Ботаника:
Содержание:
- ветви
- Связь с другими науками
- Модуль 6 Ткани и органы цветковых растений
- Предмет, задачи и методы биологии
- Ботаника майор
- Модуль 2 Грибы и лишайники
- Истоки профессии
- Из истории
- Интересная наука
- Предмет, задачи и объект изучения
- Что изучает ботаника как наука?
- Ботаник по ботанике
- История ботаники
- Прикладные дисциплины
- Модуль 1 Бактерии и вирусы
- История развития науки
- Перспективы профессии
- Специализация, карьера и перспективы
- Примечания[ | ]
- Специализации
- Перечень обязанностей
ветви
Микология затрагивает различные области исследования. Это привело к тому, что исследователи специализировались по разным направлениям, среди которых:
Таксономия и филогения
Эта ветвь занимается идентификацией и классификацией грибов, а также изучением взаимоотношений между ними и другими организмами. Несколько систем классификации были созданы на основе морфологических, репродуктивных и физиологических характеристик, среди других аспектов.
С развитием молекулярных методов филогении были разработаны для царства грибов. Также удалось установить отношения в каждой из больших групп грибов..
Изучение географического и экологического распределения различных видов также принимается во внимание. Большой интерес представляют исследования по разнообразию и сохранности грибов в различных регионах.
Другим важным аспектом в этой отрасли является изучение экологических взаимоотношений грибов, в которых рассматриваются симбиотические отношения с другими организмами, а также экологическое поведение многочисленных групп паразитов..
Биохимия, клеточная биология и физиология
Эта отрасль изучает химический состав и клеточную структуру грибов с помощью методов микроскопии, как оптических, так и электронных, для изучения биологии клеток..
Исследования в области генетики позволяют лучше понять механизмы размножения. Также возможно получить подходящие питательные среды для развития штаммов в различных условиях..
В области физиологии изучаются связи грибов с окружающей средой и формами питания. Точно так же речь идет о движении растворенных веществ и воды, а также о тропиках, тактиках и других механизмах..
Биотехнология и промышленная микология
Основное внимание уделяется исследованиям полезности грибов при различных видах человеческой деятельности, таких как использование дрожжей в процессах ферментации или получение лекарств.. Физиологические факторы различных видов обрабатываются для обработки углеводородов, синтеза белков и витаминов
Все метаболические аспекты грибов манипулируют с целью получения продуктов, которые могут быть использованы человеком
Физиологические факторы различных видов обрабатываются для обработки углеводородов, синтеза белков и витаминов. Все метаболические аспекты грибов манипулируют с целью получения продуктов, которые могут быть использованы человеком.
Медицинская микология
Он занимается изучением болезней, вызываемых грибами как у животных, так и у людей..
Грибковые инфекции поражают многих людей во всем мире, в некоторых случаях могут быть очень серьезными. В этой области изучаются такие аспекты, как поведение патогена, его жизненный цикл и реакция хозяина..
Исследования проводятся на формы инфекции и симптомы грибковых заболеваний. Иммунологические ответы также изучаются и предлагаются возможные способы лечения..
Сельскохозяйственная микология
Сельскохозяйственная микология занимается изучением грибов, полезных в сельском хозяйстве. Эти организмы являются частью биоты почвы, необходимой для развития растений..
Существует целая область исследований в области формирования микоризы (ассоциация корней и грибов). Этот симбиоз имеет большое значение в поддержании растений естественным путем. Кроме того, они широко используются в сельском хозяйстве, чтобы уменьшить использование удобрений.
фитопатология
Фитопатология является одной из отраслей с наибольшим развитием в микологии. Изучает заболевания, вызванные грибами у растений.
Высокий процент грибов являются паразитами растений, и большинство из них вызывают важные заболевания. Эти грибковые заболевания являются причиной больших потерь в сельском хозяйстве..
В этой области изучаются патогены, вызывающие заболевания, а также симптомы, возникающие у растения. С другой стороны, предлагаются планы лечения и лечения, чтобы избежать большого ущерба от атаки этих грибов..
Связь с другими науками
Как и любая общественная наука, ботаника не может существовать, не интегрируя с другими отраслями.
Ботаника – это раздел науки о существовании растений, который связан с такими дисциплинами:
- палеоботаника – наука об ископаемых растениях, широко применяет в исследованиях данные геологии;
- биохимия, с помощью которой ботаника имеет тесную связь с химией;
- геоботаника и экология связывает науку с географией и почвоведением;
- фармакогнозия – с фармацевтикой.
В современном мире ботаника становится все больше востребованной. Ученые активно изучают вымирающие виды растений и разрабатывают планы по охране окружающей среды. Особенно это касается видов, занесенных в Красную Книгу, ведь вымирание всего одного растения из-за человеческого фактора нарушает экологический баланс, который формировался миллионами лет.
Модуль 6 Ткани и органы цветковых растений
Ткань. Псилофиты (ринниофиты). Основные группы тканей растительного организма. Образовательные ткани (меристемы). Покровные ткани: эпидерма, пробка. Проводящие ткани: ксилема, флоэма. Основные ткани (паренхима). Механические и выделительные ткани. Органы. Классификация органов высших растений. Вегетативные и генеративные органы.
Генеративные органы цветковых растений. Цветок. Строение цветка и его частей (цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, околоцветник, пестик, тычинка). Функции. Классификация цветков по типу симметрии, по половой принадлежности. Формулы цветков. Опыление и типы опыления. Соцветия. Типы соцветий и их значение. Семя. Состав семян. Строение семени, происхождение его частей. Отличия семян Однодольных и Двудольных растений. Прорастание семян. Плод. Строение плода. Классификация плодов. Основные типы плодов. Сочные плоды: ягода, костянка, многокостянка, яблоко, тыквина, гесперидий. Сухие плоды: боб, стручок (стручочек), коробочка, семянка, зерновка, листовка, орех (орешек). Распространение плодов и семян.
Вегетативные органы цветковых растений. Побег. Строение побега, его функции. Почка – зачаточный побег. Вегетативные, генеративные и смешанные почки. Видоизменения побегов: корневище, клубень, клубнелуковица, луковица, колючки, усы. Стебель – осевая часть побега. Характеристика стебля, его функции. Анатомическое строение стебля древесных растений. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Горизонтальный транспорт. Лист – боковая часть побега. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Листорасположение. Анатомическое строение листа. Жилкование листьев. Видоизменения листьев: колючки, усики, ловчие аппараты. Особенности листьев растений, произрастающих во влажных и сухих местах. Корень. Отличительные черты корня, его функции. Зоны корня (деления, роста, всасывания, проведения) Корневой чехлик. Строение корня в поперечном разрезе. Почвенное питание растений. Удобрения. Видоизменения корней: корнеплод, корнеклубень, корни-присоски, воздушные корни, бактериальные клубеньки.
Вегетативное размножение растений. Способы вегетативного размножения растений в природе и сельском хозяйстве. Отводки, усы, клубни, луковицы, черенки, деление куста.
Предмет, задачи и методы биологии
Биология (греч. bio — жизнь и logos — знание, учение, наука) — наука о живой природе. Термин биология был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.
Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой. При этом каждая имеет собственный предмет изучения, методы, цели и задачи.
Система биологических наук
Биологические науки можно разделить по направлениям исследований.
НАУКА | ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ |
Науки, изучающие систематические группы живых организмов | |
Вирусология | Наука о вирусах |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Микология | Наука о грибах |
Ботаника (фитология) | Наука о растениях |
Зоология | Наука о животных |
Антропология | Наука о человеке |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни | |
Анатомия | Наука о внутреннем строении |
Морфология | Наука о внешнем строении |
Физиология | Наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей |
Генетика | Наука о наследственности и изменчивости организмов отдельных организмов |
Науки, изучающие разные уровни организации всего живого | |
Молекулярная биология | Наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне |
Цитология | Наука о клетках |
Гистология | Наука о тканях |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов | |
Экология | Наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой |
Биогеография | Наука о закономерностях географического распространения живых организмов |
Науки о развитии живой материи | |
Биология индивидуального развития | Наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти |
Эволюционное учение | Наука об историческом развитии живой природы |
Палеонтология | Наука о развитии жизни в прошлые геологические времена |
Науки, использующие различные методы исследований | |
Биохимия (на стыке биологии и химии) | Наука о химических веществах и процессах в живых организмах |
Биофизика (на стыке биологии и физики) | Наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах |
Прикладные науки | |
Биотехнология | Совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов |
Бионика | Разработка технических устройств по подобию живых систем |
Растениеводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных растений |
Животноводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных животных |
Ветеринария | Разработка технологий лечения сельскохозяйственных животных |
Задачи биологии:
- изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой);
- раскрытие сущности жизни;
- систематизация многообразия живых организмов.
Методы биологии
Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы.
Название метода | Характеристика |
Метод наблюдения и описания | Сбор и описание фактов |
Метод измерений | Измерение характеристик объектов |
Сравнительный метод | Анализ сходства и различий изучаемых объектов |
Исторический метод | Изучение хода развития исследуемого объекта |
Метод эксперимента | Изучение явления природы в заданных условиях |
Метод моделирования | Описание сложных природных явлений относительно простыми моделями |
Метод прогнозирования | Предсказание будущего объекта или процесса |
Связь биологии с другими науками. Биология принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе, и тесно связана с другими науками:
- фундаментальными (математикой, физикой, химией);
- естественными (геологией, географией, почвоведением);
- общественными (психологией, социологией);
- прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы).
Значение биологии.
- Биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология.
- Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйствах.
- Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.
Ботаника майор
Твердое понимание биологии важно, чтобы быть ботаником. Даже если человек получает степень бакалавра, особенно в области ботаники, ему придется пройти другие курсы по биологии в разных областях, начиная с общих курсов по биологии и переходя к более конкретным, таким как микробиология
Кроме того, часто необходимо пройти курсы по другим наукам, таким как химия и физика; эти курсы обычно требуются и по основным специальностям биологии. Курсы вне науки также могут быть полезны в зависимости от интересов; например, заинтересованные в сохранении могут также пройти курсы по таким предметам, как общественные науки и общественные дела. Также важно получить практический опыт работы с заводами через волонтерство, летнюю работу, работу в кампусе и стажировки.
Модуль 2 Грибы и лишайники
Царство Грибы Общая характеристика организмов, принадлежащих к этому царству. Сравнение грибов с животными и растениями. Строение гифы. Основные процессы жизнедеятельности грибов: питание, дыхание, размножение. Знакомство с современной классификацией грибов. Группы грибов — Дрожжевые грибы, Плесневые грибы (мукор, пеницилл, аспергилл), Шляпочные грибы (трубчатые и пластинчатые, понятие микориза), Грибы паразиты (головня, спорынья, фитофтора, трутовик, парша, грибки кожи). Значение грибов в природе и жизни человека.
Отдел Лишайники Характеристика лишайников как симбиотических организмов. Строение тела лишайников. Морфологические типы слоевища: накипные, листоватые, кустистые. Особенности размножения. Специфические свойства лишайников. «Пионеры» суши. Значение лишайников.
Истоки профессии
Самыми первыми ботаниками, по сути, были древние люди. Сбор и систематизация сведений о растениях очень быстро начали играть немаловажную роль в их жизни. При ежедневном столкновении с множеством съедобных, полезных и ядовитых растений знания о них стали вопросом выживания.
Греческие учёные-натуралисты одними из первых в книгах начали описывать всю флору, а не только нужные в хозяйстве растения для человека. Философы также были немного ботаниками и пытались систематизировать растительность, рассматривая их как часть природы.
Аристотель впервые в IV в. до н. э. задумался о месте растений в природе вообще, в отличие от остальных исследователей, которых интересовала флора, представляющая исключительно хозяйственную ценность. Из немногих материалов, которые дошли до нынешних времён, можно увидеть, что Аристотель разделил окружающий мир на два царства: живое и неодушевлённое.
Растения он причислял к царству живому и утверждал, что хотя они и находятся на нижней ступени развития по сравнению с животным и человеком, но также обладают душой. Аристотель выделял общие свойства в природе животного и растительного мира. Он подчеркивал, что по тому, как выглядят некоторые морские обитатели, трудно точно определить, относятся они к животному миру или же к растительному.
Основоположник и отец ботаники, бывший ученик Аристотеля Теофраст, вынес ее в отдельную науку. Помимо описания возможности применения растений в хозяйстве и медицине, он занимался и теоретическими вопросами. Он установил планку в описании форм растительности и в понимании их природы, выше которой подняться не получилось ни у одного ученого тех времен.
Из истории
Одно из первых занятий древнего человека – собирательство. Позднее растения стали не только пищей, но и лекарствами. Описания ряда их целебных качеств можно отыскать в книгах, которые посвящены изучению медицинской системы «Аюрведа», разработанной в Древней Индии. До Аристотеля ученые в основном интересовались лекарственными и представляющими бытовую ценность растениями. А в 4 столетии до нашей эры Аристотель первым начал размышлять о том, какое место они занимают в природе в целом.
Отцом ботаники называют Теофраста – ученика Аристотеля. Его научные работы представляют собой сведение в единую систему всех познаний, собранных благодаря практикам в сфере медицины и сельского хозяйства, а также работам античных ученых. По сути, Теофраст – основатель ботаники. Именно он сделал ее самостоятельной наукой. Он не только описывал, как можно использовать растения в хозяйственных и медицинских целях, но и занимался теорией. Научные работы Теофраста оказывали огромное воздействие на развитие ботаники на протяжении многих веков. Как стройная система знаний о мире растений ботаника оформилась в 17–18 столетиях.
Интересная наука
Одной из отраслей биологии, науки обо всем живом на нашей планете, является ботаника. Разделы ботаники, как биологической науки, изучают отдельные составляющие растений, способ их выживания, процессы, которые происходят внутри организма, способы размножения и возможности использовать в человеческой жизни.
Название дисциплины имеет греческие корни и переводится как «относящийся к растениям». Растениями называют особое царство, которое включает живые организмы, способные к фотосинтезу. Всех их принято делить на низшие (водоросли) и высшие (споровые и семенные).
Процесс изучения растений является важным для человека. В первую очередь это связано с необходимостью дыхания выделяемым кислородом.
Также с помощью собранных знаний о зеленых обитателях Земли человек может:
- создавать лекарственные препараты и проводить лечение больных;
- собирать информацию для развития сельского хозяйства;
- анализировать жизнь животных, климат, выявлять проблемные природные зоны.
Предмет, задачи и объект изучения
Ботаника, как и все науки, имеет собственные предмет, объект, цели, задачи и методы.
Предметом ботаники, исходя из определения, является:
- эволюция мира растений с момента зарождения жизни на Земле и до наших дней;
- взаимосвязь между особенностями растений и условиями их обитания;
- принципы и закономерности формирования растительного покрова на нашей планете;
- строение, особенности жизнедеятельности наших зеленых собратьев.
Любая наука имеет задачи, а ученые должны найти их решение. В ботанике это:
- изучение растений как отдельно, так и в совокупности;
- охрана растительных ресурсов, контроль за редкими и исчезающими видами;
- повышение урожайности сельскохозяйственных культур, выработка у них устойчивости к заболеваниям;
- выявление закономерностей развития природы и способов охраны окружающей среды;
- создание новых сортов.
По объектам изучения науку разделяют на:
Что изучает ботаника как наука?
Определение ботаники и этапы ее развития
Определение 1
Ботаника — это комплексная наука о растениях, рассматривающая их происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, классификацию, распространение по земной поверхности, а также охрану и экологию.
Что означает слово «ботаника»? Само слово «ботаника» происходит от греческого слова «βοτάνη», что означает зелень, трава, растение, овощ.
Ботаника — это раздел науки о растительном покрове поверхности Земли на всех уровнях: клеточном, молекулярном, организменном и популяционном. Соответственно, ботаник — это тот, кто непосредственно все этом изучает.
Ботаника как наука о растениях имеет богатую предысторию. Она зародилась в глубокой древности: в начале использования людьми растений для удовлетворения своих практических потребностей. В числе таких потребностей — еда, лечение, жилье, одежда.
На протяжении долгого периода времени естествоиспытатели только описывали растения: их размеры, специфику отдельных органов, характерную окраску и др. Это так называемый описательный характер ботаники.
Что такое ботаника, какие разделы ботаники существуют, кто такой ботаник и прочие вопросы активно ставились перед исследователями в 17-18 веках, во времена активного формирования ботаники как раздела биологии.
Систематизация растительного мира тесно связана с началом использования сравнительно-описательного метода. С его помощью растения описывались и сравнивались с другими по внешним (морфологическим) признакам.
Замечание 1
Экспериментальное направление возникло и стало доминировать с момента изобретения микроскопа, а позже — в ходе развития науки и микроскопической техники.
Современная ботаника — это не просто наука, изучающая растения, и даже не наука, которая изучает классификацию растений.
Определение 2
Современная ботаника — наука, включающая множество отраслей.
Ботаника изучает все, что касается растений, и включает в себя различные разделы. Один из наиболее важных разделов — систематика.
В ботанике выделяют флористику и ботаническую географию. Первая занимается изучением сообществ растений на конкретной территории, а вторая — изучением особенностей распространения растений на планете.
Виды растений
Растения — важный источник биологически активных веществ (в растениях их количество может достигать десяти). Эти вещества непосредственно воздействуют на организм людей и животных, потому что употребляются в пищу.
Будучи неотъемлемым элементом человеческой жизни, растения стали пристально изучаться. Растения включают две большие группы:
- Низшие или слоевищные (таломные). К ним относят водоросли.
- Высшие или листостебельные. Это мохообразные (мхи и печеночники), голосеменные, покрытосеменные, а также папоротникообразные (хвощи, папоротники, псилоты и псилофиты).
Грибы, лишайники и бактерии изучают отдельно.
Ботаник по ботанике
Редко можно встретить, когда ученик или студент прекрасно разбирается в растениях, кроме того, любит постоянно учиться, делать уроки, изучать что-то новое по разным наукам.
Но бывает и так, что будущий биолог или агроном полностью уходит в науку, ни с кем не общается. Ему интересны только цветы, кустарники и деревья.
Ботаник – это на самом деле достаточно интересный специалист, к которому могут обратиться все желающие:
- любители комнатных цветов;
- садоводы и специалисты по ландшафтному дизайну;
- психологи;
- фитотерапевты и другие медицинские работники;
- представители различных организаций, желающих украсить офисы.
Именно поэтому стоит к данному слову относиться не с насмешкой, а с уважением. Ботаник может стать полезным либо сейчас, либо в будущем.
История ботаники
Людей всегда интересовала жизнь растений вокруг них, не только потому, что растения по своей сути очаровательны, но и потому, что они могут служить полезным целям в качестве пищи и лекарств. Древнегреческий ученый Феофраст, который жил в 4 веке до нашей эры, был одним из самых известных ранних ботаников. Он написал два основных комплекта книг о растениях, и его работы сделали его известным как «Отец ботаники». Один набор книг назывался «Расследование растений», и он классифицировал растения по различным категориям, таким как географические области, размеры, способы выращивания и виды использования. Он охватывает все аспекты растений, такие как анатомия Воспроизводство и лучшие методы выращивания, и включены отдельные книги для деревьев, трав, кустарников и растений, которые производили пищу и полезные смолы или соки. Другой набор книг назывался «О причинах растений». Это было подробное руководство о лучших способах выращивания растений, а также подробно рассказывалось о физических свойствах растений, включая их вкус и запах. «Причины растений» больше касались экономики выращивания растений, а не их лекарственного использования. Феофраст был, по-видимому, первым, кто открыл процесс прорастание в растениях, и он понял, насколько важны такие факторы, как климат и тип почвы для правильного выращивания растений.
Другим важным древнегреческим врачом был Диоскорид, который жил в период с 90-40 до н.э. Он написал энциклопедию о растительных лекарственных средствах, названную De Materia Medica («О медицинских веществах»). Это был научный том, в котором растения были сгруппированы по их медицинскому назначению, и Диоскорид проводил обширные личные исследования каждого растения, путешествуя по разным городам, чтобы понять лекарственные свойства каждого растения в соответствии с их местным использованием. De Materia Medica служила важным медицинским справочником в течение более 1500 лет, до широкого использования составного микроскопа в 19 веке.
Как только микроскоп начал использоваться, были достигнуты значительные успехи в научных знаниях. Составной микроскоп был изобретен в 1665 году Робертом Гуком, который смог использовать его, чтобы посмотреть на пробку крупным планом (и придумал термин «клетка «). В 17 и 18 веках ботаники изучали и продвигали научные знания в области сексуальности растений, растений физиология и классификация растений. В 19 веке, хлорофилл был открыт, и ученые начали понимать процесс фотосинтез, Кроме того, австрийский монах Грегор Мендель добился успехов в понимании генетического наследования благодаря своим экспериментам с растениями гороха.
В настоящее время новая технология используется для дальнейшего понимания структуры растительных клеток, и в настоящее время проводятся исследования по генной инженерии растений в попытке решить проблему голода в мире. Исследования также сосредоточены на экология и изменение климата (сама экология стала отдельной дисциплиной в 1940-х годах). Цели многих современных исследований включают в себя поиск путей получения лучших сельскохозяйственных культур, разработку новых лекарств из молекул, обнаруженных в растениях, и выяснение того, как наилучшим образом сохранить природные ресурсы во время Население рост и изменение климата.
Прикладные дисциплины
Учитывая обширность предметов ботаники как науки о растениях, некие разделы ботаники выделены в отдельные прикладные дисциплины.
Фитопатология – изучает болезни растений, вызванные инфекциями (патогенами), либо экологическими проблемами. Занимается также профилактикой болезней, разработкой средств борьбы с заболеваниями.
Фармакогнозия – эта прикладная дисциплина изучает те растения, которые обладают лечебными свойствами и могут быть использованы для изготовления лекарственных препаратов.
Агробиология – изучает принципы применения основных биологических закономерностей в сельском хозяйстве.
Модуль 1 Бактерии и вирусы
Царство Бактерии Общая характеристика. Строение прокариотической клетки. Формы клеток (кокки, бациллы, вибрионы, спириллы и спирохеты). Типы питания (автотрофы – фото- и хемосинтетики, гетеротрофы – сапрофиты, паразиты, симбионты). Типы дыхания (аэробы и анаэробы). Типы размножения (бесполое и половое) Многообразие бактерий. (почвенные, молочнокислые, клубеньковые, болезнетворные, серу и железообразующие, метанобактерии, цианобактерии) Роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека
Особое внимание уделить болезням, бактериального происхождения
Царство Вирусы Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как внутриклеточных паразитов. Капсид, генетический материал вирусов. Ивановский Д.И. – открытие ВТМ. Вирусные заболевания. Бактериофаги.
История развития науки
Ботаника – это раздел науки о растениях, который появился и развивался вместе с человеком. Еще первобытные люди знали, какие растения можно употребить в пищу, а какие лучше обойти стороной.
Основные сведения о лекарственных растениях можно найти в некоторых текстах Древнего Египта, цивилизаций Междуречья – Вавилона, Ассирии и других.
В конце III тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае существовала книга под названием «Бэнь Цао», которая содержала множество сведений о лекарственных и съедобных растениях.
Древнегреческий ученый Аристотель стал первым, кто собрал и систематизировал информацию о растительном мире в своем фундаментальном труде «Теория растений». К сожалению, до нас дошли только немногочисленные фрагменты этой работы.
Теофраст (ученик Аристотеля) в своих работах «История растений» и «Причина растений» описал особенности и свойства более чем 500 растений, рассмотрел основы их физиологии (например, описал строение цветка), а также произвел их градацию, т. е. деление на следующие виды:
- деревья;
- кустарники;
- полукустарники;
- травы (однолетники и многолетники).
В древней Индии существовала так называемая «наука о жизни» – Аюрведа, которая, помимо всего прочего, включала описание множества растений, преимущественно лекарственных. Эти сведения толковались и дополнялись в трудах известных индийских мыслителей Вадбака, Чарака и других.
Ну и нельзя не отметить выдающегося арабского ученого, мыслителя и врача – Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна. Его труд «Канон врачебной науки» содержит описание более 1000 неизвестных в Европе растений.
Начало Средних веков, еще называемое «Темное время», характеризовалось стагнацией научной мысли. Абсолютно все явления и события объясняли Божьей волей, все науки, в том числе и ботаника, остановились в своем развитии.
Лишь открытие Америки Колумбом в 1492 году дало новый виток дальнейшему изучению растений, в особенности произрастающих в Новом Свете. В Европе появляются первые ботанические сады.
В Новое время открытия и достижения в области ботаники продолжались. Нельзя не упомянуть таких выдающихся ученых, как Роберт Гук (открыл растительную клетку), Карла Линнея (разработал принципиально новую терминологию и бинарную номенклатуру).
19 век ознаменовался открытиями в области физиологии растений – работы Дж. Пристли, Н. Соссюра, Ж. Ингенхауза, механизм фотосинтеза в своем труде описал знаменитый русский ученый А. Тимирязев.
Перспективы профессии
Профессию ботаника, конечно, сложно назвать популярной. Но несмотря ни на что, наука продолжает развиваться. А это значит, что свежая кровь будет требоваться всегда. По состоянию на сегодняшний день ученые уже описали порядка 350 000 цветущих растений. Это достаточно большое количество. Некоторым может показаться, что в этой сфере делать больше нечего. Ничего подобного! Предположительно еще 70 000 видов только предстоит открыть. К тому же аграрный сектор требует новых исследований и разработок – в частности выведения новых сортов, более устойчивых к неблагоприятному воздействию внешних факторов.
Не стоит на месте и технический прогресс. Благодаря тотальной автоматизации и компьютеризации сегодня специалисты создают цифровые гербарии, распознавая растения с помощью специального программного обеспечения.
Специализация, карьера и перспективы
Всего существует несколько подразделов ботаники, которые, в свою очередь, делятся на еще более мелкие группы. Обычно специалист-ботаник готовится к изучению морфологии, физиологии, систематики растений, их географии и экологии.
Ботаники имеют самый широкий профиль — от эмбриологов, изучающих начальные этапы развития растений, до палеоботаников, работающих над историей развития мировой флоры.
Молодые профессионалы, которые планируют работать по специальности, обычно начинают свою карьеру с низших сотрудников — помощников специалистов, лаборантов, садовников, младших преподавателей. Средний срок поднятия на следующий уровень карьерной лестницы составляет от 3 до 4 лет.
К выслуге лет обычно добавляются личностные достижения, такие как научные работы, публикации в специализированной литературе, исследовательская деятельность. Такой род активности ускоряет повышение по службе.
Данная профессия имеет хорошие перспективы для тех, кто увлечён своим делом и планирует отдавать ему всё доступное время. Младшие сотрудники могут заниматься научной деятельностью, становиться уважаемыми исследователями. Подобный принцип развития относится ко всем специалистам, работающим в этой сфере.
Популярные вопросы мировой экологической обстановки, сохранения исчезающих зелёных видов и нехватки пищевых ресурсов обеспечат специалистов в этой области стабильной занятостью.
Примечания[ | ]
- Ботаника // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Антонов А. А., Надсон Г. А. Ботаника // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 12Базилевская Н. А., Белоконь И. П., Щербакова А. А. Краткая история ботаники / Отв. ред. проф. Л. В. Кудряшов; ТР. МОИП. Т. XXXI. Отд. биол. Секц. ботаники. — М.: Наука, 1968. — 310 с.
- Historia de las Plantas de la Nueva España de Francisco Hernández (неопр.) . Universidad Nacional Autónoma de México. Дата обращения 4 июля 2013. Архивировано 5 июля 2013 года.
- Всеобщая история вещей Новой Испании, написанная братом Бернардино де Саагуном: Флорентийский екс (неопр.) . Всемирная цифровая библиотека. Дата обращения 4 июля 2013. Архивировано 5 июля 2013 года.
- López Piñero J. M., Pardo Tomás J. La influencia de Francisco Hernández (1512-1587) en la constitución de la botánica y la materia médica modernas. — Universitat de València, 1996. — ISBN 9788437026909.
- The Mexican Treasury: The Writings of Dr. Francisco Hernández / Ed. S. Varey. — Stanford University Press, 2000. — ISBN 9780804739634.
- Jansen FH (2006). «The herbal tea approach for artemesinin as a therapy for malaria?». Trans R Soc Trop Med Hyg 100 (3): 285-6. doi:10.1016/j.trstmh.2005.08.004. PMID 16274712
Специализации
В ботанике могут найти себя люди с разными характером и склонностями. Ведь профессия «ботаник» объединяет множество узких специализаций.
- Те, кто не мыслит своей жизни без лугов и лесов, пустынь и тайги, гор и долин, мечтает путешествовать и принимать участие в экспедициях, могут выбрать себе профиль систематика и флориста. Такой специалист наблюдает за растениями и собирает их в природной среде. Учтите, что данная специализация предусматривает серьезные физические нагрузки, продолжительные пешие переходы и кочевой стиль жизни.
- Палеоботаник – очень увлекательная профессия. Чем занимается ее представитель? Он ищет в природной среде остатки растений, которые давно вымерли. Участие в экспедициях сочетается с обязательной лабораторной обработкой и теоретическим анализом полученных материалов. Палеоботаники должны уметь правильно определять отпечатки ископаемых растений. Находятся они обычно на каменном угле и других породах. Такие специалисты снимают с окаменелостей тонкие шлифы и изучают анатомию растений, которые существовали на Земле в древние эпохи.
- Любите работу в лаборатории и можете часами напролет исследовать под микроскопом внутреннее устройство растений? Тогда вам лучше стать цитологом или эмбриологом растений.
Перечень обязанностей
Основная обязанность ботаника заключается в научном исследовании мира растений. Звучит внушительно, но не совсем понятно. Расшифруем, что делают представители этой профессии. Они собирают растения, составляют специальные справочники и классификаторы, ведут разработки, необходимые для успешного развития сельского хозяйства. Ботаники внимательно отслеживают текущую экологическую обстановку и состояние растений непосредственно в природе. Кроме того, они проводят научные эксперименты в полевых и лабораторных условиях. Результатом таких наблюдений становятся, например, новая систематика, методика разведения растений или способы выведения нового сорта. Специфика задач каждого представителя этой профессии корректируется в зависимости от выбранного профиля деятельности (специализации).
Вот чем занимаются ботаники в целом:
- Самостоятельно составляют план исследования и собирают максимум информации о его предмете.
- Готовят материалы, необходимые для проведения исследований.
- Ведут запланированные исследования.
- Фиксируют результаты и выводы, сделанные на основе научной деятельности.
- Составляют отчеты о проделанной работе и разрабатывают рекомендации.
- Открывают и описывают новые виды и подвиды растений.
- Ведут преподавательскую и просветительскую деятельность.