Постановление правительства рф от 30.12.2020 n 2353

Содержание:

Цены на социально значимые продукты

Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, – цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.

Наименование Количество Цена (в российских рублях)
Минимум Средняя Максимум
1 Говядина 1 кг 250 285 320
2 Свинина 190 245 300
3 Курятина 112 122,74 141
4 Замороженная рыба 42,6 68,43 82,8
5 Молоко 1 л 27 32,87 39,5
6 Масло сливочное 1 кг 266,6 337,63 444,8
7 Масло подсолнечное 1 л 63 77,29 86
8 Чай 200 г 51,4 64,7 72
9 Мука 1 кг 18,1 23,73 26,6
10 Хлеб ржаной 1 шт. 20,1 22,77 25,5
11 Хлеб пшеничный 15 16,21 19,8
12 Яйца 10 шт. 41 49,78 53,9
13 Сахар 1 кг 43 49,6 54
14 Соль 7,6 9 8,47
15 Рис 0,8 кг 36 40,67 48
16 Крупа гречневая 49,9 52,83 56,1
17 Вермишель 1 кг 28 35,63 42,5
18 Картофель 10,6 13,3 17
19 Капуста 9,5 12,82 16
20 Морковь 13,2 14,98 17,4
21 Лук 14,9 17,36 19,9
22 Яблоки 59,9 70,56 96

Законодательные акты, обеспечивающие необходимы минимум потребления

Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и относящийся к нему подзаконный акт – Постановление от 17.07.2010 г. об утверждении перечня социально значимых товаров и их предельной стоимости имеют много общего с законом, регулирующим наполнение продовольственной корзины, но существенно отличаются в плане целей, которые должны быть достигнуты.

Продовольственная корзина нужна для определения суммы, минимально необходимой человеку в месяц. А уже от этой суммы рассчитываются минимальная зарплата, размеры различных социальных выплат и пенсий. А вот законодательный акт о перечне социально значимых продуктов должен регулировать цены на самые необходимые товары. Это исключает возможность использования торговцами и производителями экономических трудностей для незаконного обогащения и защищает права самых социально незащищенных слоев населения.

Введем в суть дела

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона о торговле цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о торговле соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Однако ч. 5 этой же статьи установлены определенные ограничения: не допускается выплата указанного в ч. 4 настоящей статьи вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в Перечне, установленном Правительством Российской Федерации.

Заглянем в этот Перечень <1>. Не допускается выплата вознаграждения за приобретение:

  • мяса кур (тушек кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ Р 52702-2006 со сроком годности менее 10 дней;
  • молока питьевого пастеризованного 2,5 — 3,2% жирности по ГОСТ Р 52090-2003 со сроком годности менее 10 дней;
  • хлеба и хлебобулочных изделий из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки по ГОСТ Р 52961-2008 со сроком годности менее 10 дней;
  • хлеба и хлебобулочных изделий из пшеничной муки по ГОСТ Р 52462-2005 со сроком годности менее 10 дней.

<1> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530.

Наличие названной нормы вызвало у предприятий — сторон по договору поставки продовольственных товаров множество вопросов. Например, в ч. 1 «Область применения» ГОСТ Р 52702-2006 установлено, что он распространяется на мясо кур — тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части, предназначенные для реализации и производства продуктов питания. Стандарт не распространяется на мясо кур с добавленными ингредиентами, включая воду. В то же время в Перечне говорится о мясе кур (тушках кур, цыплятах, цыплятах-бройлеров), то есть умалчивается о частях мяса кур (крыльях, окорочках, голенях, бедрах), продажа которых в настоящее время получила широкое распространение. Отсюда возникает резонный вопрос: применяется ли правило, установленное ч. 5 ст. 9 Закона о торговле (запрет на выплату вознаграждения), в отношении указанных продовольственных товаров? Кстати, поставщики других социально значимых товаров также столкнулись с затруднениями.

Основная проблема (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

Социально значимые продукты: список

На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.

Наименование Характеристика
1 Говядина Кроме бескостного мяса
2 Свинина
3 Баранина
4 Курятина За исключением обработанного мяса и окороков
5 Замороженная рыба Неразделанная
6 Молоко Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5%
7 Масло сливочное Жирностью до 72,5%
8 Масло подсолнечное
9 Чай Черный байховый
10 Мука Только пшеничная
11 Хлеб ржаной Без пищевых добавок и прочих примесей
12 Хлеб пшеничный
13 Яйца Первой категории
14 Сахар Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде
15 Соль Каменная поваренная
16 Рис Шлифованный круглый
17 Пшено
18 Крупа гречневая
19 Вермишель Без пищевых добавок и прочих примесей
20 Картофель
21 Капуста Белокочанная
22 Морковь
23 Лук Репчатый
24 Яблоки Отечественных сортов

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Перечень социально значимых товаров и потребительская корзина – различия

Конечно, из вышесказанного логично следует, что перечень социально значимых продовольственных товаров не будет включать бананы, ветчину или шоколадные конфеты. Потому что если у покупателя не хватает денег на картофель или макаронные изделия, то этот человек наверняка останется голодным. А вот если потребитель не в состоянии позволить себе шоколад – что ж, он будет пить чай с сахаром. Либо найдет дополнительную возможность заработать, чтобы иметь возможность купить любимое лакомство.

А вот потребительская корзина регулирует вопрос доступности прожиточного минимума товаров для населения противоположным образом. Регулярно проводится перерасчет актуальных цен продуктов, включенных в потребительскую корзину, и соответствующим образом изменяется сумма прожиточного минимума. То есть если цены поднялись на 10 %, то и прожиточный минимум увеличился на те же 10 %.

Как формируется перечень?

Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.

Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, какие товары пользуются наибольшим спросом на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.

Законодательные акты, обеспечивающие необходимы минимум потребления

Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и относящийся к нему подзаконный акт – Постановление от 17.07.2010 г. об утверждении перечня социально значимых товаров и их предельной стоимости имеют много общего с законом, регулирующим наполнение продовольственной корзины, но существенно отличаются в плане целей, которые должны быть достигнуты.

Продовольственная корзина нужна для определения суммы, минимально необходимой человеку в месяц. А уже от этой суммы рассчитываются минимальная зарплата, размеры различных социальных выплат и пенсий. А вот законодательный акт о перечне социально значимых продуктов должен регулировать цены на самые необходимые товары. Это исключает возможность использования торговцами и производителями экономических трудностей для незаконного обогащения и защищает права самых социально незащищенных слоев населения.

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах – 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте “Российская общественная инициатива” было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Продавец Базовая цена Максимальная наценка
Производитель первичного сырья Себестоимость производства 40%
Переработчик Отпускная цена производителя сырья 15%
Организация оптовой торговли Отпускная цена производителя товара 10%
Организация розничной торговли Отпускная цена производителя товара или оптового поставщика 15%
Организация общественного питания

Социально значимые продукты: список

На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.

Наименование Характеристика
1 Говядина Кроме бескостного мяса
2 Свинина
3 Баранина
4 Курятина За исключением обработанного мяса и окороков
5 Замороженная рыба Неразделанная
6 Молоко Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5%
7 Масло сливочное Жирностью до 72,5%
8 Масло подсолнечное
9 Чай Черный байховый
10 Мука Только пшеничная
11 Хлеб ржаной Без пищевых добавок и прочих примесей
12 Хлеб пшеничный
13 Яйца Первой категории
14 Сахар Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде
15 Соль Каменная поваренная
16 Рис Шлифованный круглый
17 Пшено
18 Крупа гречневая
19 Вермишель Без пищевых добавок и прочих примесей
20 Картофель
21 Капуста Белокочанная
22 Морковь
23 Лук Репчатый
24 Яблоки Отечественных сортов

Перечень продуктов

Как уже было сказано, только самые недорогие и необходимые для жизни продукты попадают в категорию «социально значимые товары». Перечень включает в себя 24 наименования продуктов, но некоторые из них можно лучше объединить в одну категорию, чтобы не загромождать список:

  • мясо (кроме бескостного) – свинина, говядина, баранина и курица (кроме окорочков);
  • мороженая рыба (только неразделанная);
  • масло, подсолнечное и сливочное;
  • молоко жирностью 2,5 % и 3,2 %;
  • куриные яйца;
  • сахар-песок и соль;
  • чай (байховый черный);
  • пшеничная мука;
  • хлеб и хлебобулочные изделия (из пшеничной, ржаной муки и их смесей);
  • шлифованный рис;
  • гречка-ядрица;
  • пшено;
  • картофель;
  • макаронные изделия;
  • овощи – репчатый лук, морковь, белокочанная капуста (свежая);
  • фрукты – только яблоки.

Очевидно, что роскошными, изысканными и многообразными эти продукты назвать нельзя, особенно удручает бедность выбора в отношении овощей и фруктов. Мясо представлено практически полным списком того, что продается в магазине или на рынке, за исключением деликатесного кролика или каких-нибудь экзотических вариантов вроде оленины, а выбрать часть с косточкой – это совсем не сложно, да и бульон потом из нее сварить можно. Гарниры тоже довольно разнообразны, многие всю жизнь практически не выходят за границы этого списка и замечательно себя чувствуют. А вот овощи и фрукты очевидно в дефиците, достаточного количества витаминов такой рацион не обеспечит. Логичнее было бы включить сезонные дополнения в виде огурцов-помидоров-вишен-груш, особенно в южных регионах страны. Возможно, когда-нибудь появятся новые перечни социально значимых товаров, учитывающие особенности конкретных регионов Федерации и специфику их ценообразования.

Товар первой необходимости перечень техники

Утвердить перечень основных социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости для предприятий торговли и бытовых услуг, для предприятий бытового обслуживания населения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности приложения N 1,2,3.

Установить, что социально значимые товары первой необходимости, указанные в приложениях N 1,2, являются обязательными для реализации в продовольственных и непродовольственных предприятиях торговли независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности с включением в ассортиментный перечень социально значимых продовольственных товаров, которые должны быть в продаже бесперебойно. Предоставление социально значимых бытовых услуг, указанных в приложении N 3, осуществляются юридическими и физическими лицами по определению администраций городов и районов области.

Администрациям городов и районов области: 4. Обеспечить продажу и реализацию в районе городе социально значимых товаров первой необходимости и бытовых услуг.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 30 КРУТЫХ ТОВАРОВ XIAOMI о которых ВЫ МОГЛИ НЕ ЗНАТЬ + КОНКУРС Товары первой необходимости перечень 2021 бытовая техника Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону , возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Для улучшения этой статьи желательно :. Проверить достоверность указанной в статье информации. Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров.

После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Категория : Экономика России. Скрытые категории: Википедия:Глобализировать Википедия:Статьи, достоверность которых требует проверки. Пространства имён Статья Обсуждение.

Просмотры Читать Править Править код История. На других языках Добавить ссылки.

Эта страница в последний раз была отредактирована 25 июня в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования. Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Свяжитесь с нами Разработчики Заявление о куки Мобильная версия.

Набор индивидуальных непродовольственных товаров, используемый для расчёта ВПМ детей в целом по России Наименование товаров Возраст лет 0 — 6 лет 7 — 17 к-во штук износ лет к-во штук износ лет 1. Верхняя пальтовая группа: куртка с меховой подстежкой. Минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования Наименование товаров Количество штук Срок износа лет Постельное бельё 1.

Для улучшения этой статьи желательно : Проверить достоверность указанной в статье информации. Какие товары пользуются наибольшим спросом в 2021 году Карта Халва и магазины-партнеры в Петрозаводске сотрудничают в рамках программы кредитования.

Список социально значимых продуктов питания

Перечень социально значимых продуктов, цены на которые может регулировать государство, определен Постановлением Правительства РФ № 530. На данный момент в него входит:

Говядина (кроме бескостного мяса)

Свинина (кроме бескостного мяса)

Баранина (кроме бескостного мяса)

Куры (кроме куриных окорочков)

Рыба мороженая неразделанная

Масло сливочное

Масло подсолнечное

Молоко питьевое

Яйца куриные

Сахар-песок

Соль поваренная пищевая

Чай черный байховый

Мука пшеничная

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки

Рис шлифованный

Пшено

Крупа гречневая – ядрица

Вермишель

Картофель

Капуста белокочанная свежая

Лук репчатый

Морковь

Яблоки

Если стоимость перечисленных продуктов увеличится на 30% и более за месяц, Правительство РФ вправе начать прямое регулирование цен. Сведения о ценах собирает и обобщает Росстат.

Новые меры по сдерживанию цен, разработанные Правительством РФ, допускают их прямое регулирование при росте от 10% в месяц. Планируется, что этот порядок начнет действовать уже в конце декабря 2020 года.

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ”. В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

Цены на социально значимые продукты (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, — цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.

Наименование Количество Цена (в российских рублях)
Минимум Средняя Максимум
1 Говядина 1 кг 250 285 320
2 Свинина 190 245 300
3 Курятина 112 122,74 141
4 Замороженная рыба 42,6 68,43 82,8
5 Молоко 1 л 27 32,87 39,5
6 Масло сливочное 1 кг 266,6 337,63 444,8
7 Масло подсолнечное 1 л 63 77,29 86
8 Чай 200 г 51,4 64,7 72
9 Мука 1 кг 18,1 23,73 26,6
10 Хлеб ржаной 1 шт. 20,1 22,77 25,5
11 Хлеб пшеничный 15 16,21 19,8
12 Яйца 10 шт. 41 49,78 53,9
13 Сахар 1 кг 43 49,6 54
14 Соль 7,6 9 8,47
15 Рис 0,8 кг 36 40,67 48
16 Крупа гречневая 49,9 52,83 56,1
17 Вермишель 1 кг 28 35,63 42,5
18 Картофель 10,6 13,3 17
19 Капуста 9,5 12,82 16
20 Морковь 13,2 14,98 17,4
21 Лук 14,9 17,36 19,9
22 Яблоки 59,9 70,56 96

Перспективные решения

Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта “Об основах государственного регулирования торговой деятельности”, можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах — 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте «Российская общественная инициатива» было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Продавец Базовая цена Максимальная наценка
Производитель первичного сырья Себестоимость производства 40%
Переработчик Отпускная цена производителя сырья 15%
Организация оптовой торговли Отпускная цена производителя товара 10%
Организация розничной торговли Отпускная цена производителя товара или оптового поставщика 15%
Организация общественного питания

Социально значимые продукты: список (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.

Наименование Характеристика
1 Говядина Кроме бескостного мяса
2 Свинина
3 Баранина
4 Курятина За исключением обработанного мяса и окороков
5 Замороженная рыба Неразделанная
6 Молоко Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5%
7 Масло сливочное Жирностью до 72,5%
8 Масло подсолнечное
9 Чай Черный байховый
10 Мука Только пшеничная
11 Хлеб ржаной Без пищевых добавок и прочих примесей
12 Хлеб пшеничный
13 Яйца Первой категории
14 Сахар Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде
15 Соль Каменная поваренная
16 Рис Шлифованный круглый
17 Пшено
18 Крупа гречневая
19 Вермишель Без пищевых добавок и прочих примесей
20 Картофель
21 Капуста Белокочанная
22 Морковь
23 Лук Репчатый
24 Яблоки Отечественных сортов

Перспективные решения (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.

Что такое «социально значимые товары»?

Подобные перечни тесно связаны с понятием потребительской корзины. В нее входит минимально возможный список промышленных товаров, таких как одежда, бытовая химия, мебель, техника, обувь и т. п., лекарства, предметы культурного досуга. Конечно, потребительская корзина включает в себя и продукты, определяемые как социально значимые товары. Перечень этот утверждается законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Там оговариваются не только наименования услуг, непродовольственных товаров и продуктов, но и на какое время какое количество единиц положено. То есть закон гарантирует, к примеру, каждому гражданину возможность купить картошку, костюм и пойти в театр.

Но картошки в месяц может быть не Х килограмм, один костюм нужно носить в течение У лет, а театр посетить только N раз в год. Точные нормы потребительской корзины рассчитываются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно и подлежат пересмотру раз в пять лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector