В чем польза дополнительного профессионального образования?

Общие сведения

Теоритическая сторона ДПО

Дополнительное образование – это организованный и устойчивый процесс, в котором передаются приобретённые навыки ученику, в дальнейшем, способному их применить на практике. В этом случае он определяет способы реализации новых знаний для профессионального роста.

Такой процесс хорошо подстраивается под систему образования. Он адаптирован под нужды аудитории, в нем определяются легкость формы, и виды подачи учебного материла. В ДПО можно совмещать мотивационные уроки и результативные методы личностного роста.

Разновидности ДПО

К основным видам дополнительного образования можно отнести:

  • профессиональную квалификационную подготовку, подразумевающую получение диплома государственного образца;
  • краткосрочная переподготовка с дальнейшей выдачей удостоверения по имеющимся программам, вычитанным за 72-100 академических часов, или свидетельство за прослушивание 100-500 часов учебного материала;
  • оставшаяся категория состоит из семинаров, курсов, тренингов, с дальнейшим получением сертификатов об окончании обучения.

Все образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.

Важно! В некоторых случаях к дополнительному образованию относят процесс стажировки, но на самом деле она просто входит в число процессов первых двух видов. Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков

К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда

Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков. К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда.

Профессиональный уровень может быть повышен, если в будущем планируется смена должности, но основной круг обязанностей не сильно меняется. Это подходит людям, которых не устраивают условия на нынешнем предприятии. Курсы, семинары, тренинги способствуют возобновлению уже полученных знаний в усовершенствованной трактовке.

Любые учреждения, предлагающие дополнительное образование, независимо от разновидности, максимально адаптируют его под потребности человека. Обучающий процесс может проходить без отрыва от работы, и материалы подаются онлайн или отдельно от рабочего графика, но с возможностью совмещения.

Отличия между ДПО и вторым высшим образованием

Многие сотрудники организаций могут интересоваться разницей между двумя известными формами обучения: ДПО и второе высшее.

Между ними есть очень существенные отличия, но нет однозначного ответа о том, что лучше:

  1. Время обучения. Второе высшее образование требует больше времени, чем дополнительное. Второй вариант вполне можно освоить за 100-170 академических часов, в зависимости от его вида и цели.
  2. Стоимость. Цена ДПО значительно ниже и здесь есть возможность дистанционного получения информации, по типу заочного формата.
  3. Практически основы. Дополнительному образованию присуща конкретика, в таком случае все предметы подаются в соответствии с профессией, без лишних материалов. Система дополнительного образования даже в таком случае обеспечивает дипломом, поэтому это не считается недостатком.
  4. Интенсивность. Такие формы ДПО, как тренинг или семинар вовлекают студентов в учебный процесс для получения практического опыта. Участвуя в процессе, учебная группа сталкивается с ситуациями, в которых они своевременно могут получить консультацию, и применить решение в будущем

А в школе можно получить профессию?

Да. Компании и предприятия Москвы заинтересованы в подготовке специалистов по нужным профессиям, поэтому поддерживают проекты дополнительного образования.

Можно получить свидетельство о квалификации по профессии уже в школе, занимаясь по программе «Профессиональное образование без границ», запущенной в 2015 году. В ней участвует 35 московских колледжей. Параллельно с учёбой дети получают знания по востребованным специальностям. В их числе корректор, художник-оформитель, рекламный агент, переплётчик, фотограф и другие. Принять участие в этом проекте могут все желающие, в том числе школьники с особенностями развития. С такими учащимися работают 23 московских колледжа и университета. В них можно получить профессии переплётчика, садовника, слесаря-ремонтника, ювелира и другие.

Ученики кванториумов заключают отложенные трудовые договоры. Начать работать ребята могут после получения среднего профессионального или высшего образования, а также после прохождения воинской службы. К концу 2016 года такие контракты подписал 41 столичный школьник и студент. В марте этого года во время церемонии награждения победителей и призёров регионального чемпионата JuniorSkills ещё четверо московских школьников подписали отложенные трудовые договоры.

Требования к программам поддержки талантливых детей

Программы, направленные на поддержку талантливых детей включают в себя следующие аспекты:

  • пути выявления талантливых детей через проведения различных соревнований;
  • создание достаточного количества мест для развития талантов и способностей;
  • приоритетное трудоустройство одаренной молодежи;
  • выплата премий, грантов и стипендий молодым людям, проявившим выдающие способности;
  • создание базы данных организаций, специализирующихся на развитии талантов молодежи;
  • доступность проявления таланта для любой категории;
  • индивидуальный подход к каждому воспитаннику;
  • поощрение преподавателей;
  • создание новых проектов.

Педагогов тоже нужно «выращивать»

Ведущую роль в дополнительном образовании будущего эксперты отводят, конечно, педагогам.

«Построить школу, оснастить школу — это управляемый и хорошо изученный процесс. Мы за сто лет имели три волны массовых программ строительства. Я думаю, что в эту новую волну с этим мы справимся. А вот подбор кадров, их обучение, запуск школы как хорошо мотивированного учреждения — эта задача очень важная. И так, чтобы она была решена по всей стране с одинаковым уровнем качества, — здесь придётся постараться», — рассказала Алиса Денисова, имея в виду допобразование в новых школах, о строительстве которых шла речь в начале дискуссии.

Светлана Решетникова согласилась с тем, что именно кадры — ключевой элемент в обеспечении современного образования: даже лучшее оснащение не гарантирует эффективного процесса обучения, он зависит именно от желания и усилий педагогического состава. При этом менять существующую систему бессмысленно — необходимо «спускаться» в педагогические вузы и буквально «выращивать» учителей нового поколения.

«Нужно научить наших педагогов консолидироваться — педагогов допобразования с учителями общего образования, — чтобы они говорили с детьми на одном языке, рассказывали, как всё (разные знания и навыки. — Прим. ред.) можно соединить вместе», — сказала спикер.

С этим согласился и Павел Зенькович. Он считает, что одним из способов обеспечить метапредметность и соотносимость того, что дети проходят в школе, с содержанием дополнительного образования, могла бы стать работа в допобразовании педагогов основного образования после уроков. «Если, конечно, у них есть такое желание и готовность», — добавил он.

Чтобы собирать и распространять лучшие наработки допобразования, нужен специальный масштабный проект. ВЭБ.РФ уже задумался о создании специального акселератора лучших практик ДО, которые федеральный концессионер «ПроШкола» сможет масштабировать на российские школы.

«Мы, скорее всего, действительно запустим акселератор или программу, модель наставничества над каждой создаваемой школой в партнёрстве с крупными корпорациями, лучшими промышленными технологическими игроками в каждом регионе, а также с вузами с лучшими практиками, уже сложившимися в региональном допобразовании. Без этого эти школы будут просто, простите, „коробками“, которые не улучшат жизнь наших детей, наших семей, и не сделают их будущее счастливым, и не сделают процесс образования для них интересным, нужным и готовящим их к жизни в будущем мире», — резюмировала Алиса Денисова.

Что такое дополнительное профессиональное образование, и чем оно отличается от магистратуры и второго высшего

Дополнительное высшее образование часто путают с вторым высшим и с магистратурой, но это разные формы образования. Общее у них одно: все эти формы образования возможны только после окончания бакалавриата.

Второе высшее, как и первое, – формы основного высшего профессионального образования; магистратура – одна из ступеней основного образования.

Существуют разные варианты развития событий после окончания первого высшего образования:

  • Вы решаете углубить свои знания и поступаете в магистратуру.
  • Вы понимаете, что требуется еще одно высшее и поступаете на второе высшее образование. В России оно всегда платное, а в Германии вы можете получить его бесплатно.

Изучите: Подбор программ обучения.

Вы работаете по специальности, но в какой-то момент понимаете, что ваши знания не соответствуют текущей ситуации в профессии, и необходимо доучиться или переучиться.

Специалисты считают, что второе высшее – вариант для молодых специалистов. Дополнительное высшее образование чаще выбирают люди постарше, с опытом работы; они предпочитают учиться, не отрываясь от рабочих обязанностей.

По окончании дополнительного образования выдается не диплом о высшем образовании, а сертификат или удостоверение либо диплом о дополнительном (к высшему) образовании.

Важно!

Дополнительное образование получает более 40% взрослого населения Германии.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат — увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе — это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

Виды программ

Система дополнительного профессионального образования представлена следующими формами обучения:

  • повышение квалификации – обновление и углубление знаний, умений и практических навыков, совершенствование деловых качеств работников;
  • профессиональная переподготовка – расширение компетенций на базе полученного образования или обучение другой специальности ввиду отсутствия спроса на уже имеющуюся на рынке труда;
  • тренинги, семинары, конференции, консультации, мастер-классы – интенсивные курсы освоения передового практического опыта.

Программы дистанционного дополнительного профессионального образования разрабатываются учебным учреждением на основе соответствующих ФГОС, квалификационных требований и профстандартов.

Повышение квалификации

Продолжительность курсов бывает разной, но по законодательству она не должна быть меньше 16 академических часов. Стоимость учебы зависит от престижности профессии и учебного заведения и в среднем составляет от 1 до 8 тысяч рублей. После успешной сдачи итоговой аттестации слушателю вручают документ о повышении квалификации:

  • прошедшему курс менее 16 часов – сертификат;
  • проучившемуся более 16 часов – удостоверение.

Удостоверения действительны неограниченный период, если по закону для определенной профессии или должности не предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

Профпереподготовка

Условно программы профессиональной переподготовки делятся на 2 вида:

  • получение дополнительной смежной квалификации – длительностью в 1,5–6 месяцев;
  • приобретение новой компетенции, необходимой для ведения другого вида деятельности, – продолжительностью 1–2 года.

По окончании учебы выдается диплом о профессиональной переподготовке. Обучение в среднем стоит от 5 до 180 тысяч рублей.

Другие формы дистанционного обучения для получения дополнительного профессионального образования представляют собой виртуальное индивидуальное и групповое общение, в ходе которого участники курса обмениваются мнениями, идеями, информацией по определенному вопросу. Сертификаты, выдаваемые по окончании тренингов или семинаров, которые проходили в форме вебинаров, редко имеют значение при оценке работодателем профессионального уровня сотрудника. Как вариант – они учитываются в «накопительной системе», как у медиков, к примеру, когда за определенный период времени надо пройти установленное количество часов повышения квалификации, в том числе дистанционно.

Для дополнительного профессионального образования дистанционное обучение подходит как нельзя лучше

Обычно прием заявлений для поступления на онлайн-курсы ведется круглый год, что немаловажно для работающих специалистов. Занятия начинаются сразу после внесения слушателем оплаты – не надо дожидаться формирования группы или начала семестра

Учиться можно без отрыва от работы. Выпускники дистанционных программ получают стандартные дипломы о профессиональной переподготовке, не отличающиеся от документов, которые выдаются слушателям аналогичных очных курсов.

Каждый человек должен непрерывно развиваться и совершенствоваться: этот тезис особенно актуален применительно к его трудовой деятельности. Чтобы быть востребованным, строить успешную карьеру, нужно постоянно повышать квалификацию, расширять кругозор. Получение дополнительного профессионального образования дистанционно – наиболее экономный и удобный способ достижения этих целей.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела педагогу необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности

Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контролькоторый, в основном, является частью урока.

Название тематический контроль говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения проводится итоговый контрольМожно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля на учебных занятиях в УДО

  1. Практическая работа
  2. Лабораторная работа
  3. Устный или письменный опрос
  4. Краткая самостоятельная работа
  5. Тестовые задания
  6. Устная проверка знаний
  7. Проектная работа
  8. Тематические и отчетные выставки
  9. Защита рефератов
  10.  Наблюдение
  11. Беседа
  12. Викторина
  13. Изо-викторина
  14. Кроссворд
  15. Диагностика
  16. Блиц – опрос
  17. Графический диктант
  18.  Проверочные карточки
  19. Проверочная работа
  20. Зачет
  21. Показательные выступления
  22. Сдача контрольных нормативов
  23. Внутри групповые соревнования
  24. Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками
  25. Контрольные упражнения по технической подготовке
  26. Контрольно-переводные испытаний по ОФП, СФП и ТТП
  27. Тестирование технической подготовки; базовые шаги, обязательные элементы и др.
  28. Контрольные нормативы ОФП и СФП
  29. Медицинский контроль (пульсометрия)
  30. Эстафета
  31. Топографический диктант
  32. Топографическое лото
  33. Анкетирование
  34. Олимпиада
  35. Интеллектуальный турнир
  36. Учебно-исследовательские задачи

Для школьников

С 2015 года Департамент образования Москвы запустил для школьников проект «Профессиональное обучение без границ». Его суть состоит в том, что старшеклассники одновременно с учебой в школе могут пройти программы профподготовки на базах колледжей и вместе с аттестатом получить свидетельство о рабочей профессии.

Участвовать в проекте могут:

  • школьники с ОВЗ (с разными формами умственной отсталости) – для них нет ограничений по возрасту, но у них не должно быть аттестата об окончании 9 или 11 класса;
  • ученики 9–11 классов в возрасте до 18 лет.

Каждая из профессиональных программ, которые школьники проходят в учебных заведениях СПО, состоит из набора взаимосвязанных дополнительных общеразвивающих программ. Фактически это занятия в кружках по модулям, соответствующим содержанию блоков определенной профессиональной программы СПО. После окончания каждого модуля ученику выдается сертификат.

Если после завершения первого программного модуля ученик понял, что выбранная специальность ему нравится, он может продолжить учебу и перейти к следующему блоку. Если выбор был неверным, можно попробовать себя в другой области. Направления самые разные: от машиностроения, авиационной техники, электроэнергетики до поварского дела, медицины и фармации, культуры и искусства. Школьники, которые прошли все предусмотренные в профессиональной программе модули, могут сдать квалификационный экзамен и по его результатам получить свидетельство о профессии с присвоением квалификации.

Де-юре, конечно, такая учеба не будет дополнительным средним профессиональным образованием (так как у школьников нет никакого базового профобразования), но де-факто – да. Ведь ученики 9–11 классов могут получить одновременно с обычным школьным общим дополнительное среднее профессиональное образование по интегрированным программам допобразования и профобучения. Вместе с аттестатом им выдадут свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации, к примеру лаборанта-микробиолога третьего разряда или младшего воспитателя второго разряда.

В любом случае каждый из способов получить дополнительное среднее профессиональное образование дает возможность быстро освоить востребованную на рынке труда специальность – современное СПО реагирует на запросы работодателей, остро нуждающихся в квалифицированных кадрах, поэтому курсы не перегружены лишней теорией, а ориентированы на практическую подготовку специалистов. Соответственно, период обучения по «коротким» программам профобучения и дополнительного среднего профобразования сокращен до необходимого минимума, а сами курсы нередко создаются под конкретные рабочие места.

Направления дополнительного образования

Направления и программы дополнительного образования бывают совершенно различными, и каждый ребенок сможет найти что-то  по душе. По своей специфике все кружки и курсы дополнительного образования делятся на несколько групп:

  • Художественно-эстетическое направление (творческие студии, музыкальные и художественные школы, танцевальные, литературные, театральные кружки и т.д.);
  • Культурологическое направление (книжные клубы, музееведческие, искусствоведческие и библиотековедческие кружки, историко-культурологические центры и т.д.);
  • Научно-техническое направление (компьютерные курсы, станции юных техников, кружки робототехники, конструирования самолетов, кораблей и т.д.);
  • Естественнонаучное направление (географические, физические, химические кружки, курсы астрономии, медицины и т.д.);
  • Эколого-биологическое направление (станции юных натуралистов, курсы экологии и краеведения и т.д.);
  • Военно-патриотическое направление (военно-спортивные секции, историко-патриотические кружки, поисковые работы и т.д.);
  • Физкультурно-спортивное направление (спортивные секции, лечебная физкультура, кружки спортивного ориентирования и туризма, занятия в спортивных залах и т.д.);
  • Социально-педагогическое направление (кружки, посвященные здоровому образу жизни, благотворительные организации, социальные молодежные движения и т.д.);
  • Экономико-правовое направление (курсы экономики, политологии и права).

Кружки делают ребенкасамостоятельнее и прививаютдисциплину 

Что такое ДПО?

ДПО расшифровывается как дополнительное профессиональное образование. Профессиональным оно называется потому, что охватывает знания и навыки, необходимые для выполнения трудовых обязанностей. Такое обучение повышает квалификацию сотрудников, а значит, напрямую влияет на эффективность работы предприятия.

Главное условие зачисления в организации, предлагающие прохождение курсов дополнительного профессионального образования, – диплом среднего специального либо высшего учебного заведения. Т.е. чтобы совершенствовать умения по специальности, необходимо сначала ее получить. Так, например, поступление на курс повышения квалификации предполагает наличие у абитуриента образования по данному профилю: на курсы экономиста можно поступить с экономическим образованием, повышать квалификацию учителя может специалист с дипломом педагога.

Отличительной особенностью центров ДПО является факт их обязательного лицензирования. Кроме того, поскольку такие организации функционируют под контролем Министерства образования, учебные планы всех курсов должны соответствовать квалификационным требованиям, а также профессиональным стандартам.

Довузовская подготовка на базе МГУ

Факультет дополнительного образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова охватывает практически все направления и аспекты довузовской подготовки. В частности, здесь проводятся занятия для учеников младшей школы (1-4 класс) по развивающей программе «Занимательная математика». На базе каждого факультета работают подготовительные курсы, где школьники могут «подтянуть» свои знания по определенному предмету. Различные кружки и образовательные курсы, организованные на базе МГУ, позволяют школьникам совместить учебу со своими увлечениями, а центр профориентации – определиться с будущей профессией.

Отдельного разговора заслуживает Малая академия МГУ, которая помогает школьникам не только подготовиться к вступительным экзаменам, но и «найти себя». Основные направления работы Малой академии включают в себя:

  • образовательные и развивающие курсы – направленные на углубленное изучение школьной программы и расширение кругозора школьников;
  • проектную и научно-исследовательскую деятельность – школьники имеют возможность осуществлять научные исследования под наблюдением ведущих специалистов университета, с параллельным изучением теории предмета и посещением семинарских занятий;
  • экспериментальные площадки – организация занятий не только на территории университета, но и в школах, и организациях начального и среднего профессионального образования;
  • социальные проекты – работа с социальными приютами, детскими домами, детьми из неблагополучных семей и детьми-инвалидами, которая включает в себя мероприятия, направленные как на стимулирование интереса к учебе, так и на оказание психологической помощи.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector