Что проверяет трудовая инспекция

Размеры штрафов и иные формы ответственности

В случае обнаружения того или иного нарушения в деятельности организации, уполномоченный инспектор может принять решение об установлении определённой меры ответственности в отношении работодателя. В большинстве случаев наказание будет выражено в виде денежного штрафа. Точный размер взыскания будет установлен инспектором в индивидуальном порядке. При этом следует учесть следующие важные нюансы:

  1. Вне зависимости от количества обнаруженных нарушений, штраф все равно будет выписан только один. Это правило основано на действующих положениях трудового законодательства. За одну проверку инспектор вправе назначить только одно наказание, хотя и ходят слухи о том, что данное правило будет изменено в недалеком будущем.
  2. Как уже было сказано выше, точный размер штрафной санкции может быть установлен в индивидуальном порядке. При этом уполномоченным лицом могут быть учтены такие важные нюансы, как степень серьезности совершенного работодателем нарушения, наличие подобных нарушений во время проведения прошлых проверок и т.д.
  3. В том случае, если ранее работодателю уже было выписано официальное предписание об устранении обнаруженного нарушения, однако при следующей проверке такое нарушение вновь было обнаружено, штрафы будут серьезно ужесточены.
  4. В исключительных случаях собранные во время проверки материалы могут быть направлены уполномоченной инстанцией в судебное учреждение. Как правило, это происходит в том случае, если работодатель действительно серьезно и не единожды нарушал законные права своих подчиненных.
  5. Отдельно следует упомянуть и о таких ситуациях, при которых деятельность работодателя окажется полностью «чистой», без каких-либо ошибок или нарушений. В подобной ситуации он сможет претендовать на получение некоторых особых привилегий от уполномоченной организации. В частности, действующими законодательными нормами была предусмотрена возможность получения специального «Сертификата доверия работодателя». Он представляет собой особый документ, который подтверждает тот факт, что руководитель организации осуществляет свою деятельность в полном соответствии с установленными законодательством нормами. Такой документ, безусловно, может поднять репутацию работодателя и сделать его максимально привлекательным для опытных и ответственных соискателей.

Однако необходимо помнить о том, что получение вышеуказанного статуса еще вовсе не означает, что теперь можно допускать какие-либо нарушения в деятельности организации и полностью расслабиться. Трудовая инспекция в любой момент сможет назначить внеплановую проверку по тем или иным основаниям. В случае обнаружения нарушения, ранее предоставленный руководителю статус будет полностью аннулирован. Параллельно с этим, уполномоченным лицом будут назначены и определённые меры ответственности.

Говоря о процедуре проверки трудовой инспекцией, следует отметить, что универсальной формы для данной процедуры не имеется

В каждом конкретном случае инспектор может обращать внимание на самые различные документы, которые имеются внутри компании. Многое еще будет зависеть и от того, по какому именно поводу была организована проверка

Если речь идет о получении жалобы со стороны служащего, инспектор обратит пристальное внимание на проверку именно тех нарушений, которые были указаны в документе.

Возможность проверки по анонимному обращению

Важно! Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении

Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел

При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017). 

Что проверит ГИТ в 2021?

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.). 

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Скачайте полную базу чек-листов ГИТ!

Все документы – в редактируемом формате: вы сможете использовать их в работе и самостоятельно проверить свою организацию перед проверкой! Заполните форму, чтобы получить доступ к базе:

Обращаем внимание:

При проверке создания и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) – чек-лист № 31, Роструд поставил задачу проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и присутствие в Положении разделов из п. 8 Типового положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России oт 19 августа 2016 г. № 438н), разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, а именно:

  1. политика работодателя в области охраны труда;
  2. цели работодателя в области охраны труда;
  3. обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
  4. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:
  • подготовку работников по охране труда;
  • организацию и проведение оценки условий труда;
  • управление профессиональными рисками;
  • организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
  • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
  1. планирование мероприятий по реализации процедур;
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. планирование улучшений функционирования СУОТ;
  4. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  5. управление документами СУОТ.

Если инспектор выявит несоответствие требованиям охраны труда в Положении о СУОТ, в том числе Типовому положению, то это приравнивается к отсутствию у работодателя СУОТ.

За не обеспечение функционирования системы управления охраной труда на своем предприятии, на организацию могут наложить штрафы по статье 5.27.1 КоАП.

  • для должностного лица – до 5 000 рублей;
  • для организации – до 80 000 рублей.

Отметим, что штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному мероприятию несколько раз.

Штрафы по части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 рублей;
  • для организации – до 150 000 рублей.

Кроме того, при проведении плановой проверки Роструд отметил необходимость применения Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ (приказ Роструда 21 марта 2019 г. № 77).

Внеплановые проверки ограничены рамками запроса (жалобы), инспектор может проверить документы по теме проверки, которые касаются определенного сотрудника.

Если же запрос на нарушение прав был отправлен с пометкой о неразглашении своего имени работодателю, что позволяет сделать статья 358 ТК РФ, тогда сотрудник ГИТ может запросить документы на нескольких работников, чтобы сохранить имя, направившего запрос, в тайне.

Ошибки, которые приводят к проверкам

Работодателя могут наказать, если он: 

  • не вовремя выплачивает зарплату, один раз в месяц — это тоже не вовремя;
  • не полностью выплачивает зарплату или она в принципе меньше МРОТ;
  • задерживает расчёт при увольнении;
  • не оплачивает сверхурочную работу;
  • выплачивет отпускные позже, чем за 3 дня до начала отпуска;
  • не отпускает в отпуск;
  • не проводит спецоценку условий труда;
  • не выдаёт расчётный листок, в котором описано, как рассчитывается зарплата работника;
  • ошибается в трудовых договорах. 

Про ошибки в трудовых договорах напишу пару слов отдельно. Самая первая тактическая ошибка — замена трудового договора договором ГПХ. Не надо так. Да, на договоре ГПХ можно платить чуть меньше страховых взносов за сотрудника, но эти 4-5% не сильно помогают сэкономить, а под риск вас ставят. 

А дальше фактические ошибки в тексте самого договора. Например, четкие даты выплаты зарплаты меняют на абстрактное «Выплата зарплаты до такого-то числа»

Или не указывают трудовую функцию работника — важно перечислять в трудовом договоре его основные обязанности или сослаться на должностную инструкцию. Иначе, как сотруднику чувствовать себя уверенно в том, что вы не будете заставлять его делать вещи, которые его должностью не предусмотрены? 

Например, «Почту России» оштрафовали на 2 миллиона рублей за то, что её сотрудников заставляют торговать продуктами, хотя такая обязанность не предусмотрена их трудовым договором.

Обязан ли инспектор предупреждать о внеплановой проверке?

Проверка трудовой инспекцией представляет собой особую процедуру, во время которой особое внимание уделяется деятельности организации и ее соответствия установленным законодательным нормам. Естественно, для каждого работодателя такая проверка характеризуется серьезным стрессом

Дело в том, что обнаруженные в ходе проверочных мероприятий нарушения обязательно будут зафиксированы уполномоченными лицами в письменной форме. Более того, на основании обнаруженных несоответствий, в отношении работодателя могут быть установлены предусмотренные законодательством меры ответственности.

Именно поэтому современных руководителей нередко волнуют вопросы о том, обязан ли трудовой инспектор заранее предупредить работодателя о скором визите. Сразу следует отметить, что здесь все будет зависеть от непосредственного типа проверки, которая была избрана уполномоченным лицом, например:

Как известно, проверка трудовой инспекции может осуществляться в плановом режиме. В таком случае она будет представлять собой стандартную процедуру, которая исполняется уполномоченными лицами с установленной периодичностью. В данной ситуации трудовой инспектор действительно будет обязан заранее предупредить руководителя организации о грядущей проверке. Более того, предупреждение должно быть оформлено в письменном виде. Для этого трудовым инспектором составляется специальное уведомление, которое отправляется работодателю. Данный документ может быть составлен в свободной форме

Главное, чтобы в нем содержались следующие сведения: наименование и адрес организации, в которую направляется трудовой инспектор, основная информация о том, что в компании будет проведена проверка и т.д.
Во время подготовки вышеуказанного уведомления уполномоченным лицом должно быть соблюдено и еще одно важное правило, а именно – установленные сроки, в которые работодатель должен быть осведомлен о проверке. В соответствии с действующими правилами, документ должен быть передан работодателю не позднее, чем за три дня до непосредственного начала проверки.
Второй разновидностью проверки трудовой инспекции можно назвать внеплановую

Она представляет собой особые мероприятия, которые, как и следует из их названия, проходят во внеплановом режиме. Для назначения внеплановой проверки у уполномоченного лица должны иметься определенные основания. В большинстве случаев таким основанием является получение письменного обращения от недовольного сотрудника. В своем письме он может сообщить о различных нарушениях, которые совершаются работодателем. О внеплановой проверке трудовой инспектор никогда не предупреждает руководителя организации.

Кого проверят в 2021?

Постановлением от 30.11.2020 № 1969 правительство продлило мораторий на плановые проверки в 2021 году, но только малых предприятий и то не для всех. Мораторий не распространяется на:

  • экономические агенты, которые находятся под постоянным госконтролем; предприятия с 1 и 2 классом опасности;
  • компании из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, а также эксплуатирующие такие объекты;
  • предприятия с деятельностью из перечня к закону №294-ФЗ от 26.12.2008 (образование, здравоохранение и т.д.);
  • штрафники, для которых действуют вступившие в силу постановления о наказаниях по КоАП за грубые нарушения;
  • предприятия, у которых приостановили или аннулировали лицензии.

В последних двух случаях действует еще одно условие — проверка, по результатам которой назначены наказания, прошла меньше 3 лет назад.

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Экспертное мнение к вопросу о том, как действовать во время проверки ГИТ

По словам Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права “IPK Group”, работодателю в ходе проведения проверки ГИТ следует:

Ознакомиться со служебными удостоверениями инспекторов.
Потребовать копию приказа или распоряжения о проведении проверки (заверенную печатью) и обратить внимание на:
обоснование (документальное) проведения проверки;
перечень участников бригады, осуществляющей проверку;
сроки проверки;
анализируемые в ходе проверки бумаги.

Лично контролировать ход проведения проверки.
Узнавать результаты проверки, соглашаться или не соглашаться с мнением инспектора.
В случае выявления нарушений со стороны ГИТ – обжаловать действия инспекторов в судебном или административном порядке.
Обращаться за защитой прав и принятием участия в проверке к Уполномоченному по защите прав предпринимателей (в субъекте РФ или при Президенте РФ).

Полномочия трудовой инспекции при внеплановой проверке

Совершая надзорные действия за соблюдением трудовых норм государственные инспекторы, имеющие удостоверения установленного образца, имеют право:

  • беспрепятственно проникать на объекты с любыми организационно-правовыми формами и формами собственности;
  • совершать запрос документов, объяснений и сведений, затрагивающих гражданские трудовые права, у работодателей или их представителей, у властных органов любого уровня;
  • изымать образцы используемых на производстве материалов и веществ с целью проведения диагностики. Изъятие конкретных образцов должно сопровождаться составлением соответствующих актов с четким указанием на полученные объекты исследования;
  • проводить расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве;
  • передавать руководству проверенных организаций обязательные для исполнения предписания. В документах должны содержаться требования об устранении отклонений от действующего трудового законодательства;
  • выдавать предписания об отстранении от трудовой деятельности конкретных физических лиц. Отстранению от работы по решению инспектора труда подлежат граждане, которые не прошли обязательное обучение правилам безопасности на производстве, инструктаж по охране труда, а также стажировку на рабочем месте и итоговую проверку знаний;
  • подавать в судебные органы требования о ликвидации организаций, о прекращении деятельности отдельных структурных подразделений юридических лиц, совершивших недопустимые нарушения трудового права;
  • оформлять протоколы и принимать к рассмотрению административные дела, передавать материалы о нарушении трудовых прав в суд и правоохранительные органы;
  • выявлять факты применения непригодных индивидуальных средств защиты и запрещать их использование работниками;
  • участвовать в судебном заседании в роли экспертов, чье мнение учитывается при вынесении решения о возмещении вреда, причиненного здоровью персонала на производстве.

При выполнении контроля исполнения российского законодательства инспекторы должны сохранять в секрете сведения, признанные государственной, служебной, коммерческой тайной. Не допускается распространение информации о заявителе, чья жалоба стала основанием для проведения проверки, если гражданин возражает против сообщения этих данных.

Работник инспекции не может требовать от работодателя юридических бумаг, образцов продукции или проб обследования объектов производственной среды, если они не входят в перечень предметов проверки. Отбирать образцы для исследования инспекторы вправе после составления соответствующего протокола.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Спецоценке подлежат все рабочие места в организации (за исключением дистанционных и надомных).

Если специальная оценка условий труда не проведена, работодателю может грозить ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб.

Специальная оценка проводится на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016).

Если по результатам спецоценки не выявлено вредных или опасных условий труда, работодатель должен подать в территориальную трудовую инспекцию декларацию о соответствии условий труда государственным требованиям (ч. 1 ст. 11 данного Федерального закона № 426-ФЗ). Рекомендуем хранить доказательства того, что трудовая инспекция получила такую декларацию.

Доказать проведение спецоценки можно с помощью отчета о ее проведении. Он направляется работодателю для подписания и утверждения членами комиссии, создаваемой работодателем.

Также необходимо помнить, что работодатель должен:

1) уведомить организацию, проводившую спецоценку, об утверждении отчета в течение трех рабочих дней с момента его утверждения;

2) направить в организацию, проводившую спецоценку, копию утвержденного отчета.

Сроки проведения спецоценки

Если спецоценка еще не проводилась, то ее нужно провести для всех рабочих мест поэтапно до 31 декабря 2018 г., а в организации должны быть в наличии следующие документы:

• приказ о поэтапном проведении специальной оценки условий труда;

• перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке;

• график проведения спецоценки до 31 декабря 2018 г.

Внеплановая специальная оценка должна проводиться в течение 12 месяцев в следующих случаях:

• ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

• изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;

В случае получения предписания инспектора труда о проведении спецоценки, изменения состава применяемых материалов или сырья, изменения применяемых средств защиты, спецоценку нужно провести в течение шести месяцев. В этот же срок необходимо провести спецоценку, если по результатам расследования несчастного случая выявилось воздействие на работника вредных или опасных факторов, а также по мотивированному предложению профсоюза.

Внеплановую спецоценку можно не проводить, если:

• юридическое лицо (работодатель) было реорганизовано;

• изменилось наименование рабочего места.

Решение Московского городского суда от 22.12.2014 по делу № 7-9921.

Решение Московского городского суда от 28.10.2014 по делу № 7-4416/2014; Постановление Пермского краевого суда от 10.06.2014 по делу № 44-а-430.

Письмо Минтруда России от 11.10.2016 № 15-2/ООГ-3609.

Письмо Минтруда России от 18.04.2017 № 15-4/ООГ-1083.

Введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст с 1 марта 2017 г. вместо ГОСТ 12.0.004-90.

Решение Свердловского областного суда от 11.06.2015 г. по делу № 72-614/2015.

Что необходимо предоставить инспектору?

Согласно норме ст. 357 Трудового кодекса РФ инспекторы вправе:

  • требовать у работодателей и бесплатно получать от них все то, что проверяет инспекция по труду, т.е. любые документы, информацию, объяснения, которые необходимы для выполнения контрольных (надзорных) функций;
  • изымать образцы обрабатываемых или используемых веществ и материалов с целью проведения их анализа.

По ходу проведения проверки Инспекция имеет право направить работодателю запрос с просьбой предоставить документы. Они предоставляются в форме копий, удостоверенных печатью (при ее наличии) и подписью предпринимателя (его представителя) или уполномоченного должностного лица организации.

Закон запрещает инспекторам:

  • запрашивать информацию, документы, получать образцы, пробы, если они не относятся к тому, что проверяет трудовая инспекция;
  • изымать оригиналы документов.

Оформление результата проверки

По результату проведенной проверки соответствующие должностные лица Инспекции составляют акт (два экземпляра). Приложением к акту могут являться (в случае наличия):

  • протоколы отбора образцов производимой продукции, проб, полученных при обследовании объектов производственной и окружающей среды;
  • заключения или протоколы проведенных испытаний, исследований и экспертиз;
  • предписания с требованием об устранении нарушений;
  • объяснения работников;
  • иные документы, которые связаны с результатами проверки, либо их копии.

Ниже Вы можете ознакомиться с планом проверок государственной трудовой инспекции на 2013 год:

Ежегодный план проведения плановых проверок трудовой инспекции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей г. Москвы — скачать и  г. Санкт-Петербурга скачать

На что чаще всего жалуются работники?

В процессе осуществления профессиональной деятельности у сотрудников могут появляться самые различные претензии в адрес начальства. Однако современная практика показывает, что наиболее распространенными из них являются следующие:

  1. Задержка заработной платы либо неправомерный отказ работодателя от исполнения своих финансовых обязательств. Зарплата является главной причиной и стимулом для качественного исполнения регулярных профессиональных обязательств сотрудниками. На работодателя, в свою очередь, возлагается серьезная ответственность в отношении осуществления регулярных выплат.
    В соответствии с установленными правилами, денежные средства должны выдаваться современным работникам не реже, чем два раза за один календарный месяц. Именно поэтому во многих компаниях действует следующее правило: сначала служащие получают аванс и уже потом – оставшуюся часть своего заработка. Несоблюдение этого правила является серьезным нарушением со стороны работодателя.
    Помимо этого, положенные сотрудникам денежные средства должны выдаваться им в строго определенные даты. Эти даты фиксируются в соответствующем разделе каждого трудового договора, а также в иных внутренних документах компании. Нарушение существующего графика выплат работодателем так же дает сотрудникам законное право на предъявление официальных претензий в адрес начальства.
  2. Незаконное произведенное увольнение. Как известно, каждый сотрудник может быть уволен из организации на основании собственного желания, по соглашению сторон, а также по одностороннему решению руководителя. Именно в последнем случае у работников, чаще всего, возникают претензии в адрес начальства.
  3. Нарушение работодателем законных прав служащих на регулярное получение оплачиваемого отпуска. В соответствии со стандартными правилами период отдыха должен предоставляться сотрудникам каждый год. Его продолжительность, в большинстве случаев, составляет ровно 28 дней. Уход сотрудников в законный отпуск осуществляется на основании заранее составленного графика. При этом служащий может принимать самостоятельное решение о том, возьмет ли он отпуск целиком либо разделит данный период на несколько частей. Работодатель, в свою очередь, обязан исполнить требования служащего. В противном случае у сотрудника будут иметься все основания для обращения в уполномоченную инстанцию и предъявления официальных претензий.
  4. Незаконное проведение работодателем сокращения. Право на сокращение у руководителя имеется, однако такие действия должны быть обоснованы с точки зрения законодательных норм. Более того, действующими правилами был установлен перечень особых категорий сотрудников, которые не могут подлежать сокращению ни при каких обстоятельствах. Следовательно, если работодатель все-таки примет решение сократить таких служащих, они смогут признать данное решение незаконным.

Этап 1. Что готовить на проверку

ГИТ перед проверкой присылает большой список документов, которые собирается проверять, в нем насчитывается более 70 пунктов. Разделим их на блоки по темам:

  1. Уставные документы.
  2. Документы по оплате труда.
  3. По кадровому учету:
    • трудовые договоры и доп. соглашения;
  4. штатное расписание и изменения к нему;
  5. графики отпусков;
  6. приказы — прием, увольнения, переводы, отпуск;
  7. личные карточки;
  8. трудовые книжки и журналы их учета;
  9. локальные нормативные акты (ЛНА).
  10. По охране труда (ОТ):
    • регламентирующие документы — приказы, ЛНА, должностные инструкции;
  11. инструкции по ОТ;
  12. журналы вводного и первичного инструктажа;
  13. документы по медосмотрам, обучению;
  14. карточки выдачи средств защиты и др.
  15. Документы на иностранных работников.

Список иногда расширяют в ходе проверки, если потребуются дополнительные сведения.

Как обратиться с жалобой в Инспекцию труда?

На сегодняшний день существует множество различных способов подачи жалобы в Инспекцию труда. Самый простой и удобный состоит в направлении жалобы путем заполнения специальной формы на официальном сайте инспекции или через интернет-портал государственных услуг.

Кроме того, обращение можно направить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по почте либо отдать инспектору в руки на личном приёме. В последнем случае работники инспекции абсолютно бесплатно обязан проконсультировать работника по возникающим правовым вопросам.

Между тем, Трудовая инспекция в своей работе руководствуется положениям Федерального закона об обращениях граждан. Это значит, что вынести решение по жалобе она обязана в течение не более чем одного месяца. Однако в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлён ещё на тридцать дней.

Если Трудовая инспекция нарушает законодательство об обращениях граждан и не выносит решение по жалобе работника в течение двух месяцев, последний имеет полное право обращаться в прокуратуру с требованиями привлечь инспектора к административной ответственности по статье 5.59 КоАП.

Что проверяет

Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.

Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные – документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные – работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.

Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:

  • оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
  • собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
  • если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения:
    • описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
    • ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
    • сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.

Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.

Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:

  • для филиалов – 2 месяца;
  • для малого бизнеса – 50 часов;
  • на микропредприятиях – не более 15 часов;
  • остальные работодатели – 20 дней.

В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.

При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:

  • трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  • трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  • рабочий график и табель учета отработанных часов;
  • больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  • график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  • расчетные листы;
  • бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  • устав компании и правила внутреннего распорядка;
  • оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  • положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  • доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

В ходе проверки, инспекторы вправе:

  • проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
  • получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
  • брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
  • вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
  • предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
  • направлять в суд материалы;
  • принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.

Не имеют права:

  • запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
  • изымать у работодателя оригиналы документов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector