Когда и зачем нужно знать своих бенефициаров?

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Отличия от выгодоприобретателя

Во многих странах бенефициары представлены выгодоприобретателями, поэтому эти понятия считаются тождественными. Но в РФ эти термины обладают некоторыми отличиями, причем бенефициар считается более узким определением. Он владеет больше 25% в капитале организации, а также получает доступ к ее управлению.

Выгодоприобретатель только получает выгоду при наступлении какого-либо события. Например, к ним относятся банки, которые получают деньги от страховой фирмы по полису при наступлении страхового случая. Такие организации не могут управлять заемщиком или контролировать его деятельность, а также не являются владельцами капитала.

Официальные дополнительные документы

Вся информация о КБВ, определенная Законом №361 получается путем подачи государственному регистратору:

  1. нотариально заверенной копии паспорта (иного документа) нерезидента и паспорта-книжечки резидента Украины. Для ID-карты — никаких копий не требуется. Данные ID-карты достаточно указать в регистрационном заявлении формы №6;
  2. извлечения, выписки или иного документа из торгового, банковского, судебного реестра, подтверждающую регистрацию ЮЛ — нерезидента в стране его местонахождения, -если основателем ЮЛ является юрлицо — нерезидент.

Но в п. 21-24 ст. 17, ст. 17-1 Закона №755 об одном таком документе не упоминается. А запрет требовать дополнительные документы для проведения регистрационных действий касается только ФЛП (ч. 7 ст. 18 Закона №755).

Поэтому не следует исключать, что госрегистраторы требовать копий дополнительных документов.

Концепция бенефициарного собственника в налоговом праве России

В российском законодательстве понятие «бенефициарный собственник» было введено в налоговое законодательство только в 2014 году – с принятием закона о деофшоризации. Однако попытки использовать понятие были сделаны и ранее.

Концепция рассматривается для налоговых соглашений сразу в двух плоскостях: 1)«бенефициарный владелец корпоративной структуры»; 2)»бенефициарный владелец дохода» или «фактический получатель прибыли».

В первом случае речь идет о контролируемых иностранных компаниях. Согласно соответствующему законодательству, прибыль КИК, освобожденной от налогообложения или с более низким уровнем налогообложения, если сравнивать со страной резидентства «бенефициарного собственника», должна облагаться налогом по месту его налогового резидентства.

Во втором случае термин используется в рамках международного налогообложения, когда необходимо противодействовать возможным злоупотреблениям соглашениями об избежании двойного налогообложения.

С января 2015 года концепция бенефициарного собственника стала неотъемлемой частью законодательства о налогах РФ. Подобный фактор стал причиной возникновения большого количества споров, связанных с применением концепции. В мае 2017 года ФНС России опубликовало письмо, в которо сформировало консолидированную позиции относительно концепции бенефициарного собственника.

Налоговая служба России рекомендует налоговым органам уделять особое внимание таким аспектам:

  • Спектр полномочий относительно прибыли компании;
  • Использование прибыли от предпринимательской деятельности;
  • Принимает ли директор иностранной компании решения самостоятельно;
  • Присутствуют ли признаки ведения хозяйственной деятельности;
  • Осуществляет ли конкретное лицо предпринимательские функции;
  • Наличие/отсутствие фактических и юридических обстоятельств по дальнейшему перечислению доходов, характер денежных потоков.

Также ФНС рекомендует обратить внимание на несение экономических рисков по отношению к активам

Системность транзитных денежных переводов от лица резидента участника соглашения лицу, не имеющему льгот по соответствующему налоговому соглашению международного формата, также имеет важное значение

Справка. В налоговом праве РФ в ст. 7 и 312 НК РФ. Письмо Минфина РФ от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236  «бенефициарный собственник» – это лицо, имеющее право на фактический доход предприятия.

При этом налоговые органы должны давать оценку экономической деятельности группы в целом, а не ограничиваться только спорными операциями по перечислению дохода, чтобы получить объективный анализ деятельности конкретного предприятия. Если вы планируете создать фирму за рубежом, мы рекомендуем воспользоваться индивидуальной консультацией по созданию оффшора. Главной целью такой услуги является разработка плана, позволяющего минимизировать риски (налоговые, в том числе).

Справка.  В корпоративном праве РФ используют термин не бенефициарный собственник, а бенефициарный владелец (Федеральный закон 115-ФЗ от 07.08.2001). Это физическое лицо, которое владеет долей  в размере 25% и более или косвенно контролирует деятельность компании.

При этом налоговые органы стали рассматривать данные нормы в качестве эффективного инструмента оспаривания прав иностранных компаний(и как следствия,  компаний в РФ, которые выполняют роль налоговых агентов и выплачивают прибыль в пользу этих зарубежных структур) использовать льготы в виде освобождения от российского налога на доходы из зарубежных компаний в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении дивидендов, лицензионных платежей, процентов.

Что необходимо учесть

Правильно выстроенная деятельность иностранных компаний, получающих доход из источников в России, позволяет избежать проблем в дальнейшем,  связанных со льготами на основе международных налоговых договоров(соглашений, конвенций). Рекомендуется заблаговременно создавать досье, содержащее документальное подтверждение соответствия компании российским критериям бенефициарного собственника.

Подобные меры позволяют укрепить позиции налогового агента, который выплачивает доход в пользу зарубежной компании и принимает на себя риски, связанные с неуплатой налогов на доходы иностранных предприятий.

Раскрытие информации о цепочке собственников включая бенефициаров

Предоставлять сведения о ЦС необходимо при участии в закупках по 223-ФЗ, когда это предусмотрено положением о закупках заказчика. При размещении закупки в рамках 44-ФЗ, информация о владельцах компании не входит в перечень сведений и документов, которые обязан предоставить поставщик при подаче заявки на участие в закупке.

Заказчики требуют раскрытия сведений о ЦС на основании письма АП РФ от 30.12.2011 N П24 – 746 в. На основании этого письма, крупным компаниям с участием государства был направлен перечень поручений Председателя Правительства РФ от 28.12.2011 N ВП-П13 -9308. Сделано это было с благой целью предотвращения коррупции, чтобы избежать создания чиновниками компаний, управления ими через подставных лиц и получения выгоды при заключении сделок с подконтрольными им государственными корпорациями.

Кроме того, ЦС компании – поставщика это информация, на основании которой при размещении закупки будет возможно установить является ли компания — поставщик аффилированным лицом по отношению к государственной корпорации — заказчику.

Полная информация о бенефициарах позволит определить взаимосвязь между компанией — поставщиком и руководителями государственной корпорации — заказчика.

Справка о бенефициарах — образец заполнения

от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115). Указанная справка является одним из инструментов борьбы с отмыванием денег через подставные компании. Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст.

3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом.

Под владением понимается не менее чем 25%-е участие. Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст.

105.2 НК РФ. Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  1. предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.
  2. органы госвласти;

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев.

Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017

Банк запросил сведения о бенефициарных владельцах. Как реагировать на это требование

Александр Ясенков, начальник отдела правового обеспечения интеграции активов ОАО «Промсвязьбанк» Какова была цель введения в понятия «бенефициарный владелец»?

— Изменения в части контроля со стороны кредитной организации конечных получателей денежных средств — это результат целенаправленной многолетней политики государства по раскрытию информации о крупных собственниках акций и бенефициарных владельцах российских компаний крупного и среднего бизнеса.

Так, история данного вопроса начиналась еще с общей концепции реформирования и уточнения понятия «аффилированное лицо», которое было изложенно в развития финансового рынка на 2006–2008 годы, утвержденной . У самих банков сейчас уже сложилось четкое представление о том, кого следует понимать под бенефициарным владельцем компании? — На сегодняшний день банковская практика в отношении однозначного толкования понятия «бенефициарный владелец» не сформирована.

Но совершенно очевидно, что новый правовой термин в своем толковании в значительной степени сужен, чем первоначальное понятие «выгодоприобретатель». Рассматривая практическую сторону определения бенефициарного владельца, закрепленного в статьи 3 закона № 115-ФЗ, в рамках общих стандартов корпоративного управления в России можно сказать, что новое понятие должно включать в себя только конечных собственников бизнеса, имеющих долю в уставном капитале головных холдинговых компаний более 25 процентов, а также владельцев управляющих организаций клиентов — юридических лиц ( Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ«Об акционерных обществах», Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Попадают ли автоматически в бенефициарные владельцы члены совета директоров только потому, что они имеют некую возможность контролировать действия компании именно в силу своей непосредственной функции? — Автоматически нет, не попадают. Члены совета директоров могут быть признаны бенефициарными владельцами только в определенных случаях.

Пример справки

Справка о бенефициарных владельцах

ОАО «Ромашка», г. Учалы, 2-й ул.Труда д. 4, ОГРН 34444432222222,

наименование, адрес, ОГРН, ИНН юрлица

ИНН 22255533344

Сведения о бенефициарном владельце

Данные об основаниях, свидетельствующих о том, что лицо является бенефициарным владельцем Имеет преобладающее участие (более 20%) в уставном капитале ОАО «Ромашка»
Фамилия, имя, а также отчество Иванов Алексей Иванович
Дата и место рождения 01.01.1977

г. Учалы

Гражданство

Россия

Реквизиты документа, удостоверяющего личность:
Вид документа: паспорт гражданина РФ

Серия и номер документа: 01 03

Дата выдачи документа: 418634

Наименование органа, выдавшего документ: РОВД «Хорошево-Мневники» г. Учалы

Код подразделения (если имеется): 772-092

Данные миграционной карты (для иностранного гражданина и лица без гражданства)
Номер карты:

Дата начала срока пребывания:

Дата окончания срока пребывания:

Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (для иностранного гражданина и лица без гражданства)
Вид документа:

Серия документа (если имеется):

Дата начала срока действия права пребывания (проживания):

Дата окончания срока действия права пребывания (проживания):

Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания
Россия, Московская область, Ленинский район,

г. Видное, проспект Ленинского Комсомола, д. 10

ИНН (если имеется)

222225555

Номера контактных телефонов и факсов (если имеются)

8 (919)8885566

Дата заполнения сведений

10.02.2019

__________________________ _Директор ОАО «Ромашка» Буханкин В. С.

подпись должность, Ф. И. О.

Права, особенности, обязанности

Бенефициарный владелец по сути является официальным законным учредителем или акционером юридического лица. Но не всегда собственники придерживаются принципа прозрачности, и в правоустанавливающих документах компании значится номинальный владелец.

Бенефициар, официально имеющий долю в компании, имеет право занимать в ней любую должность, и генерального директора, в том числе.

Другая ситуация складывается если бенефициарный владелец не оформлен юридически, и его личность не раскрывается. В таких случаях применяют различные схемы для руководства и контроля компании фактическим владельцем.

Например, права управления компанией собственник может получить через генеральную доверенность от ее номинального директора, также, как и доступ к ее счетам, или иметь право собственности на компанию, переданное в акциях на предъявителя.

Бенефициарный собственник имеет право:

  • распоряжаться собственной долевой частью;
  • контролировать деятельность руководства компании;
  • присутствовать на заседаниях и принимать решения пропорционально собственной доле;
  • иметь прибыль от деятельности компании;
  • предоставить управление долей трастовому фонду.

Осторожно! В случае привлечения к управлению долями трастовой компании, ответственность несет бенефициарный владелец лично.

Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.

Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2-5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы госвласти;
  • предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по делу № 1-00-1338/77-15).

Кому и зачем нужны сведения о выгодоприобретателях

Деятельность любого экономического субъекта направлена на извлечение прибыли. Часть этой прибыли вкладывается в дальнейшее развитие такого субъекта, а часть — в качестве дохода передается его владельцам.

Таким образом, у каждого предприятия имеется некоторое количество лиц, физических или юридических, которые извлекают доход из его деятельности. У таких лиц, в свою очередь, тоже нередко имеются выгодоприобретатели — лица, которые извлекают доход уже из их деятельности. Выстраивается полноценная цепочка.

Длина ее зависит от масштабов бизнеса, например, цепочка собственников для ИП имеет одно звено — индивидуальный предприниматель, который сам ведет свое дело и является единственным получателем прибыли от деятельности.

Иначе складывается ситуация для крупных организаций, информация о собственниках и акционерах организации нередко включает в себя сведения о десятках юридических и физических лиц.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Как правило, такая информация требуется не от всех участников тендера, а только от победителя. Чтобы заказчик имел уверенность, что победитель предоставит такие сведения, при проведении процедуры каждый участник предоставляет гарантийное письмо по запросу справки о цепочке собственников, в котором обещает в случае победы выдать необходимые сведения.

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2020 г. № ШЮ-4-13/18414@ О представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах

16 ноября 2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1. Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ N 115) юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 ФЗ N 115.

В силу пункта 6 статьи 6.1 ФЗ N 115 юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 N 913 (далее — Правила), юридические лица представляют документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — сведения о бенефициарных владельцах), по запросам уполномоченных органов государственной власти, направленным в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, соответствующих требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, или на бумажном носителе.

Пунктом 4 Правил определено, что при получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. При этом статьей 6.1 ФЗ N 115 и Правилами не установлена обязанность по представлению юридическим лицом по запросу налогового органа одновременно со сведениями о бенефициарных владельцах копий документов, подтверждающих данные сведения.

Вместе с тем, юридическое лицо при исполнении запроса налогового органа вправе приложить к сведениям о бенефициарных владельцах копии подтверждающих документов.

Государственный советникРоссийской Федерации2 класса Ю.В. Шепелева

Согласие на обработку персональных данных форма 15

5.5.1. Форма согласия на обработку персональных данных

начало формы

Приложение 14 к письму о подаче офертыот «____»_____________ г. №__________

Согласие на обработку персональных данных

от «_____» ____________ 201____ г.

Настоящим {указывается полное наименование участника закупочной процедуры (потенциального контрагента), контрагента, его место нахождения, ИНН, КПП и ОГРН}, в лице _____________

,действующего на основании _____________, дает свое согласие на совершение ЕЭС» действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О персональных данных» от 01.01.2001 № 152-ФЗ, в отношении персональных данных участника закупки (потенциального контрагента) / контрагента / планируемых к привлечению субконтрагентов и их собственников (участников, учредителей, акционеров), в том числе конечных бенефициаров (фамилия, имя, отчество; серия и номер документа, удостоверяющего личность; ИНН (участников, учредителей, акционеров) ОАО «ФСК ЕЭС», в том числе с использованием информационных систем , а также на представление указанной информации в уполномоченные государственные органы (Минэнерго России, Росфинмониторинг России, ФНС России) и подтверждает, что получил согласие на обработку персональных данных от всех своих собственников (участников, учредителей, акционеров) и бенефициаров.*

Цель обработки персональных данных: выполнение поручений Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № ВП-П13-9308, протокольного решения Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности (протокол от 01.01.2001 № А), а также связанных с ними иных поручений Правительства Российской Федерации и решений Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

Срок, в течение которого действует настоящее согласие субъекта персональных данных: со дня его подписания до момента фактического выполнения / отмены действия поручений Правительства Российской Федерации, решений Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, либо до истечения сроков хранения представленной информации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации , либо отзыва настоящего согласия.

_______________________ ______________________

(Подпись уполномоченного представителя) (Ф. И.О. и должность подписавшего)

* Заполнение участником закупки (потенциальным контрагентом) / контрагентом на сайте электронной торговой площадки / на бумажном носителе согласия на обработку его данных и информации о его собственниках (участниках, учредителях, акционерах) и бенефициарах исключает ответственность Общества перед собственником (участником, учредителем, акционером), а также бенефициаром участника закупки / контрагента / их субконтрагентов за предоставление Обществу данных о своих собственниках (участниках, учредителях, акционерах), в том числе бенефициарах и бенефициарах своего субконтрагента, и предполагает, что участник закупки (потенциальный контрагент) / контрагент получил у своих бенефициаров и бенефициаров своих субконтрагентов согласие на представление (обработку) Обществу и в уполномоченные государственные органы указанных сведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector