Демпинг
Содержание:
- Если демпингуют против вас
- Зачем нужно демпинговать
- Применения демпинга
- Лондонская Конвенция по дампингу
- Суть антидемпинговых пошлин
- Обзор
- Антидемпинг в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом
- Антидемпинговые меры государства
- Виды демпинга
- Rai = ((Amax + Ai) / Amax) x 100 x L
- Вредные советы участнику закупки, или Как не следует обосновывать снижение цены
Если демпингуют против вас
Если ваши конкуренты демпингуют, не спешите паниковать и снижать ценники на продукцию. Просто подождите. Вы помните: демпинг — это временная мера, и скоро ваш конкурент вернет цену на нормальный уровень.
Хорошо работают продажи в рассрочку. Скидки на второй или третий продукт в чеке повышают его общую стоимость. Можете ввести в оборот продукцию, немного уступающую по функционалу, чем демпингуемая, но с существенно большей скидкой. Этим вы привлечете целевую аудиторию: покупателей, для которых основной критерий товара — его цена.
Любым инструментом можно сделать красивую вещь или поранить руки. Так и демпинг — можно быстро разобраться с конкурентами и много продать, а можно так снизить цену, что уйти в минус и разориться. Дело не в инструменте, а в голове.
Зачем нужно демпинговать
Демпинг давно стал одним из успешных маркетинговых методов, используемых в борьбе за рынок сбыта. Когда одна из компаний готова применить этот метод, её конкуренты буквально приходят в ярость. Почему так происходит? Представьте, что фирма по продаже молока принимает участие в крупном тендере. Себестоимость продукции составляет 20 рублей за 1 литр, а в заявке на участие в тендере вы говорите о том, что будете сбывать молоко по 12 рублей за литр. Безусловно, вы выигрываете тендер, оставляя конкурентов позади. На этом всё заканчивается?
Ваши
конкуренты поражены, но не убиты. Заявленная цена заставляет их полностью
менять стратегию, пересматривать ценовую политику, искать новый подход к
покупателю, выходить на новые рынки сбыта. И весь этот объём работы инициирован
желанием одной из компаний-конкуренток применить демпингование цены. Это
говорит о том, что прежде чем применять демпинговые механизмы на практике,
стоит задуматься, насколько они уместны сейчас и нет ли альтернативного способа
обойти конкурентов.
Но
всё же, бывают ситуации, когда демпинг действительно становится «спасательным
кругом» для бизнеса. В первую очередь, это касается тех организаций, что желают
занять своё законное место в определённой нише. Кроме того, при помощи обвала
цен можно «прикормить» покупателя, предстать в выгодном свете по сравнению с
другими организациями.
Иногда
компаниям просто необходимо сбывать продукт по сниженной цене, иначе они
рискуют выйти в минус. Все, кто хотя бы раз приобретал авиабилеты, в частности,
на перелёт в другую страну, замечали, что авиакомпании постоянно реализуют
билеты по акционной стоимости. Это делается намеренно, чтобы заполнить борт
самолёта, и он взлетел «в полной комплектации». Многие турфирмы в России
используют демпинг при переизбытке перевозок.
Яркий пример демпинга в туристической отрасли наблюдался в 2011 году, когда произошло снижение цены на турпакет в Египет и данное направление потеснило не менее популярные ранее курорты Иордании, Израиля и ОАЭ. В 2012 году демпинг коснулся направлений с дальней длительностью перелёта. Приоритетными областями для путешественников из России стали рейсы на Гоа и Пхукет, оставив позади более дорогостоящие Шри-Ланку и Мальдивы.
Основная задача большинства организаций, использующих демпингование цен, заключается в подавлении противника. Демпинг смело можно назвать легализированным и эффективным инструментом, который действительно способен не только потеснить конкурента, но и лишить его дееспособности.
Верно разработанный алгоритм действий, способен выделить ваш бизнес, вывести его на новый уровень. Но будьте предельно внимательны, ведь между устранением конкурентов и полной монополизацией отрасли существует тонкая грань, переступать которую не в ваших интересах.
Применения демпинга
В рамках статьи VI ГАТТ и Соглашения по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг) даётся как определение демпинга, так и методы борьбы с ним (посредством введения антидемпинговых пошлин).
Мотивация следить за тем, чтобы цена импорта в страну от компании была не ниже цены на внутреннем (для производителя) рынке, следующая:
рынки более или менее конкурентны, поэтому цена складывается разумно. Значит, с учётом незнакомого рынка, издержек на доставку, рисков, рекламы и других дополнительных предположительных расходов компания в принципе не должна продавать на чужом рынке дешевле, чем на своём внутреннем. Если такое происходит регулярно, нужно внимательно присмотреться к таким действиям и применить антидемпинговые пошлины или временные меры.
- ГАТТ/ВТО
- применение антидемпинговых мер
Наличие демпинга определяется по тому, что компания страны продаёт на рынке конкретной страны товары ниже нормальной стоимости. Под нормальной стоимостью понимается продажа в чужой конкретной стране товары ниже, чем у себя в стране.
Если демпинг причиняет или угрожает причинить серьёзный ущерб отрасли, то компании отрасли в достаточном количестве (не менее 50%) должны провести своё объективное расследование.
Расследование (т.н. процедурная составляющая) должно включать анализ:
- доказательств факта демпинга
- наличию материального ущерба
- доказательства взаимосвязи между ними.
Собственно, именно на переводе из базиса EXW в CIP компания, которая обвиняется в демпинге, может завысить издержки и сама привести свои доказательства для отстаивания своих интересы в своём компетентном органе.
Но основе материалов по процедурной составляющей компетентный (государственный) орган может принять решение:
- подавать заявление в орган по разрешению споров ВТО
- и/или ввести ответные меры
Разрешение спора уже будет существенной составляющей.
Что касается ответных мер, их можно ввести ещё до разбирательств в органе по разрешению споров ВТО (занимающих от года до несколько лет). Но сделать это можно не раньше 60 дней после начала расследования компаний от отрасли, страдающих от демпинга, совместно с компетентными органами.
Размеры мер не должны превышать размеров антидемпинговой маржи. Меры будут действовать как некая дополнительная пошлина за товар.
То есть ещё раз, пример демпинга с точки зрения ВТО:
- Компания страны А в своей стране А продаёт товар за 220 долларов, а на рынок страны Б поставляет за 200 долларов.
- Производители спустя 4 месяца смогут обратиться в компетентные органы, предоставив результаты расследования, а компетентный орган может ввести сразу временные ограничительные меры в размере демпинговый маржи (для компенсации последствий демпинга).
- Компании страны А тогда рекомендуется обратиться к своим компетентным органам и, учитывая небольшую демпинговую маржу, попробовать представить свои доказательства (варьируя издержки при переходе от цены EXW к цене CIP/CIF для пересчёта маржи на основе своих расчётных данных).
Россия
В России существуют механизмы в законодательстве для противодействия демпингу:
- служит для предотвращения демпинга через введение понятия «монопольно низкая цена» и последующий контроль. Монопольно низкая цена – это та, которая: установлена хозяйствующим субъектом с доминирующим положением на рынке; ниже суммы производственных, сбытовых затрат и прибыли; ниже цены на конкурентном сопоставимом товарном рынке;
- вводит «антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона»: требуется подтвердить благонадежность от участника закупки — поставщика или подрядчика, который снижает начальную (максимальную) цену контракта на 25% и более.
- проверяет сделки на соответствие рыночным ценам в контролируемых, товарообменных и обычных сделках, если цена по ним отклоняется от применяемой предприятием на 20 %, то происходит доначисление налоговой базы по НДС, акцизам и налогу на прибыль.
Лондонская Конвенция по дампингу
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов была подписана в 1972 году. Страны участники представленного соглашения обязуются полностью либо частично отказаться от утилизации ТБО в море. Исключения возможно при условии, что сохранение отходов может привести к нанесению ущерба человеческому здоровью или жизни.
Конвенцию принимают для противодействия загрязнению водных ресурсов, поиску решений безопасной утилизации мусора, снижения вредного влияния на морскую флору и фауну.
Полный текст “Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов” от 29 декабря 1972 года.
В первом приложении к конвенции перечисляются все виды веществ, утилизация которых странами участниками запрещена.
Во втором приложении содержится перечень веществ и отходов, которые можно захоронить в море при наличии соответствующего разрешения. Его выдают после оценки мусора в соответствии с критериями, описанными в третьем приложении к конвенции.
Суть антидемпинговых пошлин
Международный бизнес предполагает ввоз различной заграничной продукции. Довольно часто аналоги таких вещей или продуктов производятся и в принимающей стране. Если происходит экспорт по так называемой «бросовой» стоимости, то есть цены на него занижены, если сравнивать с аналогичной продукцией, производящейся для себя страной-экспортером, такая ситуация называется демпингом. Международное использование демпинговых цен законодательно запрещено в большинстве государств из-за своего деструктивного экономического влияния.
Вопрос: В каких случаях в соответствии с п. 3 ст. 121 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций от имени и по поручению декларанта таможенным представителем, который в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может не предоставляться?Посмотреть ответ
Чтобы исключить возможность экспортного демпинга, на таможне вводится особый вид сборов, а именно антидемпинговые пошлины – специальные платежи, взимаемые дополнительно к обычным тарифам таможни. Эти спецмеры вводятся, если расследованием компетентных органов установлено, что ввоз импорта по заявленной стоимости:
- материально повредил какой-либо сфере экономики Российской Федерации;
- потенциально может угрожать материальным ущербом;
- мешает или способен помешать прогрессу в данной отрасли отечественной экономики.
Вопрос: Каким образом соотносятся ввозные таможенные пошлины и специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлины?Посмотреть ответ
Под потенциальным или реальным материальным ущербом, причиняемым экономике России, понимается создание ситуации, при которой:
- объемы производства ввозимого товара сокращаются внутри страны;
- отечественная продукция реализуется в значительно меньших объемах либо вообще становится дефицитом;
- производство этой продукции теряет рентабельность;
- уменьшаются товарные запасы;
- растет уровень незанятости и уменьшаются заработные платы в соответствующей экономической отрасли;
- снижается или прекращается инвестирование в данную сферу экономики.
Вопрос: Российская организация ввозит из Китайской Народной Республики грузовые шины, классифицируемые в товарную подсубпозицию 4011 20 100 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемые антидемпинговой пошлиной согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Обязана ли российская организация предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате антидемпинговой пошлины при помещении данного товара под таможенную процедуру таможенного транзита?Посмотреть ответ
Если такая ситуация подтверждена, справедливо, чтобы сторона, ввозящая товар, понесла дополнительную финансовую нагрузку, которая отойдет в пользу российского бюджета – в компенсацию причиняемого вреда. Предприниматель-экспортер сам вправе решать, будет ли ему выгодно поставлять в страну товар по демпинговым ценам вкупе с такими таможенными пошлинами или же установить так называемую «нормальную» цену.
Обзор
Этот термин имеет негативный оттенок, поскольку сторонники конкурентных рынков рассматривают демпинг как форму недобросовестной конкуренции. Более того, защитники рабочих и трудящихся считают, что защита предприятий от такой практики, как демпинг, помогает смягчить некоторые из более суровых последствий такой практики между странами, находящимися на разных этапах развития (см. Протекционизм ). Директива Блокештейна , например, был обвинен в Европе является одной из форм «социального демпинга», так как она выступает конкуренция между рабочими, о чем свидетельствует польский водопроводчик стереотипа. Хотя существует несколько примеров демпинга в национальном масштабе, который привел к возникновению монополии на национальном уровне, есть несколько примеров местного «демпинга», которые привели к монополии на региональных рынках для определенных отраслей. Рон Черноу указывает на пример региональных нефтяных монополий в « Титане: жизнь Джона Д. Рокфеллера- старшего», где выстраивает утвержденную стратегию, согласно которой нефть на одном рынке, в Цинциннати , будет продаваться по себестоимости или ниже ее, что приведет к снижению прибылей конкурентов. им выйти с рынка. В другом районе, где другие независимые предприятия уже были вытеснены, а именно в Чикаго , цены будут увеличены на четверть.
Антидемпинг в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом
Между Россией и Европейским Союзом на острове Корфу (Греция) 24 июня 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Соглашение ратифицировано Российской Федерацией, а также 15 странами — членами ЕС. Оно вступило в силу с 1 декабря 1997 г.
Заключение такого Соглашения очень важно для России, ибо создается надежная правовая основа многообразного сотрудничества между Россией и ЕС, которая становится формально такой же, как и в отношениях между ЕС и США, ЕС и Японией. Этот документ всесторонен, он охватывает все сферы внешнеэкономических связей
Соглашение регулирует также вопросы, касающиеся демпинга, определяет правила и процедуры применения антидемпинговых мер путем прямой отсылки к соответствующим положениям ГАТТ и Антидемпингового кодекса ГАТТ. Россия и Европейский Союз приняли по этому вопросу совместную декларацию, в которой говорится об обязательном учете естественных конкурентных преимуществ производителей, чей товар обвиняется в демпинге, включая доступ к сырьевым материалам, процесс производства, близость производства к заказчику и специальные характеристики товара. В связи с этим условия применения антидемпинговых мер приобретают предсказуемый для России характер. Более того, Соглашение в данном аспекте идет дальше обычной практики, фиксируя необходимость консультаций до принятия окончательных мер с целью нахождения конструктивного решения.
Важно также отметить, что до последнего времени Европейский Союз, рассматривая Россию как страну с государственной системой торговли, категорически отказывался от учета естественных конкурентных преимуществ России. Большое значение для отношений Российской Федерации с Европейским Союзом имеет вопрос о сближении законодательства сторон
В этой связи Россия зафиксировала в Соглашении стремление к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством ЕС в различных областях. При этом нужно иметь в виду, что законодательство ЕС соответствует международным нормам и правилам ГАТТ/ВТО, где регулируются на многосторонней основе вопросы антидемпинга
Большое значение для отношений Российской Федерации с Европейским Союзом имеет вопрос о сближении законодательства сторон. В этой связи Россия зафиксировала в Соглашении стремление к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством ЕС в различных областях. При этом нужно иметь в виду, что законодательство ЕС соответствует международным нормам и правилам ГАТТ/ВТО, где регулируются на многосторонней основе вопросы антидемпинга.
Антидемпинговые меры государства
Государственные конкурсные закупки, которые проводятся в рамках федеральных законов №44-ФЗ и 223-ФЗ, особенно уязвимы для демпинга. Необоснованно резкое снижение начальной цены ради победы в аукционе нередко приводило к невыполнению контракта: поставщик просто не укладывался в заявленную им же сумму. Работы в полном объеме не проводились, товары поставлялись ненадлежащего качества – это наносило ущерб заказчику, вынуждало расторгать контракты в суде, тратить время на новые тендеры. В итоге для защиты от недобросовестной конкуренции приняли особые законодательные меры, которые хотя и не защищают на 100% от демпинга, но серьезный барьер на его пути все же ставят:
- При начальной цене закупки меньше 15 миллионов рублей, если участник снижает эту сумму больше чем на 25%, он должен заплатить обеспечение контракта в полуторном размере по сравнению с обычным (эта сумма вносится исполнителем в залог: если работа не выполняется, деньги остаются у заказчика). Либо представить подтверждение своей состоятельности (сведения о выполнении как минимум трех госконтрактов в предыдущем году, отсутствие пеней и штрафов по выполненным закупкам).
- При начальной цене больше 15 миллионов и попытке участника тендера скинуть цену больше чем на 25% вариант только один – полуторное обеспечение исполнения контракта.
- Для товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты питания, питьевая вода, тепло-, электроснабжение и т.д.), если участник аукциона сбрасывает цену более чем на 25% от начальной, он должен предоставить гарантийное письмо от производителя с указанием отпускной цены на товар; подтверждение наличия товара у исполнителя, договор о транспортировке товара, лицензии, сертификаты и другие документы, подтверждающие реальность предложения.
Другой способ государственного регулирования демпинга – меры, принимаемые в рамках Таможенного союза. По заявкам отечественных компаний специальная комиссия рекомендует правительствам стран-участников ТС ввести ту или иную пошлину на импортные товары. Пошлина может быть заградительной (очень высокой, ее цель – полностью закрыть доступ товару в страну экономическими методами) или защитной, которая оставляет для импортеров возможность торговать, но усиливает конкурентные позиции местных производителей.
Чисто российским способом защиты от недобросовестного импорта является федеральный закон №165-ФЗ («О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»). В нем предусмотрено проведение расследований при продаже на территории РФ товаров, наносящих ущерб экономике страны или препятствующих развитию отраслей экономики из-за заведомой неконкурентоспособности отечественных аналогов. По результатам расследований также вводятся антидемпинговые пошлины.
Виды демпинга
Различные страны и их законодательство различают виды демпинга.
Монопольный — компания занимает весь рынок или его определенный сегмент по производству продукции и реализует товары за рубежом ниже, чем продает на внутреннем рынке. Для этого должен быть защищен национальный банк, так как продукция, продаваемая внутри страны, не должна вытесняться импортными конкурентами по низкой стоимости.
Монопольный демпинг должен выполняться при поддержке государства: санкции в создании деятельности и обеспечение протекции в отношении иностранных товаров.
Технологический демпинг — реализация продукции по низким ценам как итог высокой производительности труда за счет использования современной передовой техники.
Социальный — определение ценовых выгод. Страна экспорта извлекает выгоды за счет низких затрат на производство и невысокого социального развития и уровня жизни.
Преднамеренный демпинг — специальное снижение стоимости товара на экспорт. Цель — вытеснение конкурентов и установления монополии.
Обратный демпинг встречается редко. Происходит в результате резкого колебания курса валюты. Цена товаров на экспорт завышается по сравнению от стоимости продукции, реализуемой на внутреннем рынке.
Демпинг взаимный — встречная реализация одной продукции двумя странами.
Rai = ((Amax + Ai) / Amax) x 100 x L
где:
Amax — начальная (максимальная) цена договора;
Ai — предложение i-го участника;
L — коэффициент отклонения цены.
Коэффициент отклонения цены (L) |
|
Участником запроса предложений предложено понижение цены от 0 до 5% |
|
Участником запроса предложений предложено понижение цены более 5 до 15% |
1,5 |
Участником запроса предложений предложено понижение цены более 15 до 25% |
|
Участником запроса предложений предложено понижение цены более 25 до 33% |
1,5 |
Участником запроса предложений предложено понижение цены более 33% |
Таким образом, в случае использования описанного выше подхода учитывается как недостаточное снижение цены, так и ее занижение:
НМЦД |
Предложение 1 |
Предложение 2 |
Предложение 3 |
100 |
50 |
80 |
70 |
1,0 |
2,0 |
1,5 |
|
50 |
40 |
45 |
|
без L |
50 |
20 |
30 |
Разумеется, использование вышеописанных инструментов защиты от демпинга на практике порождает немало проблем.
Вредные советы участнику закупки, или Как не следует обосновывать снижение цены
Обоснование снижения цены предложения зачастую ставит в тупик участника закупки. Рассмотрим один из таких примеров <1>, в котором победитель электронного аукциона направил заказчику подписанный проект контракта сразу с двумя обоснованиями демпингового снижения цены.
<1> Решение АС Новосибирской области от 19.12.2016 по делу N А45-11853/2016.
Первый вариант представлял из себя смету, составленную на основании сметно-нормативной базы ОСНБЖ-2001 на первоначальную (максимальную) цену, и таблицу, из которой следовало, что снижение цены будет получено за счет снижения таких статей сметы, как «накладные расходы» и «сметная прибыль» (путем применения понижающих коэффициентов). При этом конкретных пояснений, за счет каких мероприятий или источников будет достигнуто снижение затрат по указанным статьям, представлено не было.
Анализ, проведенный заказчиком, однозначно показал, что практическая реализация такого снижения способами, не противоречащими российскому законодательству (то есть со всеми обязательными платежами и отчислениями), просто не возможна.
Второй вариант частично дублировал первый — была представлена смета, составленная на основании сметно-нормативной базы ОСНБЖ-2001 на первоначальную (максимальную) цену, в которой было указано, что к итоговой сумме должен быть применен понижающий коэффициент.
В качестве обоснования причин его применения были указаны:
- ФОТ (расходы на оплату труда) — за счет применения новых технологий при производстве работ и привлечения более квалифицированных рабочих при производстве работ;
- материалы — за счет приобретения материалов по оптовым ценам в ближайших населенных пунктах;
- ЭММ (затраты на эксплуатацию машин и механизмов) — за счет рациональной аренды механизмов.
При этом, так же как и в первом варианте, какая-либо конкретика отсутствовала. Не были указаны ни что за «новые технологии» будут применяться, ни виды работ и перечень профессий, по которым участник планировал использование рабочих более высокой квалификации.
При этом совершенно справедливо отмечено, что привлечение рабочих более высокой квалификации при прочих равных условиях, напротив, должно увеличить затраты, ведь оплата их труда производится по более высоким тарифным ставкам. Тут можно вспомнить афоризм из армейского юмора: рота солдат с лопатами способна заменить экскаватор. Но если решил утверждать обратное, следует это четко расписываться в обосновании.
Что касается материалов, то также простой декларации недостаточно. Должны быть представлены перечень цен на материалы, предполагаемый перечень организаций и населенных пунктов, в которых будут закупаться материалы по «оптовым ценам», прайс-листы от предполагаемых поставщиков и их сравнение со среднерыночными ценами по номенклатуре используемых материалов.
Аналогичный пробел наблюдался и в части затрат на эксплуатацию машин и механизмов — не было расшифровано понятие «рациональной аренды механизмов». Следовало привести перечень используемых механизмов (машин, техники) и предполагаемый объем его использования, стоимости аренды, предполагаемых арендодателей механизмов и их прайс-листов.
Отсутствие же такого обоснования привело к выводу суда (а ранее — заказчика и комиссии ФАС России) о том, что «рационализация» аренды механизмов, связанная с сокращением времени или объема использования механизации при проведении работ, при прочих равных условиях должна увеличить использование рабочей силы, рост трудозатрат и, следовательно, расходы на оплату труда.
И уже как «контрольный выстрел в голову» выглядит вывод суда о том, что предоставление сразу двух вариантов обоснования снижения цены договора могло ввести в заблуждение заказчика в силу того, что из представленной информации невозможно сделать однозначные выводы о том, по каким критериям и показателям будет снижена стоимость договора.