Ищете настройщика пианино своей мечты!? поздравляю, вы нашли его!

Сначала теория – потом практика

Это — пожалуй одно из самых главных правил обучения игры на пианино. Да и в принципе, какого-либо обучения

Конечно, не обязательно штудировать книги и специальную литературу часами, но очень важно понимать и знать хотя бы какие-то азы. Возможно, какие-то другие музыкальные инструменты менее требовательны к такому, но не пианино

Здесь просто нельзя выбрать правильную клавишу, если не знаешь, за что она отвечает. 

Очень многие сначала смотрят видео уроки и туториалы про определенные песни, кое-как их играют и на этом останавливаются. Да, такое может прокатить, если ваша цель — именно такие песни. Но, если вы хотите действительно понять, как играть, уметь это делать самостоятельно, без подсказок, то нужно читать. 

Да, пианино может казаться простым инструментом, и, возможно, так и есть. Но лишь для тех, кто изучил все его тонкости досконально и готов сыграть что угодно. Для остальных же это будет непокоренная вершина

Особенно это важно тем, кто хочет импровизировать, что-то сочинять, делать аранжировки. Без изучения теории это никак не сделать. 

Конечно, любую теорию необходимо закреплять практикой и делать это следует постоянно. Даже если вы уже умеете играть какую-то мелодию или знаете определенные приемы — лучше отточить до совершенства, и тогда все будет происходить на автомате. Разве не это главная цель?

Настройка

После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый.

Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.

Что делать на практике

Теперь давайте чуть подробнее рассмотрим сам процесс практики. Допустим, вы выделили время, вы свободны, но с чего начать? Есть несколько вариантов:

  • Разучивать различные мелодии с помощью нот. Если вы уже знакомы с нотной грамотой и выучили ее хорошо, можно практиковаться с любимыми мелодиями и композициями по нотам. Отрабатывайте и постепенно вы получите результат. Сможете играть без подсказок, в нужном ритме.
  • Играть с оркестром. Это еще одно преимущество цифровых пианино. В них есть возможность сыграть какую-либо мелодию в сопровождении различных инструментов. Таким образом у вас будет понимание того, как сыграть, в каком темпе, и вы будете постепенно играть в одном темпе с оркестром. 
  • Играть мелодии в других тональностях. После того, как вы изучите гармонию, у вас будет возможность переложить какую-либо композицию на другую тональность. Также вы сможете подбирать аранжировки. Это даст полет творчеству и фантазии.
  • Играть гаммы. Не столь любимое всеми, но полезное занятие.

Поэтому, теперь вы точно знаете, как именно стоит практиковаться.

Инструменты

Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.

Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил. Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить. Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.

Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.

Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).

Особенности профессии

Настройка музыкального инструмента — это не только техническая операция по натягиванию струн, а, можно сказать, искусство, которое заставляет инструмент «запеть». Например, у фортепиано более 80 клавиш, игра на которых при помощи сложной механики заставляет зазвучать более200 струн. И звучание каждой струны настройщик должен уловить и отрегулировать. А в целом этот инструмент имеет 3000 деталей, от взаимодействия узлов которого зависит звучание. Даже самое незначительное отклонение и неточность в настройке — и виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность.

Для грамотной настройки фортепиано, помимо специфичного слуха и чутких рук настройщику требуется комплект из 23 инструментов высокого качества, а также знание систем настройки: кварто-квинтовой и терц-секстовой.

Функциональные обязанности настройщиков зависят от их специализации по инструментам: клавишным, духовым, струнным, щипковым, язычковым и т.д. Общими функциями для всех настройщиков являются:

  • настройка и регулировка музыкальных инструментов;
  • проверка их настройки путем проигрывания и прослушивания отдельных музыкальных произведений;
  • выявление и устранение дефектов, влияющих на точность настройки.

Настройка фортепиано, например, заключается в следующем:

  • выравнивание клавиатуры по линии подъема и опускания клавиш;
  • проверка струнной одежды: раскладки струн по хорам, их направлению, высоте, углу прилегания;
  • проверка правильности навивки и закрепления струн на вирбелях, осмотр состояния всех основных узлов рояля;
  • настройка первой струны звука «ля» первой октавы по камертону 440 Гц;
  • подстройка под первую струну остальных струн хора ноты «ля» в унисон;
  • настройка всех хоров струн в зоне темперации с использованием кварт, квинт, больших терций и больших секст;
  • настройка всех струн инструмента по всему диапазону с проверкой по октавам, терциям, квартам, квинтам, секстам;
  • интонировка инструмента по всему диапазону;
  • техническая работа по выявлению прочих дефектов инструмента и их устранение.

Что делать после транспортировки

Если перевозка пианино прошла успешно, то это еще не все, ведь необходимо теперь еще и занести инструмент в помещение

Также, как и при погрузке, все манипуляции должны проходить без спеха и осторожно

Рекомендуется немного открыть в комнате, где будет стоять пианино, окно. Таким образом, Вы сможете уберечь инструмент от резких перепадов температур. Первое время пианино в помещении должно постоять со всеми закрытыми крышками. Если на инструменте вы увидели влагу, то не спешите ее вытирать – будет лучше, если она высохнет естественным путем.

Что относительно настройки пианино после транспортировки, то рекомендовано перед этим процессом подождать 7-10 дней. Это очень важный момент.

Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие

Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.

Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.

Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:

  • Гаммы построены из 8 нот
  • Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
  • Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.

Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:

Чтобы было проще:

До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).

На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.

Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)

Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)

Нумерация пальцев у музыкантов

Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:

Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!

До мажор (C dur) – без знаков альтерации


Гамма C dur – без знаков альтерации

Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа #


Гамма G dur с знаком альтерации Фа #

Фа мажор (F dur) – знак альтерации один – Си b

Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно!!!) используется другая очередность пальцев:

Для правой руки:

(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)

И потом, соответственно, в обратную сторону:

(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)


Гамма F dur – знак альтерации Си b

Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.

Интонировка и остальные важные мелочи

Интонировка – это работа, связанная с уплотнением молоточков, а если быть точнее, фетра на них. Для этого используются интонировочные иглы, при помощи которых фетр плавно перемешают к центру, ослабляя или спрессовывая его. Это необходимо, так как некоторые молоточки используются значительно чаще других, и фетр на них просто изнашивается или смещается.

Толкатель молоточка, или шпиллер, тоже часто нуждается либо в ремонте либо в корректировке. В нём есть пружина, которая любит выпадать из шлейфа и, что ещё хуже, цепляться за соседние элементы.

Струны рвать настоятельно не рекомендуется, так как они очень дорого стоят, а замена проходит долго и сложно.

Ответы на частые вопросы:

Как часто настраивать пианино?

Напрямую зависит от многих факторов, например:
а. От технического состояния конкретного музыкального инструмента (фортепиано); б. От интенсивности эксплуатации; в. От изменений влажностно-температурного режима помещения и др.

При постоянном, нормальном влажностно-температурном режиме (температура — +20 °C влажность — 45 – 60%) и интенсивности занятий 1 ч/с в сутки и менее, включая в себя случай, когда на инструменте не играют совсем! 1-2 раза в год.

Можно ли настроить старое пианино?

Здесь необходимо конкретизировать. Под старыми пианино часто подразумеваются все инструменты, сделанные 25 и более лет назад. Кроме того отвечая на этот вопрос можно говорить только о вероятности, каждый конкретный инструмент необходимо оценивать отдельно.

И все же

Пианино, выпускавшиеся примерно с 1975 по 1989 г.г.

Если инструмент сделан примерно до середины 70х годов прошлого столетия вероятность того, что его можно настроить и он будет держать строй довольно высока. Правда, если он не настраивался более 3х лет, настроить его придется несколько раз, пока он не привыкнет к правильным нагрузкам. Как отличить такие пианино от всех остальных читайте в статье «Как выбрать пианино – с чего начать?»

Пианино, выпускавшиеся с 1930х по 1975 г.г.

Если пианино было выпущено раньше, вероятность того что его можно настроить и он будет держать строй низка. То есть в некоторых случаях настроить такие пианино в правильный строй можно, но они либо расстроятся очень быстро, либо (даже если они продержатся год), в следующий визит настройщика настроить их будет уже нельзя.

Крайне редко встречаются пианино тех лет с сохранившимся ресурсом вирбельбанка. Исключением являются фортепиано после квалифицированного ремонта. Если у инструмента были заменены колки вероятность того что его можно настроить близка к инструментам из первой группы.

Старинные (дореволюционные) пианино

Если речь идет о старинных, дореволюционных инструментах, с которыми не производились реставрационные работы, вероятность настройки таких пианино близка к нулю.

Но даже в этих случаях необходимо принять во внимание следующее. Все фортепиано (и пианино в частности) инструменты очень благодарные

Если инструмент сохранился в комплекте (не утеряны важные детали конструкции), его технические характеристики и внешний вид можно привести к состоянию нового фортепиано.

После таких, восстановительных, работ пианино станет не только настраиваемым, но и будет соответствовать всем требованиям современного музыканта к инструменту.

Единственным условием является ремонт и восстановление в мастерской с хорошей репутацией и квалификацией мастеров.

Начало работы

Стоит понимать, что от качества настройки зависит ваше дальнейшее восприятие звука. Если настройка будет не в согласии с общепринятыми стандартами звучания тональностей, о профессиональной игре и хорошем музыкальном слухе можно забыть.

Так как настроить пианино правильно? Оно должно находится в пустой комнате. Дверь в это помещение лучше закрыть, чтобы никакие посторонние звуки не мешали. Мастеру нужно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, так как силу применять при настройке не рекомендуется. Все движения должны быть мягкими и плавными.

Начинается настройка пианино с диагностики. Первой исследуют клавиатуру. Для этого приложите к ней линейку и проверьте ровность клавиш в обеих плоскостях.

Нужно попробовать пошатать каждую клавишу на предмет разболтанности. Делать это нужно и у основания, и у края. Они должны сидеть достаточно плотно, но и общий ход не должен быть ущемлён.

Каждая клавиша держится на двух штифтах: переднем и среднем. Высота белых регулируется шайбами возле среднего штифта, а глубина нажатия — шайбами переднего. Глубина нажатия клавиши должна быть 10 миллиметров.

Нужно проверить пилот. Качество его работы можно проверить нажатием тёмную клавишу. Люфта быть не должно. При постукивании по нему молоток двигаться не должен.

Практики должно быть много

Итак, теория — это конечно хорошо, но какой же пианист и без практики. Давайте немного о ней. Практика — неотъемлемая часть любого процесса, и обучения в том числе. И второе правило — практики должно быть много. Как и теории. Ведь знания без применения никуда вас не приведут. Если вы будете просто изучать теоретические сведения, но не закреплять их игрой на пианино, то они просто-напросто забудутся через время. 

Да, на это нужно время, но лучше так, чем никак. Старайтесь тренироваться как можно больше. Идеально уделять этому каждый день, можно даже несколько раз в день. Если это сложная композиция, а времени у вас немного — поделите на части и изучайте каждую из них отдельно. 

Здесь отлично подойдет сравнение со спортом. Представьте себя спортсменом, который стремится стать асом и профессионалом своего дела. Спортсменам нужны ежедневные тренировки. Вот и вы постарайтесь уделять этому время, ежедневно выполнять хотя бы что-то. Лучше немного, но часто, чем один раз много. Это известное правило. Постоянное получение новых знаний вместе с их отработкой в реальности позволят вам стать намного лучше в игре на пианино. Разве не это ваша цель?

Watch this video on YouTube

Важные качества

Личные качества:

  • Специфический музыкальный слух: слух музыканта и слух настройщика — это разные вещи. Слух настоящего мастера-настройщика заключается в способности улавливать малейшие нюансы звучания инструмента. А настройка крайних регистров требует особенно натренированного слуха и навыков.
  • Терпение
  • Сосредоточенность
  • Добросовестность

Профессиональные навыки:

  • владение приемами интонировки и настройки, а также музыкальной грамотой;
  • знание основ акустики, физических характеристик громкости, длительности звучания, тембра звука, законов колебания струн, стандартов высоты тона;
  • навыки монтажных и регулировочных работ;
  • знание технологии изготовления и конструкции музыкальных инструментов, назначения и взаимодействие деталей, способов выполнения цвиковочных работ и настройки музыкальных инструментов.

Фон

Самые основные инструменты настройщика пианино включают в себя рычаг настройки (или «молоток») и приглушение.

Иллюстрация избиения . Сумма (синий цвет) двух волн (красный, зеленый) показана по мере увеличения частоты одной из волн. Две волны изначально идентичны, затем частота зеленой волны постепенно увеличивается на 25%. Конструктивная и деструктивная интерференция приводит к образованию биений в результирующей волне.

Многие факторы вызывают расстроение фортепиано, особенно атмосферные изменения. Например, изменение влажности влияет на высоту звука фортепиано; высокая влажность приводит к звуковой плате набухать, растягивая струны и вызывая шаг идти резким, в то время как низкая влажность имеет противоположный эффект. Изменения температуры также могут повлиять на общую высоту звука фортепиано. В новых пианино струны постепенно растягиваются, а деревянные части сжимаются, в результате чего пианино становится плоским, в то время как в старых пианино штифты настройки (которые удерживают струны в гармонии) могут расшататься и не удерживать фортепиано в гармонии. Частая и тяжелая игра также может вызвать расстроение фортепиано. По этим причинам многие производители пианино рекомендуют настраивать новое пианино четыре раза в течение первого года и два раза в год после этого.

Расстроенное пианино часто можно определить по характерному « хонки-тонку » или звуку биения, который оно производит. Это колебание в интенсивности звука является результатом одновременного воспроизведения двух (или более) тонов одинаковых частот. Например, если фортепианная струна, настроенная на 440  Гц (колебания в секунду), играет вместе со струной фортепиано, настроенной на 442 Гц, результирующий тон бьет с частотой 2 Гц из-за конструктивного и деструктивного взаимодействия между двумя звуками. волны. Точно так же, если струна, настроенная на 220 Гц (с гармоникой на 440 Гц), играет вместе со струной, настроенной на 442 Гц, слышен тот же ритм 2 Гц. Поскольку пианино обычно имеет несколько струн для каждой клавиши пианино, эти струны должны быть настроены на одну и ту же частоту, чтобы исключить удары.

Высота ноты определяется частотой колебаний. Для вибрирующей струны частота определяется длиной, массой и натяжением струны . Струны фортепиано обернуты вокруг настроечных штифтов, которые поворачиваются для регулировки натяжения струн.

История

Настройка фортепиано стала профессией примерно в начале 1800-х годов, когда «пианофорте» стало мейнстримом. Раньше у музыкантов были клавесины , которые было намного легче настраивать, и которые музыканты обычно настраивали сами. Первые настройщики фортепиано обучались и работали на фортепианных фабриках и часто проходили стажировку в течение 5–7 лет. Ранние настройщики сталкивались с проблемами, связанными с большим разнообразием новых и изменяющихся фортепиано и нестандартных звуков.

Исторически сложилось так, что клавишные инструменты настраивались с использованием только интонации , пифагорейской настройки и означало одну темперацию, что означало, что такие инструменты могли звучать «гармонично» в одной или некоторых клавишах, но тогда были бы больше диссонанса в других тональностях. Развитие хорошего темперамента позволило инструментам с фиксированным шагом играть достаточно хорошо во всех тональностях. Знаменитый « Хорошо темперированный клавир » Иоганна Себастьяна Баха воспользовался этим прорывом, с прелюдиями и фугами, написанными для всех 24 мажорных и минорных клавиш. Однако, хотя неприятных интервалов (таких как интервал волка ) удалось избежать, размеры интервалов по-прежнему не согласовывались между ключами, и поэтому каждая клавиша по-прежнему имела свой собственный отличительный характер. В течение 1800-х годов это изменение привело к увеличению использования квазиравномерной темперации , в которой соотношение частот между каждой парой соседних нот на клавиатуре было почти одинаковым, что позволяло переносить музыку между клавишами без изменения соотношения между нотами.

Фортепиано обычно настраивается по стандарту высоты звука A440, который был принят в начале 1900-х годов в ответ на широко меняющиеся стандарты. Ранее стандарты поля постепенно повышались с A415 в конце 1700-х — начале 1800-х годов до A435 в конце 1800-х годов. Хотя стандартным является A440, некоторые оркестры, особенно в Европе, используют стандарт более высокого тона, например A442.

CASIO CT-S300


​Фото:https://beru.ru

Исключительно легкий инструмент с динамической клавиатурой на 61 клавишу: модель Casio CT-S300 впечатляет не только эффектным дизайном, но и разнообразием функциональных возможностей. Режим Dance Music, с помощью которого новички легко могут создавать отличные танцевальные треки, колесо Pitch Bend, возможность подключения к бесплатному обучающему приложению. Богатый функционал этого инструмента принесет вам еще больше удовольствия от игры на клавишных. Интуитивно понятное управление и возможность работы от батареек делают CT-S300 превосходным и к тому же исключительно мобильным инструментом.

CASIO CT-S300

Как держать руки?

Постановка рук для игры на пианино является основным маячком, по которому можно оценить правильность посадки как по высоте, так и расстоянию стула от инструмента.

Перечислим критерии правильной постановки рук пианиста.

  1. Локти рук свисают вниз и находятся вместе с предплечьями и кистями на уровне клавиатуры (или чуть выше). Однако локти не должны касаться или прижиматься к телу играющего – между ними и телом должно быть свободное пространство. Но и широкая расстановка локтей в сторону недопустима.
  2. Части рук от плеч до локтей следует придерживать в районе границ боковин туловища. Они не выдвигаются вперёд перед телом, что бывает в те нежелательные моменты, когда музыкант отклоняется к спинке стула, или, наоборот, назад при чрезмерных наклонах к клавиатуре.
  3. Пальцы рук нужно учиться расслаблять, избегая излишней напряжённости в них даже при нажатиях на клавиши, не говоря уж о моментах, когда они освобождаются.
  4. Пальцы всегда находятся над клавиатурой в полусогнутом (закругленном) состоянии. В такой форме они наиболее расслабленные (естественное положение кисти и пальцев, при котором мышцы остаются в покое).
  5. Нажатие клавиш производится «подушечками» (мягкими кончиками) пальцев. При этом пальцы не должны прогибаться в суставах.

Свободные пальцы отнюдь не нависают над клавиатурой, а именно лежат на ней, не создавая дополнительных неудобств для играющих пальцев.

Стадии настройки унисона

При настройке унисона мастер-настройщик проходит три стадии: в случае нахождения настраиваемой струны ниже эталона она подтягивается до эталонной, далее происходит перетяжка этой струны вверх на несколько биений и отжим, который прекращается в момент исчезновения биений. Допустимая погрешность настройки унисона — 1 биение в 4 секунды. У каждого мастера имеется свой эталон биений, однако, слишком глухой точный унисон в теноровом регистре может несколько быть оживлен чуть более допустимым количеством биений. При настройке дискантового регистра погрешность увеличивается в несколько раз. Если перетяжка была небольшой, замок может легко фиксировать положения колка направлением усилия рукоятки ключа на себя. Точный унисон контролируется проваливанием звука и быстрым затуханием.

Особенности настройки пианино

В пианино (в отличие от рояля) сначала настраивают правую струну хора. При черновом проходе возможно использование клинков, на чистовом проходе — температорную полоску, при котором сначала настраивается средняя струна. По камертону настраивают правую струну. Струну необходимо ставить в центр настройки, когда при легком отжиме вирбеля вверх биения появляются и при легком отжиме вниз также появляются. Не рекомендуется изгибать вирбель сильно. Изгиб отличается от отжима тем, что после снятия усилия биения изменяются, в то время как после легкого отжима биения остаются теми же самыми. Заканчивать настройку можно ударом форте.

Регистры пианино подразделяются на дискантовый (верхний),теноровый (средний) и басовый (нижний). Струны делятся на гладкие и с обмоткой, изготавливаются из специальной струнной стали. В верхнем и среднем регистрах пианино, как правило, если это не аликвотная система струн, на клавишу приходится по три струны, в нижнем — по две, и в контроктаве — по одной (в разных конструкциях и фирмах пианино количество струн может быть в басовом регистре больше). Чистота настройки во многом зависит не только от опыта настройщика, качественной настройки унисонов, качества инструмента, но и от общего технического состояния инструмента, его возраста, состояния деталей. Безусловно, каждое пианино можно улучшить до определенного уровня, все зависит от обстоятельств, объема работ, качества инструмента и, конечно, от мастера, его уровня. 

О чём нужно помнить

  • Предварительно ослабьте все струны, отпустив колки на пару оборотов. Повышение тона лучше улавливается слухом, к тому же так уменьшается риск обрыва струн.
  • При натяжке каждой последующей струны незначительно ослабляются и, соответственно, расстраиваются предыдущие. Поэтому после настройки любым из способов нужно проверить строй ещё раз и при необходимости поправить его.
  • Убедитесь, что концы струн прижаты к колкам их витками и закреплены в виде ровной спирали — так гитара будет медленней расстраиваться.
  • Для большего удобства и получения чёткого звука используйте медиатор, а не пальцы.

Заключение

Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно. Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство. Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы. Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен. Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии. Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет. И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах). Статья опубликована в выпуске 25.06.2013 Обновлено 11.02.2018 SamodelkinПриспособления / ИнструментыПианино – это музыкальный инструмент, который 10-20 лет назад стоял в каждой советской квартире. Любители музыки есть и сегодня. Но каждый музыкальный инструмент требует настройки, пианино не исключение. Мы предлагаем вам изготовить самостоятельно ключ для пианино.Посмотрите видео, как изготавливается ключ для пианино самостоятельно.

Для изготовления нам понадобится:— три мигранные головки для ключа;- рукоятка.У многих настройщиков советских пианино стерты грани. Классический ключ имеет рукоятку и выемку для настройки.Колкак у пианино имеет форму конуса, если обычным накидным ключом мы можем схватить часть грани, таким образом, вся силовая нагрузка распределяется на небольшую часть колка ( 1 см).Желательно, что бы колкак полностью насаживался на ключ, как это представлено на картинке. Ключи, которые представлены на базаре, не имеют люфта. Особенность такова, если нет люфта между гранями ключа и настроечного колка, мы имеем опасность свернуть эту грань.У нас должен быть не 8-и граненый ключ, а 4-х гранёный, чтобы он полностью повторял форму колка. Ему нужно, что бы выемка, которая будет на ключе, смогла влезать на разные параметры. Может случиться, что мы модем работать с малой актавой и ключ туда просто не залезет. Удобно работать с универсальным ключом, у него 4 грани и расстояние, взятое в окружности, оно дает возможность, как бы у нас колок в фортепиано не стоял — соседний не будет. Если посмотреть на следующий рисунок, то можно увидеть, тем толще стенка, тем меньше износ. Существуют универсальные ключи, которыми можно настраивать практически любую актаву в пианино, но есть и другие ключики, которыми пользуются в редких случаях. Если сравнить два ключа: универсальный и маленький, то можно увидеть разницу между его стенками.Когда у нас грань колков расположена друг к дружке очень близко, то можно его использовать, чтобы настроить пианино на нужный тон. Такие ключи использовали для пианино конца 20 века.Сейчас используются ключи, где на конце восьмигранник. Он имеет удобную рукоятку и мигранную голову. Также для настройки пианино используется колесина. Они имеет меньшие размеры, чем стандартный ключ. Если вы дома в наличии имеете обычный тивар, то внутрь тибара заправляется колок, а кузнец все это подковывает по конусу. Колок внутри ключа не должен вихляться, он должен стоять ровно по диаметру внутренней поверхности ключа.В противном случае, если металл ключа будет мягким, то при работе он у вас просто может остаться на ключе.

Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

  • https://fb.ru/article/317401/kak-nastroit-pianino-samostoyatelno
  • https://shkolazhizni.ru/culture/articles/61698/
  • https://usamodelkina.ru/2645-kak-izgotovit-klyuch-dlya-nastroyki-pianino-samostoyatelno.html
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector