Новое положение об овос двадцать лет спустя

Содержание:

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п

Общие положения

Действующее Положение открывается разделом I «Общие положения», в котором развернуты определения некоторых терминов, касающихся ОВОС. В новых Требованиях приводится только описание, что входит в материалы ОВОС. Если сравнить, начало действующего Положения совпадает с новыми Требованиями: состав материалов ОВОС, их цели и дальнейшее использование аналогичны.

В пункте 2 новых Требований приводится определение терминов «заказчик» и «исполнитель», которые тоже идентичны существующим определениям в Положении:

• заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. в определенных Федеральным законом № 174-ФЗ случаях представляющее документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу;

• исполнитель работ по ОВОС — заказчик либо физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по ОВОС.

Обратите внимание: в Положении давалось определение намечаемой хозяйственной и иной деятельности, при реализации которой должна проводиться процедура ОВОС, — это деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы. В новых Требованиях данное определение отсутствует

Значит ли это, что теоретически любая намечаемая деятельность теперь должна проходить ОВОС, непонятно

В новых Требованиях данное определение отсутствует. Значит ли это, что теоретически любая намечаемая деятельность теперь должна проходить ОВОС, непонятно.

Что такое ОВОС

ОВОС – основной раздел экологической части любого проекта. Строительство или реконструкция промышленного предприятия предполагает наличие потенциальной экологической опасности, которую может нанести природе хозяйственная деятельность этого объекта. Раздел ОВОС помогает детально оценить возможные негативные последствия и разработать мероприятия по их предотвращению.

Разработка этого документа необходима инвесторам (юрлицам и ИП), желающим открыть какое-либо производство, разработать карьер, построить дорогу или нефтепровод. ОВОС дает ответ на самый первый и главный вопрос: «Можно ли вообще реализовать планируемую хозяйственную деятельность в данном районе?»

Как проводится разработка ОВОС

Разработка раздела ОВОС осуществляется в начальной стадии любого строительства, до представления проекта в государственную экоэкспертизу. Как известно, проектирование производства состоит из 3 обязательных частей: уведомления о намерениях инвестора, обоснования финансовых вливаний и рабочего проекта. Раздел ОВОС входит в этап экономического обоснования инвестиций.

Основой для создания документа являются результаты инженерно-экологических исследований. Изыскания направлены на изучение следующих объектов:

  • воздушной среды;
  • подземных и надземных водных источников;
  • недр и земельных ресурсов;
  • ландшафтных особенностей;
  • растительного и животного мира на данной территории;
  • культурных и исторических памятников.

В состав работ по инженерно-экологическим изысканиям входят исследования радиационной обстановки, физических влияний (вибраций, шума, электромагнитных полей) и микробиологической обстановки, анализы загрязненности почвы, воздуха и грунтовых вод, а также составление отчета с текстовой и графической частями.

Раздел ОВОС содержит следующие материалы:

  • обзор социальной, экономической и экологической обстановки в районе планируемого строительства;
  • обоснование, почему данный район выбран для строительства предприятия, а также альтернативные места расположения объекта;
  • обоснование технологий, которые будут использоваться в производстве, и альтернативные варианты;
  • предполагаемое воздействие деятельности предприятия на среду и здоровье людей;
  • данные о рисках для природы и здоровья людей, а также возможные последствия;
  • меры по уменьшению вредного воздействия;
  • программу экологического мониторинга в период возведения объекта;
  • информация о мнении местного населения о предполагаемом производстве.

В конце раздела ОВОС размещается резюме. Оформление этого документа предусматривает обязательный учет замечаний и информации, поступившей от общественности.

Первичные документы, необходимые для разработки ОВОС

Для создания раздела оценки воздействия на среду от заказчика требуются следующие документы:

  • свидетельство о собственности на земельный участок или договор аренды;
  • кадастровая справка о целевом назначении земли;
  • данные о проектируемом объекте (предполагаемые способы очистки стоков, объем зеленых насаждений, предварительные технологические решения и другие);
  • отчет о проведении геологических, гидрологических и экологических изысканий;
  • генеральный и ситуационный планы;
  • справка о климатических характеристиках территории возведения предприятия и фоновом содержании токсичных веществ в воздухе и воде.

В процесс разработки ОВОС входят общественные слушания. На них осуществляется обсуждение и корректировка материалов раздела. Любой местный житель может высказаться «за» или «против» строительства промышленного объекта рядом с его домом. Слушания – обязательная процедура. По их окончании составляется протокол, который утверждается органом местной власти. Без этого протокола направить ОВОС для согласования на государственную экоэкспертизу невозможно.

Стоимость оформления ОВОС зависит от объема инженерных изысканий, особенностей согласования (общественная и федеральная экоэкспертиза), срочности. Обращайтесь в проектную компанию «Центр экологических услуг», и разработка раздела оценки воздействия на окружающую среду, будет проведена быстро, профессионально, с использованием современных методов экологических исследований и расчетов.

Как разработать проект ОВОС — 7 основных этапов

Если все возможные последствия деятельности объекта учтены и вероятность возникновения угроз для окружающей среды минимальна, можно переходить к поэтапной разработке проекта ОВОС.

Рассмотрим основные этапы.

Этап 1. Выбор экспертной компании

Выбирая экспертную компанию, не пожалейте времени на сбор максимально возможной информации обо всех заинтересовавших кандидатах.

Особое внимание обратите на продолжительность и опыт работы компании на рынке этого вида услуг. Изучите, какие конкретно работы ранее проводила организация, почитайте отзывы о ней

Этап 2. Разработка проекта технического задания

Техническое задание (ТЗ) разрабатывается для определения порядка проведения оценки, ее состава и содержания.

Как правило, ТЗ включает в себя основание и сроки проведения оценки, ее цели, задачи, порядок привлечения общественности, применяемые методы, состав и содержание.

Этап 3. Анализ состояния окружающей среды в районе воздействия объекта

На этом этапе выявляются характерные для выбранного района природные условия, его особенности и прогнозируется, каким образом будет меняться окружающая среда после начала деятельности.

В ходе анализа учитываются следующие факторы:

  • климатические — влияние климата района на планируемую деятельность или объект;
  • почвенные — состав и состояние почвы;
  • геологические — состав и структура пород, вероятность сейсмической активности;
  • гидрологические — состав поверхностных и подземных вод;
  • биологические — состояние животного и растительного мира.

Этап 4. Сбор и анализ информации для оценки воздействия объектов на окружающую среду

На этом этапе проводится всесторонний анализ вероятного влияния деятельности объекта на окружающую среду. Оценивается воздействие на воздух, воду, почву, растительность и животных.

Особое внимание уделяется прогнозированию угроз, которые могут возникнуть при нештатных и аварийных ситуациях

Этап 5. Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве объектов

На данном этапе вырабатывается компромиссное решение, которое позволит построить объект одновременно с минимально возможными экономическими издержками и при этом без нарушения природоохранного законодательства.

Этап 6. Предложение экспертом мероприятий, направленных на минимизацию воздействия

На основании собранной информации клиенту предоставляется предложения по минимизации воздействия на окружающую среду.

Такие предложения включают:

  • меры по совершенствованию уже разработанных программ работы объекта;
  • новые мероприятия, их содержание, стоимость и ожидаемый результат;
  • меры по возмещению компенсаций сторонам, которым будет нанесен ущерб в ходе осуществления деятельности.

Этап 7. Предоставление заказчику проекта ОВОС

Экспертная оценка должна содержать полный отчет о состоянии окружающей среды и ее изменении после начала деятельности. Представляемые данные выражаются в конкретных количественных оценках и содержат подробные комментарии.

Как видно из приведенного выше обзора, разработка проекта ОВОС требует знания положений природоохранного законодательства на профессиональном уровне. Если вы не обладаете такими знаниями, лучшее решение — помощь профессионалов.

Представляем вашему вниманию юридический портал Правовед.ру. На страницах сайта можно найти ответ на любой интересующий вопрос. В интересах клиентов в режиме реального времени работает боле 700 юристов со всей страны. Всего с сайтом сотрудничают более 16 000 специалистов.

Как ускорить процесс оценки воздействия на окружающую среду – 3 простых совета

Оценка воздействия на окружающую среду – процесс кропотливый, требующий вдумчивого подхода и поэтапной реализации. Естественно, на проведение всех необходимых операций требуется время. Ускорение процесса, как правило, приводит к ошибкам и необъективным выводам.

Однако, возникают ситуации, когда в интересах бизнеса требуется провести оценку в кротчайшие сроки. Как же решить эту проблему быстро и получить отличный результат? Выход есть. Приведем несколько полезных советов.

Совет 1. Подготовить все документы заранее

Если подготовить и передать экспертной компании весь пакет документов заблаговременно, то это позволит специалистам сразу приступить к работе.

Такая мера позволит существенно сократить сроки оценки.

Совет 2. Заказать экспресс-оценку

Выбирайте экспертную компанию, специалисты которой оказывают подобную услугу. При этом соберите информацию о компании.

Организация должна хорошо зарекомендовать себя на рынке экспертных услуг. В противном случае вас может ждать разочарование. Довольно часто быстро делает свою работу только дилетант.

Совет 3. Пользуйтесь специальными услугами компании

Многие компании в нашей стране оказывают специальные услуги по оценке воздействия на окружающую среду. Такая услуга позволит провести все операции быстро и получить компетентную оценку.

Однако обойдутся такие услуги несравненно дороже, так как специалистам компании придется отложить все свои другие проекты и работать исключительно в ваших интересах.

Оценить экологическую ситуация можно не только на предприятии, но и в собственном жилище. Если вас интересует эта тема, читайте подробную статью на нашем сайте, посвящённую оценке дома.

Рекомендуем просмотреть короткий ролик по теме статьи.

Помощь экологов «Экопроф» в оформлении проекта ОВОС

Мы анализируем исходные документы для разработки проекта ОВОС, готовим проект, согласовываем его с органами власти. Мы находим альтернативные, наиболее безопасные в экологическом отношении варианты организации деятельности компании и предлагаем конкретные мероприятия по соблюдению экологических требований. Список выполненных работ можно посмотреть в разделе «Наши проекты».

Мы помогаем сократить сроки оформления, избежать задержек и ошибок. Стоимость разработки проекта ОВОС устанавливается после анализа объёма работы. Чтобы обсудить задачу, уточнить сроки и цену, позвоните по телефону +7 (495) 789-44-15.

«…Все работы выполнены качественно и согласованы в Росприроднадзоре в установленный срок».

— И.В. Ефременко, Начальник Управления эксплуатации зданий и сооружений Департамента недвижимости и материально-технического обеспечения ПАО Сбербанк

Для кого это обязательно

Разработка документации по проекту ОВОС признаётся необходимой:

  1. Для объектов, чья деятельность оказывает неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку окружающей среды. К таким объектам относятся нефте- и газоперерабатывающие предприятия, тепловые электростанции, золоотвалы, полигоны с утилизируемым отходами, склады, на которых хранятся химпродукты, коксовые печи и др. Полный список объектов можно найти в Приказе Минприроды №222 от 18 июля 1994 г.
  2. Для объектов, расположенных в приделах особо охраняемых зон. Например, в местах произрастания редких растений или обитания редких животных, на территориях уникальных ПТК и нерестовых угодий, в областях повышенной экологической чувствительности.
  3. Для объектов, которым был присвоен особый правовой статус. В том числе статус памятника природы или зоны расселения малочисленного народа.
  4. Для объектов, строящихся или проходящих техперевооружение на территории искусственно созданных островов.
  5. В случае, если местное население, проживающее в непосредственной близости от хозяйствующего субъекта, считает проект ОВОС жизненно важным в связи с обострившейся, на их взгляд, экологической ситуацией.

Прохождение хозяйственной и иной деятельности

Если намечаемая хозяйственная деятельность имеет влияние на трансграничном уровне, ее оценка проходит через несколько этапов, цель которых – максимально эффективно провести анализ.

Во-первых, необходимо предварительно оценить и составить техническое задание (ТЗ) согласно которому будет происходить дальнейшая ОВОС. Заказчик должен иметь при себе документированную информацию о том, какие цели несет за собой реализация его хозяйственной деятельности, и за какой период времени он планирует осуществить ее. Также в документах должно быть указано место, где будет расположен объект. Оценка окружающей среды должна быть проведена до начала действия, чтобы узнать ее текущее состояние; более того, заказчик обязан в документах описать возможное воздействие на нее во время ведения своей деятельности. 

Замечание 1

Для регулирования такого вида деятельности существуют территориальные и отраслевые программы, которых нужно придерживаться во время планирования стратегии развития.

Исполнитель обязан проинформировать общественность о том, что планируется реализация новой деятельности, при этом сделать это он должен во время проведения предварительной оценки окружающих природных ресурсов. Для публикации заявления можно использовать издания федеральных исполнительных органов, которые занимаются регулированием положений о защите окружающей среды РФ. Информацию могут распространить и местные органы самоуправления, на территории которых планируется реализация этой хозяйственной или иной деятельности

Такие работы могут иметь региональный или муниципальный уровень важности, поэтому стоит учитывать влияние такого проекта на окружающие территории

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Правильное составление ТЗ для ОВОС

Вторым шагом после предварительной оценки будет составление ТЗ, которое впоследствии должны получить все участники процесса ОВОС; более того, общественность также будет иметь доступ к плану, но только на период проведения оценки. После того, как все участники ознакомились с заданием, производится анализ оценки воздействия на окружающую среду, результатом которой исполнитель должен сделать следующее:

  • охарактеризовать намеченную хозяйственную или другую деятельность, а также рассмотреть альтернативные варианты ее реализации – одним из таких может быть даже отказ от этой же деятельности;
  • проанализировать текущее состояние территории, чтобы оценить уровень потенциального воздействия на окружающую территорию во время реализации своего проекта;
  • для смягчения или предотвращения факторов, способных к негативному влиянию на окружающую среду, исполнитель может провести ряд мероприятий, которые будут способствовать улучшению экологии; для этого он должен заранее оценить их эффективность и сложность реализации;
  • постоянно работать над улучшением экологического мониторинга и контролировать этот процесс на протяжении всего времени ведения хозяйственной или иной деятельности.

Окончательное составление документации

Следующим этапом будет сбор и предоставление предварительного варианта всех материалов, которые должен выдать или сам исполнитель, или уполномоченное лицо, занимающееся ведением хозяйственной деятельности. Это нужно для того, чтобы информация попала в общественность – граждане и общественные организации могут предъявить свои письменные замечания и предложения. Их также необходимо будет впоследствии задокументировать и прикрепить ко всем материалам ОВОВ, которые будут предоставлены в конце общественных обсуждений.

После того, как все замечания были рассмотрены, формируется финальный вариант отчетности, после чего полный пакет документов ОВОС, к которому общество будет иметь полный доступ на время осуществления указанной деятельности.

 На сегодняшний день ОВОС рассматривается всего лишь как формальная экономическая процедура, а нормы, указанные в Положении, несут более декларативный характер. Стали учащаться случаи неправильного порядка проведения ОВОС, из-за чего заказчик впоследствии имеет множество проблем с предоставлением документов по просьбе государственной экологической экспертизы; то же касается и результатов инженерных изысканий

Исполнитель должен уделить должное внимание оформлению всех материалов по оценке воздействия его деятельности на окружающую среду, ведь вся эта информация является обязательной во время прохождения экологической экспертизы со стороны государственных органов

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Отрасли, для которых раздел ОВОС проводится в полном объёме

  • Нефтеочистительная отрасль. Экологическая оценка проектов обязательна для нефтеочистных заводов и предприятий, оснащенных оборудованием для газификации, сжижения битуминозных сланцев и угля с производительностью более 500 т/день.
  • Тепловые и атомные электростанции. Экологическая экспертиза проектов проводится для предприятий с установками, обладающими тепловой мощностью свыше 300 мВт, и сооружениями с ядерными реакторами.
  • Ядерно-обогатительная отрасль. Экологическая экспертиза проектов обязательна для производств, использующих оборудование для обогащения и регенерации отработанного топлива, а также удаления, переработки и сбора радиоактивных отходов.
  • Металлургия. Проект ОВОС разрабатывается в обязательном порядке для предприятий цветной и черной металлургии с крупногабаритным мартеновским и доменным оборудованием.
  • Переработка асбестсодержащего сырья. Разработка разделов экологических исследований и разработка разделов ООС обязательна для получения, преобразования и переработки асбеста и асбестосодержащих продуктов производительностью свыше 20 тыс. тонн в год, фрикционных материалов – свыше 50 тонн в год, других видов продукции из асбеста – свыше 200 тонн в год.
  • Авто- и железнодорожное строительство. Проведение оценки влияния и ООС при проведении ОВОС обязательно для объектов строительства скоростных магистралей, ж/д дорог дальнего сообщения, взлетно-посадочных полос протяженностью более 2100 метров.

Какие принципы действуют при построении ОВОС

Финансовое бремя по оплате всех процедур анализа лежит на заказчике. При выполнении процедуры ОВОС обычно руководствуются следующими основополагающими принципами:

  • Использование результатов ОВОС в качестве основы для принимаемых решений на начальных этапах проектирования будущей деятельности, а также доступность информации по проекту для заинтересованных групп лиц.
  • Комплексное рассмотрение взаимосвязанных между собой экономических, технических, социальных и природоохранных предложений по проекту.
  • Рассмотрение возможных альтернатив и вариантов проектных решений.
  • Заказчик (лицо, планирующее хозяйственную деятельность) несет ответственность за возможные последствия от планируемой деятельности (проекта).

Зачем нужен проект ОВОС

ОВОС требуется в следующих ситуациях:

  • Если для получения разрешения на строительство требуется разработать проект ОВОС и либо доказать, что негативное воздействие отсутствует, либо признать его незначительным.
  • Если во время проверки контролирующие органы указывают на необходимость разработки проекта.
  • Если предприятие строится в пределах зоны влияния аэропорта.

Также на основе информации, полученной в результате разработки проекта ОВОС, подготавливаются некоторые виды проектной документации (ПД).

  • ПД объектов капстроительства, которые были признаны объектами I категории НВОС;
  • ПД объектов, целью которых является размещение или обезвреживание отходов I-V классов опасности;
  • ПД на новые в-ва, которые могут поступать в окружающую среду, новое техническое оборудование, новые технологии;
  • ПД объектов, строящихся на территории особо охраняемых природных зон.

ОВОС и экологическая экспертиза

Разработка проекта ОВОС обязательна при подготовке к прохождению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Перечень объектов, обязанных проходить экспертизу, содержится в ФЗ № 174 от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе».

После прохождения экспертизы предприятие получает (или не получает) положительное заключение, которое является необходимым условием для финансирования и реализации предприятия. Заключение ГЭЭ для объектов Федерального уровня выдаётся в Росприроднадзоре, а для объектов регионального уровня – в других уполномоченных органах госвласти.

Порядок разработки ОВОС

Для проведения ОВОС необходимо:

Выявить основные факторы негативного воздействия на экологическую обстановку окружающей среды, опираясь на данные об осуществлении запланированной деятельности.
Определить начальные параметры и условия окружающей экологической обстановки, которые после начала деятельности могут оказаться под негативным влиянием.
Оценить предполагаемое воздействие на атмосферу, почву и воду.
Оценить предполагаемое воздействие на атмосферу, почву и воду с количественной точки зрения (рассчитывается по формуле).
Обосновать показатели ПДВ, создать перечень лимитирующих нормативов и правил, призванных сохранить устойчивое развитие предприятия в условиях сохранения и защиты окружающей среды.
Разработать план по снижению негативного воздействия на окружающую предприятие природу, принимая во внимание современные достижения и разработки в этой области, применение технологий по обереганию ресурсов и методик по защите окружающей среды.
Разработать программы мониторинга и контроля на каждом этапе проведения оценивания.
Подготовить материалы по оцениванию негативного влияния и рекомендованные условия для последующей деятельности предприятия.

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды

Административное законодательство выделяет два вида деятельности: контроль и надзор.

По мнению Бринчука, суть административного надзора в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил.

Анализ ст 65 Фз «Об охране окружающей среды» показывает, что законодатель на сегодняшний день рассматривает понятие надзора более широко, так как включает в него е экологический контроль. В Данном законе понятие контроля содержится в ст 1 ( это система мер, направленная на предотвращение, выявление, пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды). Обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в том числе и нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Контроль и надзор являются важнейшими правовыми мерами охраны окружающей среды.

Контроль и надзор выполняют функции:

  • информационную,
  • предупредительную,
  • карательную.

Государственный экологический надзор — понятие дается в ст 65 ФЗ «Об охране окружающей среды». Формы: проверки.

Органы в случае обнаружения нарушения должны принять меры в отношении нарушителей.

Учитывая комплексность природы, можно говорить о системе государственного экологического надзора. Выделяют: земельный надзор, в области охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области обращения с отходами и т д.

Осуществляется от он на федеральном и региональном уровнях.

Основной орган: Росприроднадзор. В ряде случаев надзор передается органам власти субъектов РФ ( например, Федеральный государственный охотничий надзор). Существенной особенностью государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства является то, что он осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами, которые уполномочены проводить строительный надзор в соответствии с градостроительным законодательством.

Производственный экологический контроль — предусмотрен ст 67 ФЗ «Об охране окружающей среды». Это одна из функций управления на каком-то конкретном предприятии. Этот вид контроля осуществляют экологические службы предприятия ( если они есть), либо эта обязанность может быть возложена на функциональны службы главного инженера или главного энергетика предприятия. Производственный контроль должен способствовать проведению государственного надзора. Проводится от с целью охраны природных требований на предприятиях.

Общественный экологический контроль — одна из форм участия общественности в охране окружающей среды, осуществляется в целях реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду. Основные права граждан и общественных объединений закреплены в ст 12 и 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми граждане и общественные объединения наделены правом обращаться в различные органы власти и организации в целях предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, о хозяйственной и иной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни и здоровью и имуществу граждан. Получив необходимые сведения и обнаружив при этом отклонения от требований в области охраны окружающей среды, граждане и общественные объединения наделены правом обращаться в органы государственной власти, ОМС, природоохранную прокуратуру с жалобами, заявлениями, исками, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать своевременные ответы.

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector