Аттестация рабочих мест в 2020 году

Содержание:

Причины и последствия замены АРМ на СОУТ

Главная причина отмены аттестации связана с ее неэффективностью, так как при ее реализации не улучшались действующие условия труда. Работодатели не были заинтересованы в проведении АРМ, поэтому пренебрегали ею.

Иначе обстоят дела с СОУТ. Операция позволяет минимизировать затраты для достижения целей в области охраны труда, чем отличается от аттестации: А именно:

  • предоставляет скидку на страхование персонала;
  • снижает размер страхового взноса в ПФ РФ;
  • минимизирует налоги;
  • дает право на участие в тендерах, где требуется свидетельство о соответствии трудовых условий стандартам.

Таким образом, работодатели имеют хороший стимул для выполнения своих обязанностей перед персоналом.

Стать автором

Стать экспертом

Внеплановая специальная проверка и переаттестация

Законодатель закрепил ряд случаев, когда независимо от истечения пятилетнего срока нужно проводить аттестацию заново, даже если необходимость возникает ежегодно.

К ним относятся:

  • если было создано новое РМ, которое нужно ввести в эксплуатацию;
  • после проверки государственными органами УТ, направленных на изучение качества РМ;
  • если предприятие занимается приведением мест в соответствие с регламентами и требованиями федерального законодательства;
  • если в организации появилась новая неаттестованная техника, оборудование, станок и т. д.;
  • если в процесс производства внесены новаторские методики;
  • если фирма установила новые методы безопасности.

Переаттестация также проводится, если на производстве случился инцидент с одним из работников или же сотрудник заболел вследствие вредного или опасного влияния УТ.

Профсоюзы или другие представители и защитники прав работников также вправе инициировать повторную проверку.

Исследования должны быть проведены в течение 20 месяцев со дня появления нового РМ или технологического процесса. В остальных случаях срок для проверки составляет 6 месяцев.

Проводится внеплановая АРМ в тех же условиях, что и плановая.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Назначение и цель проведения аттестации:

  • контроль условий труда на рабочих местах;
  • установление скидок или надбавок для тарифов в отношении взносов, денежные средства от которых используются в случае получения производственной травмы;
  • подготовка перечня лиц трудящихся граждан, чье здоровье требует проведения медицинского осмотра;
  • предоставление трудящимся средств индивидуальной защиты;
  • сокращение длительности рабочего дня, обеспечение дополнительных дней отпуска и увеличение заработной платы трудящимся, выполняющим работу на вредном или опасном производстве;
  • контроль соответствия должностей и классификации рабочих.

Мероприятие проводится не реже одного раза в 5 лет. При этом его необходимо организовать не позднее 60 дней с момента сдачи в эксплуатацию нового рабочего места на предприятии. Ранее это же действие проводилось сразу после введения в эксплуатацию рабочих мест.

В случаях изменения средств индивидуальной защиты, замены оборудования, проведения экспертизы, полной замены рабочих мест в организации проводится внеплановая проверка аттестационной комиссией.

Аттестация рабочих мест проводится без исключений для всех рабочих мест на предприятии. При этом существуют случаи, при которых аттестационная комиссия может прийти к общему соглашению о том, что проводить проверку и выполнять измерения на отдельных местах крайне опасно. Тогда эти места автоматически приписывают к опасным или же вредным.

Различают понятие аналогичных мест. Аналогичные места – это рабочие места, которые в точности дублируют часть тех мест, которые уже прошли аттестационную проверку.

Согласно новым правилам, вся ответственность за проведение аттестации рабочих мест и своевременность этого мероприятия отвечает работодатель.

Также новые правила гласят, что проверку должны проводить и работодатель, и аттестационная комиссия. По старым правилам к помощи последней прибегали только в случае острой необходимости.

Состав аттестационной комиссии:

  • специалист по охране труда;
  • доверенное лицо работодателя, его представитель;
  • представитель выборного органа организации рабочих;
  • представитель официальной аттестующей организации.

Аттестующая организация должна быть независимой и аккредитованной компанией, с которой работодатель заключает официальный договор. В обязанности аттестующей комиссии входит:

  • определение методов измерений и оценок проверки;
  • исследование документации и требований охраны труда непосредственно перед проверкой;
  • получение от работодателя разъяснений по вопросам, выявляемым в ходе проведения аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест проводится с учетом оценки:

  • соответствия условий труда гигиеническим стандартам;
  • травмоопасности проверяемых рабочих мест на предприятии;
  • обеспечения трудящихся средствами индивидуальной защиты;
  • соответствия реальных условий труда с нормативами.

Субъекты, проводящие аттестацию

Чтобы организовать и провести аттестацию, работодатель должен создать аттестационную комиссию, а также определить график проведения работ по аттестации (п. 9 Порядка).

В состав аттестационной комиссии должны входить:

  • Представители работодателя;
  • Специалист по охране труда;
  • Представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если таковые имеются);
  • Представители аттестующей организации.

Положением установлено, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю.

Аттестующая организация должна быть аккредитована в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Аттестующую организацию работодатель может найти в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, который размещён на сайтах:

  • http://rao.rosminzdrav.ru/
  • http://rao.rosmintrud.ru/

Нововведения в области обеспечения безопасности условий труда

В частности санкции за нарушение сроков проведения оценки теперь существенно ужесточены. Размеры штрафа с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стали значительно больше, также теперь возможно применение меры в виде приостановления деятельности на срок до 90 дней.

Еще одно существенное отличие заключается в том, что теперь оценке подлежат практически все рабочие места, находящиеся на территории работодателя. Исключение составляют только рабочие места сотрудников, работающих удаленно, индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных сотрудников, и рабочие места, созданные физическими лицами без образования юридического лица и не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Помимо этого введен запрет на оформление трудовых отношений гражданско-правовым договором. То есть, если сотрудник фактически состоит с организацией в трудовых отношениях, этот факт обязательно должен быть оформлен трудовым договором.

Дополнительно следует привести результаты аттестации в соответствие с действующим законодательством, то есть, заключить трудовые договоры с сотрудниками, нанятыми по гражданско-правовому договору, дополнить действующие трудовые договора необходимыми дополнительными соглашениями, своевременно проводить спецоценку вновь созданных рабочих мест, ранее не требовавших проверки.

Правила оформления трудовых договоров с сотрудниками изложены здесь.

С образцом заполнения журнала регистрации трудовых договоров можно ознакомиться в следующей статье.

Нюансы заполнения трудовых книжек представлены в данном материале.

Установленные требования

Что входит в основные этапы аттестации. На период проведения процедуры работодатель занимается лишь организацией процесса. Однако руководство несет ответственность за подготовку и сопровождение аттестации. В первую очередь руководством выносится и подписывается приказ о создании и назначении комиссии для проведения проверки. В обязанности комиссии входит:

  1. Определение периодов и сроков.
  2. Поиск нужных производственных мест.
  3. Поиск организации, которая могла бы провести аттестацию.
  4. Оформление необходимой документации, в том числе и заключительной карты, в которой прописываются результаты аттестации.

Допускается использование членов профсоюза, для формирования подобной комиссии. На текущий момент, проверку может проводить не руководитель, а только независимая организация. Стоит отметить, что ранее аттестация проводилась самим работодателем и носила скорее формальный характер. Специальная организация проводит проверку согласно установленным законодательством нормам, на платной основе.

Выбранная компания, которая будет осуществлять аттестацию, должна соответствовать определенным стандартам:

  1. Быть официально зарегистрированным юридическим лицом.
  2. Не иметь ограничений по своей деятельности.
  3. Не иметь юридических связей с проверяемой организацией.
  4. Иметь соответствующую компетенцию по вопросу проверки.
  5. Иметь в наличии необходимые приборы и оборудование.
  6. Проводить аттестацию согласно законодательным нормам и требованиям.
  7. Быть включенной в реестр фирм, получивших право на проведение аттестации.

Каким образом используются заключения оценивания

Полученные результаты направлены на улучшение условий в компании.

Так, они выполняют следующие функции:

  1. Служат основой для последующих разработок и принятия мер по усовершенствованию УТ.
  2. Если есть нарушения регламентов или законодательных предписаний, то результат оценки помогает привести условия труда в норму.
  3. Если выяснится, что сотрудник работает во вредящей здоровью обстановке, это заставляет работодателя оформить работающему дополнительные дни отдыха или отпуска, а также предусмотреть материальные выплаты, повысить зарплату или социальные гарантии.
  4. Обязывают начальство оповестить работников о рисках и опасностях на производстве, рассказать о способах самозащиты и безопасности.
  5. Позволяют контролировать обстановку, в которой работают люди, на предмет опасности здоровью, оценивать производственные риски.
  6. На их основании сотрудникам передаются СИЗ.
  7. Данные заключений берутся для составления статистики об УТ, о дополнительных выплатах, компенсирующих вредное влияние обстановки.
  8. Формируется список по должностям, работающие на которых люди обязательно должны обследоваться в медицинском учреждении.
  9. Рассчитывается снижение стоимости страхового полиса по социальным страховкам работающих от инцидентов на рабочем месте и расстройств здоровья по профессиональным причинам.
  10. Поднимаются и разрешаются вопросы о том, каким образом должна гарантироваться безопасность на работе.
  11. Сотрудники обеспечиваются медицинскими и санитарно-бытовыми средствами, как того требуют положения об охране труда.
  12. Приводятся в соответствие с общероссийским классификатором названия должностей и профессий.

Профосмотры и аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест и
профессиональные медицинские осмотры рабочих имеют между собой тесную взаимосвязь. Добросовестные организации, которые проходят периодические проверки на предприятиях и аттестуют рабочие места без серьезных нарушений, получают скидку до 40% на страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования.

Для получения такой скидки в ФСС РФ следует отправить:

  • заявление;
  • результаты проведенной аттестации рабочих мест;
  • результаты профосмотров работающих граждан предприятия по итогам прошедшего года.

Соблюдение всех этих пунктов позволит получить хорошую скидку в случае отсутствия нарушений по результатам проверки или надбавку к тарифу при выявлении несоответствий нормам и требованиям условий трудового процесса, признания их вредными или опасными.

Проходить периодические медосмотры необходимо всем работающим лицам при:

  • опасной и вредной работе;
  • работе на вредном и/или опасном производстве;
  • водителям, управляющим различными автотранспортными средствами;
  • работникам, чья деятельность связана с пищевой промышленностью;
  • медицинским работникам;
  • воспитателям и педагогам детских дошкольных учреждений;
  • фармацевтам и т.д.

Проходить медицинский осмотр необходимо один или раз в год или в два года. Исключениями являются лица моложе 21 года. Для них прохождение медосмотров требуется выполнять раз в год.

Водители должны проходить ежедневный медосмотр перед отправлением в рейс.

Медицинские осмотры позволяют оценить уровень профпригодности сотрудников, выявить серьезные заболевания на ранних стадиях их развития (например, раковые опухоли).

Для прохождения медосмотра необходимы следующие документы:

  • направление от работодателя;
  • паспорт гражданина РФ;
  • паспорт здоровья трудящегося при наличии.

Проведение медосмотров направлено на своевременное выявление профессиональных заболеваний. Медицинский контроль здоровья также защитит работодателя от штрафов и возможных судебных процессов в случае выявления опасных факторов производства или травм работников на предприятии.

Какую ответственность несут работодатели за уклонение от проведения аттестации рабочих мест

В соответствии с действующей законодательной базой обеспечение безопасных условий труда, а именно: аттестация рабочих мест, сертификация работ по ОТ и организация производственного контроля — одна из основных обязанностей работодателя.

За несвоевременное проведение аттестации рабочих мест либо уклонение от такового руководители предприятий несут личную ответственность (ст. 212 ТкРФ). Их действия подпадают под статью 5.27 КоАП РФ и влекут за собой широкий спектр санкций: выдачу соответствующих предписаний, наложение административных штрафов и приостановку деятельности производства, дисквалификацию ответственных руководящих работников сроком до 3-х лет (в случае повторного нарушения).

Какие преимущества даёт проведение аттестации рабочих мест

Своевременная аттестация рабочих мест по условиям труда даёт предприятию возможность:

  • дифференцировать тарифы, выплачиваемые в ПФ;
  • обосновать компенсации и льготы за работу, выполняемую в опасных и вредных условиях;
  • обосновать расходы, связанные с улучшениями условий труда (приобретение дополнительных средств защиты, спецодежды и пр.) с отнесением таковых на себестоимость продукции;
  • получить компенсацию ФСС затрат на проведение аттестации рабочих мест в сумме 20% произведенных отчислений;
  • получить скидки до 40% к страховым тарифам, выплачиваемым предприятием по обязательному мед. страхованию от несчастных случаев на производстве. 

Факторы, обуславливающие стоимость аттестации рабочих мест

Для каждого предприятия стоимость аттестации рабочих мест определяется индивидуально, поскольку она обуславливается следующими факторами:

  • сферой деятельности данного предприятия;
  • уровнем вредности выполняемых работ;
  • количеством необходимых измерений (в соответствии с наличием тех или иных вредных факторов) на каждом рабочем месте;
  • количеством аттестуемых рабочих мест на предприятии.

Документы для спецоценки

Итак, работодатель выбрал оценщика и собрал комиссию. Теперь очередь за документами, которые понадобятся для оценки:

  • приказ со списком рабочих мест;
  • график проведения спецоценки;
  • карточки рабочих мест и допсоглашения с сотрудниками.

Шаблоны всех документов есть на сайте Роструда, придумывать с нуля ничего не надо.

Приказ со списком рабочих мест. Цель приказа — определить, сколько рабочих мест надо оценивать. Минимальное количество мест с оценкой — одно, максимальной планки нет.

и 16-я статьи 426 ФЗ

Если в компании есть сотрудники с одинаковыми условиями работы и должностью, необязательно оценивать каждое рабочее место, достаточно двадцати процентов. Такие места называются «аналогичными», их определяет оценщик.

В колцентре «Болтушка» сто сотрудников. Все работают в одном помещении, за одинаковыми столами из Икеи, звонят по одной базе и дышат одним воздухом. Должность в трудовых договорах одна и та же — «оператор колцентра». Это аналогичные рабочие места, и «Болтушке» не надо платить за оценку ста мест, хватит двадцати.

Аутсорсинговая компания «Партнеры» из Москвы: в ней работают три программиста, два бухгалтера, юрист, менеджер по продажам. Аналогичных рабочих мест у «Партнеров» нет, придется платить оценку за каждого.

График оценки. График показывает, в какое время и зачем будут приходить оценщики. Например, пятого ноября — оценка рабочих мест юристов, шестого — бухгалтеров. Если оценщики не успевают или наоборот, работают быстрее, необязательно следовать графику, достаточно того, что он есть.

Карточки рабочих мест. После спецоценки подрядчик отдает работодателю карточки рабочих мест. Задача работодателя — показать каждому сотруднику карточку его места и попросить расписаться.

Карточка рабочего места:

На каждой карточке — подпись сотрудника. Без подписи сотрудников на карточках спецоценка не считается

Допсоглашения. Дополнительное соглашение понадобится, чтобы обновить описание рабочего места. Пример допсоглашения:

Описание условий рабочего места — как из карточки от оценщика

Главное в допсоглашении — рассказать о рабочем месте: вреда нет, опасности нет, всё в порядке. Или наоборот: есть вредные факторы, и сотрудник вправе получить компенсацию и льготы.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

17 августа 2017

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.

В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.

По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.

Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.

В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.

Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда П.С. Сергеев

Как проходит процедура

Далее рассмотрим, кто проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда в организации и как именно проистекает процесс. Данную процедуру проводит специализированная независимая компания, которую вы можете выбрать самостоятельно из тех, которые действуют в регионе. Чтобы воспользоваться ее услугами, нужно заключить с ней договор и пригласить представителей, которые проверят рабочие места на наличие факторов, ухудшающих условия труда или нарушающих действующие нормативы. После осмотра представители компании составляют отчет, форма которого утверждена Министерством труда РФ.

После этого работодатель должен ознакомиться с составленным документом и принять соответствующие решения. Если места относятся к вредным или опасным, то выплачиваются повышенные страховые взносы, дается удлиненный отпуск, выдается молоко и средства защиты. Если места попали в категорию оптимальных или допустимых, но эксперты выявили нарушения или недостатки, то работодатель должен устранить их и улучшить условия труда. Если же у комиссии не было никаких претензий, то работодатель должен просто следить за тем, чтобы качество рабочего места не падало и не происходило кардинальных изменений производственного процесса. Перед тем как заключить договор, руководитель должен совершить следующие шаги:

  1. Создать комиссию, состоящую минимум из трех человек (если людей больше, то нужно включать в состав комиссии нечетное количество человек). В нее должны войти представители кадровой службы компании, профсоюза и сам работодатель (или его доверенное лицо). Для создания комиссии издается соответствующий приказ, которому присваивают номер и оформляют по стандартным правилам документооборота.
  2. Составить и утвердить график проведения специальных проверок. Если рабочих мест много, то их можно проверять последовательно на протяжении продолжительного периода.
  3. Составить перечень тех мест, которые планируется проверять.

После того как будут проделаны три шага, руководителю нужно обратиться в соответствующую организацию и подписать договор. После этого представители компании выезжают на объект и проверяют рабочие места согласно утвержденного ранее графика. Они осматривают его, выявляют опасные или вредные факторы, а также получают от работодателя все необходимые данные, а именно, пояснения по техпроцессу и документы, описывающие его. Если работодатель отказывается предоставлять нужные данные, то эксперты компании могут приостановить процесс или, вообще, отказаться от проведения проверки. В случае если будут обнаружены вредные факторы, эксперт вносит их в соответствующий протокол. Дополнительно он проводит их исследования, определяя степень опасности каждого фактора.

Компания, проводящая аккредитацию, должна иметь соответствующие лицензии.

После того как эксперт проведет соответствующие изыскания, он выдаст руководителю отчет. Этот отчет должны подписать все члены комиссии, которая создавалась приказом по предприятию. Если подписи будут проставляться не сразу после составления документа, то заказчик процедуры (работодатель) обязан уведомить компанию, которая проводила аттестацию, о подписании на протяжении трех рабочих дней. Затем работодатель обязан предоставить в территориальное отделение трудовой инспекции декларацию о том, что созданные им рабочие места соответствуют действующим нормативам. Сделать это необходимо не позже, чем через 30 рабочих дней с момента подписания отчета.

После уведомления работодатель обязан ознакомить свой персонал с отчетом под роспись. До этого на предприятии действуют аттестационные нормы, которые были утверждены ранее. После аттестации работодатель оформляет специализированную карту, утвержденную приказов Министерства труда России. Данную карту нужно:

  1. Выставить на сайте компании, если таковой имеется, отобразив актуальную информацию о рабочих местах. Сделать это нужно на протяжении календарного месяца после составления отчета.
  2. Во время подачи отчета в фонд социального страхования внести обновленные данные в форму 4 ФСС. Данные вносятся в таблицу под номером 5.

Что делать с результатами спецоценки

Комиссия (или сам ИП) подписывает отчет о проведении спецоценки. После этого:

  1. В течение 30 дней с даты, когда подписали отчет, ознакомьте сотрудников с результатами спецоценки под подпись.

  2. Также у вас есть 30 дней, чтобы отправить в трудовую инспекцию декларацию по рабочим местам, где не нашли вредных условий. Декларация подтвердит, что вы выполнили все требования на рабочих местах. 

  3. Заполните результаты спецоценки в таблице 5 отчёта 4-ФСС. 

Таблица 5 заполняется по данным на 1 января отчетного года. Если вы провели спецоценку в 2020 году, то ее результаты попадут в отчет только в следующем году. В отчете 4-ФСС за 2020 год укажите результаты предыдущей спецоценки, если она была. 

А во всех отчетах 4-ФСС в 2021 году таблица 5 будет одинаковой с результатами спецоценки 2020 года.

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая

Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы

Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом здесь.

Заключение спецоценки

Выводы о проведённой проверке РМ оформляются в отчётном документе об АРМ. В него входят:

  1. Распорядительный документ начальника о формировании комиссии по оцениванию и графика АРМ.
  2. Список проверяемых объектов.
  3. Документация о проверке рабочих объектов, каждого по отдельности.
  4. Сводный анализ АРМ.
  5. Данные о назначении класса.
  6. Предложения в виде плана действий, который направлен на совершенствование УТ.
  7. Документально зафиксированные обсуждения оценочной комиссией показателей проверки в организации.
  8. Информация о сертификации Компании. Прикладывается копия аттестата АО, который позволяет совершать данную деятельность, и решение, на основании которого Компания включена в реестр фирм, оказывающих аттестационной услуги.
  9. Если была проведена государственная АРМ, приложить её результаты.
  10. Включить замечания уполномоченного органа о выявленных нарушениях УТ, если такое имеется.

После того, как Компания заканчивает исследование и оформляет результаты оценки РМ в организации, документы передаются на рассмотрение аттестационной комиссии.


Последняя на протяжении десяти дней знакомится с заключением, оформляет протокол заседания, который подписывают участники, и передает полный пакет документации начальнику или доверенному лицу предприятия.

Руководитель, в свою очередь, издаёт распорядительный документ о завершении процесса АРМ, знакомит с результатами работников. Последние в знак подтверждения ознакомления с документом должны оставить дату и подпись.

Для проведения последующей проверки лучше выбирать другую аттестационную организацию. Это позволит выявить правдивую ситуацию с рабочими местами на предприятии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector