Приказ минтранса рф от 20.08.2004 n 15
Содержание:
- О суммированном учёте рабочего времени
- Как и какими документами определяется трудовой режим
- Учёт рабочего времени и его виды
- Время работы
- Сверхурочные работы
- Работа в праздники
- Обязанности водителя
- Как вытащить карту из тахографа?
- Периоды отдыха
- График учета рабочего времени на 2021 год (табель): как его заполнить
- Режим труда
- Как оформить скользящий график
- Режим труда и отдыха водителей в Европе
О суммированном учёте рабочего времени
Только после согласования с профсоюзом у руководителя появляется право на введение системы учёта рабочего времени с суммированием.
Так поступают только в тех организациях, где невозможно учитывать рабочее время с использованием других схем. Применение суммирования при учёте времени работы возможно при работе с группами:
- Водителей.
- Работников сельского хозяйства.
- Продавцов или кассиров в торговых организациях.
- Сотрудников охранных предприятий.
Виды учета рабочего времени.
И других подобных категорий. Когда вводится суммированный учёт, рабочее время может быть уменьшено или увеличено по сравнению с тем, что установлено статьями 112-114 ТК РФ. Но за день один человек всё равно не может трудиться дольше 12 часов.
В личных делах сотрудников изменённый график сменности не хранится. Он оформляется только в виде распоряжения по предприятию. Или как приказ по подразделению.
Оплата труда при сменном графике
Сотрудники со сменным графиком должны получать такую же оплату, что и остальные, только в двойном размере. Об этом говорит 152 статья ТК РФ. Это относится и к часам, отработанным сверх нормы, если вводится суммированный учёт:
- Полуторное увеличение оплаты обязательно для первых часов, относящихся к сверхурочной работе.
- Для остальных нужна двойная оплата.
Законодательство не определяет чёткого механизма, по которому можно было бы рассчитать сверхурочное отработанное время за учётный период. Споры часто возникают, если работник увольняется до того, как учётный период закончился. Или находится на больничном, уходит в отпуск.
В повышенном размере оплачивается в этом случае и ночное время работы. 20 процентов от тарифной часовой ставки или от должностного оклада – минимальный размер, на который можно повышать оплату труда в таких ситуациях.
В ночные часы входит время с десяти вечера до шести утра. Размер повышающих коэффициентов устанавливается в трудовом договоре. С этой же целью можно использовать обычные трудовые договоры, локальные нормативные акты.
Хотите узнать больше о графике сменности, тогда посмотрите это видео:
Не забудьте добавить «FBM.ru» в источники новостей
Как и какими документами определяется трудовой режим
Распорядок труда для каждого отдельного сотрудника обязательно оговаривается с ним заранее — при заключении трудового соглашения. В целом же, по организации в разрезе структурных подразделений или должностей режим работы определяется в правилах внутреннего трудового распорядка.
В ПВТР режим трудового времени организации может быть отражён путëм:
- установления длительности трудовой недели и конкретных ежедневных временных рамок труда для одних групп должностей (например, «Для отделов: Руководство, Отдел по работе с персоналом, Юридическая служба, Бухгалтерия, Канцелярия — пятидневная трудовая неделя, начало трудового дня — 8:00, окончание трудового дня — 17:00, перерыв для отдыха и питания — с 13:00 до 14:00»);
- установления для отдельных должностей условия о ненормированном трудовом дне с указанием размера компенсации в виде дополнительных дней (не менее трëх) отпуска в соответствии со ст. 119 ТК РФ (например, «Для должностей: Директор, Заместитель директора, водитель — устанавливается ненормированный трудовой день с компенсацией в виде 4 дней дополнительного отпускного периода ежегодно»);
- установления режима работы по графику для отдельных отделов и должностей (например, «Для отдела продаж устанавливается режим работы по графику с соблюдением нормы труда для пятидневной 40-часовой трудовой недели»);
- установления суммированного учёта рабочего времени для отдельных должностей (например, «Для должности «Продавец» устанавливается суммированный учëт рабочего времени, учëтный период — квартал»);
- установления гибкого графика работы, ночного (приравниваемого дневному) режима труда, сменного графика, разделения рабочего дня на части для отдельных категорий работников (например, «Для должности «Кассир» устанавливается сменный график работы, при котором третья смена, приходящаяся на ночные часы, приравнивается к дневному трудовому времени»).
В трудовом соглашении обязательно должен присутствовать раздел, посвящëнный режиму труда. Для сотрудников, должность которых предполагает работу по обычному графику пяти- или шестидневной трудовой недели, в соглашении указывается точное расписание труда. Для тех же, кто будет работать по графику, с суммированным учëтом, с ненормированным трудовым днëм, с неполным трудовым временем, с разделением дня на части и т. д. эти обстоятельства должны быть отражены в указанном соглашении. Случаи установления неоговоренного режима трудового времени незаконны, такое нарушение может повлечь для нанимателя ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями (штрафы и другие санкции).
Как установить новые правила режима в организации: порядок и документы
Если с уже существующим режимом для отдельной должности работник знакомится при приëме на работу путëм подписания трудового соглашения и отметки о прочтении ПВТР, то с изменением действующего режима всë несколько сложнее.
Порядок проведения процедуры таков:
- Для начала руководитель должен принять обоснованное решение о том, для каких должностей или структурных подразделений вводятся новые правила.
- Затем по всем правилам изменения локального НПА соответствующие изменения вносятся в ПВТР (проект в пятидневный срок должен быть согласован с профсоюзом, затем подписан руководителем).
- На основании изменëнных ПВТР каждый работник, которого касаются изменения, предупреждается об изменении существенных условий работы (вручить уведомление под роспись следует не позднее чем за месяц до издания приказа). В случае отказа от продолжения трудовых правоотношений в изменëнных условиях сотрудник должен быть уволен по истечении срока предупреждения.
- В установленный срок (спустя месяц после оповещения сотрудников) издаëтся приказ по предприятию об изменении режима для конкретных работников (на этом этапе они должны быть перечислены поимëнно). С приказом каждый работник знакомится под роспись.
- В день издания распорядительного документа с каждым сотрудником заключается дополнительное соглашение к контракту, изменяющее условия по режиму трудового времени.
- С даты, определëнной в допсоглашении и приказе, начинает своë действие новый режим с новым его документальным оформлением (к примеру, с составлением графиков).
Учёт рабочего времени и его виды
Достаточно сложный учёт рабочего времени водителя автобуса подразделяется на несколько видов.
Суммированный учёт
Этот способ контроля предполагает разную длительность времени отдыха и различный период отчётности. Чаще в всего применяется период, составляющий 1 месяц. В курортных местах и регионах с сезонными работами отчётность совпадает с длительностью сезона и может включать в себя до полугода.
При этом учитываются такие особенности табелирования и протяжённости времени отдыха на основе показаний тахографов:
- максимум протяжённости рабочей смены устанавливается в 9 часов, в неделю водитель не должен проводить за рулём транспортного средства более 45 часов;
- период отдыха водителей между сменами составляет минимум 12 часов или должен быть не менее протяжённости предыдущей смены, когда она длится больше 12 часов;
- возможность продлевать период отдыха при возвращении на точку дислокации автобуса;
- сопряжение выходных дней с графиком сменности при соблюдении нормы протяжённости непрерывного еженедельного отдыха, составляющей 42 часа.
Кроме того, имеется ряд случаев, когда допускается установление 12-часовой рабочей смены. Это разрешается при использовании:
- аварийно-спасательного, пожарного, инкассаторского транспорта;
- транспортного средства, обслуживающего руководящий состав организаций, представителей органов власти различного уровня;
- транспорта, применяющегося для технологической перевозки внутри производственных объектов или карьеров, если при этом не требуется выезд на дороги общественного назначения;
- транспортного средства, обслуживающего предприятия ЖКХ, лечебные учреждения, службы связи;
- автобусов, ездящих по регулярным пригородным, городским, междугородным маршрутам.
Но даже наличие в трудовом договоре пункта о ненормированном рабочем времени не отменяет всех ограничений. Проведение данного вида учёта, суммирующего рабочее время водителя, возможно лишь в случае согласования с лицами, которые представляют интересы работников. Водители, принимаемые на работу в организацию, практикующую подобную форму учёта и контроля, должны быть сразу предупреждены об этих особенностях.
Ежедневный учёт
Данная форма контроля рабочего времени водителя на основании показаний тахографа применяется при дневной смене, не превышающей 8 часов в пределах пятидневной рабочей недели. При шестидневной рабочей неделе смена должна продолжаться не дольше 7 часов. В случае если водителю приходится управлять автобусом в сложных дорожных условиях, длительность смены может укорачиваться.
Время работы
Итоговый объём времени работы не ограничивается количеством часов, проведённых исключительно за рулём.
Он складывается из таких составных частей, как:
- Собственно управление автомобилем или автобусом;
- Регламентированные перерывы на отдых;
- Организация работ по подготовке к рейсу и окончанию транспортировки. Для дальних расстояний в расчёт также берётся время, затраченное в транзитной точке;
- Время, отведённое для прохождения предрейсовой медицинской комиссии;
- Простой под грузовыми и пассажирскими операциями (погрузка-выгрузка, посадка-высадка);
- Простои – в случае, если они имели место по обстоятельствам, не зависящим от работника;
- Время, затраченное на устранение неисправностей автомобиля в пути следования (если устранялись в пути без разборки механизма);
- При осуществлении дальних поездок, когда перевозку производят два водителя – время, проведённое не за рулём;
- Время, которое понадобилось на охрану груза в точках следования;
- Прочие моменты, прописанные в нормативных актах.
Некоторые элементы из вышеперечисленных могут оплачиваться в неполном размере – при трудоустройстве нужно обращать внимание на договор. Так, время, необходимое на охрану груза, допускается оплачивать лишь на 30%
Возможна также оплата лишь на 50 % при отсутствии управления на работе транспортом.
Обратите внимание! Бывают недобросовестные работодатели, которые требуют совмещать регламентированные перерывы на отдых со временем, отведённым для обеденного приёма пищи. Данное требование абсолютно незаконно!
Сверхурочные работы
Наибольшая продолжительность смены, разрешенная при ежедневном или суммированном учетах, может быть превышена в случаях, предусмотренных законодательством. Такие работы называют сверхурочными. Они разрешены в следующих ситуациях:
- Выполнение действий, которые нельзя реализовать в течение установленного времени. Отказ от них приведет к причинению вреда имуществу или другим неприятным последствиям.
- Необходимость выполнить обязанности, которые должен быть выполнить работник, не пришедший на смену. Руководство должно в сжатые сроки заменить отработавшего смену водителя.
Режим совместительства для водителей недопустим.
Работа в праздники
По графику сменности сотрудники могут быть привлечены к работе в нерабочие праздничные дни. При этом положение о переносе выходных дней на организации со сменным режимом работы не распространяется (абз. 2 п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588н). При совпадении выходных дней, установленных графиком сменности, с нерабочими праздничными днями, эти выходные дни не переносятся на следующий после праздничного рабочий день.
По общему правилу за работу в праздничный день в пределах месячной нормы времени (т. е. если праздничный день является рабочим по графику сменности) выплачивайте доплату в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада (ст. 153 ТК РФ).
Ситуация: как оплачивать работу в праздничные дни по сменному графику сотруднику с окладом?
Ответ на этот вопрос зависит от того, как осуществлялась работа в праздничные дни:
в пределах нормальной продолжительности рабочего времени;
сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
Нерабочие праздничные дни установлены для всех сотрудников без исключений статьей 112 Трудового кодекса РФ. Поэтому работа в такие дни подлежит дополнительной оплате (ст. 153 ТК РФ).
Допустим, трудовым договором установлен режим рабочего времени, который предусматривает работу в нерабочие праздничные дни (например, сменный график работы), и она производилась в пределах нормы рабочего времени. В этом случае время работы в праздничные дни оплачивайте не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада (т. е. не менее чем в двойном размере).
Если работа в праздничные дни производилась сверх нормы рабочего времени, то оплата труда сотрудника должна составить не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада (т. е. не менее чем в тройном размере).
Конкретные размеры оплаты за работу в праздничные дни могут быть установлены в коллективном договоре или в локальном нормативном документе организации, например в Положении об оплате труда.
Кроме того, вместо повышенной оплаты за работу в праздничный день сверх нормы рабочего времени по желанию сотрудника ему можно предоставить другой день отдыха, например в этом же месяце. В таком случае считается, что человек в праздничный день трудился в пределах нормальной продолжительности рабочего времени. Работу за этот день оплачивайте в общем порядке: в одинарном размере. День отдыха дополнительно не оплачивайте.
Такой порядок установлен статьей 153 Трудового кодекса РФ.
Пример расчета зарплаты. Рабочая смена выпадает на праздничный день. Сотруднику установлен оклад
Слесарь А.И. Иванов работает на условиях 40-часовой рабочей недели по сменному графику. При таком режиме месячная норма рабочего времени в январе составляет 120 часов.
Одна из смен попадает на праздничный день 7 января. Иванов проработал в праздничный день восемь часов. По табелю рабочего времени за месяц Иванов отработал 120 часов.
Его оклад – 25 000 руб. Бухгалтер организации рассчитал доплату за работу в праздник так.
Иванов работал в январе в пределах нормальной продолжительности рабочего времени (120 ч). Значит, время работы в праздничный день оплачивается по одинарной дневной ставке.
При 40-часовой рабочей неделе среднемесячное количество рабочих часов составляет 164,25 часа. Поэтому часовая ставка сотрудника равна: 25 000 руб. : 164,25 дн. = 152,21 руб./дн.
Доплата за работу 7 января составит: 152,21 руб./дн. × 1 × 8 ч = 1217,68 руб.
Других доплат и надбавок Иванову не начисляли. Его зарплата за январь составит: 25 000 руб. + 1217,68 руб. = 26 217,68 руб.
Обязанности водителя
В рабочее время входит не только вождение, но и другие функции, выполняемые шофером и обозначенные в Трудовом договоре. Среди них:
- спецперерывы во время управления автомобилем и в конечных пунктах;
- подготовка к выезду, обслуживание автомобиля после поездки, при междугородных транспортировках – обслуживание транспорта в местах стоянок в начале и конце смен;
- прохождение медосмотра перед поездкой и после нее и следование к месту его осуществления;
присутствие в местах проведения посадки-высадки;
нахождение в автомобиле без управления им;
простои, которые возникли по вине посторонних лиц или сил;
ликвидация неисправностей, возникших в пути;
выполнение обязанностей охранника во время стоянки. Это время включается в рабочий период полностью или частично, но не менее 30%;
другие случаи, регламентированные российским законодательством.
Как вытащить карту из тахографа?
После окончания рабочей смены водитель должен достать карту из устройства и внести информацию о местоположении ТС. Наименование населенного пункта можно вводить вручную, а можно выбирать из предложенного списка, все зависит от модели самописца.
Чтобы достать карту из устройства, следует нажать на соответствующую кнопку на передней панели прибора. Как правило, изображение на ней напоминает кнопку для изъятия видеокассет или дисков. После нажатия на кнопку карта автоматически будет выброшена из картоприемника.
Карта второго водителя достается таким же образом, но только с помощью кнопки под вторым картоприемником.
Как переключать водителей на тахографе?
Если в рейс выходят два водителя, то в начале смены они оба должны установить свои чип-карты. Во время движения оба водителя находятся в режиме работы, несмотря на то, что управляет ТС только один водитель.
Водитель, находящийся за рулем, вставив карту в тахограф, выбирает режим «Вождение», а водитель,сидящий рядом, для своей карты выбирает режим «Работа/прочая работа».
Основная ошибка состоит в том, что водитель, который в момент движения не находится за рулем, устанавливает себе режим «Отдых».
Если водители решили поменяться местами, они должны поменять местами и свои карты в устройстве. Для этого первым свою карту достает водитель, который управлял ТС. Карты меняются местами. Водители проходят заново идентификацию и выбирают каждый для себя соответствующий режим работы.
Для того чтобы правильно работать с тахографом необходимо тщательно изучить и запомнить руководство по эксплуатации самописца.
Куда вводить пин-код?
Алгоритм ввода пин-кода на разных моделях тахографов может отличаться, конкретные действия можно узнать в инструкции для водителя. Как правило, чтобы ввести пин-код, необходимо сделать следующее:
- при установке чип-карты в картоприемник устройство запрашивает введение пин-кода для проведения идентификации;
- с помощью стрелок выбираются нужные цифры, а кнопка «ОК» подтверждает ввод пин-кода.
Некоторые модели тахографов на втором этапе выводят на экран виртуальную клавиатуру для набора цифр.
Если водитель забыл пин-код и ввел его неверно, система автоматически заблокирует чип-карту.
Разблокировать карту можно только с помощью другого пароля — PUK-кода. Он указывается на конверте с картой при получении. Если ввести этот код, устройство автоматически создаст новый Пин-код и выведет цифры на экран.
Если же доступа к PUK-коду нет, то решить проблему можно только, обратившись в сервис, где была получена карта. В этом случае старую карту заблокируют и выдадут новую.
Какое время хранится информация на тахографе?
В основе работы тахографа лежит его центральная память, которая позволяет получать и фиксировать информацию о движении ТС и о режиме труда и отдыха водителей. Информация в автомобильном тахографе хранится определенное время, которое составляет приблизительно 12 месяцев.
Память карты водителя способна сохранять данные приблизительно за последние 28 дней. Следовательно согласно российскому законодательству, выгрузка информации с карты водителя авто должна производиться каждые 28 дней.
Выгрузка данных с центральной памяти ЕСТР тахографа должна производиться один раз в 90 дней, а с тахографа Российской Федерации данный промежуток времени в законодательстве не регламентирован.
Данные могут бесперебойно храниться на протяжении 12 месяцев.
Регистрационная система фиксирует все попытки изменить работу устройства, нарушения времени отдыха, превышение допустимой скорости и другие противоправные действия. Также самописец сохраняет данные о проверке устройства сотрудниками ГИБДД и другими лицами, имеющими такие полномочия.
Также информация фиксируется и на чип-карте водителя. Данные с самого тахографа и карты сотрудника необходимо периодически выгружать из системы. Все выгруженные данные помещаются в архив, который подлежит проверке контролирующими органами в течение 12 месяцев с момента выгрузки данных.
Видеоинструкция для водителей: как работать с тахографом.
Периоды отдыха
Нормативные акты устанавливают необходимость отдыха для водителей. В частности, это следующие временные отрезки:
- Перерыв на обед. Предоставляется на протяжении рабочего дня. Продолжительность его составляет 30 минут – 2 часа. Если продолжительность смены составляет больше 8 часов, можно утвердить два перерыва на прием еды. Однако общая их продолжительность должна составлять не больше 2 часов.
- Перерыв между сменами. Длительность его определяется длительностью рабочего дня. Перерыв между сменами составляет не меньше 200% от смены. К примеру, смена равна 8 часам. Перерыв в данном случае должен составлять не меньше 16 часов.
- Выходные. Составляют не меньше 42 часов. Если используется суммированный учет времени, количество выходных должно быть не меньше числа полных недель в месяце. К примеру, количество недель составляет 4. В этом случае и минимальное число выходных составляет 4 дня.
Специфические условия труда предполагают дополнительное время для отдыха. К примеру, оно предоставляется при международных рейсах. В этом случае у водителя должен быть перерыв на 15 минут после каждых 4-х часов беспрерывного вождения. И это положение является новшеством 2018-го года. Ранее предоставление таких перерывов было ответственностью работодателя. Сейчас их должны самостоятельно организовывать водители. Формулировка была изменена в Приказе №170.
График учета рабочего времени на 2021 год (табель): как его заполнить
Существуют две унифицированные формы: Т-12 и Т-13. Разница в них заключается в том, что форму Т-12 заполняют только вручную или в текстовом редакторе, и в нем есть специальный раздел для расчета зарплаты. Табель Т-13 может заполняться с помощью специализированных компьютерных программ и систем контроля доступа, которые используются в целях учета посещений сотрудниками фирмы своей работы. В этой форме отсутствует блок для расчета зарплаты, она подлежит расчету в иных регистрах.
Табель учета рабочего времени является первичным документом, на основании которого начисляется заработная плата сотрудникам, выплаты с нее и принятые в организации доплаты. Поскольку перечисленные выплаты уменьшают налог на прибыль организаций или налогооблагаемый доход при УСНО, документ следует закрепить в качестве первичного в учетной политике организации. Пользоваться унифицированной формой с 01.01.2013 необязательно
Важно закрепить собственный вариант формы в учетной политике и проследить, чтобы в нем содержались все необходимые реквизиты, обязательное наличие которых для первичных документов установлена законом 402-ФЗ
Табель составляется в одном экземпляре лицом, уполномоченным следить за контролем рабочего времени в целом по организации или в отдельном структурном подразделении. Перечень лиц, подписывающих его, устанавливается внутренним распорядительным актом организации. В конце каждого месяца заполненный табель передается в бухгалтерию.
Режим труда
Не важно, как хорошо вы знаете правила, если не умеете их применять на практике. Перед началом движения, а вернее, перед тем как зафиксировать в тахографе страну начала работы, берете мобильный телефон и запускаете таймер с отсчетом 15 часов
Это самый важный момент. По истечении этих 15 часов вы должны уже стоять на паркинге. Это называется общее рабочее время. В него включа.ются все манипуляции за рабочий день – управление машиной, загрузки -разгрузки, паузы и т.д. В течение рабочей недели у вас могут быть три таких рабочих дня. В остальные дни таймер заводите на 13 часов. Чтобы не путаться, сколько за неделю у вас 15 и 13 часов, делайте запись в блокноте
Перед началом движения, а вернее, перед тем как зафиксировать в тахографе страну начала работы, берете мобильный телефон и запускаете таймер с отсчетом 15 часов. Это самый важный момент. По истечении этих 15 часов вы должны уже стоять на паркинге. Это называется общее рабочее время. В него включа.ются все манипуляции за рабочий день – управление машиной, загрузки -разгрузки, паузы и т.д. В течение рабочей недели у вас могут быть три таких рабочих дня. В остальные дни таймер заводите на 13 часов. Чтобы не путаться, сколько за неделю у вас 15 и 13 часов, делайте запись в блокноте.
Разрешенное время управления – 9 часов за 1 рабочий день. В течение рабочей недели можно 2 раза превышать этот лимит на 1 час. Все помечайте в блокноте.
ВАЖНО: за один присест, без паузы, при любых обстоятельствах, вы можете управлять машиной не более 4,5 часов. После того, как вы сделали паузу минимум 45 минут, можно ехать еще 4.5 часа
Если требуется взять дополнительный, 10-й час, делаем еще одну паузу 45 минут, и доезжаем этот час. Это основа основ.
- Правилом хорошего тона считается езда в режиме 3 часа езды – 45 минут паузы, потом 3 часа езды – 45 мин. паузы, и так пока не наберете максимальное количество часов за один рабочий день.
- Если берете дополнительный час, это будет 3ч + 45 мин. паузы два раза подряд, плюс финальные 4 часа.
Если по каким то причинам во время движения вам пришлось остановиться, например сбегать в туалет, то не особо спешите. Если ваша пауза будет больше 15 минут но меньше 45, то следующую запланированную паузу вы можете сократить с 45 до 30 минут. Тахограф считает всегда по следующему алгоритму: если вы отстояли 14 минут, он засичтает вам 0 минут паузы.
Если ваш перерыв составил 42 минуты, лучше поделать зарядку 3 минуты, чтобы пауза была полной, и не требовалось еще останавливаться дополнительно на 30 минут.
ВАЖНО: сложно считать время пауз, когда вы делаете много загрузок и выгрузок в одном районе. Рваные паузы, много остановок
Записывайте в блокнот все время движения чтобы складывать его и вместить в установленные пределы.
Рассчитывайте све время правильно. Запомните: пауза в 45 минут = можно ехать без перерыва потом 4,5 часа (не превышая общий дневной лимит вождения).
Так, если вы подъезжаете к крупному городу и видите, что у вас осталось менее 1,5 часов времени управления, лучше остановиться, взять паузу в 45 минут, чтобы таймер в тахографе обнулился. И у вас будет запас времени на прохождения города. Если вы поедете и попадете в пробку, нарветесь на штраф. А вот если контролирующие органы будут видеть что, подъезжая к горожду, вы сделали паузу и пробка рассасывалась более 4,5 часов, вы для них – уже не преступник, а заложник обстоятеств. За такое не наказывают.
ВАЖНО: Вставая под загрузку или разгрузку, обязательно вручную устанавливайте в тахографе режим работы, значок «молоточки», т.к после того, как вы заглушите двигатель, тахограф автоматически станет в режим паузы (значок “кроватка”). Если к вам подъедут контролеры а вы грузитесь, стояна на паузе, будет штраф. Так же будет штраф, если во время заправки вашей Scania вы будете стоять на паузе
За 2 недели разрешено управлять машиной не более 90 часов. За первую неделю, не больше 55. Следовательно, на вторую остается не более 34. После вы обязаны встать на еженедельную паузу. Тахограф также умеет считать эти цифры.
Приехали на паркинг, загрузили в тахометр страну окончания работы, заглушили машину. Смотрим на таймер телефона. Проработали менее 13 часов? Отмечаем в блокноте. Если общее время работы превысило 13 часов хотя бы на 1 минуту, то считается, что это был 15 часовой рабочий день.
Как оформить скользящий график
Чтобы персонал работал по скользящему графику, надо вписать это условие в трудовой договор, выбрать учётный период рабочих часов, составить график и вести табель рабочего времени.
1. Вписать режим работы в трудовой договор
Как оформить сотрудника в штат, мы рассказывали в отдельной статье. Для установления скользящего графика нас интересует только трудовой договор.
В трудовом договоре смотрим раздел с названием «Рабочее время и время отдыха». В этот раздел нужно вписать фразу:
«Работнику устанавливается сменный режим работы с предоставлением выходных дней по скользящему графику и суммированный учёт рабочего времени с учётным периодом один месяц».
Учётный период можно взять другой — месяц, квартал, полгода или год. Про выбор периода подробно будет ниже.
Время начала и конца смены тоже можно записать в трудовой договор. К примеру:
«Время начала рабочей смены 9:00. Время окончания рабочей смены 21:00».
Но время работы для клиентов у предпринимателя может меняться. Например, летом кафе открывается на час раньше. На такие случаи время начала и конца смены удобнее каждый раз вписывать в график смен на учётный период, а не бесповоротно один раз в трудовой договор.
Если изначально в трудовом договоре с работником не было условия о сменах по графику, к договору заключают допсоглашение. В него вписывают те же самые фразы.
2. Выбрать учётный период
Учётный период — это время, за которое работодатель считает рабочие часы сотрудника. Это месяц, квартал или год, но не больше года — ст. 91, 104 ТК РФ.
Допустим, мы взяли учётный период месяц и хотим узнать часы в августе. Смотрим август 2021 года — видим 176 рабочих часов. Эти часы работодатель распределит по месяцу как захочет. Работа свыше 176 часов будет сверхурочной, за неё придётся доплачивать.
Если работодатель выбрал учётный период больше месяца, например, полгода, зарплата всё равно платится два раза в месяц. Учётный период тут не влияет.
3. Составляем график смен
Сразу оговоримся: для микробизнеса график сменности необязателен. Его можно один раз включить в трудовой договор. Но тогда график нельзя менять — ни рабочие дни, ни время начала и конца смены. Удобнее утверждать новый график на каждый учетный период. Правило — из ст. 309.2 ТК РФ.
В графике надо поставить каждому работнику рабочие и выходные дни, продолжительность смены и время её начала и конца.
Сам себя ИП в график не вносит, потому что он не работник на зарплате. Даже если он тоже стоит за прилавком.
Чтобы не платить за сверхурочную работу, общее количество часов за учётный период не должно превышать норму по производственному календарю.
Ещё в графике надо учесть следующее:
— Обед. В смене может быть обед от 30 минут до 2 часов. Это нерабочие часы, за них не будет зарплаты. Но если в магазине или кафе нормальный обед невозможен, работодатель обязан обеспечить приём пищи на рабочем месте — ст. 108 ТК РФ;
— Работа ночью. Ночная смена короче дневной на час без урезки зарплаты. Но если работника взяли специально для ночных смен и вписали это в трудовой договор, то смена не укорачивается — ст. 96 ТК РФ;
— Выходные. Раз в неделю у работника обязательно должны быть выходные не менее 42 часов подряд — ст. 110 ТК РФ;
В остальном работодатель составляет график как ему удобно, работников можно не спрашивать.
Работник может работать по полсмены, если у него неполная ставка или у ИП режим сокращённого дня.
Работников знакомят под подпись с графиком смен не меньше чем за месяц
Это очень важно. Работник не обязан выходить по непредсказуемому графику
Не выйдет на смену — за прогул уволить не получится. А вот после ознакомления под подпись график становится железным — ст. 103 ТК РФ.
Еще за непредсказуемый график работодателей штрафует трудовая инспекция по ст. 5.27 ТК РФ. ИП — на 1000 до 5000 ₽, юрлиц — на 30 000 до 50 000 ₽.
Если сотрудник отказывается подписывать график, составляют акт об отказе от подписи. Зовут пару свидетелей. Потом такого работника можно уволить за прогул, и акт поможет.
4. Вести учёт рабочего времени
Работодатель обязан вести учёт отработанного времени каждого работника. Отработанные часы отмечают в табеле. В конце учётного периода считают часы и за них платят зарплату.
Режим труда и отдыха водителей в Европе
Осуществление трудовой деятельности, а также отдыха водителей в Европе, регламентируется международными законодательными актами и межгосударственными договорами и включает в себя:
- Европейское соглашение, касательно работы экипажей ТС, осуществляющие международные перевозки (AETR или русская аббревиатура ЕСТР);
- Постановление Европарламента и Совет (EU) No 561/2006;
- Постановление Совета (EMU) No 3821/85;
- Постановление Европарламента и Совет (EL) No 165/2014;
- Постановление Комиссии (EL) No 581/2010;
- Директива Европарламента и Совета (EU) 2006/22/EU;
- Решение Комиссии от 14.12.2009 года;
- Директива Европарламента и Совета 2002/15;
- местные законодательные акты.
Периоды управления ТС
Период управления — это время, которое затрачено только на вождение автотранспортным средством. Т.е., направленное на выполнение одной из многих задач водителя.
Вождение транспорта, осуществляющего международную перевозку, строго регламентировано и подлежит учету, который осуществляется с помощью специальных приборов — регистраторов, называющихся тахограф.
Им осуществляется фиксация:
- времени работы;
- режимы, в которых движется водитель;
- время, затраченное водителем и экипажем на отдых;
- скорость движения автотранспорта.
Также, различают такие виды управления ТС:
- Непрерывное — согласно нормам европейского законодательства, непрерывное вождение транспорта, осуществляющего коммерческие перевозки, должно составлять не больше 4 часов 30 минут. Т.е. Это время, затраченное на управление автотранспортом, когда водитель движется без остановок.
- Суточное — включает в себя промежуток времени между периодами отдыха в течение 24 часов. Максимально допустимое время управления, по общему правилу, составляет 9 часов. При этом, исходя из различных обстоятельств, время погрузки — разгрузки и т. п., могут происходить отклонения от этого графика. Поэтому, в течение недели, можно управлять транспортом в течение 10 часов, при условии, что это происходит в неделю только дважды и в разные дни.
- Еженедельное — начинается в понедельник с 00:00 и заканчивается воскресеньем 24:00. Оно, по общему правилу, должно составлять 48 часов. В определенных ситуациях, время работы может быть продлено до 60 часов. Но необходимо помнить, что оно должно не превысить период управления определенный для двух недель.
- Двухнедельное — при расчете этого период времени задаются временные рамки в две календарные недели. Максимальный срок управления не должен превышать 90 часов. Это значит, что если водителем в течении первой недели было использовано 50 часов для управления, то на второй неделе время на управление будет ограничено 40 часами.
Виды перерывов во время управления
Двигаясь в транспортном потоке в течение суток, водитель вынужден делать перерывы. Этого требует как международное законодательство, так и здравый смысл.
Ему запрещается работать более 6 часов подряд. Если рабочее время составляет 6-9 часов, то он обязан прерываться не менее чем на получасовой перерыв. Когда же рабочее время превышает 9 часов, то обязанность водителя прерываться на время не менее 45минут.
Различают такие виды перерывов:
- краткосрочный (от 15 до 30 минут);
- обеденный (необходим для принятия пищи);
- долгосрочный (30 и более минут).
Отдых
Под отдыхом следует понимать время, в течении которого водитель освобожден от работы, а также иная деятельность, связанная с осуществлением перевозки (закрепление груза, подготовка транспорта и т.д.)
Началом отдыха считается время, когда водитель прекратил управлять своим транспортом и не осуществляет иную трудовую деятельность. Временем завершения отдыха, будет фактическое возобновление исполнения трудовых обязанностей.
Различают такие виды отдыха:
- Суточный (должен составлять не меньше 11 часов).
- Еженедельный (состоит из двух регулярных, либо одного регулярного и одного короткого не менее 24 часов).