Необходимость трасологической экспертизы после дтп
Содержание:
- Если не согласен с результатом
- Задачи проведения трасологической экспертизы
- Трасологическая экспертиза: что надо знать
- Стоимость производства криминалистических экспертиз
- Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств
- Необходимая оборона. Какие экспертизы помогут достичь поставленных целей? Судебная трасологическая экспертиза механизма образования следов
- Общие положения методики проведения трасологических экспертиз
- Что говорится в законе
- Заключение трасологической экспертизы
Если не согласен с результатом
Часто встречаются ситуации, когда участник ДТП не согласен с полученным результатом экспертизы. Это может произойти, если процедуру проводил другой участник происшествия, страховая компания или нанятые судом специалисты. В этом случае стоит заранее узнать, как оспорить трасологическую экспертизу по ДТП, чтобы быть готовым к подобному исходу. Если речь идёт о гражданском деле или споре со страховой компанией, то нужно самостоятельно нанять экспертов для повторной проверки, после чего можно получить новые результаты. Если же экспертиза проводилась судом, стоит подать ходатайство о повторной процедуре. Или также сделать всё самостоятельно, после чего продемонстрировать суду полученные результаты.
Задачи проведения трасологической экспертизы
Стоит выделить те задачи, которые помогает решить экспертиза по анализу трасологических следов. Все они имеют деление на диагностические и идентификационные. Во втором случае речь идет про установление объекта, который мог оставить имеющийся след. Но не все они могут быть пригодны для проведения исследования
Кроме их обнаружения на осматриваемом участке местности, а также машины, важно грамотно и правильно их зафиксировать и произвести изъятие. Это поможет их в последующем подвергнуть анализу
К диагностическим задачам относят установление периода появления объектов и следов. Давность будет влиять на классификацию и степень вины каждого из участников, определения сумм, подлежащих возмещению. Но в зависимости от имеющихся осадков, температурных показателей и прочих, следы могут подвергаться разрушению и уничтожению. Да и изменение может быть моментальным, особенно если это касается специфических поверхностей, как например грунта.
Все следы имеют свой механизм, за счет которого они и образовываются. Характер образования может быть химический, тепловой, микробиологический или даже химический. При этом они возникают при действии двух предметов друг друга. Более мягкий участок и поверхность деформируется и отражает на себе следы более твердого предмета
Да и к тому же очень важно тут определить в какой последовательности и с каким промежутком во времени они появились на участке дороге, авто и других предметах
Самая важная задача – установление причинно-следственной связи. Именно на основании выводов заключения экспертизы строиться обвинительная часть приговора в отношении лица. То есть, она служит основанием для привлечения лица к ответственности или же нет. Они оказывают влияние на решение суда. Да и страховые компании могут позаимствовать заключение, чтобы определить, является ли происшествие страховым случаем или к таковому не относится.
Трасологическая экспертиза: что надо знать
Трасологическая экспертиза – разновидность криминалистического анализа различных следов, способов и причин их формирования и фактов их выявления. В качестве предметов исследования могут служить следы людей, животных, автотранспорта и т.д.
Наиболее часто необходимость в проведении такой экспертизы возникает при выяснении обстоятельств аварий. цель трасологического анализа заключается в получении информации, позволяющей безошибочно установить виновника аварии.
Транспортно-трасологическая экспертиза
Транспортно-трасологическая экспертиза представляет собой один из видов автотехнического исследования, которое назначается с целью изучения следов дорожно-транспортного происшествия и проведения сравнительного анализа. Таким образом, данная экспертиза позволяет установить реальные события и обстоятельства ДТП.
В качестве материалов транспортно-трасологической экспертизы служат:
- Столкнувшиеся транспортные средства;
- Все фотографии, видеозаписи (с регистраторов и т.д.), которые имеют отношение к ДТП;
- Протокол оценки техсостояния автомобиля;
- Протокол и схема аварии, составленные представителями службы правопорядка.
Чем больше материалов будет представлено для исследования, тем достовернее будут результаты экспертизы. Необходимость в её проведении возникает, если у одного из участников аварии либо страховой компании есть сомнения по поводу обстоятельств происшествия.
Трасологическая экспертиза при ДТП
Экспертные исследования в случае дорожных прецедентов сводятся к изучению:
- Автотранспорта и их узлов, а также иных предметов на месте происшествия;
- Протекторных отпечатков;
- Царапин, неровностей и т.д. на автомобиле, появившихся вследствие столкновения с другим транспортом или каким-либо иным объектом.
Кроме того, для анализа должны быть предоставлены материалы дела, фотоматериалы с зоны аварии и вещи потерпевших. На основании результатов исследования эксперт составляет заключение, служащее основным доказательством виновности одного из участников случившегося и важным документом для признания страхового случая.
Задачи трасологической экспертизы
Перед экспертной комиссией, занимающейся изучением следов, стоит несколько задач:
- Идентификационные – распознание сходства и групповой принадлежности объектов, чьи отпечатки есть на месте прецедента;
- Диагностические – выявление и фиксирование отпечатков, определение временного промежутка, особенностей и хронологии их появления. Оценивание пригодности отпечатков для сопоставления и состояния исследуемых объёктов.
Постановление о назначении экспертизы
Поводом для проведения трасологического исследования является постановление, которое выносят судебные инстанции. Экспертиза обычно назначается при недостатке доказательств для установления виновности.
В этом документе должны быть чётко указаны:
- Объекты, подлежащие экспертному анализу, и их количество;
- Как, где и когда они были получены;
- В каких условиях и сколько они обязаны храниться.
Постановление о назначении трасологической экспертизы следов обуви
Отпечатки обуви, имеющиеся на месте правонарушения, являются материалом трасологического исследования. В задачу экспертной комиссии входит определить обувь, её размер, как был оставлен отпечаток, механизм его появления и т.д.
Экспертиза проводится на основании постановления суда, в котором должны быть перечислены вопросы, требующие выяснения.
Вопросы эксперту
Экспертное исследование при аварии позволяет получить ответы на многие вопросы:
- Появились ли отпечатки и повреждения на данном автомобиле от другого транспорта?
- Каким образом возникли следа на автомобиле?
- Какова модель машины, оставившей отпечатки и повреждения?
- От какой именно части остался отпечаток?
- В каком направлении следовала машина и под каким углом произошёл наезд?
- В какой ситуации случилось столкновение (во время заноса, торможения и т.д.)?
- Каково техсостояние покрышек и прочее?
Трасологическая экспертиза следов обуви преследует такие вопросы, как:
- Принадлежит ли обнаруженный след данной обуви?
- Является ли изучаемый след босой (одетой в носок) ноги отпечатком конкретного человека?
- Каков размер и вид обуви, отпечаток которой обнаружен на месте происшествия?
- Обнаруженные следы оставлены одной обувью или нет?
- При каких обстоятельствах образовались следы (во время стояния, ходьбы или бега);
- Подходят ли данные отпечатки для сопоставления и прочее.
Стоимость производства криминалистических экспертиз
№ | Наименование услуги | Стоимость | Срок |
1 | Почерковедческая экспертиза | За один объект исследования (подпись, рукописная запись) | |
2 | Судебная экспертиза | 13 000 рублей | от 5 рабочих дней |
3 | Досудебная экспертиза* | 11 000 рублей | до 5 рабочих дней |
4 | Определение психо-физического состояния исполнителя подписи, рукописных записей | 11 000 рублей | 2 — 3 рабочих дня |
*Стоимость исследования указана до трех объектов, при исследовании более трех объектов, стоимость за объект снижается в зависимости от количества предоставленных материалов. | |||
6 | Технико-криминалистическая экспертиза документов | За один объект исследования | |
7 | Экспертиза оттисков печатей и штампов | 13 000 рублей | 5 рабочих дней |
8 | Экспертиза последовательности нанесения реквизитов документа | от 30 000 рублей | 7 рабочих дней |
9 | Экспертиза установления способа выполнения реквизитов документа (оттиски печатей и штампов, рукописные записи и подписи) | 11 000 рублей | до 5 рабочих дней |
10 | Установление печатающего устройства используемого при изготовлении документа (идентификация принтера) | 25 000 рублей | 7 рабочих дней |
11 | Экспертиза установления давности выполнения реквизитов документов | 37 000 рублей | от 30 дней |
Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств
Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств
- III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
- II. Виды следов.
- I. Цели расследования.
- II. Обследование
- III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
- II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
- I. Определение терминов и предмет исследования
- A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
- III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
- II. Исследовательская фотография
- I. Предмет исследования
- HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management
Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?
2. Какой моделью шины оставлены следы?
Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?
3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?
Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?
Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?
Вопросы идентификационного характера: 1.
Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?
3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?
Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.
); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.
Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.
); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.
В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.
Необходимая оборона. Какие экспертизы помогут достичь поставленных целей? Судебная трасологическая экспертиза механизма образования следов
Трасология это криминалистическая наука изучающая механизм (закономерности) образования различных следов. Применение данной науки к делам связанным с необходимой обороной, причинением вреда здоровью, я хочу осветить на конкретном примере из своей адвокатской практики.
Как следует из указанного примера, в показаниях подозреваемого и потерпевшего имелись существенные разногласия по их взаимному расположению в момент нанесения повреждений. Чтобы устранить указанные противоречия, мною было принято решение ходатайствовать о проведении судебной трасологической экспертизы механизма образования следов крови.
Для проведения подобного рода экспертизы были исходные данные, а именно по ходатайству стороны защиты непосредственно после произошедшего события следователем была изъята одежда подзащитного (брюки и куртка со следами бурого цвета). Судебной биологической экспертизой было установлено, что указанное вещество бурого цвета является кровью с генетическим профилем потерпевшего. Следы бурого цвета расположены в верхней части одежды (куртки) и в нижней части брюк.
Следы бурого цвета в верхней части куртки подозреваемого, по мнению защиты, не могли образоваться при обстоятельствах, указываемых потерпевшим, так как последний указывает, что он во время нанесения ему ударов сидел на диване, а подозреваемый стоял. Соответственно подозреваемый находился выше, чем потерпевший, и кровь при таких обстоятельствах не могла образоваться в верхней части куртки подозреваемого, тем более учитывая, что кровь образована не виде брызг (капель), а виде пятна значительного размера.
В свою очередь при обстоятельствах, указываемых подозреваемым, указанные следы крови могли образоваться, так как последний в момент нанесения ударов находился под потерпевшим, соответственно кровь из ран головы потерпевшего как раз могла упасть на верхнюю часть куртки подозреваемого.
Касательно следов крови на брюках подозреваемого, указанные следы также могли образоваться при обстоятельствах, указываемых последним, а именно в тот момент, когда подозреваемый оттолкнул потерпевшего от себя ногой.
Для определения взаимного расположения подозреваемого и потерпевшего было заявлено ходатайство о проведении судебной трасологической экспертизы.
Заключение эксперта было следующим:
Следы крови на одежде подозреваемого образованы от истечения большой массы крови в результате падения под действием силы тяжести. Потерпевший после получения повреждений в течение некоторого срока находился над курткой подозреваемого. То есть, результаты экспертизы подтверждали правоту показаний подозреваемого, что он находился под потерпевшим. Соответственно показания потерпевшего были поставлены под сомнение, а показания подозреваемого подтверждены.
По уголовным делам связанным с необходимой обороной, возможно проведение различного рода экспертиз, в рамках одного цикла статьей конечно нельзя охватить все. Здесь необходимо действовать в зависимости от ситуации с которой приходится работать.
Автор – адвокат Спиридонов Михаил Владимирович
Общие положения методики проведения трасологических экспертиз
Методика трасологической экспертизы состоит из системы методик, способов и приемов, а также различных технических средств, которые применяются для исследования различных объектов и предметов в рамках проводимой экспертизы.
Объекты трасологической экспертизы делятся на следующие группы:
1) Вещественные доказательства (следы преступления);
2) Материальная обстановка места преступления;
3) Процессуальные документы, содержащие в себе обстановку места происшествия (например — протокол осмотра места происшествия);
4) Материалы справочного характера;
5) Образцы (характеризующие отдельные виды объектов или отображающие свойства проверяемых объектов).
Объекты прямо и косвенно участвующие в идентификации делятся на:
1) Идентифицируемые объекты, в отношении которых решается вопрос о тождестве;
2) Идентифицируемые объекты, которые отражают свойства других объектов, а вот сами эти объекты отождествлению не подвергаются.
К идентифицируемым объектам относятся: люди, помещения, предметы, животные, механизмы и др.
Стадии трасологической экспертизы:
1) Предварительное исследование;
На этом этапе эксперт знакомится с материалами, поступившими на исследование, производит осмотр объектов, производит проверку соответствия их постановлению (описанию) следователя, далее эксперт производит фотосъемку упаковки и внешнего вида объекта. После этого эксперт должен составить план дальнейших исследований.
2) Детальное исследование;
На стадии детального исследования эксперту предстоит выявить идентификационные признаки объекта, которые должны отображать свойства идентифицируемого объекта. Среди видов идентификационных признаков выделяют: признаки группового и индивидуального значения. Также признаки подразделяются на общие и частные, общие признаки характеризуют объект в целом (конструкция, форма, масса и др.), а частные признаки характеризуют детали и части объекта.
По характеру связи с идентифицируемым объектом признаки делятся на необходимые и случайные признаки.
По времени возникновения признаки делятся на признаки, появившиеся во время разделения объекта на части и признаки, возникшие до его разделения.
По характеру оценки частоты встречаемости признаки делятся на статистически определяемые и субъективно определяемые признаки.
Также стоит сказать об идентификационном периоде, в течение которого можно произвести идентификацию объекта по его отображениям. На стадии детального исследования может производиться непосредственно сам эксперимент, а также сравнительное и раздельное исследование.
3) Оценка результатов и формулирование выводов;
На данной стадии оценки эксперт должен оценить и сопоставить выявленные совпадающие и различающие признаки и впоследствии сформулировать выводы.
Выводы эксперта должны быть четко сформулированными и не иметь двоякого смысла, выводы должны содержать четкий ответ и пояснения на поставленный вопрос или задачу. В том случае, если эксперт не может решить вопрос, то он должен дать соответствующие пояснения и указать причины невозможности решить поставленную задачу.
Выводы эксперта подразделяются на выводы содержащие ответ на поставленный вопрос, и выводы, которые указывают на возможность решения вопроса.
Также выделяют условные и безусловные выводы, положительные и отрицательные, категорические и вероятные, а также однозначные и альтернативные.
4) Оформление материалов исследований.
На стадии оформления материалов исследований эксперт составляет письменное заключение в соответствии с процессуальными требованиями, вытекающими из требований УПК РФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности». Этот документ должен иллюстрироваться схемами и фотоснимками, документирующими экспертные находки и выводы.
Что говорится в законе
Правила проведения судебно-трасологической экспертизы закреплены в ГОСТе Р 57428-2017. Нормативный акт дает понятие этого вида экспертной оценки и описывает случаи, когда обойтись без такого исследования нельзя. В соответствии с законодательными нормами РФ, эксперты обязаны изучить ситуацию и дать заключения, по требованию любой из участвующих сторон.
Стать инициаторами проверки могут сотрудники правоохранительных органов, представители судебной инстанции, адвокаты потерпевшего или виновника, сотрудники страховой компании.
Зачастую назначение экспертизы выполняется в случаях, когда серьезно пострадало одно или более транспортное средство, а также в случаях получения травм разной тяжести участников ДТП. По результатам исследований могут квалифицироваться действия виновного, на основании чего присуждается размер наказания.
При проведении транспортно-трасологической экспертизы специалисты опираются не только на ГОСТ Р 57428-2017, но также на:
- Статьи 195-207 главы 27 УПК РФ;
- Статьи 79-87 ГПК РФ;
- Федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г.;
- Статьи 82-87 АПК РФ;
- Статьи 26.4-26.5 КоАП РФ.
Каждый из указанных документов регулирует ряд вопросов по назначению, порядку проведения и вынесения заключения о проведенном исследовании.
Что это и когда она необходима
Трасологическая экспертиза – это специфическое исследование, направленное на изучение следов на месте ДТП, с целью всесторонней оценки ситуации. В ходе работы эксперты определяют откуда взялись отпечатки, кому они принадлежат и в результате каких действий были сделаны.
Специалисты могут также понять порядок возникновения следов, что позволяет восстановить картину произошедшего и с большой долей вероятности выяснить степень виновности всех участников дорожно-транспортного происшествия.
Необходимость в проведении экспертной оценки произошедшего возникает в следующих случаях:
- Водители дают разные показания о случившемся, из-за чего невозможно понять, как обстояло дело на самом деле. Такие ситуации не редкость, а разность версий не дает возможности правильно оценить ДТП, а значит может привести к применению мер наказания невиновного лица. Только эксперты могут расставить все акценты и описать случившееся максимально непредвзято.
- Требуется определить кому принадлежат те или иные следы и как они были оставлены. Этот пункт чаще всего используется страховыми компаниями, когда они сомневаются, что в аварии участвовали заявленные авто. Трасологическая экспертиза поможет исключить мошеннические схемы.
- Требуется установить виновника аварии. Сопоставление следов и отпечатков помогает отмотать ленту событий назад и понять кто или что спровоцировало дорожно-транспортное происшествие.
Грамотное проведение экспертной оценки позволяет установить правду и влияет на ход судебного производства.
Какие вопросы решает
Специалисты, высказывающие свое экспертное мнение, выполняют идентификацию следов и их диагностику. В результате проведения транспортно-трасологической экспертизы решается ряд важных вопросов. В частности, исследование определяет:
- какие есть следы и отпечатки;
- когда они появились – до аварии, после нее или в результате ДТП;
- что и как их образовало;
- насколько отпечатки пригодны к идентификации;
- в какой последовательности они появлялись;
- насколько технически исправным было состояние транспортных средств, участвующих в аварии;
- какие причинно-следственные связи повлекли зафиксированные последствия.
Все эти вопросы обязательно выясняются в ходе стандартной процедуры. В некоторых случаях специалистам приходится идти еще дальше, чтобы распутать весьма неоднозначные случаи.
Качественное исследование подразумевает фиксацию огромного количества данных с места аварии и/или объектов ДТП. Эксперты учитывают также показания как самих участников, так и свидетелей произошедшего.
Заключение трасологической экспертизы
Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.
Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.