Маркетинговая деятельность предприятия это
Содержание:
Грамотная постановка целей
Под понятием цели маркетинга следует понимать конкретный качественный или количественный результат, который необходимо достичь в течение определенного временного промежутка. Несмотря на то, что понятие «цель» — термин не математический, в маркетинге он должен быть выражен в количественном показателе.
Кроме этого цели должны быть подконтрольными, достижимыми, мобилизующими, ранжируемыми и одобренными топ-менеджерами предприятия.
Так же необходимо понимать, что чем точнее сформулирована цель для каждого сотрудника в отдельности и всей компании в целом, тем больше вероятность ее реализации.
По направлениям деятельности цели делят на:
- Рыночные. Эти цели ставятся с тем, чтобы завоевывать значительную долю на рынках, где компания уже присутствует и выявить новые рынки для сбыта продукции. Рыночные цели заставляют постоянно изучать выпускаемую продукцию, следить за конкуренцией и разрабатывать стратегии выхода собственного товара.
- Маркетинговые. Для того чтобы их достичь, необходимо постоянно решать круг проблем: формирование благоприятной репутации компании, увеличение объемов продаж, получение преимуществ в борьбе с конкурирующими компаниями, существенное увеличение прибыли и прочее.
- Управленческие. В этом отношении цели маркетинга можно определить, как направленные на улучшение внутреннего порядка предприятия, то есть совершенствование технологий, модернизация оборудования, повышение квалификацией сотрудников, грамотное руководство и так далее.
- Обеспечивающие. К этой группе целей относятся: усовершенствование продукции, повышение качества продукции, грамотная политика ценообразования, определение потребностей потребительской аудитории в том или другом товаре, стимулирование роста объемов продаж за счет различных маркетинговых мероприятий.
- Контролирующие. Всякая цель должна быть не только обозначена, но и реализована. Для того чтобы планы воплощались в жизнь маркетинг обязан постоянно контролировать их ход выполнения.
Для того чтобы предприятие продуктивно развивалось, необходимо, чтобы каждый сотрудник максимально понимал свою задачу, то есть цель его деятельности была ему прозрачна и ясна. Но кроме этого цель в маркетинге должна быть правильно сформулирована.
Если дело обстоит иначе, то ожидаемый результат окажется не тем. Таким образом, при постановке целее необходимо определить следующие положения:
- какой результат необходим;
- когда данный результат должен быть достигнут предприятием;
- кто будет отвечать за деятельность по достижению результата;
- определение мотиваций сотрудников для того, чтобы результат был интересен и им (премии, бонусы, повышения зарплат и прочее).
Дифференцирование задач
Главной задачей маркетинга является обеспечение стабильной деятельности предприятия, его устойчивости на рынке, планомерного и поступательного развития, и достижения тактических и стратегических целей.
Но в процессе маркетинговой деятельности предполагаются и другие, более узкие задачи:
- бесперебойное обеспечение компании достоверной информацией о состоянии рынка, потребителях, товарах и конкурентах;
- создание продукции максимально удовлетворяющей потребительскую аудиторию и адекватную потенциалу предприятия;
- воздействие маркетинговым инструментарием на потребительскую аудиторию, состояние рынка и спрос.
Цели организации
Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).
Можно выделить шесть типов целей:
- Достижение определенных значений показателя рыночной доли.
- Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.
- Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.
- Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.
- Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.
- Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.
Миссия организации
Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:
- выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;
- определить основные принципы конкурентной борьбы;
- выработать общую базу для разработки целей организации;
- выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.
Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).
При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:
- История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.
- Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.
- Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.
- Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.
- Отличительные достоинства, которыми обладает организация.
Например, миссия гостиничной компании “Марриот” формулируется следующим образом: “Мы стремимся быть лучшими в мире по обеспечению пребывания и пищей наших клиентов путем поощрения персонала предоставлять клиентам необыкновенные услуги и соблюдать интересы акционеров”.
Следование приведенным выше правилам — весьма сложная задача. Это является одной из главных причин того, что далеко не все организации имеют четко сформулированные миссии, а некоторые их просто не имеют.
Современная концепция
В отличие от классической концепции, где все положения стабильны, современное воззрение исходит из того, что ситуация на рынке меняется постоянно.
Выпуск новых продуктов (более наукоемких) постоянно изменяет запросы рынка. Таким образом, создается некий цикл постоянного взаимовлияния потребителя и производителя друг на друга. Потребитель постоянно изменяет требования к товарам.
Производитель реализует научно-технические достижения, формируя нужды потребителя.
Цели маркетинговой деятельности должны формироваться с учетом этих взаимосвязей.
2.4 Организация маркетинговой деятельности предприятия
функцияпониманиеРуководительФункциональная структура маркетингаОрганизация по продуктамОрганизация по клиентамгруппаОрганизация маркетинга по географическому принципуМатричная организация маркетингахарактерные2.5 Контроль маркетинговой деятельности предприятия Контрольаудит Контрольфункциональныестандартасравнение Организацияконтрольныхконтрольноймаркетинговыйконкурентных
ГЛОССАРИЙ
№ п/п | Понятие | |
1 | Дифференциация товара | представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров конкурентов |
2 | Контроль маркетинга | процесс количественного определения и анализа результатов реализации маркетинговых стратегий и планов, а также осуществление корректирующих действий для достижения поставленных целей |
3 | Концепция маркетинга | генеральный замысел действий фирмы или предприятия на рынке, определяющий ее стратегию действий, выбор системы целей и идеи бизнеса |
4 | Маркетинг | вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена |
5 | Маркетинговая среда фирмы | совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать |
6 | Паблик рилейшнз | неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены |
7 | неличная форма представления информации о производимых товарах и услугах, открыто исходящая от определенного лица и организации, оплаченная ими с целью расширения числа клиентов и стимулирования продаж | |
8 | Стимулирование сбыта | Маркетинговая деятельность по стимулированию продаж путем кратковременных побудительных мер поощрения покупки или продажи товара или услуги |
9 | Товар | материальное изделие или услуга, предлагаемые рынку с целью приобретения, использования или потребления |
10 | Управление маркетингом | это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение, прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. |
11 | Целевой рынок | это рынок, выбранный в результате сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий фирме основную долю результата ее деятельности |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛитератураОсновы маркетингаГрузиновменеджмент Управлениетеорияинформационные технологииФинансыПеревод
Основы деятельности
Сущность маркетинга состоит в том, чтобы предприятие производило исключительно ту продукцию, которая будет востребована потребителями.
То есть его смысл – это удовлетворение потребности населения в том или ином товаре. Таким образом, сущность и цели маркетинга – это обеспечение потребительских нужд.
Они должны быть реалистичны, достижимы, адекватны и необходимы потребителям. Именно из этого складываются основные принципы маркетинга:
- выпуск продукции в строгом соответствии с потребительским спросом, с ситуацией на рынке и действительных возможностей предприятия;
- удовлетворение спроса должно быть максимально полным;
- реализация продукции должна происходить в заданные сроки, в определенном объеме и на запланированных рынках;
- обеспечение сегодняшней и будущей результативности предприятия, то есть постоянный поиск научно-технических идей с целью разработки и выпуска новой для рынка продукции;
- разработка четкой и стабильной тактики развития предприятия, направленной не только на удовлетворение потребностей клиентов, но и на формирование и стимулирование их нужд.