Документы, регламентирующие бухгалтерский учет в российской федерации

Учетная политика

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ необходимо сделать общедоступным. Учетная политика подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год».

Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Стандарт «Представление бухгалтерской отчетности» обобщает в себе требования к бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций госсектора, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих методологию бухгалтерского учета и отчетности в настоящее (в Инструкции № 157н, Инструкции № 191н, Инструкции № 33н), а также детально раскрывает ключевые понятия, содержащиеся в указанных требованиях.

Об общих требованиях к составлению бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Стандартом установлены используемая субъектами отчетности при публичном раскрытии информации структура представления показателей Бухгалтерского баланса, обязательные для раскрытия статьи Отчета о финансовых результатах, а также требования к составу и структуре Пояснительной записки.

Кроме того, Стандарт раскрывает понятия краткосрочных и долгосрочных обязательств, устанавливая порядок их отражения в бухотчетности, включая порядок раскрытия информации о них с учетом событий после отчетной даты на каждом из этапов процесса составления и представления отчетности. При этом сами этапы будут четко разграничены Стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», содержащим определения понятий «дата подписания», «дата представления», «дата принятия» и «дата утверждения» бухотчетности, что указывает на необходимость применения Стандартов во взаимосвязи. 

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным

Выплаты персоналу

Новые стандарты бухгалтерского учета бюджетных учреждений с 2021 года предусматривают единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке обязательств организации перед служащими и другими получателями выплат. Подробную информацию о бухучете выплат необходимо раскрывать в отчетности.

По новым правилам выплаты делятся на две группы:

  • текущие (зарплата);
  • отложенные (отпускные).

Порядок оценки и учета перечислений зависит от группы. Все текущие выплаты учитываются в составе принятых обязательств по оплате труда и зарплатным начислениям. Отложенные фиксируются как резерв будущих расходов по выплатам персоналу по счету 0 401 60 000.

В учетной политике на 2021 год необходимо предусмотреть порядок начисления резерва по пенсионным и аналогичным выплатам. В этот резерв входят суммы государственного пенсионного обеспечения и выплаты по коллективному договору учреждения (локальному зарплатному акту) в момент достижения работником пенсионного возраста или конкретного стажа.

Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности

В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.

Корректировать уже утвержденную и сданную отчетность нельзя. Все исправления необходимо вносить в отчет за тот период, в котором была выявлена ошибка. Например, если в III квартале 2019 г. вы обнаружите, что неправильно отразили обороты по счетам в I квартале того же года, то отчетность с исправлениями нужно будет представить за III квартал.

Таблица 2 «Порядок исправления ошибки в бухгалтерской отчетности»

Период обнаружения ошибки

Правила исправления ошибки

Выявлена в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания отчетности, но до предельной даты ее представления.

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на последнюю отчетную дату отчетного периода.

2. Уточнить отчетность.

Выявлена в ходе камеральной проверки отчетности после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.

2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

Выявлена в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения.

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.

2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

Если ошибка, допущенная при отражении операций в учете, обнаружена в текущем году, то ее исправить несложно, необходимо руководствоваться действующими правилами.

Старые ошибки исправить сложнее. Если год закончился и отчетность утверждена, то счета, финансового результата текущего года (401.10 и 401.20), уже сведены на счет 401.30. В течение года счет 401.30 применять для создания корректирующих проводок, относящихся к прошлым отчетным периодам, нельзя.

 В зависимости от характера и периода ошибки исправления нужно вносить с использованием специальных новых счетов.

Таблица 3 «Исправление старых ошибок»

Период ошибки

Исправляем

Финансовый результат

Консолидируемые расчеты

Иное

Год, предшествующий отчетному

401.18

401.28

304.84

304.86

Более ранние годы

401.19

401.29

304.94

304.96

В пояснениях к годовой отчетности необходимо раскрыть:

  • информацию в отношении изменения учетной политики;

  • сведения об изменении оценочного значения;

  • информацию об ошибках предшествующих годов.

Способы исправления ошибок

ФСБУ 27/2021 регламентирует способы исправления ошибок в документах бухгалтерского учета (в первичных и в регистрах).

Важно! В бумажном документе ошибочную запись необходимо зачеркивать. Если же ошибка не в тексте, а сумме, то сумма так же зачеркивается и над ней указываются верные цифры

Зачеркивание должно позволять прочесть неверный текст под ним. Использовать «штрих» для замазки ошибок нельзя. Стирать ластиком ошибочные записи так же запрещено.

Если же документ сформирован в электронном виде, то ошибка исправляется с помощью формирования еще одного документа. В новом документе нужно прописать, что он составлен взамен первого, ошибочного. В корректировочном первичном документе нужно проставить дату, когда он был сформирован и ЭЦП тех, кто его составил.

Для исправления ошибок в регистрах используется сторно либо формируются дополнительные записи.

ЭЦП для первичной документации

Согласно Федеральному закону №402 первичную документацию организация вправе составлять и на бумажном носителе, и в электронном формате. Электронный вариант в обязательном порядке подписывается ЭЦП.

ФСБУ 27/2021 устанавливает следующую норму: хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает типы ЭЦП из разрешенных законом «Об электронной подписи» (ФЗ №63). В тех случаях, когда первичный документ должен быть подписан несколькими сторонами, тип ЭЦП выбирается и утверждается в соглашении между ними.

Законодательство предусматривает 3 категории подписей электронного формата:

  1. простая ЭЦП;
  2. усиленная неквалифицированная подпись;
  3. усиленная квалифицированная электронная подпись.

Оценка незавершенного производства.

В соответствии с п.3 ФСБУ 5/2019 в состав запасов для целей формирования бухгалтерской отчетности с 2021 года будут включаться и остатки незавершенного производства. При этом согласно п.24 федерального стандарта в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются:

  • прямые затраты, т.е. прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг;

  • косвенные затраты, то есть те которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг.

При этом классификация затрат на прямые и косвенные определяется организацией самостоятельно.

К затратам связанным с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг включаемым в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются следующие затраты (п.23 ФСБУ):

  • материальные затраты;

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация;

  • прочие затраты.

Незавершенное производство и готовую продукцию в массовом и серийном производстве допускается оценивать:

  • в сумме прямых затрат без включения косвенных затрат;

  • в сумме плановых (нормативных) затрат.

Разница между фактической себестоимостью незавершенного производства и готовой продукции и их стоимостью, определенной по нормативным затратам, относится на уменьшение (увеличение) суммы расходов, признаваемых в отчетном периоде, в котором указанная разница была выявлена (подпункт «а» п. 43 ФСБУ). При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Для целей налогового учета расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на (п.1 ст.318):

  • прямые;

  • косвенные.

В соответствии с указанной статьей, к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также страховые взносы, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст.265 НК, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом п.2 той же статьи 318 установлено что, сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода

А сумма прямых расходов относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, методы оценки остатков незавершенного производства для целей налогообложения прибыли НК РФ не установлены. Кодекс предписывает только, что оценивать остатки НЗП в налоговом учете надо на конец каждого месяца, используя данные ( НК РФ):

  • первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям);

  • налогового учета о сумме прямых расходов текущего месяца.

При этом налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Таким образом, можно проследить, что в остатки незавершенного производства в бухгалтерской и налоговой оценке войдет разный список расходов и возникнут временные разницы. Образуемые, как правило, вследствие того, что в налоговом учете перечень расходов, формирующих себестоимость незавершенного производства гораздо уже (только прямые затраты), чем в бухгалтерском учете. Вследствие чего большая часть расходов в налоговом учете списывается как расходы текущего налогового периода, а в бухгалтерском учете «оседает» в стоимости остатков незавершенного производства.

Для демонстрации сказанного рассмотрим пример.

Как видно, возникновение временных разниц при оценке остатков НЗП происходит по тому же принципу, что и при первоначальной оценке запасов, а именно — применяется один и тот же метод: оценка актива на конец отчетного периода в налоговом и бухгалтерском учете и выявление разниц.

Новые стандарты бухучета в 2021 году

Минфин ежегодно вводит новые правила. ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2020 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 1 января 2021 действует еще семь стандартов.

Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора следующие:

Сравнение международных и российских стандартов

Более детальное сравнение МСФО и РСБУ (таблица) выглядит так:

Принцип учета или отчетности Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ)
Цели сбора и систематизации информации Отчетность используется инвесторами и кредиторами для принятия инвестиционных решений. Отчетность необходима для предоставления информации контролирующим и налоговым органам.
Форма Операции отражаются в первую очередь с экономической стороны. Профессиональное суждение бухгалтера является определяющим. В РСБУ преобладает документальное оформление операций над их экономической оценкой.
Учет доходов и расходов В бухгалтерском учете по МСФО операции отражаются с соблюдением принципа соответствия доходов и расходов. В финансовых отчетах расходы указаны в отчете о совокупном доходе. Принцип соответствия доходов и расходов упоминается в ПБУ, но не используется на практике или нарушается. Также между этими принципами в РСБУ и международных стандартах есть существенные различия.
Отчетный период Финансовый год не привязан к календарному. Отчетный период может быть выбран компанией исходя из специфики работы и предпочтений инвесторов. Отчетный период установлен в рамках календарного года (с 1 января по 31 декабря).
Консолидация отчетности Доходы, расходы, имущество и обязательства учитываются как одно целое благодаря тому, что отчетность формируется по всей группе взаимозависимых компаний: по материнской и дочерним организациям вместе. Понятие консолидации отчетности в РСБУ размыто, каждая организация составляет свой баланс.
Определение налоговой базы Зависит от способа погашения балансовой стоимости активов, выбранного руководством компании. Налоговая база — это сумма дохода или расхода, облагаемая налогом на прибыль (НДФЛ и т. п.).
Валюта Отчетность составляется в той валюте, в которой организация получает выручку и производит расчеты (функциональная валюта). Отчетность можно составлять только в рублях.
Определение процентного дохода Применяется метод эффективной ставки процента. Ее расчет основан на денежных потоках, которые получит организация на протяжении периода действия договора. Если прогнозы меняются, то возможен ее перерасчет. Ставка процента устанавливается по договору. Понятие эффективной процентной ставки отсутствует.
Многокомпонентные соглашения В МСФО широко применяется принцип многокомпонентности. Ведь некоторые операции возможно верно оценить экономически, только разделив на компоненты. А другие операции можно учитывать только в блоке, если достичь нужного экономического эффекта можно только при их взаимодействии.

В РСБУ нет специальных норм, регулирующих многокомпонентные соглашения. Для каждой конкретной операции определяются критерии признания выручки.

Финансовые инструменты

В зависимости от сущности и ожидаемых денежных потоков производные финансовые инструменты классифицируются как:

  • капитал;
  • активы;
  • обязательства.

Все конвертируемые инструменты разделены на два компонента:

  • обязательства;
  • капитал.

Компонент «обязательства» подлежит учету по справедливой стоимости. Компонент «капитал» учитывается как остаточная стоимость без возможности переоценки.

Производные финансовые инструменты не выделяются как особый вид имущества и учитываются на забалансовых счетах. В балансе определяется итоговый расчет по операциям с ними. Для конвертируемых инструментов общие специальные правила отсутствуют. Они могут быть как капиталом (акции), так и и обязательством (облигации).

Классификация аренды Аренду в МСФО классифицируют по тому, как распределяются между арендатором и арендодателем риски и вознаграждения от владения активом. В РБСУ аренду классифицируют не как взаимоотношение сторон сделки, а как форму договора.
Справедливая стоимость активов Понятие «справедливая стоимость» часто применяется в МСФО при оценке стоимости активов. Это связано с тем, что главные пользователи финансовой отчетности хотят иметь информацию о текущей стоимости активов, обязательств и самой компании. При этом балансовая стоимость активов не может быть выше той суммы, которую возможно получить в текущий период времени от их продажи или использования. Это позволяет инвесторам делать объективные выводы о состоянии дел и принимать оперативные инвестиционные решения. Основные средства в процессе работы оценивают по исторической стоимости. Поэтому в отчетах РСБУ нередко происходит завышение балансовой стоимости основных средств и другого имущества в текущей экономической ситуации. Справочно в некоторых ПБУ используется понятие «текущая рыночная стоимость» активов организации.

Стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах»

Стандартом » Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах» утверждено 5 новых видов резервов:

  • резервы под гарантийный ремонт,
  • реструктуризация,
  • претензии,
  • убыточные договорные обязательства,
  • демонтаж (вывод) с эксплуатации основных средств.

Следует учитывать, что данный стандарт не регулирует резерв на оплату отпусков. Сейчас это вопрос регулируется Инструкцией №157н (Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»).

С 2021 года данный вопрос будет регулировать ФСБУ «Выплаты персоналу».

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация,  составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной,  открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи.

Международные и российские стандарты: сравнение

Окончательно разобраться, в чем сходятся понятия, а в чем заключаются отличия МСФО от РСБУ, таблица поможет. Итак, разберем ключевые признаки международных и российских стандартов с учетом основных принципов учета. Для удобства представим данные в виде таблицы:

Основной принцип учета и отчетности

Международные стандарты (МСФО)

Российские стандарты (РСБУ)

Цели сбора, обобщения и систематизации данных в отчетности

Финотчетность используется для анализа текущего положения дел и для принятия управленческих решений.

Составление отчетности необходимо для предоставления данных в контролирующие органы.

Особенности оформления

В первую очередь отражаются операции, имеющие наибольшее экономическое влияние на финансовый результат. Причем суждение бухгалтера в данном вопросе является определяющим фактором.

Все факты хозяйственной жизни учреждения отражаются в учете соответствующим образом, независимо от экономической значимости.

Учет доходов и расходов субъекта: принцип соответствия показателей

В МСФО этот принцип соблюдается неукоснительно, исключений не допускается.

Несмотря на то, что этот принцип закреплен в российском законодательстве, на практике он соблюдается редко либо нарушается.

Отчетный период

Для отчетов, составленных по международным принципам, период определяется произвольно. То есть никакой привязки к календарному году нет.

Отчетный период равен одному календарному году — с 1 января по 31 декабря включительно.

Исключения предусмотрены только для вновь созданных предприятий и организаций (дата создания — 31 декабря).

Консолидированная отчетность

Подразумевает формирование отчетных данных по группе взаимозависимых субъектов. Например, отчеты составляются по всей корпорации, включая головное учреждение и обособленные подразделения и филиалы.

Консолидация отчетов широко используется в бюджетной сфере. Так, к примеру, все учреждения обязаны составить индивидуальный баланс, затем направить отчет вышестоящему распорядителю для консолидации. В итоге бюджетная отчетность формируется не только отдельно по учреждениям, но и по распорядителям, главным распорядителям и так далее.

Порядок определения налоговой базы

Определяется руководством компании, зависит от выбранного способа погашения балансовой стоимости активов компании.

Индивидуален для каждого налогового обязательства, регламентирован НК РФ.

По большей части налогооблагаемая база определяется как разница между полученным доходом и произведенным расходом (например, НДФЛ, налог на прибыль, УСН 15 %).

Валюта

Допускается формирование отчетности в функциональной валюте.

Напомним, что функциональной валютой для предприятия признается та денежная единица, в которой осуществляются основные виды расчетов и в которой отражается (поступает) выручка.

Ведение учета, как и составление финотчетности, допускается только в рублях. Все операции, совершенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в установленном порядке.

Несмотря на значительное отличие МСФО от РСБУ, Министерство финансов РФ старается привести российские нормы в соответствие с международными требованиями. Конечно, о полной тождественности говорить еще рано.Но некоторые существенные различия были упразднены с введением новых стандартов РСБУ.

Что такое МСФО: суть и понятие

Правила бухгалтерского, налогового и финансового учета в разных странах и правовых системах могут существенно отличаться. Это усложняет взаимодействие контрагентов из разных стран, создает препятствия для расширения бизнеса на международный уровень. Чтобы устранить такие проблемы, с 1973 года началась разработка единых правил и стандартов для работы бухгалтеров, аудиторов и финансистов, подготовки отчетности.

МСФО включает комплекс стандартов и интерпретаций. Также применяются приложения, которые не являются частью стандартов. Утверждены рекомендации по внедрению и использованию международных правил.

Отчетность, оформленная в соответствии с МСФО, нужна:

  1. контрагентам компании, которые могут оценить финансовые показатели до принятия экономических решений;
  2. инвесторам, которые принимают решение о вложении средств в действующие проекты;
  3. государственным структурам, которые контролируют определенные сферы деятельности.

Если оформлять документы без соблюдения международных стандартов, указанная информация может быть неполной, необъективной. недостоверной. Использование стандартов, напротив, предусматривает оформление документации по единым требованиям. Также стандарты и интерпретации содержат правила ведения финансового учета, документы с рекомендациями об отражении хозяйственных операций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector