • Создание и последующее сопровождение интернет-портала;
  • Услуги полиграфии (распечатка флаеров, афиш, брошюр, проспектов);

Расходы, связанные с приобретением новых экспонатов рассчитать не возможно. Однако, стоит учесть, что иногда экспонаты могут достаться частному музею даром: в таком случае дарителю приятно видеть его вещи в распоряжении музея.

Небезопасно распространять информацию о ценности и денежном эквиваленте коллекций, которые хранятся в музее. Человек может подумать о том, что музей принимаем презенты, и перепродает их по завышенной цене. В таких случаях целесообразно отказаться от предоставления услуг за деньги.

Прибыль музей получает от стоимости посещения выставки, стоимости экскурсий, от благотворительности, от подношений, и в очень редком случае частный музей может получить прибыль от гранта на какой-либо проект. Для того чтобы получать хорошую прибыль и выйти на окупаемость можно прибегнуть к сдаче помещений. Помещения подойдут для сдачи их под презентации либо иные специальные мероприятия.

Чтобы получить максимальную прибыль от содержания частного музея можно заняться сдачей помещений в аренду.

Этап 2. Помещение

Следующим этапом является подбор помещения. Нюансом является то, что помещение следует приобрести и стать его собственником. Это позволит избежать возможных «скитаний», переездов с одного места в другое, увеличения стоимости арендной платы и других сложностей.

Также можно прибегнуть к поиску спонсоров, которые согласились бы на их территории разместить музей. Спонсорами могут быть крупные предприятия и другие учреждения. Помимо всего прочего существует возможность получения помещений в учреждениях культуры либо у городских или районных властей, которые бы могли предложить помещение по льготным условиям.

Лучше всего стать собственником помещения, а не брать в аренду.

Каналы продвижения

Посетители музея — в основном школьные группы. Мы взаимодействуем с ними через учителей и директоров школ. К ним нужно много ездить, налаживать контакты. Отдел продаж ведёт базу, в которой отмечено, когда и по какой программе со школой (классом) мы контактировали, кто был уже давно, а кто совсем недавно.

Из-за того, что наши гости — преимущественно школьники, наш бизнес подвержен сезонности: летом и сразу после Нового года гостей становится меньше. На осенних, зимних, весенних каникулах, напротив, детей больше.

Для продвижения музея мы постоянно сотрудничаем с телевидением. Раз в пару недель проводим на одном из каналов утреннюю передачу. Им от нас нужен контент, но параллельно они рассказывают про проект. Сколько пришло людей от такого способа продвижения, оценить сложно.

Также мы сами проводим бесплатные фестивали науки «Нулевое сентября». Их посещают до 8000 человек. И тут тоже сложно отследить, кто пришёл к нам именно после такого мероприятия.

Продвижение в соцсетях для нас оказалось не очень эффективным. Билет в наш музей стоит 400–450 ₽. А рынок рекламы в соцсетях для мам (именно они — наша целевая аудитория) очень дорогой. Стоимость привлечения одного клиента — около 100 ₽. Бизнес, который предлагает более дорогие продукты (например, образовательные курсы), может себе это позволить. А для нас в этом нет особого смысла.

Несмотря на то, что наш бизнес довольно сложный, за пять лет мы начали хорошо понимать рынок и клиента. У нас есть продукты, которые каждый год точно будут продаваться. Думаем, что скоро получится оптимизировать бизнес-модель и сделать её устойчивой.

Советы тем, кто хочет создать свой музей:

Прежде всего надо понимать, что это непростой бизнес. Под него не стоит использовать кредитные средства. Есть вероятность, что прибыль вы получите не сразу. Плюс многое здесь держится на личном интересе и на том, сколько времени и сил вы готовы в это вкладывать.

Сначала я бы посоветовал реализовать небольшой проект, а в идеале — подать заявку на грант. Сейчас есть довольно много возможностей и различных конкурсов. Если голова на месте, это можно сделать и не рисковать своими деньгами. Это также шанс проверить, есть ли у вас к этому делу настоящий интерес.

В этом сегменте можно тестировать и новые форматы: например, научное кафе, научные «бои». Если станет ясно, что у аудитории есть интерес, это можно монетизировать.

Затраты частного музея

Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея ~1200 000 руб. (мебель ~200 000 руб., ~стеллажи 100 000 руб., витрины ~100 000 руб., отделка и ремонт помещения ~400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция ~500 000 руб.).

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
Наличие специальных знаний

Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector