Exw условия поставки по инкотермс 2010
Содержание:
- Цена CIP, условия оплаты и переход права собственности
- Что такое цена на условиях EXW?
- Основные черты Инкотермс 2010
- Отличия условий поставок CIP и CPT
- Обязанности и риски сторон коммерческого договора на условиях EXW Инкотермс 2010
- Обязанности экспортера
- Чем отличается от старых терминов группы D новый базис поставки DAP?
- Нормативно-правовая база
- Расшифровка EXW INCOTERM 2010: самовывоз или франко склад
- Расшифровка и классификация
- Основные черты Инкотермс 2010
- Что такое условия поставки DAP (расшифровка, перевод)?
- Б Обязанности покупателя
- Цена EXW, условия оплаты и переход права собственности
- Проблемы при использовании базисного термина FOB
- Обязанности продавца по EXW
Цена CIP, условия оплаты и переход права собственности
Цена CIP (CIP price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, стоимости доставки (фрахта) до места назначения и стоимости страхования товара в пользу покупателя.
Условия поставки CIP Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин CIP указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки, страхования и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.
Что такое цена на условиях EXW?
Ценообразование при EXW отличается некоторыми особенностями, связанными с минимизацией финансовых обязательств продавца. Он отвечает лишь за наличие необходимого объема товара соответствующего качества, упакованного и маркированного, предоставление доступа на склад для погрузки.
В результате, согласно условиям поставки франко-завод, покупателю нужно будет предусмотреть определенную сумму на транспортировку продукции, его таможенное оформление и другие платежи, связанные с особенностями таможенного законодательства страны-производителя и страны, куда следует груз.
При достижении консенсуса и указания соответствующих обязательств в договоре поставки, сверх цены на продукцию в договор EXW может быть включен price за погрузку товара, его транспортировку до границы.
Подводя итоги, нужно отметить, что при отгрузке товара на условиях EXW покупателю нужно обговорить с продавцом все, вплоть до мелочей, и закрепить пункты в договоре. В противном случае есть риск увеличения расходов на импорт в результате отсутствия тех или иных документов, необеспечения своевременности поставки и т.д.
Основные черты Инкотермс 2010
В Инкотермс 2010 количество условий поставки уменьшилось с 13 до 11. В Инкотермс 2010 из перечня условий поставки, содержавшихся в Инкотермс 2000, исключены DES (Delivered Ex Ship — поставка с судна), DEQ (Delivered Ex Quay — поставка с пристани) и DAF (Delivered at Frontier — поставка до границы), которые в последнее время использовались на практике крайне редко. Кроме того, исключены условия поставки DDU (Delivered Duty Unpaid — поставка без оплаты пошлины), которые во многих случаях мало чем отличались от условий поставки CPT (Carriage Paid to — перевозка оплачена до). Введены новые условия поставки DAT (Delivered at Terminal — поставка на терминале) и DAP (Delivered at Place — поставка в месте назначения), которые отражают наиболее часто встречающиеся в настоящее время условия распределения обязанностей между продавцом и покупателем, касающиеся доставки товара.
В Инкотермс 2010 термины делятся на 2 группы: используемые для любого вида или видов транспорта; используемые для морского и внутреннего водного транспорта.
Таблица. Термины Инкотермс 2010
Характеристика | Условия поставки |
Применяемые виды транспорта | Любой вид транспорта |
Оплата основной перевозки | Покупатель |
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин | Покупатель |
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин | Покупатель |
Погрузка / разгрузка | Покупатель |
Переход рисков утраты или повреждения товара | В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца |
Все термины Инкотермс 2010 имеют собственные наименования, образованные из сокращенных английских словосочетаний: EXW — Ex Works (франко-завод), FCA — Free Carrier (франко-перевозчик), CIP — Carriage and Insurance Paid To (перевозка и страхование оплачены) и т.д.
Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки, а также независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), CPT (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Указанные термины могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует
Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены и при мультимодальных перевозках, когда часть пути товар идет морским транспортом
Во второй группе терминов Инкотермс 2010 и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, поэтому термины используются при перевозках морским и внутренним водным транспортом. В эту группу входят следующие термины: FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт).
Инкотермс 2010 традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как например Европейский союз или Евразийский экономических союз, сделало менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.
Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что Инкотермс 2010 могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко указывают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.
Иногда стороны желают дополнить в договоре купли-продажи какое-либо условие поставки
Инкотермс 2010 не запрещают подобное дополнение, однако важно всегда учитывать и то, что при несовпадении условий контракта и положений Инкотермс 2010 приоритет отдается условиям контракта
В заключение отметим, что необходимо обращать внимание на верное указание пункта, следующего за термином Инкотермс 2010 (так называемой географической привязки). Согласно Инкотермс 2010 продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином
В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю
К примеру, иногда важно указать более точный базис поставки FOB Клайпеда (терминал Смяльте), нежели просто FOB Клайпеда
Отличия условий поставок CIP и CPT
Разница между условиями поставки CIP и CPT — в страховании товара продавцом в пользу покупателя.Простыми словами по условиям поставки CIP: за счет продавца, застрахованный товар, прошедший экспортное таможенное оформление, силами продавца перевозится до указанного места назначения, риски потери или повреждения товара переходят после передачи товара продавцом перевозчику (т.е. погрузки товара на транспортное средство).По базису поставки CPT Инкотермс 2010: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, силами продавца перевозится до указанного места назначения, риски потери или повреждения товара переходят после передачи товара продавцом перевозчику (т.е. погрузки товара на транспортное средство).Отличия условия поставки CIP от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.
Обязанности и риски сторон коммерческого договора на условиях EXW Инкотермс 2010
Продавец обязуется:
- Предоставить товар согласно контракту, а также обеспечить покупателю доступ к нему на своей территории (заводе, складе).
- Выпустить сопроводительные документы о соответствии товара условиям договора (коммерческий инвойс, спецификации и т.п.)
- Оказывать содействие покупателю в получении разрешений и сертификатов на товар, необходимых для процедуры экспортной очистки (при этом продавец не обязан нести за это расходы и включить их в общую цену товара по договору).
- Известить покупателя о готовности передать товар в указанном в договоре месте и в назначенное время.
- Произвести проверку качества товара, маркировку и упаковку для идентификации покупателем на складе.
Обязательства покупателя на условиях EXW при импорте:
- Оплатить указанную в договоре цену товара.
- Провести приемку товара на территории (складе, заводе) продавца.
- Нести все риски в случае повреждения груза с момента его приемки.
- Взять на себя все расходы по перевозке товара в страну импорта.
- Провести за свой счет все формальности по таможенной очистке при вывозе товара из страны продавца.
- Провести все импортные формальности по ввозу товара.
- Взять на себя все расходы по доставке товара, начиная с момента приемки на складе продавца.
- Предоставить продавцу документальное подтверждение о факте приемки товара.
Очевидно, что условия EXW при экспорте для продавца наиболее выгодны, т.к. он практически не несет никаких рисков, связанных с отгрузкой и передачей товара покупателю. Однако тот факт, что продавец находится в более удобном положении относительно возможности выполнения погрузки, может вызвать разногласия между сторонами в процессе погрузки и приемки товара. Покупателю кажется очевидным, что продавцу легче и удобнее произвести погрузку на ТС, и это действительно так. Но погрузка и другие процедуры, кроме как фактического производства товара по договору, не входит в обязательства продавца согласно торговому термину EXW. Если покупатель хочет ускорить процесс погрузки и привлечь к этому продавца, то это необходимо прописать в договоре, и связанные с погрузкой расходы продавец вправе включить в сумму контакта.
Обязанности экспортера
- Произвести погрузку груза на борт судна, указанного второй стороной коммерческого договора в обозначенном ей заранее порту.
- Обеспечить все условия для прохождения экспортной таможенной очистки груза.
- Взять на себя все расходы по таможенному декларированию – оплатить пошлины, налоги и другие сборы.
- Выполнить все экспортные формальности: получить лицензии, разрешения, сертификаты и прочие документы, разрешающие экспорт товара.
- Предоставить второй стороне договора пакет документов, сопровождающих договор: счет-фактуру (инвойс), спецификации, коносамент или прочие документальные подтверждения факта отгрузки товара на судно.
- Известить получателя заранее согласованным способом о фактической погрузке товара.
- Обеспечить соответствие условиям контракта количества товара, его качества, а также упаковку и маркировку для идентификации груза в порту.
- Предоставить по просьбе импортера всю информацию о товаре, нужную для получения груза в стране импорта (оплачивает получатель).
Чем отличается от старых терминов группы D новый базис поставки DAP?
Торговый термин DAP в настоящее время часто используется при перевозках скоропортящихся продуктов, поэтому направлен на максимальное ускорение и упрощение процедуры поставки, что требует от обеих сторон высокой дисциплины при выполнении поставки. Быстрое прохождение таможенных формальностей требует максимально точного определения времени и места поставки, которое должно быть оговорено между сторонами заранее (прописано в договоре).
При этом стороны должны заранее позаботиться о документах, необходимых для прохождения таможенных процедур. Невыполнение этого пункта более рискованно для покупателя, т.к. в случае, если по его вине задерживается выгрузка и растаможка товара, то он автоматически принимает на себя ответственность и обязуется выплатить покупателю компенсацию за простой транспорта и другие издержки.
Выбор места и времени принятия товара и разгрузки товара лежит на покупателе, что налагает на него обязательство по точному обозначению места и времени приемки. Если это возможно, то указывается не только порт или таможенный терминал. Например, если при достижении договоренности между сторонами доставка осуществляется на склад покупателя, то указывается точный адрес промзоны с названием улицы и дома.
Своевременная подготовка документов – также важный момент. В идеале все бумаги – лицензии, допуски, разрешения, справки из фитосанитарной службы и т.п. – должны быть готовы к моменту прибытия груза к таможенному терминалу.
На практике выполнение договора на условиях поставки DAP может выглядеть так:
- Продавец выпускает товар, предварительно подготовив все лицензии, разрешения и допуски, чтобы не вызвать задержек в таможенном оформлением при вывозе.
- При прохождении таможенной очистки продавец отправляет покупателю сообщение о фактической отправке груза.
- Покупатель, получив извещение, начинает подготовку всех документов и лицензий, необходимых для оформления ввоза товара.
- По прибытию товар проходит процедуру импортной таможенной очистки и переходит в распоряжение покупателя.
По прибытию груза в пункт назначения покупатель должен принять товар и за свой счет провести выгрузку транспортного средства не позже, чем в обозначенные в контракте сроки. Если выгрузка товара задерживается по вине покупателя, в том числе из-за невыполнения обязательств по таможенной очистке, то риски и расходы за груз переходят к нему, начиная с первого дня просрочки.
Нормативно-правовая база
Международные конвенции и соглашения, которые были приняты достаточно давно, регулируют осуществление международных грузоперевозок.
Морские и смешанные перевозки регламентируются:
- Брюссельской конвенций, где унифицируются некоторые Гааские правила коносамента с 1924 года, включая Гагско-Висбийские с 1968 года;
- Гамбургской конвенцией ООН по морским перевозкам грузов, принятой в 1978 году;
- Конвенцией ООН по международным смешанным грузовым перевозкам с 1980 гола, то есть Женевской конвенцией.
- Конвенцией ООН по полным либо частичным морским перевозкам грузов, составленной в 2009 году.
Автомобильные перевозки осуществляют согласно:
- Женевской конвенции по договору международных дорожных грузовых перевозок, принятой в 1956 году;
- Таможенной конвенцией о международных грузовых перевозках, используя книжку МДП с 1975 года;
- Европейским соглашением по международным дорожным перевозкам опасного груза, составленного в 1957 году.
Железнодорожные перевозки организуют в соответствии с:
- Конвенцией по международным железнодорожным перевозкам, принятой в 1980 году;
- Соглашением о международных железнодорожных грузовых сообщениях с 1951 года.
Авиационные перевозки производятся, основываясь на:
- Варшавскую конвенцию, унифицирующую некоторые правила по международным воздушным перевозкам, принятую в 1929 году;
- Монреальскую конвенцию, составленную в 1999 году.
Расшифровка EXW INCOTERM 2010: самовывоз или франко склад
- «Со склада». Это дословный перевод, который используется довольно редко.
- «Франко-склад». Более распространенная интерпретация EXW, которая является общепринятым переводом понятия.
- «Самовывоз». Используется, как правило, в торговом обиходе.
Использование этого термина предполагает соблюдение некоторых правил.
- Во-первых, рядом с ним обязательно указывают населенный пункт, в котором расположен объект (фабрика, завод и т. д.).
- Во-вторых, обязательно указание точного адреса объекта. Если он находится в небольшом городе или ином малочисленном населенном пункте, указывают не только точный адрес, но и самый ближайший административный центр.
- В-третьих, использование данного определения в торговле предполагает то, что товар уже находится на складе объекта.
Расшифровка и классификация
категория — «F»
виды перевозок — внутренние водные и международные морские
FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»
В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.
Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна. Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.
Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.
Основные черты Инкотермс 2010
В Инкотермс 2010 количество условий поставки уменьшилось с 13 до 11. В Инкотермс 2010 из перечня условий поставки, содержавшихся в Инкотермс 2000, исключены DES (Delivered Ex Ship — поставка с судна), DEQ (Delivered Ex Quay — поставка с пристани) и DAF (Delivered at Frontier — поставка до границы), которые в последнее время использовались на практике крайне редко. Кроме того, исключены условия поставки DDU (Delivered Duty Unpaid — поставка без оплаты пошлины), которые во многих случаях мало чем отличались от условий поставки CPT (Carriage Paid to — перевозка оплачена до). Введены новые условия поставки DAT (Delivered at Terminal — поставка на терминале) и DAP (Delivered at Place — поставка в месте назначения), которые отражают наиболее часто встречающиеся в настоящее время условия распределения обязанностей между продавцом и покупателем, касающиеся доставки товара.
В Инкотермс 2010 термины делятся на 2 группы: используемые для любого вида или видов транспорта; используемые для морского и внутреннего водного транспорта.
Таблица. Термины Инкотермс 2010
Характеристика | Условия поставки |
Применяемые виды транспорта | Любой вид транспорта |
Оплата основной перевозки | Покупатель |
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин | Покупатель |
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин | Покупатель |
Погрузка / разгрузка | Покупатель |
Переход рисков утраты или повреждения товара | В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца |
Все термины Инкотермс 2010 имеют собственные наименования, образованные из сокращенных английских словосочетаний: EXW — Ex Works (франко-завод), FCA — Free Carrier (франко-перевозчик), CIP — Carriage and Insurance Paid To (перевозка и страхование оплачены) и т.д.
Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки, а также независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), CPT (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Указанные термины могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует
Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены и при мультимодальных перевозках, когда часть пути товар идет морским транспортом
Во второй группе терминов Инкотермс 2010 и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, поэтому термины используются при перевозках морским и внутренним водным транспортом. В эту группу входят следующие термины: FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт).
Инкотермс 2010 традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как например Европейский союз или Евразийский экономических союз, сделало менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.
Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что Инкотермс 2010 могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко указывают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.
Иногда стороны желают дополнить в договоре купли-продажи какое-либо условие поставки
Инкотермс 2010 не запрещают подобное дополнение, однако важно всегда учитывать и то, что при несовпадении условий контракта и положений Инкотермс 2010 приоритет отдается условиям контракта
В заключение отметим, что необходимо обращать внимание на верное указание пункта, следующего за термином Инкотермс 2010 (так называемой географической привязки). Согласно Инкотермс 2010 продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином. В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю
В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю
К примеру, иногда важно указать более точный базис поставки FOB Клайпеда (терминал Смяльте), нежели просто FOB Клайпеда
Что такое условия поставки DAP (расшифровка, перевод)?
Условия поставки DAP Инкотермс 2020 – это торговый термин международных правил Инкотермс 2020, расшифровывается «Delivered At Point» named point of destination переводится «Поставка в пункте» указанное название пункта назначения — означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда он предоставил покупателю товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта и готовый к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в указанный пункт назначения.
Условия поставки DAP Инкотермс 2020 определяют права и обязанности сторон по международному контракту купли-продажи, указывают необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие риски и расходы несет каждая из сторон. Международная торговая палата (ICC) с 2020 года не обязывает применять новые правила Инкотермс 2020, а лишь рекомендует их к использованию, поэтому в международных контрактах можно ссылаться на правила Инкотермс 2010 , а также на правила Инкотермс 2000 или даже на более ранние версии Инкотермс.
Условия поставки DAP Инкотермс 2010 и DAP Инкотермс 2020 по своему содержанию в основном идентичны. В Инкотермс 2010 — базисы DAP (Поставка в месте назначения) и DAT (Поставка на терминале) — заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).
Б Обязанности покупателя
Б2 Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности
Покупатель обязан получить за свой счет и на свой риск экспортную и импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара.
Б3 Договоры перевозки и страхования
У покупателя нет обязанности перед продавцом по заключению договора перевозки и страхования.
За свой счет и на свой риск покупатель заключает договор перевозки и по необходимости договор страхования.
Б6 Распределение расходов
Покупатель обязан нести следующие расходы:
- все относящиеся к товару с момента его поставки в соответствии с пунктом А4;
- по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, подлежащих оплате при вывозе товара, если была необходимость их оформления;
- по возмещению продавцу всех понесенных им расходов и сборов при осуществлении содействия, предусмотренного пунктом А2;
- все дополнительные расходы, возникшие вследствие непринятия товара, после того как тот был предоставлен в его распоряжение;
- вследствие ненаправления соответствующего извещения, как это предусмотрено пунктом Б7, при условии, что товар был должным образом индивидуализирован, т.е. явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора.
Б7 Извещение продавцу
Покупатель обязан передать продавцу необходимое сообщение о времени в течение согласованного периода и/или пункте принятия поставки в поименованном месте, которые он вправе выбрать.
Б9 Инспектирование товара
Покупатель обязан нести расходы по обязательному инспектированию товара перед отгрузкой, включая инспектирование, которое осуществляется по предписанию властей страны вывоза.
Цена EXW, условия оплаты и переход права собственности
Под EXW понимается минимальное число обязательств для поставщиков. Все мероприятия, связанные с погрузкой товара, если это необходимо и согласовано, производятся на средства покупателя. Он также выполняет формальные стороны таможни.
Потребитель должен выполнить наибольшее количество обязательств и потратить больше финансовых средств, в отличие от поставщика. Но приобретая товар по условиям ЕХW, он платит преимущественно минимальную сумму за него, получая наибольшую прибыль, особенно если не возникает трудностей с отгрузкой. Выгодная сделка для покупателя состоится, если он:
- имеет достаточно подробные сведения о товаре;
- подробно изучает маркировку продукции;
- выбирает транспорт, осуществляющий перевозку товара;
- договаривается о дате, времени и месте погрузки;
- определяет необходимые документы по вывозу продукции, согласуя с поставщиком и перевозчиком методы их регистрации;
- проверяет количество и степень качества продукции;
- оплачивает страхование груза.
Мероприятия по отгрузке продукции после согласования с потребителем вправе осуществлять продавец, используя денежные средства покупателя. При повреждении либо утрате груза поставщик не несёт за него ответственность. Оформление бумаг по вывозу товара осуществляется как перевозчиком, так продавцом, но данные расходы оплачивает покупатель.
Поставщик обязан проверить груз, подсчитать, взвесить, измерить, упаковать, если необходимо, проконтролировать наличие маркировки.
В свою очередь покупатель обеспечивает:
- приём груза;
- оплату инспекции;
- документы по приёмке товара;
- оформление разрешительной, лицензионной документации;
- выполнение таможенных формальностей;
- заключение договоров по страхованию и транспортировке;
- несение рисков со времени отгрузки продукции до определенного места, указанного в договоре;
- возмещение издержек продавца на информационные системы и оформление документов.
Ценой по базису EXW считается таможенная или оптовая стоимость, в которой не учитываются расходы, связанные с таможней и транспортировкой.
Проблемы при использовании базисного термина FOB
Основной проблемой использования термина FOB при экспорте является его уместность. Существует ряд случаев, когда вместо FOB целесообразнее выбрать другой морской термин. Например, при контейнерных или паромных грузоперевозках, где груз прибывает к месту накопления судовой партии на причале порта, ответственность за него де-факто переходит от продавца к перевозчику. Груз некоторое время находится на стадии ожидания отправки, и если в этот момент с ним что-либо случится, то согласно договору ответственность за ущерб все равно несет продавец. Последний не имеет права предъявить претензию за порчу товара перевозчику, т.к. он не является стороной договора доставки груза импортеру.
В то же время страховка груза, которую оформляет импортер, действует с момента перевалки груза через борт судна, а за потерю или порчу груза до этого момента страховая компания не обязана нести ответственность. Следовательно, применение термина FOB в этом случае будет неуместным, лучше будет использовать торговый термин FCA, в котором фигурирует основной перевозчик, а экспортные пошлины оплачиваются продавцом.
Обязанности продавца по EXW
У каждой стороны договора существуют некоторые обязанности. Рассмотрим обязанности продавца по продаже и транспортировке товара с франко-завода.
Общие обязанности
Лицо должно предоставить своему партнёру не только непосредственно сам товар, но и следующие документы:
- Счёт-инвойс.
- Документы, которые подтверждают соответствие продукта по качеству и количеству в соответствии с заключённым ранее договором о купле-продаже.
Документ может быть предоставлен как в бумажной, так и в электронной форме.
Предоставление лицензий, разрешений и т. д.
В свою же очередь, продавец обязан предоставить своему партнёру такие документы. Они могут быть в бумажной или электронной форме.
Договоры перевозки и страхования
Лицо, которое осуществляет реализацию товара, не имеет никаких обязанностей, связанных с такими процедурами, как заключение договоров перевозки и страхования. Но лицо может по желанию своего партнёра предоставить ему всю необходимую для успешных перевозок и страхования продукта информацию.
Поставка продукта
Ответственный за реализацию товара должен поставить его в указанное в договоре место точно в срок. Загрузка же продукта в транспортное средство осуществляется самим покупателем.
Переход рисков
Изначально все риски, связанные с соответствием качества товара, его перевозкой и иными пунктами, несёт сам продавец. Но после осуществления поставки они полностью переходят к покупателю.
Извещение
Ответственный за реализацию товара обязать направить своему партнёру любое извещение, которое может пригодиться ему для осуществления процедуры поставки и принятия товара.
Проверка качества товара, его упаковка и маркировка
Продавец несёт ответственность за соответствие качества товара договору купли-продажи. Но эти обязанности лежат на нём только до процедуры принятия товара.
Упаковка продукции осуществляется за счёт ответственного за её реализацию. Исключением являются те товары, которые можно перевозить без отдельной упаковки. Маркировка также является обязательным пунктом.
Упаковка должна соответствовать всем правилам перевозки, чтобы в процессе транспортировки не пострадало качество груза.
Предоставление информации
В обязанность продавца входит и содействие в предоставлении покупателю всей необходимой документации для транспортировки, таможенной регистрации, проверки безопасности товара и иных процедур. Предоставление информации происходит по просьбе партнёра. Все риски и затраты в таком случае покупатель берёт на себя.