Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?

Основание для проведения внеплановой проверки органами пожарной безопасности

Внеплановая проверка пожарной безопасности, в соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» может быть проведена на основании:

  • Наличия решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • Поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности при проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, создают угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.

Послабления в части налогового контроля

Несмотря на то, что, как мы уже говорил выше, ПП РФ № 438 не распространяется на налоговый контроль, некоторые послабления в этой части также были. Речь о Постановлении от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», о котором мы писали в нашей статье про налоговые льготы.

Данным Постановлением до 31 мая 2020 года (включительно) было приостановлено (п. 4):

  • Вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • Течение сроков, касающихся оформления результатов проверки; вынесения решения по проверке; производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Инициирование и проведение проверок соблюдения валютного законодательства, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г.;
  • Вынесение налоговыми органами решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.

Кроме того, п. 7 Постановления были отменены штрафы за непредставление документов и сведений, необходимых для налогового контроля и контроля за уплатой страховых взносов, а также предоставлен ряд иных послаблений в части налогового контроля. Дополнительно с указанными послаблениями можно ознакомиться в самом Постановлении № 438 и на сайте ФНС.

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

Итак, какие проверки приостановлены в 2020 году?

Согласно п. 1 и 2 ПП РФ № 438, в 2020 году приостанавливаются плановые проверки, которые подпадают под сферу действия данного Постановления (о видах контролях, на которые ПП РФ № 438 мы расскажем чуть позже).

Из данного правила есть лишь одно исключение – согласно п. 2 ПП РФ № 438, проведение плановой проверки по-прежнему будет возможно, если одновременно будут выполнены 2 условия:

  • Проверка проводится в отношении лица, которое не является субъектом малого (среднего) предпринимательства либо является некоммерческой организацией со среднесписочной численностью работников в 2019 году более 200 человек;
  • Данное лицо использует производственные объекты, отнесенные к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесено к 1 классу (категории) опасности, I классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, либо для этого лица установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Таким образом, поскольку как минимум под второе условие медицинские организации не подпадают, в 2020 году проведение плановых проверок по большинству видов государственного контроля им не грозит.

К слову, у многих сложилось ошибочное мнение, что мораторий на проверки, установленный в ПП РФ № 438, распространяется только на субъектов малого и среднего предпринимательства. Причиной этому, видимо, является Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, которым 1 апреля были внесены изменения в базовый Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294).

В частности, одним из изменений в ФЗ № 294 стала часть 1.1 статьи 26.2, которой был объявлен мораторий на проведение некоторых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако в этой же части устанавливалось, что Правительством РФ может быть установлено иное. После чего 14 апреля вступило в силу ПП РФ № 438, которым действие мораторий было расширено на всех лиц, за исключением тех, о которых мы писали чуть выше (см. п. 1 и 2 ПП РФ № 438).

Основание для проведения внеплановой проверки Росздравнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения наделена полномочиями по проведению различных видов государственного контроля в сфере здравоохранения, в частности лицензионного контроля, контроля качества и безопасности медицинской деятельности, контроля в сфере обращения лекарственных средств, контроля за обращением медицинских изделий. Некоторые особенности и основания для проведения лицензионного контроля уже были рассмотрены в настоящей статьи. Ниже будут приведен ряд нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные возможные основания для проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения:

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 октября 2011 г. № 1128н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
  • Приказ Минздрава России от 26.12.2016 N 998н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств».

Согласование с прокуратурой: основания и порядок

Прокуратуре предоставлены достаточно широкие полномочия, связанные с проведением внеплановых проверок со стороны контролирующих органов. Прежде всего, это учет и ежегодный мониторинг выездных мероприятий.

Согласовывается с прокуратурой проверка в следующих ниже случаях угрозы или причинения вреда:

  • людям, животным, растениям, экосистеме;
  • культурным, историческим памятникам, музейным ценностям;
  • архивным, историческим, культурным документам;
  • документам, имеющим отношение к безопасности страны.

Согласовываются и ситуации техногенных, природных ЧП, нарушения порядка маркировки товара.

Кроме того, при плановых осмотрах хозяйствующих субъектов могут быть выявлены отклонения от утвержденных для данной организации параметров работы. Они имеют отношение к определенным видам госконтроля (финансового, налогового, управленческого и др.) и служат основанием для внеплановых проверок. Здесь также требуется согласование с прокуратурой (по тексту ст. 10 ФЗ-294, п. 2 «а», «б», «г», пп. 2.1).

Согласование с органом прокуратуры происходит по месту работы ИП или юрлица. Порядок согласования устанавливает Генпрокурор. Он изложен в Приказе №93 от 27/03/09 г. В приказе Минэкономразвития №141 от 30/04/09 г. приведена форма заявления, с которым контролирующий орган обязан обратиться в прокуратуру за согласованием.

В день, когда оформлено письменное решение о проверке, контролирующий орган направляет это заявление в прокуратуру (в канцелярию, заказным письмом или по электронным каналам с подписью ЭЦП). В день поступления заявление рассматривается и принимается соответствующее решение. Документ должен быть подкреплен доказательствами, свидетельствующими, что для внеплановой проверки есть причина. В ином случае прокуратура имеет право отказать в согласовании.

Отказ в согласовании может быть обоснован также отсутствием оснований, несоответствием проверки законодательству, превышением контролирующими органами своих полномочий, «дублированием» проверки по одним и тем же основаниям различными контролирующими органами. Решение о согласовании или об отказе в нем направляется адресату заявления по тем же каналам, что и само заявление. Второй экземпляр решения хранится в прокуратуре вместе с заявлением и приложениями к нему.

Если контролирующий орган с отказом не согласен, он может обратиться в вышестоящую прокурорскую инстанцию либо с иском в суд.

Особенности и подводные камни моратория на проверки в 2021 году

Согласно п. 7 Постановления № 1969 Правительство РФ запрещает контролирующим органам включать в план осуществления проверочных мероприятий субъектов так называемого малого предпринимательства, под которыми понимаются представители малого и среднего бизнеса, включенные в реестр МСП. Однако, в отличии от полного «табу» на проверки в плановом режиме, установленного Постановлением № 438 в этом году, новые правила выводят за рамки этого запрета несколько групп представителей бизнеса, нахождение которых в госреестре МСП не спасает от проведения проверки. Иными словами, окно возможностей для проверяющих оставили приоткрытым.

Пункт 8 Постановления № 1969 позволяет проведение проверочных мероприятий в плановом режиме у субъектов МСП, в отношении которых контролирующие органы располагают информацией о:

  • привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения;

  • дисквалификации или приостановки деятельности;

  • приостановке или аннулировании лицензии.

При этом, негативная информация на субъекта МСП рассматривается в рамках трех лет с момента проведения проверок, по итогам которых были применены указанные выше наказания. Таким образом, очевидно, что если контролирующие органы имеют на субъекта МСП компромат в пределах трехлетнего срока давности, они имеют полное право провести у него плановую проверку в 2021 году, невзирая на мораторий. Понимание этого обстоятельства может сыграть ключевую роль при определении стратегии защиты бизнеса от произвола чиновников. Ведь многие субъекты МСП, узнав из СМИ общую информацию о продлении моратория на 2021 год и не вникнув во все детали, расслабятся и не будут готовиться к проверке. Между тем, прежде чем забыть о плановых проверках, вначале следует поинтересоваться, было ли исключено юрлицо или ИП из сводного ежегодного плана проведения плановых проверок. Подробную информацию об этом можно получить уже с 15 декабря 2020 года, поискав себя в планах контролирующих органов на 2021 год. 

Не стоит рассчитывать на избавление от плановых проверок и субъектам МСП, которые в силу характера своей деятельности находятся под федеральным надзором (в сферах обеспечения радиационной безопасности, использования атомной энергетики, защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций), а также тем ИП и юрлицам, которые не попали под действие моратория в текущем году.

Формы проведения плановых и внеплановых проверок

Как уже было сказано выше каждая из видов проверки может быть проведена в двух формах: документарной или выездной. При документарной проверке предметом ее проведения являются:

  • Сведения, содержащиеся в документах, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности медицинской и (или) фармацевтической организаций;
  • Документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  • Исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

Документарная проверка проводится в отличие от выездной проверки по месту нахождения органа надзора, а не месту нахождения проверяемой организации.

В сухом остатке…

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано: 

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго. 

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Дистанционные проверки: развеиваем мифы

Дистанционные проверки, а точнее иллюзия замены обычной проверки дистанционной, стали еще одним опасным заблуждением отечественного бизнеса. Действительно, в Постановлении № 1969, прямо в п. 1 идет речь о том, что проверки юрлиц и ИП могут быть проведены в дистанционном режиме, например при помощи видеосвязи. Многие СМИ радостно подхватили эту новость и тут же превратили ее в фейк, сообщив, что проверки будут проводиться только дистанционно. Если мы откроем Постановление № 1969 и внимательно его прочитаем, то становится абсолютно ясно, что законодатель предлагает дистанционное взаимодействие между проверяющим и проверяемым только в качестве возможного решения. Не более того. Иными словами, проверяющий вправе принять решение о дистанционной проверке. Вправе, но не обязан. 

Основания для проведения внеплановых проверок

Законодатель четко указывает, в каких случаях возможны внеплановые проверки в сфере здравоохранения (п.2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

  • Истечение срока исполнения медицинской организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • Приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск — ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
  • Поступление в контролирующие органы заявления от медицинской организации о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки такой организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде…, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, …возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

Сфера полномочий Роспотребнадзора

Основным направлением его деятельности является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что делает его уполномоченным проверять работу множества предприятий. Если рассматривать этот вопрос более тщательно, можно констатировать, что основные области осуществления проверок этим ведомством сконцентрированы в следующих сферах:

  • защита прав потребителей и соблюдение законодательства в этой области;
  • контроль санитарно-эпидемиологической ситуации;
  • контроль качества продукции;
  • контроль соблюдения требований к персоналу и условий труда.

Несмотря на то, что одним из ключевых направлений работы ведомства является проведение плановых проверок, график которых устанавливается на целый год, достаточно часто им реализуются внеплановые проверки, основанием для которых являются жалобы лиц или организаций, чьи права были нарушены. В частности, такая возможность предусмотрена ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Порядок проведения документарной проверки и права проверяемой организации

Как и проверки других ведомств, контрольные мероприятия со стороны Роспотребнадзора могут реализовываться в форме документарной или выездной проверки. Так, в частности, если речь идет о документарной проверке, то первым этапом ее реализации является получение руководством проверяемой организации письменного запроса из ведомства, в котором будет указано его основание. С момента его получения предприятию отводится 10 рабочих дней на то, чтобы собрать и предоставить документы в соответствии с прилагаемым списком.

Соответствующие документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью компании и подписью уполномоченного лица. При этом производить нотариальное заверение этих копий не требуется. Кроме того, стоит помнить и о том, что проверяющие не имеют права запрашивать документы, которые они могут беспрепятственно получить в ходе обмена межведомственной информацией. Также нарушением будет считаться запрос документов, которые не относятся к тематике проводимой проверки. В случае, если в ходе осуществления контроля будет допущено одно из этих нарушений, компания вправе обжаловать порядок проведения проверки.

Порядок проведения выездной проверки и права проверяемой организации

Проведение выездной проверки начинается с предъявления копии приказа о ее проведении и удостоверения проверяющего. После этого инспектор вправе ознакомиться со всеми условиями, обстоятельствами и характеристиками работы организации, которые относятся к предмету проводимой проверки. При ее проведении необходимо обеспечить присутствие как представителей самого контролирующего ведомства, так и проверяемой организации. В противном случае это будет считаться нарушением порядка проведения контроля. Отступать от этого правила сотрудники контролирующей организации могут только тогда, когда проводимая ими проверка реализуется по факту причинения значимого вреда здоровью или жизни людей либо наличия реальной угрозы такого вреда.

Сроки проведения проверки

Деятельность Роспотребнадзора не является исключением из состава общих требований, предъявляемых ФЗ-294 к порядку осуществления контроля государственными ведомствами. В этой связи для него установлены стандартные сроки, которые необходимо неукоснительно соблюдать при проведении проверок:

  • для средних и крупных коммерческих компаний — 20 рабочих дней с опцией продления этого периода еще на 20 рабочих дней, если требуется реализация сложных исследований или других процедур;
  • для малых компаний — 50 часов в год опцией продления этого периода еще на 50 часов при аналогичных обстоятельствах;
  • для микропредприятий — 15 часов в год опцией продления этого периода еще на 15 при чрезвычайных обстоятельствах.

Результаты проведения проверки

По итогам выполненной документарной или выездной проверки Роспотребнадзор обязательно должен составить окончательный акт, в котором будут отражены ее результаты и вынесенные предписания. В нем отражается следующая информация:

  • данные об основании для проведения проверки и ее сроках;
  • сведения о реализовавшем ее органе и специалистах, принимавших участие в ней;
  • сведения о проверяемой организации;
  • информация об обнаруженных нарушениях;
  • подписи руководителя предприятия, подтверждающего факт ознакомления с документом, и сотрудников, проводивших проверку.

Как будут проходить внеплановые проверки

Мораторий не действует на мероприятия, которые проводятся по заявлению потребителей или третьих лиц. Контролирующие органы придут по следующим причинам:

  • должностные лица вовремя не отреагировали на ранее выданные предписания, не устранили нарушения;

  • проверка входит в число обязательных мероприятий при лицензировании или выдаче разрешительной документации;

  • контролирующие органы получили жалобу или обращение от граждан, в которых сообщается (с доказательствами) об угрозах для жизни или здоровья людей, животных, причинении вреда окружающей среде, памятникам архитектуры и природы, объектам культурного наследия;

  • угроза безопасности государства;

  • затронуты права потребителей;

  • предприятие не выполняет требования по маркировке товаров;

  • проверку инициировала прокуратура, правительство или президент на основании доказанных фактов.

С 1 июля 2021 года вступят в силу новые правила проведения проверок. К примеру, вместо длительных выездных мероприятий инспекторы могут выбрать формат визита: инспекторы минимум за 10 дней предупредят о проверке, а затем в течение рабочего дня на месте проводят мероприятия, прописанные в регламенте проверки.  

Кроме этого, правительство ограничит срок проведения остальных выездных мероприятий – не более 10 дней. Впрочем, в некоторых случаях визиты и не понадобятся: с июля ведомства могут осуществлять проверки дистанционно, с помощью программ для аудио или видеосвязи (п.1 Постановления Правительства РФ №1969 от 30.11.2020).

Послабления в части страхового надзора

Выше мы говорили о том, что мораторий на проверки в том числе распространяется на страховой надзор. Помимо ПП РФ № 438, соответствующие послабления также содержатся в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 432, согласно пп. «з», «и» п. 1 которого до 31 декабря 2020 года приостанавливается:

  • проведение страховыми медицинскими организациями и ТФОМС плановых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, за исключением медико-экономических экспертиз медицинской помощи при онкологических заболеваниях, остром нарушении мозгового кровообращения, остром коронарном синдроме, а также медико-экономических экспертиз по обращениям застрахованных лиц. Медицинские организации вправе принять решение о предоставлении медицинской документации, необходимой для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в страховую медицинскую организацию;
  • проведение ТФОМС в плановой форме контроля за деятельностью страховых медицинских организаций.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector