Трасологическоя экспертиза: основания и причины назначения, виды. результаты и их значение

Содержание:

Следов зубов:

Примерный перечень вопросов на которые может ответить экспертиза:

  • являются ли оставленные следы отпечатками зубов человека, животного или имеют иное происхождение?
  • каковы анатомические и другие характеристики зубного аппарата человека, оставившего следы надкуса?
  • каков механизма образования следов?
  • принадлежат ли оставленные следы зубов конкретному субъекту?

Предлагаемый перечень вопросов нельзя считать исчерпывающим, так как нередко экспертиза проводится комплексно с использованием дополнительных знаний автотехники, медицины и иных специальных наук.

Наши специалисты обладают необходимыми знаниями и умениями не только в области трасологии, но и других областях знаний, необходимых для качественного решения вопросов.

Наличие высокоразрешающих бинокулярных и сравнительных микроскопов в лаборатории позволяют проводить исследования не только традиционным способом, но и на микротрасологическом уровне, изучая микроследы и микрочастицы на объектах.

Если не согласен с результатом

Часто встречаются ситуации, когда участник ДТП не согласен с полученным результатом экспертизы. Это может произойти, если процедуру проводил другой участник происшествия, страховая компания или нанятые судом специалисты. В этом случае стоит заранее узнать, как оспорить трасологическую экспертизу по ДТП, чтобы быть готовым к подобному исходу. Если речь идёт о гражданском деле или споре со страховой компанией, то нужно самостоятельно нанять экспертов для повторной проверки, после чего можно получить новые результаты. Если же экспертиза проводилась судом, стоит подать ходатайство о повторной процедуре. Или также сделать всё самостоятельно, после чего продемонстрировать суду полученные результаты.

1) Транспортных средств по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Примерный перечень вопросов, на которые может дать ответ транспортно — трасологическая экспертиза:

  • в каком направлении двигалось транспортное средство?
  • являются ли следы на объекте результатом воздействия транспортного средства?
  • транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы?
  • каким типом и маркой транспортного средства оставлены следы (ширина колеи, количество осей, число колес на осях) на проезжей части?
  • какова марка модель шин, оставившей следы на проезжей части?
  • каков механизм образования имеющихся следов (удар, сколжение, волочение и др.) на транспортном средстве?
  • в каком направлении к следообразующей поверхности двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения)?
  • каково положение транспортных средств в момент их столкновения, исходя из имеющихся повреждений?
  • какой деталью (частью) транспортного средства нанесены повреждения (следы)?
  • каково относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени).
  • каково количество транспортных средств, оставивших следы?
  • не принадлежат ли найденные фрагменты, детали данному транспортному средству?

Когда проводится трасологическая экспертиза

Страховая отказала в выплате

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Виды экспертиз после аварий

Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:

  1. Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
  2. Автотовароведческая. Устанавливает имущественный ущерб.
  3. Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
    • технического состояния ТС;
  4. механизма ДТП;
  5. инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
  6. маркировки автотранспорта;
  7. дорожно-транспортную, определяющую состояние дороги;
  8. шин;
  9. транспортно-трасологическую, позволяющую выяснить траектории и точки взаимодействия ТС.

Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.

○ Сроки и стоимость.

Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

  • Серьезности аварии.
  • Сроков для проведения экспертизы.
  • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
  • Применяемых методов анализа и т.д.

Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

Кто проводит?

Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

Внимание! Каждые 5 лет эксперт должен проходить курсы по переквалификации, которые будут подтверждать его процессиональные навыки

Задачи экспертизы

В результате аварии происходит наслаивание нескольких неудовлетворяющих факторов, соответствующих местоположению и времени развития. Задача эксперта выявить все факторы, которые повлияли на аварию и установить виновного в каждом конкретном случае. Вот что относится к таким характеристикам:

  • Погодные условия и климатические изменения.
  • Свойства дорожного покрытия (лед, дождевая вода, гравий, выбоины и др.).
  • Время суток.
  • Плохое освещение (электрическое, дневное).
  • Ширина обочины и самой дороги.
  • Техническая оснащенность автомобилей.
  • Исправность или неисправность авто.
  • Возраст и стаж лиц, допущенных к управлению.
  • Логическая или нелогическая последовательность действий участников ДТП в стрессовой ситуации.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

Кто вправе назначить экспертизу?

Экспертиза может быть назначена на любом этапе рассмотрения дела о ДТП, но лучше всего ее проводить на этапе предварительного досудебного расследования. В этом случае можно сразу установить виновника ДТП, что, возможно, избавит в дальнейшем от судебных разбирательств. Трасологическая оценка особенна важна в случае, если никто из участников ДТП не желает признавать свою вину.

Иногда трасология помогает найти скрывшегося с места аварии водителя или идентифицировать найденные на месте аварии следы.

Трасологическая экспертиза может назначаться на основании следующих документов:

  • определение судебного органа;
  • постановление суда, органов следствия или дознания, прокурора или иного официального лица, на которого возложено расследование обстоятельств ДТП;
  • ходатайство о проведении трасологической экспертизы от участников судебного процесса (истцов, ответчиков, защитников, потерпевших, представителей).

В определении (постановлении) суда или ходатайстве участника судебного процесса должны содержаться следующие сведения:

  • веские основания для проведения трасологической экспертизы;
  • наименование и иные сведения об учреждении, в котором будет проводиться экспертиза;
  • подробный перечень вопросов, поставленных перед экспертом;
  • описание материалов, которые предоставляются эксперту и будут им использованы для проведения трасологического исследования.

Срок проведения трасологии обычно устанавливает суд, он зависит от сложности экспертизы и иных обстоятельств.

Как проводится процедура?

Заказчик обращается в частные организации, специализирующиеся на проведении экспертиз для подачи заявки. Также есть вариант обращения в следственные органы. Сотрудники МВД, ГИБДД обращаются непосредственно в экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерацию Судебных Экспертов.

Далее частное лицо пишет заявление о предоставлении услуги, сотрудники полиции составляют ходатайство.

Организация проводит исследование по утвержденному плану:

  • предварительный осмотр;
  • детальное обследование предоставленных следов;
  • оценочный этап полученных результатов;
  • предварительные выводы, подтверждение их;
  • оформление отчета, фиксация результатов по установленной форме, с использованием фотоотчета.

Сроки предоставления отчета от эксперта зависят от масштабности проблемы. В частности, для определения следов ДТП при участии нескольких авто, понадобится больше времени, также, как и в случае убийства или нападения на нескольких объектов.

Согласно ГПК РФ, обычно устанавливается срок на рассмотрение дела не более 2 месяцев, сюда же входят и сроки проведения исследования. Но, если требуется больше времени для экспертизы, этот срок увеличивают.

Согласно приказу Минюста РФ «Об утверждении методических рекомендаций…», судебному эксперту дается срок в пределах 30 дней для составления отчета, однако и здесь возможно увеличение временных критериев.

Какие документы необходимы?

Список документов, которые понадобятся сотрудникам экспертной службы, зависит от установленной проблемы.

Если необходимы трасологические исследования места преступления, идентифицированного, как убийство, понадобится полный отчет следователя, дознавателя, протокол обследования. Также, если эксперт не выезжал сразу на место происшествия, понадобятся фотографии, слепки обуви и другие объекты исследований.

Для заказанной экспертизы ПДД частным лицом потребуется следующее:

  • справка о совершенном ДТП;
  • материалы дела, составленные сотрудниками ГИБДД (фото-таблицы, схемы, протокол);
  • технический паспорт авто, сведения о пройденном техническом осмотре.

Эксперту предоставляют в обязательном порядке доступ к ТС, одежду и другие материалы от лиц, участвующих в ДТП.

Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

Как провести трасологическую экспертизу автомобиля при ДТП — пошаговая инструкция для новичков

Теперь рассмотрим, как проводится трасологическая экспертиза автомобиля. Если вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности судебного исследования, вы всегда можете заказать независимую экспертизу и оспорить результаты.

Шаг 1. Выбираем экспертную компанию

Как выбрать солидную компанию, чтобы не сомневаться в качестве экспертизы?

Во-первых, у нее должен быть стаж, довольные клиенты и хорошие отзывы.

Во-вторых, проверьте разрешительные документы на экспертную деятельность.

В-третьих, соответствующие документы об образовании и страховки профессиональной ответственности должны иметь и эксперты, которые работают в компании.

Признак серьезного экспертного учреждения — это бесплатная предварительная консультация.

Шаг 2. Собираем пакет необходимых документов

Список вам предоставит эксперт, но неплохо и самим собрать заранее все необходимые бумаги.

Для трасологической экспертизы предоставляются:

  • схема ситуации;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • фотоматериалы с места аварии;
  • транспортные средства, которые стали участниками происшествия;
  • фото или видео с видеорегистраторов, установленных в ТС, если таковые имеются;
  • протокол, который свидетельствует о проверке и техническом состоянии транспортных средств;
  • документы, подтверждающие право на владение ТС;
  • справка из полиции, подтверждающая ДТП;
  • пояснения всех, кто участвовал в ДТП или оказался свидетелем.

Шаг 3. Приглашаем эксперта для осмотра места ДТП

Поскольку на месте аварии сосредоточено максимальное количество данных о ДТП, эксперту нужно обязательно его посетить.

Эксперт-трасолог должен иметь при себе:

  • фотоаппарат;
  • масштабную линейку;
  • рулетку;
  • лупу;
  • пинцет;
  • небольшие емкости для микрочастиц;
  • слепочные (пластические) массы (гипс, пластилин, полимерные соединения).

Шаг 4. Согласовываем место и время осмотра транспортного средства

Когда вы уже подписали договор, можете выбирать время и место экспертизы ТС. Удобнее всего делать это в автосервисе.

При этом устанавливается:

  • есть ли на автомобиле следы от другого ТС;
  • каким объектом был поврежден автомобиль;
  • модель ТС, оставившего отпечатки;
  • какой частью было нанесено повреждение;
  • направление перемещения и угол столкновения;
  • режим движения;
  • состояние протектора;
  • механизм повреждения.

Исследовать состояние ТС не менее важно, чем исследовать отпечатки на месте ДТП

Шаг 5. Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства

Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры.

В статье «» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии

Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области.

К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно. Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия.

Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе

Итог работы эксперта — документальное заключение экспертизы. Его можно использовать в качестве доказательства в судебном процессе или аргумента для страховой компании.

Важно знать, что экспертное заключение содержит выводы эксперта только по техническим вопросам. Определение виновников — это уже в компетенции суда

При любых затруднениях, связанных с проведением трасологической экспертизы, обращайтесь за помощью к компетентным юристам. Мы рекомендуем искать таких на сайте «Правовед.ru». Это онлайн-сервис бесплатных и платных консультаций, с которым сотрудничает больше 16 тысяч юристов по всей РФ.

Назначение трасологической экспертизы

Эта экспертиза направлена на изучение следообразования для воссоздания схемы происходящих действий и определения предмета, которым эти следы были оставлены. Задачи конкретной оценки определяются конкретными пожеланиями к проводимому исследованию и поставленными перед специалистом задачами.

Транспортно-трасологическая экспертиза, как следует из названия, имеет более узкую специализацию и ограничивается изучением следов вызванных, или являющихся следствием взаимодействия различного рода предметов и транспортных средств. Изучение оставленных следов позволяет получить нужную информацию о случившемся происшествии и ответить на целый ряд возможных вопросов.

Возможности трасологической экспертизы

Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

  • оптического (люминесцентного);
  • метода термовакуумного напыления (TBH);
  • выявление следов с помощью клея “Циакрин ЭО”, позволяющего выявлять “старые” следы (многомесячной давности).

Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

○ Результаты и документы.

Итоговым документом исследования, в котором содержатся заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах, характере и виде повреждений, является заключение эксперта, которое принимается в качестве надлежащих доказательств страховыми компаниями, судами и правоохранительными органами.

Данные результаты направляются экспертной организацией тому, кто выступал заказчиком экспертизы. Дальнейшее ее использование зависит от цели проведения (в качестве доказательства в суде, в качестве основания получения страховой выплаты у страховщика, как обоснование невиновности при наличии уголовного дела или доследственной проверки).

Г. При исследовании следов орудий взлома и инструментов:

  • Имеются ли на поверхности объекта следы воздействия пос­торонним предметом?
  • С какой стороны, в каком направлении произведено повреж­дение (сверление, распиливание, разрыв, разлом, отжим) данного объекта (двери, окна, потолка, пола, доски, бумаги, картона и т.д.)?
  • Каков механизм образования следов?
  • К какому виду или типу относится орудие (инструмент, ме­ханизм), которым оставлены следы? Каковы свойства и характе­ристики этого орудия (форма, размеры и т.д.)?
  • Одним или несколькими орудиями образованы данные сле­ды?
  • Не образованы ли следы на двух или более объектах одним и тем же орудием?
  • Не образованы ли данные следы представленным на экспер­тизу орудием?

Цена

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

Особенности работы

Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.

Зачем нужна баллистическая экспертиза

Баллистическая экспертиза – это разновидность независимого судебного исследования. Основное её назначение – установить принадлежность предмета к огнестрельному оружию, определить его тип, пригодность для использования и т.д.

С помощью подобного исследования эксперты доказывают, что тип повреждения получен именно с помощью огнестрельного оружия. Кроме того, определяют и тип оружия, из которого стреляли, дистанцию, угол вхождения пули и иные подробности.

Современная баллистическая экспертиза даже позволяет установить конкретный образец оружия, из которого стреляли. Для этого в органах МВД существуют специальные пулегильзотеки гражданского и служебного оружия.

В целом, объектом исследования баллистики являются:

  1. само оружие (нарезное, гладкоствольное, травматическое);

  2. детали огнестрельного оружия;

  3. гильзы и патроны (типы, маркировка, состав пороха, характерные бороздки и состояние после отстрела);

  4. отверстия от пуль;

  5. место преступления, где применялось оружие;

  6. материалы и инструменты, которые использовались для изготовления кустарного оружия;

  7. иные следы применения оружия.

Баллистика является комплексной дисциплиной. Наиболее часто её назначают, разумеется, при каком-либо преступлении насильственного характера: убийство (покушение на убийство), разбой, причинение тяжких телесных повреждений и т.п.

Баллистическая экспертиза назначается и при иных преступлениях – таких как, например, незаконное хранение, контрабанда или торговля оружием. В этом случае экспертам необходимо выяснить, пригодно ли оно для использования по прямому назначению.

Помимо этого, баллистическая экспертиза напрямую связана с иными видами исследований: трассологией, судебно-медицинской экспертизой. Чаще всего при насильственных преступлениях назначается все три экспертизы.

​Транспортно-трасологическая экспертиза

Транспортно-трасологическая экспертиза представляет собой один из видов автотехнического исследования, которое назначается с целью изучения следов дорожно-транспортного происшествия и проведения сравнительного анализа. Таким образом, данная экспертиза позволяет установить реальные события и обстоятельства ДТП.

В качестве материалов транспортно-трасологической экспертизы служат:

  • Столкнувшиеся транспортные средства;
  • Все фотографии, видеозаписи (с регистраторов и т.д.), которые имеют отношение к ДТП;
  • Протокол оценки техсостояния автомобиля;
  • Протокол и схема аварии, составленные представителями службы правопорядка.

Чем больше материалов будет представлено для исследования, тем достовернее будут результаты экспертизы. Необходимость в её проведении возникает, если у одного из участников аварии либо страховой компании есть сомнения по поводу обстоятельств происшествия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector