Когда федеральные законы вступают в силу?

Акты Правительства РФ: общие положения

Акты Правительства РФ нормативного характера — подзаконные. Однако это не единственные акты, которые издает Правительство.

Место актов Правительства в иерархии нормативных актов в РФ, их виды и особенности, а также специфика вступления в силу определены, в частности, в следующих документах:

  • законе «О Правительстве РФ» № 4-ФКЗ (далее — закон № 4-ФКЗ);
  • Указе Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу…» № 763 (далее — указ № 763). 

Согласно ч. 1 ст. 5 закона № 4-ФКЗ Правительство РФ издает свои акты во исполнение документов вышестоящего значения, таких как законы и указы Президента. После издания акта Правительство  обеспечивает его исполнение.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 закона № 4-ФКЗ акты Правительства подразделяются на 2 основных вида:

  1. Постановления Правительства РФ — акты нормативного характера.
  2. Распоряжения Правительства РФ — акты оперативного, текущего, иного ненормативного характера. 

Акты Правительства характеризуются следующим:

  • порядок их принятия определен Регламентом, утв. постановлением Правительства № 260;
  • они обязательны для исполнения (ч. 6 ст. 5 закона № 4-ФКЗ);
  • они подписываются председателем Правительства (ч. 4 ст. 5 закона № 4-ФКЗ);
  • они могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 8 ст. 5 закона № 4-ФКЗ). 

О классификации полномочий Правительства РФ читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Новый налоговый вычет

С 01.08.2021 в вводится новый социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц на физкультурно-оздоровительные услуги. Его максимальный размер на год — 15 600 рублей.

Налоговый вычет — это возврат части денег, потраченных на оплату некоторых товаров и услуг — от покупки лекарств до кредита на квартиру. Налог возвращают всем налогоплательщикам, которые получают в России доходы, облагаемые НДФЛ. Возврату подлежит не вся сумма, а уплаченный с нее налог в размере 13% (15% по повышенной ставке на вычеты не распространяется).

Новый социальный вычет предоставят исходя из фактических затрат налогоплательщика на физкультурно-оздоровительные услуги, включая занятия фитнесом. В расчет за год включат не более 120 000 рублей. Воспользоваться правом на вычет можно не позже 3 лет с момента уплаты НДФЛ.

Налоговики рассмотрят возможность выделения вычета и при положительном решении по заявлению гражданина деньги перечислят на его банковский счет. Получить вычет вправе не только сам налогоплательщик за занятия спортом, но и если в спортивные секции ходят несовершеннолетние дети (включая усыновленных) и подопечные налогоплательщика.

Общая схема принятия ФЗ

  1. Внесение в Госдуму;
  2. Рассмотрение в Госдуме;
  3. Принятие нижней палатой Парламента РФ;
  4. Одобрение сенаторами в Совете Федерации (Совфед);
  5. Подписание действующим Президентом России.

После того, как по это схеме принимается новый закон РФ, его публикуют в СМИ.

Перечень участников законодательного процесса

  • законодательные органы регионов РФ;
  • члены верхней палаты Парламента РФ — Совфеда;
  • министры и сотрудники Правительство РФ;
  • Президент России;
  • российские суды — КАС, ВАС, ВС РФ;
  • отдельные сенаторы и депутаты Государственной думы.

Ниже приведен порядок принятия федеральных новых законов в Госдуме РФ.

Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме

Проект закона рассматривают 3 раза:

  1. В 1 чтении анализируют главы документа с общими положениями;
  2. Во 2 — рассматривают детали и вносят поправки;
  3. После того как новые законы принимаются Госдумой России в первых двух чтениях, их рассматривают в третий раз, а потом одобряют большинством голосов «За» или, наоборот, отклоняют голосами «Против».

Принятие ФЗ Госдумой

Внимание! При принятии и изменении конкретного федерального закона в Госдуме проводят открытое голосование. В этом случае голосуют за весь законопроект в целом или по конкретным статьям.. После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед

После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед.

Одобрение законопроекта сенаторами

Важно! Члены Совфеда на протяжении двух недель обязательно рассматривают ФЗ, которые охватывают вопросы чрезвычайной важности.

Согласно ст.  Конституции РФ, к таковым правовым актам относят законопроекты о бюджете, о границе, войне и мире и др.

Затем, глава государства ставит на нем свою подпись или накладывает президентское вето на протяжении 14 дней.

Вступление нового ФЗ в юридическую силу

После принятия конкретного закона РФ по вышеприведенной схеме, его в законном порядке публикуют на первых страницах «Российской газеты» и в печатных или электронных изданиях «Собрания законодательства РФ». Это делают на протяжении 1 недели.

Принятый ФЗ вступает в силу спустя 10 дней после его обнародования.

Опубликование и вступление в силу НПА

Требование об обязательной публикации нового принятого Госдумой федерального закона обусловлено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая прямо запрещает применять законы, официально не опубликованные для всеобщего сведения. Об этом же гласит ст. 1 закона № 5. 

ВАЖНО! Федеральные законы вступают в силу с момента публикации их текста, который должен быть размещен на официальных ресурсах только в полном объеме. Усеченная или сокращенная публикация нового НПА не будет основанием для его вступления в силу

Специальный порядок вступления в силу, как правило, довольно прост для определения времени, с которого начинает действовать нормативный акт. Так, если в тексте нового закона указана конкретная дата, с которой закон подлежит применению, то с этой даты он и обретет силу. Также будет несложно определить начало применения закона, если в нем расписан порядок его вступления в силу. Но и при установлении специального порядка могут возникнуть затруднения с определением даты отсчета, как и в общем порядке. 

Изменения в налоге на прибыль и госпошлине

Поправками в с 02.08.2021 региональным властям предоставляют право устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков, предоставляющих по лицензионному договору права использования результатов интеллектуальной деятельности. От уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 годов освобождаются организации, которые ведут:

  • творческую деятельность;
  • деятельность в области искусства и организации развлечений;
  • библиотеки, архивы, музеи.

За государственную регистрацию программы облигаций, а также за государственную регистрацию изменений, вносимых в зарегистрированный документ, содержащий условия размещения эмиссионных ценных бумаг, программу облигаций или проспект ценных бумаг, вводится государственная пошлина. Ее размер составит 35 000 рублей.

Новые правила защиты диссертаций

С 01.08.2021 разрешена защита докторской диссертации в виде научного доклада, подготовленного на основе ранее опубликованных работ. У соискателей на докторскую степень, которые специализируются на естественных, технических, медико-биологических и аграрных науках, должно быть не менее 30 публикаций за последние 10 лет. Для гуманитарных, экономических и общественных наук установлен повышенный лимит — не менее 50 публикаций. Установлено, что все научные статьи должны быть опубликованы в изданиях, имеющих международное признание.

Чиновники отметили, что новый формат позволит ученым, занимающимся практическими исследованиями и активно публикующим свои работы в научных журналах, спокойно заниматься этой работой и использовать ее результаты для получения докторской степени.

Новые правила охоты

С 01.08.2021 главы регионов на основе утвержденных правил смогут устанавливать виды разрешенной охоты, сроки ее проведения, допустимое для использования оружие. Ограничения необходимо согласовать с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Учет охотничьих ресурсов и объемов их изъятия проводится в общедоступных охотничьих угодьях уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Федерации, в закрепленных охотничьих угодьях — компаниями и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а на особо охраняемых природных территориях федерального значения — федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление данными территориями.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Временные удостоверения для лиц без гражданства

С 24.08.2021 для лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России, вводятся временные удостоверения личности. Они получат право работать в России без разрешительных документов. При получении иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране временное удостоверение личности аннулируют и человека обяжут покинуть Россию в течение 15 дней.

Лицу без гражданства могут аннулировать или не выдать временное удостоверение, если будет установлен факт сообщения ложных сведений или предоставления поддельных документов. Предусмотрена постановка на учет по месту пребывания лиц без гражданства, имеющих временное удостоверение, по истечении 7 рабочих дней с даты получения данного документа.

В России постоянно проживают около 5000 лиц без гражданства и без документов, удостоверяющих личность. Их нельзя депортировать, так как у них нет гражданства другой страны.

Сложности в определении даты публикации

Одним из оснований противоречий в определении даты, когда федеральный закон вступил в силу, может быть публикация нового НПА сразу в нескольких источниках.

Учитывая то, что «Российская газета» издается ежедневно, а журнал «Собрание законодательства РФ» — только раз в неделю, может возникнуть следующий вопрос. Дата выхода газеты соответствует дате ее поступления в продажу, а дата, проставленная на журнале, не соответствует, так как является датой поступления в печать, в продажу он попадает значительно позже. По какому источнику определять вступление в силу нового закона, если раньше он напечатан в журнале?

Однозначный ответ на этот вопрос был дан в постановлении Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П, смысл которого в том, что дата, указанная на журнале «Собрание законодательства РФ», не может быть принята для отсчета срока на вступление закона в силу ввиду того, что эта дата не является днем обнародования документа и адресаты в этот день реально не могут ознакомиться с текстом нового НПА.

Дни публикации закона в «Российской газете» и «Парламентской газете» обычно совпадают. 

*** 

Опубликование и вступление в силу федеральных законов тесно взаимосвязано: при отсутствии первого второе невозможно. Однако даже публикация не всегда является гарантией вступления в силу закона, если для этого предусмотрены какие-либо специальные условия.

«Дальневосточный гектар» в Арктике

  • в Мурманской области;
  • в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах;
  • в 23 муниципальных районах Красноярского края;
  • в Архангельской области;
  • в Республиках Коми и Карелии.

До 01.02.2022 выделение земельных участков в Арктической зоне предусмотрено только для граждан России, зарегистрированных по месту жительства в соответствующих регионах. После этой даты получение станет доступно для всех граждан РФ. Участники программы, успешно освоившие землю в других регионах и оформившие ее в собственность или длительную аренду, получат право взять дополнительный гектар в Арктике.

Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:

  • Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

  • гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
  • механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?

Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:

  • нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
  • издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
  • правовой акт опубликован полностью, без сокращений.

<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».

Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.

В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.

Вступление в силу локальных нормативных актов

Локальный нормативный акт работодателя вступает в силу со дня его принятия либо со дня, указанного в этом акте. Если он вступает в силу со дня его подписания или утверждения, в текст документа не требуется вносить никаких указаний на дату вступления в силу. В случае вступления локального акта в силу со дня, указанного в нем, в тексте документа должна присутствовать фраза: «Настоящее положение вступает в силу с 1 января 2010 г.»

Если документ утверждается должностным лицом, он обычно вводится в действие со дня утверждения, если иное не оговорено самим документом.

Локальный нормативный акт применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие, то есть не имеет обратной силы. Если правоотношения возникли до введения локального нормативного акта, он применяется к правам и обязанностям, которые возникают после введения его в действие.

Кто разрабатывает законопроект

Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:

  1. Финансовый краткий отчет;
  2. Социальный прогноз;
  3. Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года;
  4. Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году;
  5. Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.

Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ. Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector