Как подготовить кабинет педагога психолога к началу 2019/20 учебного года. план-схема и чек лист
Содержание:
- Сенсорные релаксационные комнаты в ДОУ: зачем они нужны?
- Специальные
- Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов.
- Как обстановка влияет на человека
- Протокол наблюдения за поведением ученика.
- Библиография нормативных документов практического психолога.
- Проверьте рабочие зоны и оборудование
- Расходы и доходы: за сколько окупятся вложения
- Документация педагога-психолога образовательного учреждения
- Чек-листы для педагога-психолога
- Свежие записи
- Рентабельность открытия психологического кабинета
- Расположение кабинета
Сенсорные релаксационные комнаты в ДОУ: зачем они нужны?
Я уверена, что в школе и садике будущего обязательно будут обустроены большие профессиональные помещения для снятия эмоциональной нагрузки у детей и педагогов. Сегодня пока только мы делаем первые шаги в этом направлении и создаем хотя бы уголки релаксации. Где — то была у меня фотография нашего уголка, не могу найти, вот в интернете подобную нашему уголку нашла.
Закономерно, что не у педагогов может возникнуть вопрос: зачем деткам снимать стресс? Откуда он вообще у них, особенно в детском саду?
Возможно, это лишь повод выжать у родителей больше денег на это баловство? И такое слышали…
На самом деле в наше время уже маленькие дети страдают от многих психологических проблем, начиная с элементарной тревожности, гиперактивности и заканчивая неврозами и неадекватным поведением. По медицинским показаниям такие детки посещают обычные дошкольные учреждения, но они нуждаются в помощи.
Не каждое ДОУ укомплектовано профессиональными психологами, но оформление расслабляющего уголка в детском саду – вполне реальное дело.
Итак, для чего нужно релаксационное пространство в ДОУ?
В первую очередь, для снятия избыточного напряжения, которое возникает у малышей вследствие активного «поглощения» негатива из окружающей среды. Должно быть место, где ребенок сможет, не причиняя вреда другим деткам, выплеснуть «плохие» эмоции, унять тревожность, успокоиться, стать смелее, уверенней в себе.
Специальные
Это документы для служебного пользования. Сюда входят: психологическое заключение, протоколы диагностических обследований, журнал консультаций и т.д. Эти виды документов являются закрытыми и могут быть предъявлены только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится в сейфе или закрытом шкафу. На основании специальной документации педагог-психолог может давать рекомендации педагогам, родителям или лицам их заменяющим.
Журнал консультаций
Еще одним важным документом для школьного психолога является журнал консультаций. Это отдельная папка или тетрадь, в которой вы фиксируете все проведенные индивидуальные консультации. Там же должны лежать протоколы всех проведенных консультаций.В данном журнале есть графа «подпись консультируемого». Каждый, с кем вы проводите консультацию, должен там расписаться. Для нас, как для специалистов, это залог безопасности. Бывает так, что родители не признают тот факт, что получили от вас консультацию и рекомендации. Данный журнал — ваше доказательство проделанной работы.
Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов.
Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей. Основные виды деятельности в практической психологии – это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа. Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако, этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии. Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, медицинской, социальной помощи населению.
11 стр., 5113 слов
Понятие деятельности в психологии
… отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности. Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли … движения младенца предметно не направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного вызывает стереотипное …
Психологическое просвещение – основной смысл в том, чтобы:
— знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологи, учащихся – с основами самовоспитания.
— Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований.
— Формировать потребность в психологических знаниях.
Основные формы этого вида – лекции, беседы, семинары, выставки и т. д.
Психологическая профилактика – психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.
Задачи:
— Формирование в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника на каждом возрастном этапе.
— своевременное выявление особенностей ребенка.
— Предупреждение возможных осложнений при переходе на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении проблем, с которыми обращаются учителя, учащиеся, родители (проведение семинаров).
Психологическая коррекция – устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.
Психологическая диагностика – углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка. Проводится специальные беседы с человеком, они служат для сбора первичной информации об учащемся. Сбор информации проводится в процессе наблюдения за ребенком. Определяется психологическая проблема.
Выбор метода обследования – наиболее важный этап работы психолога (тест Векслера, ММР1, опросник Кэттелла, тест Амтхауэра и др.)
Психологический анализ – производится не просто по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях.
Последним этапом является разработка рекомендаций.
Как обстановка влияет на человека
Подбор цветов интерьера — очень важный элемент при оформлении кабинета психолога. Каждый цвет влияет на человека особенным образом. Светлые и пастельные тона действуют успокоительно, расслабляют, склоняют к доверию, помогают сосредоточиться. Для кабинета психолога это всегда универсальный вариант. В такой обстановке человек быстрее входит в уравновешенное состояние, проникается доверием к специалисту, готов на откровения. Теплая домашняя обстановка также предполагает светлые, природные цвета, поэтому прием «домашнего» оформления помогают психологу быстро наладить контакт с клиентом.
Однако, некоторые яркие цвета подсознательно создают позитивное настроение. Поэтому при оформлении кабинета психолога можно частично использовать предметы ярких и сочных оттенков.
Желтый или золотистый — солнечный цвет создает атмосферу уюта и тепла. То же самое можно сказать о лимонном, светло-желтом, фисташковом. Главное, чтобы детали интерьера были выполнены со стилем, и человеку такие предметы не врезались в глаза отвлекающим образом. К тому же, желтый цвет дает оздоровительный эффект и хорошо действует на нервную систему.
Оранжевый ослабляет раздраженность, снижает вероятность психических срывов и нейтрализует депрессию. Так что, в психологическом кабинете его очень полезно использовать, главное — не переборщить.
Гамма в светло-зеленом цвете станет просто спасением от негативных эмоций. Зеленый снижает нервное напряжение, располагает, тонизирует. Считается, что зеленоватые оттенки снимают головную боль и выводят из состояния усталости.
Голубые тона, будто бы нашептывают, что пора что-то менять. В обстановке такого цвета хочется мечтать, размышлять о будущем, витать в облаках. Приятный мягкий голубой цвет может повлиять на смену настроения и максимально расслабить.
Что касается самих предметов интерьера, то, при оформлении кабинета психолога лучше использовать мягкие материалы. Например, покрыть пол ковром, разложить мягкие декоративные подушки на диванчике или креслах.
Наличие растений тоже благоприятно скажется на восприятии обстановки, а также закругленная мебель. Острые углы мебели в помещении придают твердость и сопротивление в общении. Чтобы человек был настроен мягко и доверительно, можно обставить кабинет закругленными элементами декора или креслами с плавными линиями, круглым столом.
Протокол наблюдения за поведением ученика.
Реакции |
Пункты плана наблюдения 1 2 3 4 |
|||
а |
+ |
+ |
+ |
|
б |
||||
в |
+ |
|||
г |
После заполнения протокола была произведена обработка полученных данных на основании следующих признаков: если обнаруживается, что в большинстве случаев у ребенка проявляются реакции типа «а», то можно говорить о преобладании черт сангвинического темперамента, типа «б» — холерического темперамента, «в» — флегматического, «г» — меланхолического темперамента. Исходя из данных протокола и на основе анализа наблюдения, была составлена психологическая характеристика ребенка.
Объект наблюдения – ученица средней школы №176, 3-го класса «Б» Омельяненко Екатерина. Родилась 14 ноября 2003 года. Не имеет никаких хронических заболеваний, учится на «отлично». Систематически занимается танцами в стиле «Хип-хоп».
Внешний вид ребенка – девочка довольно высокая для своего возраста, блондинка с длинной и аккуратно заплетенной косой, глаза серые. Одета очень опрятно: темная юбка, белая блузка и жилет.
Исходя из данных протокола, можно сделать вывод, что у ребенка преобладают черты сангвинического характера. Судя по проведенному наблюдению, проявляет интерес к учебе, имеет художественно-эстетическую направленность. Ей нравится учиться, особенно нравятся предметы гуманитарные, небольшую неуверенность она чувствует на математике. Девочка очень трудолюбивая, ответственная, очень аккуратная, всегда опрятная, вещи на парте в полном порядке. Судя по поведению на уроке, стремится к успеху. Взаимоотношения с коллективом очень доброжелательные. Пытается помочь своим одноклассникам, очень правдивая и скромная. В контакт с одноклассниками вступает легко. Всегда вежлива и тактична. К лидерству не стремится. Очень настойчива, старается добиться своего. В классе пользуется симпатией учеников
Быстро сосредоточивает внимание на объяснения учителя. Запоминает легко, быстро схватывает суть материала, очень активна, эмоционально уравновешена
Таким образом, наблюдение показало, что ребенок не имеет психологических проблем и не нуждается в помощи психолога.
Список использованной литературы.
- Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Стерлитомаг: Гос. пед. институт, 2002. – 134 с.
- Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
- Дубровина И. В. Психологическая служба образования: организация и управление // Вестник практической психологии образования – 2007. — №1.
- Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. – 639 с.
Библиография нормативных документов практического психолога.
436-ФЗ от 29.12.2010 «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»
427-ФЗ от 28.12.2010 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ НАПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА»
Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ»
Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 — 2010 ГОДЫ»
Решение Коллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 N 6/1 «О СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
• Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ>
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 (ред. от 26.12.2008) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.2.1178-02» (вместе с «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. СанПиН 2.4.2.1178-02», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2002 N 3997)
• Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 (ред. от 31.12.2008) «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТИ РОССИИ» НА 2007 — 2010 ГОДЫ»
• Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 867 (ред. от 10.03.2009) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»
• Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-ЦЕНТРОВ)» (направлены письмом Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965)
• РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от 29.03.1995 N 7/1 «О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
• О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6
• Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Федеральный Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996)
Проверьте рабочие зоны и оборудование
В вашем кабинете должно быть несколько рабочих зон: зона методической работы и первичного приема, индивидуальной консультации, диагностической работы, коррекционно-развивающей работы, релаксации. Рассмотрим, как оборудовать рабочие зоны кабинета.
Зона методической работы и первичного приема. Рабочее место обеспечьте компьютером, сканером, принтером, что позволит оптимально организовать рабочий процесс. В шкафу разместите нормативные и организационные документы, а индивидуальные карты школьников распределите по классам. Папку с личными данными школьников, педагогов и родителей храните конфиденциально в шкафу, с закрывающейся на ключ дверцей. Диагностический инструментарий (тесты, анкеты, опросники) расположите по возрастам. На стеллаже поместите библиотеку: словари, психологическую литературу, пособия, программы, журналы и газеты.
Также расположите игры и упражнения для развития и коррекции познавательной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сферы; картотеки психологических, развивающих, подвижных и дидактических игр. Выделите место для архива.
Зона индивидуальной консультации. Зону расположите вдали от входной двери таким образом, чтобы клиент находился лицом к входящему. Это создаст атмосферу безопасности и защищенности. Данную зону оформите максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создадут обстановку уюта и будут располагать к расслаблению, спокойствию, открытому, доверительному общению. Кроме того, во время индивидуальных консультаций вывешивайте табличку с просьбой не беспокоить.
Для учителей-предметников, школьников и их родителей в Школе (колледже) Анны Муратовой собрана уникальная теоретическая копилка в виде электронных уроков с 1 по 11 класс, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС. Выберите нужный предмет за определенный класс. Это позволят быстро восстановить в памяти необходимую информацию. В дальнейшем электронными уроками можно разнообразить методику преподавания.
Зона диагностической работы. Эта часть кабинета подходит для обследований в индивидуальной или групповой форме
Расположите парты и стулья так, чтобы ничего не отвлекало внимание детей. Комплекты материалов для психолого-педагогического обследования разместите в шкафу
Систематизируйте их в шкафу для начальной, средней, старшей школы так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы. Это зона предназначена для проведения различных видов групповой работы с общим числом участников до 12 человек (тренинги, семинары, групповые консультации, занятия, практикумы). Для того чтобы эффективно усвоить информацию – разместите мультимедийный проектор, который позволит вести групповую работу с применением визуального ряда любого содержания (презентации, видео, слайды). Оборудуйте пол мягким покрытием, передвижной мебелью, которая способствует быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушками, поделочными материалами, канцтоварами, выделите место для песочной и арт-терапии. Все это поможет быстро адаптировать не только ребенка, но и других посетителей к условиям работы в кабинете и способствует снятию напряженности.
Зона релаксации. Зону расположите около окна. Это пространство предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха. Чтобы достичь эффекта релаксации и снятия мышечного напряжения – разместите аквариум, светомузыку, слайдовые изображения. Поэтому необходим магнитофон с набором кассет, дисков. В этой зоне проводите занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром презентаций и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. А еще создайте место для уединения – повесьте шатер, а на полу разложите подушки, горшки с комнатными растениями.
Расходы и доходы: за сколько окупятся вложения
Вы арендовали кабинет, у вас есть диплом психолога и дополнительный сертификат. Вы определились, что будете консультировать людей с проблемами во взаимоотношениях и семейные пары. Кстати, прием супругов стоит дороже.
Для начала разберем стартовые расходы. За основу возьмем город с населением в 600-700 тыс. человек. Аренда офиса – 1000 руб. за кв. м., площадь – 10 кв. м. Компьютерный стол с несколькими ящиками стоит 5,1 тыс. руб., офисное кресло – 4,5 тыс. руб., 2 стула – 2 тыс. руб. Уютный диван можно приобрести за 15 тыс. руб., кресла к нему – 8 тыс. руб. за штуку. В большинстве магазинов при крупной покупке делают скидку. Мы же посчитаем без нее.
Не лишним будет кулер. Например, клиент может расплакаться и попросить воды.
Затраты на открытие кабинета психолога:
Категория расходов |
Стоимость |
Аренда (3 месяца) |
30 000 руб. |
Мебель |
42 600 руб. |
Компьютер |
25 000 руб. |
Музыкальный центр |
5 000 руб. |
Кулер и вода |
3 000 руб. |
Итого |
105 600 руб. |
Теперь рассмотрим регулярные расходы. Ежемесячно нужно будет оплатить:
- аренду офиса;
- услуги ЖКХ;
- вода для кулера;
- канцтовары
Помимо оплаты аренды нужно заплатить за коммунальные услуги. Если вы арендуете кабинет в бизнес-центре, в услуги ЖКХ входят оплата электроэнергии, воды и уборщицы. К аренде офиса прибавляем еще 3 тыс. руб. В месяц нужно 4-5 бутылей воды для кулера. При стоимости в 140 руб. за штуку в месяц будет уходить 700 руб. На канцтовары – 500 руб., реклама – 5 тыс. руб. Расходы будут выглядеть следующим образом:
Категория расходов |
Стоимость |
Аренда офиса |
10 000 руб. |
Услуги ЖКХ |
3 000 руб. |
Вода для кулера |
700 руб. |
Канцтовары |
500 руб. |
5 000 руб. |
|
Итого |
19 200 руб. |
Теперь перейдем к доходам. Прежде чем устанавливать цену за один прием, узнайте, сколько берут конкуренты. В городах с населением от 1 млн. человек консультация у психолога стоит от 2000 руб., в небольших городах – 1000-1500 руб. Чем больше стаж психолога, тем выше цена. Краткосрочная терапия составляет 10 сеансов. Если у клиента большое количество проблем, в решение которых ему нужна помощь, то сеансов будет больше.
Один сеанс будет стоить 1500 руб. В первую неделю пришло 6 клиентов, из которых 4 согласились на краткосрочную терапию. Каждый из них ходит раз в неделю. Плюс каждый день приходит по 1 новому клиенту.
Неделя |
Количество клиентов |
Сумма |
1-я неделя |
6 |
9 000 руб. |
2-я неделя |
9 |
12 000 руб. |
3-я неделя |
9 |
12 000 руб. |
4-я неделя |
9 |
12 000 руб. |
Итого |
45 000 руб. |
Таким образом, за первый месяц можно заработать 45 тыс. руб. Если вы принимаете по 3 клиента в день, то доход будет выше. Как минимум вы получите за месяц 90 тыс. руб. постоянный поток клиентов – непостоянная величина. Кто-то решил отказаться от ваших услуг, кто-то заболел, в итоге сумма доходов будет меняться. 45 тыс. руб. в месяц – оптимальная сумма, на которую можно рассчитывать. Все вложения окупятся за 3 месяца.
Мы взяли средние цены по стране. В разных регионах они будут отличаться. То есть, открыть кабинет психолога в одном регионе будет дешевле, чем в другом, и наоборот.
Не забывайте самосовершенствоваться. Раз в год проходите курсы по вашему направлению, читайте книги, в которых рассказывается о новых способах ведения сеансов с клиентами.
Старайтесь обзавестись так называемыми VIP-клиентами. Это сложно, но при хорошей работе они будут рекомендовать вас своим друзьям и знакомым. Соответственно ваш заработок увеличится. Сейчас модно проводить тренинги. Если вы освоите это направление, к вам будут регулярно обращаться люди с просьбой провести его в своем коллективе.
Документация педагога-психолога образовательного учреждения
- Подробности
- Опубликовано: 18.10.2012 11:52
- Просмотров: 47932
В основе документации положены следующие принципы (Семаго М.М.)
- Документация должна основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000), материалах Всероссийского совещания «Служба практической психологии с системе образования России» (6-7.06.2002, г. Москва).
- Документация должна охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
- Документация должна обладать определенной унификацией для деятельности педагогов-психологов всех типов образовательных учреждений.
Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).
Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций.
К ней относятся:
- План работы (на учебный год).
- График работы.
- Журнал регистрации видов работ.
- Отчет о работе (за учебный год).
- Программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий.
- Отчеты по результатам диагностических обследований.
План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста.
Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
К этой документации относятся:
- журнал консультаций;
- журнал учета индивидуальных и групповых форм работы;
- протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);
- наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий;
- карты развития ребенка (помощи…).
Заполнение основных видов документации
Перспективный план работы (на учебный год).
Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в соответствии с профилем конкретного учреждения, запросами администрации данного образовательного учреждения.
Годовой план работы утверждается подписью и печатью руководителя образовательного учреждения.
План работы включает цели, задачи и направления профессиональной деятельности. Он может дополнительно составляться на периоды, принятые как отчетные в данном учреждении (неделя, месяц, квартал, учебная четверть).
Структура плана должна быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, экспертная деятельность, организационно-методическая работа.
При наличии двух и более специалистов в образовательном учреждении рекомендуется добавить графу «Ответственный».
Во вложениях находятся формы основных документов, а также презентации занятий «Школы начинающего психолога».
Документация психолога | 160 Кб | |
Журнал | 271 Кб | |
Комплексное обеспечение психодиагностической практики | 33 Кб | |
Оформление коррекционно-развивающих программ | 59 Кб | |
Перечень нормативно-правовых документов | 34 Кб | |
Презентации.rar | 614 Кб | |
Примерная схема психологического заключения при поступлении на ПМПК | 40 Кб | |
Психологическое представление на ПМПК | 35 Кб | |
Рекомендации по самопрезентации | 53 Кб | |
Темы для бесед с детьми | 45 Кб |
Чек-листы для педагога-психолога
Как оформить информационный стенд
Создайте стенд «Психолог рекомендует». На стенде укажите: – Ф. И. О. педагога-психолога; – часы приемы и направления работы; – разместите свою фотографию; – поместите буклеты, листовки, памятки.
Оформите стенд картинками, плакатами, важно, чтобы он выглядел современно, красочно и содержал полезную информацию для родителей, педагогов и детей. Темы, которые можно осветить на стенде: – пропаганда ЗОЖ; – подготовка к ЕГЭ/ГИА; – советы родителям по воспитанию детей; – как справиться с переутомлением и др
Темы, которые можно осветить на стенде: – пропаганда ЗОЖ; – подготовка к ЕГЭ/ГИА; – советы родителям по воспитанию детей; – как справиться с переутомлением и др.
Разместите стенд около рабочего кабинета
Такой стенд поможет вам обозначить свое присутствие в школе, привлечь внимание к психологической службе и оповестить желающих получить помощь
Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.
Специальные предложения:
1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.
2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.
Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!
Материал из Справочной системы «Образование»
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Рентабельность открытия психологического кабинета
Если рассматривать частный кабинет психолога как бизнес, то основная часть клиентов будет приходить к вам, прежде всего, по рекомендации друзей и знакомых, то есть по так называемому «сарафанному радио». На наработку клиентуры требуется немало времени и сил, поэтому в первое время начинающий психолог с частной практикой вряд ли может рассчитывать на большую прибыль. Более того, лучше всего сочетать работу в собственном кабинете с работой в какой-либо организации в качестве наемного служащего. Так вы не только не потеряете в деньгах, но и будете нарабатывать столь ценные для начинающего специалиста опыт и практику.
Другой недостаток такого бизнеса связан с высоким уровнем конкуренции в этой сфере. Психологов на рынке труда в последнее время очень много. Спрос на их услуги, правда, тоже достаточно высокий. Но предложение уже давно превышает спрос. Тут свою роль играет несколько факторов. Во-первых, наши соотечественники пока еще не привыкли решать свои проблемы с помощью квалифицированных специалистов. Услуги психологов еще не столь востребованы, а их стоимость при этом равна, а то и превышает стоимость консультации у врача.
При этом если эффективность лечения в большинстве случаев можно оценить даже человеку, далекому от медицины (наступление облегчения, исчезновение тревожащих симптомов, улучшение самочувствия и т. д.), то с психологической помощью все далеко не столь просто. Если врач во многих случаях может дать пациенту благоприятный прогноз на результат лечения, то психолог обязуется только предпринять все необходимое для помощи своему клиенту, но никаких гарантий на хороший результат не дает.
Другой негативный фактор, который неблагоприятно влияет на репутацию психологов и психологической помощи, в целом, касается отсутствия единой законодательной базы. На сегодняшний день, по сути, заниматься психологическим консультированием могут даже те люди, которые не имеют ни специального образования, ни какого-либо опыта работы. В настоящее время есть лишь законопроект «Об оказании психологической помощи населению», который еще не принят. В этом законопроекте также довольно много недоработок и спорных моментов, поэтому его принятие вряд ли изменит ситуацию в лучшую сторону.
И все же, несмотря на все минусы, психологический кабинет – это неплохая бизнес-идея, которая может превратиться в выгодный и прибыльный бизнес при правильном позиционировании и продвижении.
Расположение кабинета
Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение площадью не менее 25-30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Кабинет желательно расположить в доступном месте. Целесообразно определить под него помещение на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Нельзя размещать его в проходном или смежном помещении (например, объединять с методическим кабинетом, физкультурным или музыкальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов.
Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.
В кабинете необходимо поддерживать оптимальный температурный режим (от 20 до 22 °C). Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха.