Роспись по ткани акриловыми красками: мастер-класс по росписи юбки, а также виды, способы и технологии нанесения красителей на ткань с подробными видео сюжетами

Мониторинг техник окрашивания

Начать работу стоит с изучения особенностей покрытия ткани красителем различными способами. Для нанесения рисунка на полотно существует несколько проверенных временем техник:

батик. По контуру рисунка наносится слой расплавленного воска, который не позволит краскам смешиваться. Покрывают материю кисточкой разноцветной краской. Если необходимо получить однотонное окрашивание с фантазийным орнаментом, всё изделие полностью опускают в краситель;

мраморная роспись или марблинг. Характерные разводы получаются за счёт растекания красителя по поверхности воды, в которую опускают материю;

штамповка. Используются различного вида штампы. После покрытия краской, штамп прижимается к поверхности вещи. Действие повторяется в зависимости от выбранного орнамента;

трафаретная печать. Выбранный рисунок крепится в раме: получается трафарет. С помощью валика краска продавливается сквозь трафарет на материю;

художественная роспись. Эта техника применяется для получения уникальных рисунков на шёлке. Для разделения различных по цвету красок применяют специальный резервирующий состав после нанесения каждого тона.


Существует способ получения рисунка на ткани не с помощью окрашивания, а удалением лишней краски. Могут использоваться специальные составы, делающие часть рисунка прозрачным. Или наоборот, светочувствительный раствор наносится через трафарет и при попадании солнечного света на такие участки, они становятся более яркими.

Техника выполнения

Основной принцип холодного батика заключается в том, что сначала вы выбираете шаблон, который несложно будет поделить на замкнутые, четко очерченные области определенного цвета. Обычно новички начинают делать батик, используя рисунки из детских раскрасок: проще и удобнее, пожалуй, не придумать.

Далее пошаговый алгоритм выглядит так.

  1. Рисунок предстоит перенести на ткань, для чего мастера используют специальный тканевый карандаш либо исчезающий маркер. Рисунок нужно закрепить под тканью, обвести контуры.
  2. Ткань закрепляется на раме, натягивать материю нужно туго.
  3. Резерв наносится на ткань. Стеклянная трубочка заполняется резервом, его контур должен строго следовать шаблону. Каждый цвет нужно замкнуть – это обязательное требование. Далее ждите, пока резерв высохнет, для быстроты процесса ткань можно просушить феном.
  4. Перед заливкой контуров проверьте их замкнутость. Возьмите пропитанную чистой водой губку (можно добавить в воду капельку шампуня), промокните нужную область. Если за пределы контура вода не выходит, то все сделано грамотно.
  5. Нанесение красителей происходит кистью или ватным спонжем, приемы нанесения в обоих случаях одинаковы. А чтобы обеспечить краске равномерное растекание, область заливки следует промочить водой.
  6. Картина высыхает, после чего вы снимаете ее с рамки. Иногда возникает необходимость поправить отдельные области. Посмотрите, как именно фиксируются красители, обычно это указано в инструкции к ним. Одни краски закрепляются утюгом, другие – паром, феном или даже действием высоких температур в духовом шкафу.

После прохождения всех этапов работу можно считать завершенной. Осталось только найти место, где она будет располагаться и радовать окружающих. Хотя, есть еще один момент – декор.

Какие применяются материалы и инструменты

Для удобства в работе надо заранее подготовить рабочее место и инструменты, приобрести подходящие материалы.

Чтобы заниматься росписью ткани, достаточно отвести для этого небольшое пространство, где будет находиться рабочий стол с выдвижными ящиками, где можно хранить все необходимые материалы, приспособления для выполнения батика.

Список необходимых инструментов и материалов:

  1. Подрамник и пяльцы для вышивки. Ткань для выполнения батика должна быть обязательно хорошо натянута. Если делать небольшой рисунок, то вполне достаточно будет обычных пялец. Но чаще батик делается на большом полотне и для этого надо иметь каркас подходящего размера. Можно использовать специальный подрамник, на который натягивают холст для живописи. Он имеет с лицевой стороны небольшие скосы, чтобы ткань не касалась планок. Для батика подходят также раздвижные рамы, продающиеся в художественных магазинах.
  2. Строительный степлер со скобами или кнопки для натяжения ткани на подрамник.
  3. Ножницы, линейка, карандаш.
  4. Фантомный маркер для нанесения рисунка на ткань, который испаряется после применения контурного резерва и красящих составов.
  5. Аэрограф, если понадобится равномерное нанесение краски на большой участок ткани.
  6. Бумага или калька для подготовки эскизов для дальнейшего нанесения на ткань.
  7. Копировальная бумага.
  8. Кисти. Эти инструменты особенно важные для получения качественной росписи, поэтому на них нельзя экономить. Приобрести надо круглые и плоские кисти нескольких разных размеров. Они не должны быть слишком жесткими, лучше выбирать с мягкими синтетическими волосками или беличьи.
  9. Краски. Новичкам лучше приобретать специальные акриловые краски для росписи на ткани, растворимые в воде. Более жидкие краски используют для тонких материалов, а напоминающие по консистенции гуашь — для тканей поплотнее.
  10. Баночки или стаканчики для разведения в воде красок различных оттенков.
  11. Контурный резерв. Купить можно для горячего батика готовый состав из воска и парафина в баночке или специальные контуры для холодного батика.
  12. Чантинг — специальный инструмент для нанесения горячего воска.
  13. Стеклянные трубочки нескольких размеров для нанесения контуров разной толщины под холодный батик.
  14. Ткань. Хлопок, шелк, шерсть, шифон, крепдешин и другие, подходящие для выбранной техники.

Горячий батик: техника выполнения для начинающих

Горячий батик выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:

  • Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
  • Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
  • Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).


Мастерица батика за работой Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты:

  • ткань
  • краски для горячего батика
  • кисти
  • палитру
  • подрамник или пяльцы
  • воду
  • утюг
  • старые газеты


Горячий батикХод работы:

  1. Прорисуйте эскиз на бумаге.
  2. Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
  3. Переведите рисунок на ткань.
  4. Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
  5. Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
  6. Оставьте для подсыхания.
  7. Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
  8. Используйте в работе более темные тона.
  9. Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
  10. Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
  11. Снимите работу с подрамника.
  12. Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
  13. Готовую работу оформите в рамку.


Удаление воска с готового батика

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  • нарисуйте три овала разного размера;
  • в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  • нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  • изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  • сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  • нарисуйте листья и вокруг цветков;
  • в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Другие виды росписи и рисования

Существуют и другие техники рисования — экспериментальные. К ним относят:

  1. Аэрографию. Когда сочетается машинная и ручная роспись, а краска распространяется по ткани специальным аппаратом — аэрографом.


Аэрограф для батика

  1. Шибори. Такая техника очень проста и доступна для всех. Ткань связывают узелком и помещают в краску.
  2. Поливка. При такой технике воск поливается на ткань в горячем виде.


Поливка — батик

  1. Штамповка. Такой вариант предполагает нанесение заранее приготовленного узора с помощью жидкого воска.


Вид батика штамповка

  1. Роспись валиками, которая также применяется при расплавленном воске.

Также существует батик как рисовать на ткани — живописный, обратный, монументальный, офортный, философский и т.д.


Монументальный вариант

Многие опытные художники этой техники восторгаются ремеслом батика, так как оно неповторимо. Процесс, когда ткань поглощает в себя воск и краску, отражая игру оттенков нельзя не с чем сравнить.

Современный батик роспись по ткани, хотя и во многом благодаря прошлому, заметно отличается от традиционных и формальных стилей. Например, художник может использовать офорт, разгрузочное окрашивание, трафареты, различные инструменты для окрашивания, рецепты воска с различными сопротивляемыми поверхностями, работать с шелком, хлопком, крепдешин , шерстью, кожей, бумагой или даже древесиной и керамикой.

Холодный батик – техника выполнения

Ручная роспись по ткани в любом случае требует терпения. Поначалу выполнение рисунка будет занимать много времени. С приходом опыта появится ускорение. Заниматься работой лучше в хорошо проветриваемом помещении, так как резервирующее вещество, используемое для нанесения контура, выделяет неполезные для организма вещества. Лучше начать с небольшого рисунка.

Техника выполнения пошагово:

  1. Ткань необходимо закрепить, используя пяльцы для вышивания, чтобы она не провисала. Для выполнения работы большого формата понадобится специальная рамка. В этом случае ткань закрепляется специальными крючками, входящими в комплект.
  2. Рядом располагают заранее приготовленные краски, резервирующее вещество и стеклянную трубочку для него. Если контур заключен в тюбик с наконечником, трубочка не понадобится.
  3. Под материю подкладывают бумажный эскиз и закрепляют его снизу.
  4. С помощью мягкого карандаша переводят рисунок на ткань.
  5. Обозначенные контуры обводят резервом. Набирать резервирующее вещество в трубочку удобно с помощью спринцовки, приставив ее к обратному концу трубки. Груша сжимается, и резерв поступает в трубочку.
  6. После того как контур высохнет, делают проверку, проводя по ткани влажной кисточкой. Необходимо проследить, чтобы вода не переходила за контурную линию.
  7. В тех местах, где контур оказался слабым, его проводят повторно.
  8. Теперь можно приступить к окрашиванию рисунка красками.

После окончания работы батик снимается с рамки и рисунок закрепляется утюгом. Регулятор температуры необходимо выставить под тип ткани. Каждый участок рисунка проглаживают в течение 3-5 минут. Заниматься живописью лучше в рабочем халате или старой одежде, чтобы не выпачкаться в краске.

Материалы и инструменты

Батик. С чего начать?

1. Нам понадобится ткань, на которую мы будем наносить краску. Из тканей лучше всего отдать предпочтение шелку, если нет возможности купить настоящий, то на первых порах подойдет и искусственный материал.

2. Краски, которыми мы будем расписывать нашу ткань. Для начала освоения искусства батика можно использовать краски отечественных производителей, например, фирмы «Гамма» или немецкого производителя «Марабу». Затем можно перейти на более дорогостоящие и качественные краски из разряда немецкой марки «Javana». Также вам необходимо знать, что краски делятся на акриловые – плотные краски, создающие твердую корочку на ткани – и водорастворимые. Если вы планируете расписывать шелковые струящиеся вещи, то делайте выбор в пользу водорастворимых красок.

Помимо выбора красок, нужно знать, как краски фиксируются на ткани. Одни краски запариваются утюгом, кстати, это наиболее удобный способ, другие – горячим паром.

Батик. С чего начать?

3. Нам нужно выбрать резервирующий состав. Он выбирается в зависимости от техники, в которой вы работаете. Есть горячая техника и холодная. В первой используется горячий воск, во второй прибегают к помощи специальных резервирующих составов. В последнее время на прилавках магазинов стал появляться холодный воск, как альтернатива горячему.

4. Для работы нам понадобятся кисти и пипетки. Что касается выбора кистей, то начинать работать лучше сразу с качественных гаммовских кисточек. Пипеток покупайте несколько, они нужны для работы с красками, помогают смешивать краски в маленьких пропорциях.

5. Покупаем раздвижную рамку. Предназначение рамки такое же, как у пялец вышивании крестиком, они нужны, чтобы натянуть и зафиксировать ткань для удобства и качества работы.

Батик. С чего начать?

6. Последним атрибутом для работы с батиком, который мы еще не упомянули, является палитра. Не обязательно покупать профессиональную палитру, можно использовать детскую, либо же приспособить под нее подручные средства (блюдца, крышечки, пузырьки).

Мы рассмотрели все необходимые инструменты и материалы для освоения росписи батиком. Попробуйте сами этот удивительный вид творчества, и вы точно не сможете остаться равнодушным к нему.

Это интересно: Что такое мерсеризация: обработка тканей, пряжи, описание

Набивка рисунка на ткань

Суть этой методики, которую на Руси называли кубовой набойкой, заключается в нанесении оттиска на полотно с помощью деревянной или пластмассовой формы (штампа). При этом используются акриловые краски. Штампы можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Многие мастера применяют для этих целей сырой картофель. Процедура включает следующие этапы:

  1. Губкой нанести на штамп разведенную (при необходимости) краску. Ее не должно быть как слишком мало, так и слишком много, иначе отпечаток будет очень бледным или она растечется за границы узора.
  2. Прикладывая усилия, плотно прижать форму к ткани. Для лучшего отпечатывания узора на полотне рекомендуется воспользоваться резиновым молотком.
  3. После того как окрашивающее вещество полностью высохнет, зафиксировать его с помощью утюга. Для этого рекомендуется прогладить окрашенное полотно с изнаночной стороны.

Интересные идеи для авторских работ

Создавать великолепные рисунки акриловыми красками может любой. Красить ткань можно научить даже ребенка: ему будет чем заняться, не отвлекая маму от домашних дел. Создание акриловых картин – занятие необычайно увлекательное, достаточно попробовать один раз, чтобы всерьез увлечься. Благо, идей предостаточно.

Создавайте своими руками модную одежду и аксессуары для всей семьи, декорируйте интерьер. Замечательно смотрятся окрашенные акрилом шторы, декоративные подушки для диванов, настенные панно, скатерти, межкомнатные занавески.

Смешивайте техники батика. Например, дополняйте трафаретную технику аэрографом, работая им на расстоянии: получатся красивые брызги. Украшайте готовые картины бусинами, бисером, блестками, декоративными камнями. Для одежды определенного стиля выбирайте подходящие эскизы: этнические орнаменты, мандалы, культовые символы.

Формы и методы передачи профессионального опыта в традиционном народном декоративно-прикладном искусстве России

В предыдущем параграфе нами были определены существенные направления деятельности в традиционной школе художественной росписи России, которые, на наш взгляд могут служить основой в формировании требований к процессу подготовки будущих художников-мастеров. Многие авторы, например, рассматривая русское народное декоративно-прикладное искусство, освещают и вопросы обучения. Проблема же ученичества в русском декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах рассматриваются различными авторами, чаще всего с точки зрения социально-исторической. Вопросы передачи мастерства в народных промыслах и ремеслах освещают такие авторы, как Ю.Ф.Лащук, Л.В.Казакова, однако эти работы относятся к промыслам и ремеслам, далеким от искусства художественной росписи тканей. В данной работе мы опираемся на исследование С.И.Масленицына «Ученичество в народном творчестве» и на отдельные материалы из работ других авторов по истории русского искусства и русского декоративно-прикладного искусства: И.Э.Грабаря, К.Карнилович, А.С.Кравченко и А.П.Уткина, Н.Н.Соболева и других.

Как пишет Л.В.Казакова, при обучении в разных видах декоративно-прикладного искусства «традиции ремесла проявляются по-разному, равно как понимаются и трактуются по-разному»(56,129). Однако, как мы утверждаем в предыдущем параграфе, художественная роспись тканей вобрала в себя опыт и традиции многих других видов декоративно-прикладного искусства, а также иконописи, поэтому мы считаем необходимым изучение традиций ученичества в народных промыслах и иконописи.

„Традиции ученичества в декоративно-прикладном искусстве уходят корнями в народные промыслы, где избранную родителями профессию продолжают дети, затем внуки и правнуки.

Изначальной формой ученичества была передача опыта от родителей к детям, от мастера к ученику. При этом обучавшиеся не только постигали секреты мастерства, но и принимали непосредственное участие в процессе изготовления изделий, идущих на продажу.

Обучение чаще всего происходило в семье, с раннего детства. Первыми учителями были родители и старшие братья и сестры. Поскольку это было одновременно и работа для дома или на продажу, то есть промысел, то молодежи приходилось трудиться много и кропотливо, чтобы делать вещи, не уступающие по качеству тем, которые делали старшие.

Таким образом можно сказать, что. древнейшей формой ученичества было обучение в семье.

В течение долгого времени это была основная система воспитания в народном творчестве. При этом для обучающихся детей и подростков, как и для обучающих — их родителей, это было частью их жизни. Поэтому обучение и приучение к труду органично входили в воспитание детей, были его неотъемлемой частью.

Что касается освоения ремесла, навыков и традиций, то в данном случае это было естественное введение детей и подростков в уже сложившуюся систему и не рассматривалось как стремление получить образование и профессию. Сама семья, в которой человек родился, регионе, занятия и труд семьи определили «профессию», род деятельности каждого его члена.

Предопределенность в потомственном выборе профессии способствовала формированию художественного вкуса, который базировался на традициях мастерства. Поэтому здесь традиция, канон имели главное значение, потому что изделие должно быть узнаваемым, отличным от других, поскольку их делали не только для своих домашних потребностей, но и на продажу.

Этот факт имел две стороны:

— с одной стороны, ученик чувствовал свою ответственность за то, что он делает, поэтому проявлял максимум старания. гордился тем, что его работа имела конкретное применение:

— с другой стороны, такая ответственность влияла на развитие его творческих способностей, и его творческой индивидуальности. и особенно на желание сделать что-то оригинальное, самобытное, не такое, как у старшего мастера, но выполненное по точному соблюдению всех правил работы, ее этапов, иначе изделие, выполненное им не совсем точно по указанию наставника, не будет продано.

Таким образом мы можем сказать, что при обучении в домашних условиях для родителей главной задачей было воспитать надежных помощников.

История возникновения горячего батика

Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров. Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле. Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.

Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.

Какая ткань подойдет

Акриловому покрытию не страшна влага, красить можно любые предметы гардероба и тканевые аксессуары: джинсы, футболку, сумку, куртку, зонт, плащ, шарф. Также можно делать замечательные панно для украшения стен, салфетки и скатерти для праздничного стола.

Нельзя окрашивать акриловой краской только:

  • постельные принадлежности (из-за частых стирок цвет быстро поблекнет);
  • нижнее белье (постоянное трение о кожу может спровоцировать аллергическую реакцию);
  • вещи, которые приходится сдавать в химчистку;
  • одежду для младенцев и детей младшего детсадовского возраста (краска может оказаться аллергеном для неокрепшего детского организма).

Выбирая краску, учитывайте соответствие виду ткани. Для этого посмотрите маркировку на таре с красителем:

  1. «Silk» – эта надпись на баночке указывает, что покрашенная ткань особо не уплотняется, поэтому красить можно даже тонкие вещи: шелковые, батистовые, шифоновые.
  2. «Textile» – метка указывает, что краска оптимальна для плотной ткани. Ею можно окрашивать мебельное полотно, даже кожаные и замшевые изделия.

Виды и рейтинг лучших красок по дереву для внутренних работ, как подобрать

Роспись ткани с использованием трафаретов

Порядок нанесения акриловыми красками с применением трафарета:

  • прорисовывается трафарет (или подбирается в Интернете и распечатывается);
  • вырезается по контурам рисунок;
  • готовится место на ткани для нанесения изображения;
  • к ткани прикладывается трафарет, закрепляется. Затем по ткани для рисования через трафарет прорисовывается контур рисунка либо с помощью краски, либо акрилового маркера (можно использовать простой карандаш);
  • трафарет снимается.

Далее можно контур закрепить резервирующим составом или тонкой кистью обвести акриловой краской густой консистенции. Внутреннюю часть рисунка покрывают красителем более широкой кисточкой или палочками со спонжиками. В случае чётких геометрических рисунков контур можно ограничить с помощью скотча. После 15-24 часов высыхания краски, проводится процедура закрепления.

Варианты декора

Одним из самых популярных вариантов оформления являются стразы. Тот самый контур, который отделял одну область от другой, можно задекорировать блестящими камушками. Это смотрится красиво, если такое украшение перекликается с темой. Например, вы рисуете на ткани ночь в лесу, благородного волка, снега и ели, созвездия на небе. Конечно, в таком случае стразы уместны.

Для прочности сцепления с тканью они проклеиваются горячим утюгом. Иногда в стразах есть маленькие дырочки и это означает, что их можно пришить.

С целью декорирования кому-то больше нравится прошивать контур. Для этого берутся серебряные металлизированные нитки или обычные мулине, и контуры элементов прошиваются гладью. Это сложная и долгая работа, но результат может быть впечатляющим. В таком случае это уже будет не чистый батик, а смешанная техника его исполнения.

И все же в большинстве случаев батик хорош сам по себе в своей тонкости, изяществе, кропотливой работе и чудесном результате. Ручное творчество, популярное во все времена, способно поддаться каждому, кто захочет его освоить. Удачных вам работ и вдохновения!

О том, что такое холодный батик, смотрите в следующем видео.

Инструменты и материалы

Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.

Что нужно знать о подрамниках.

  • Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
  • Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
  • Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
  • Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.

Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.

Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.

Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.

Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.

История возникновения

Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.

В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу

На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание

Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.

На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.

После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.

Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.

В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.

Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.

На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли

Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт

Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.

А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector