Как определить срок полезного использования автомобиля

Сфера применения седельных тягачей

В конструкцию тягача входят мощный двигатель и седельно-сцепное устройство, позволяющие присоединять к транспортному средству полуприцепы различного назначения:

  • Бортовые и открытые платформы (в том числе низкорамные), на которых можно перевозить строительные материалы и конструкции, промышленное оборудование, металлопрокат и другие грузы, не требующие специальных условий.
  • Промтоварные фургоны, которые обеспечивают надежную защиту перевозимых грузов от неблагоприятных природных явлений. В них перевозят бытовую технику, продукцию предприятий легкой промышленности, цемент и сухие строительные смеси.
  • Самосвальные прицепы. Их используют для доставки и разгрузки сыпучих материалов.
  • Рефрижераторы, предназначенные для перевозки охлажденных и замороженных товаров, в том числе продуктов питания.

Седельные тягачи – наиболее универсальная разновидность грузовиков, что делает их наиболее востребованными при предоставлении в аренду – сезонность практически отсутствует.

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Амортизационные группы окоф:

Код по ОКОФ Наименование Амортизационные группы*
100.00.00.00 ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ 10 (свыше 30 лет)
200.00.00.00.000 ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ) И СООРУЖЕНИЯ, РАСХОДЫ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ
210.00.00.00.000 ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ) 4 (5-7 лет)
5 (7-10 лет)
7 (15-20 лет)
8 (20-25 лет)
9 (25-30 лет)
10 (свыше 30 лет)
220.00.00.00.000 СООРУЖЕНИЯ 10 (свыше 30 лет)
230.00.00.00 РАСХОДЫ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ 5 (7-10 лет)
300.00.00.00.000 МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ВКЛЮЧАЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ, И ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ
310.00.00.00.000 ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
320.00.00.00.000 ИНФОРМАЦИОННОЕ, КОМПЬЮТЕРНОЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЕ (ИКТ) ОБОРУДОВАНИЕ
330.00.00.00.000 ПРОЧИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ВКЛЮЧАЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНВЕНТАРЬ, И ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ 6 (10-15 лет)
400.00.00.00 СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЙ
500.00.00.00.000 КУЛЬТИВИРУЕМЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
510.00.00.00.000 КУЛЬТИВИРУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, НЕОДНОКРАТНО ДАЮЩИЕ ПРОДУКЦИЮ
520.00.00.00 КУЛЬТИВИРУЕМЫЕ РЕСУРСЫ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, НЕОДНОКРАТНО ДАЮЩИЕ ПРОДУКЦИЮ
600.00.00.00 РАСХОДЫ НА ПЕРЕДАЧУ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА НЕПРОИЗВЕДЕННЫЕ АКТИВЫ
700.00.00.00 ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
710.00.00.00 НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
720.00.00.00 РАСХОДЫ НА РАЗВЕДКУ НЕДР И ОЦЕНКУ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
730.00.00.00 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И БАЗЫ ДАННЫХ
731.00.00.00 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
732.00.00.00 БАЗЫ ДАННЫХ
740.00.00.00 ОРИГИНАЛЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЖАНРА, ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ИСКУССТВА
790.00.00.00 ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  1. Первая группа — все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно
  2. Вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно
    • Машины и оборудование
    • Средства транспортные
    • Инвентарь производственный и хозяйственный
    • Насаждения многолетние
  3. Третья группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно
    • Сооружения и передаточные устройства
    • Машины и оборудование
    • Средства транспортные
    • Инвентарь производственный и хозяйственный
  4. Четвертая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно
    • Здания
    • Сооружения и передаточные устройства
    • Машины и оборудование
    • Средства транспортные
    • Инвентарь производственный и хозяйственный
    • Скот рабочий
    • Насаждения многолетние
  5. Пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно
    • Здания
    • Сооружения и передаточные устройства
    • Машины и оборудование
    • Средства транспортные
    • Инвентарь производственный и хозяйственный
    • Основные средства, не включенные в другие группировки
  6. Шестая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно
    • Сооружения и передаточные устройства
    • Жилища
    • Машины и оборудование
    • Средства транспортные
    • Инвентарь производственный и хозяйственный
    • Насаждения многолетние
  7. Седьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно
    • Здания
    • Сооружения и передаточные устройства
    • Машины и оборудование
    • Средства транспортные
    • Насаждения многолетние
    • Основные средства, не включенные в другие группировки
  8. Восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно
    • Здания
    • Сооружения и передаточные устройства
    • Машины и оборудование
    • Транспортные средства
    • Инвентарь производственный и хозяйственный
  9. Девятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно
    • Здания
    • Сооружения и передаточные устройства
    • Машины и оборудование
    • Транспортные средства
  10. Десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно
    • Здания
    • Сооружения и передаточные устройства
    • Жилища
    • Машины и оборудование
    • Транспортные средства
    • Насаждения многолетние

Классификатор основных средств по амортизационным группам с примерами ОС:

Номер амортизационной группы Срок полезного использования ОС Пример ОС, относящихся к группе амортизации
1 От 1 года до 2 лет включительно Машины и оборудование общего назначения
2 Свыше 2 лет до 3 лет включительно Насосы для перекачки жидкостей
3 Свыше 3 лет до 5 лет включительно Радиоэлектронные средства связи
4 Свыше 5 лет до 7 лет включительно Ограды (заборы) и ограждения железобетонные
5 Свыше 7 лет до 10 лет включительно Сооружения лесной промышленности
6 Свыше 10 лет до 15 лет включительно Скважина водозаборная
7 Свыше 15 лет до 20 лет включительно Канализация
8 Свыше 20 лет до 25 лет включительно Конденсатопровод и продуктопровод магистральные
9 Свыше 25 лет до 30 лет включительно Здания (кроме жилых)
10 Свыше 30 лет Жилые здания и сооружения

НК РФ о распределении объектов ОС по амортизационным группам

В силу НК РФ при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением тех, что указаны в ст. 270 НК РФ. Затраты на приобретение амортизируемого имущества как раз поименованы в названной норме (пп. 5 п. 1). Но это не означает, что они вообще не берутся в расчет при определении налоговой базы. Для данных затрат законом предусмотрен особый порядок списания – через амортизационные отчисления, которые согласно НК РФ признаются в целях налогообложения прибыли ежемесячно в зависимости от выбранного организацией способа амортизации объектов ОС (линейного или нелинейного).

Отметим, что при расчете амортизации (вне зависимости от способа ее начисления) первостепенное значение имеет срок полезного использования (СПИ) основного средства. При применении линейного метода им обусловлена величина нормы амортизации, нелинейного – амортизационная группа, суммарный баланс которой определяет размер ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно НК РФ под сроком полезного использования подразумевается период, в течение которого объект ОС служит для выполнения целей деятельности организации. Этот период положен в основу распределения основных средств на десять амортизационных групп, которые обозначены в п. 3 указанной нормы.

Между тем положения НК РФ данное преимущество собственника объекта ОС пусть и косвенно, но ограничивают. Указанная норма предписывает организации отнести приобретенный бэушный объект к той амортизационной группе (подгруппе), в которую он был включен у предыдущего владельца. Безусловно, об определении СПИ основного средства здесь прямо не говорится. Но, повторим, именно от этого показателя зависит выбор амортизационной группы.

Нельзя не отметить, что установленный в упомянутой норме принцип распределения ОС по амортизационным группам применяется только в отношении имущества, которое до его покупки налогоплательщиком участвовало в деятельности других (одного или нескольких) хозяйствующих субъектов. Иными словами, НК РФ является специальной нормой.

В свою очередь, общие правила отнесения объектов ОС к той или иной амортизационной группе закреплены в НК РФ. А как указал КС РФ в Определении от 05.10.2000 № 199-О, специальные нормы права имеют преимущество перед общими. Получается, что, хотя закон и предоставляет налогоплательщику право самостоятельного установления СПИ (а следовательно, и определения амортизационной группы), в отношении неновых объектов это право может быть реализовано с учетом ограничений, предусмотренных НК РФ.

Так может ли налогоплательщик пренебречь нормами НК РФ при определении амортизационной группы для бэушного основного средства? Да, может. Таков, по мнению автора, ответ на поставленный вопрос. В некоторых случаях это прямо предусмотрено налоговыми нормами. Есть ситуации, которые законом не урегулированы, но суды, разрешая их, приходят к озвученному выводу. Рассмотрим эти случаи и ситуации.

Амортизационная группа автомобиль легковой

В категорию «В», помимо легковых автомобилей, входят также небольшие автобусы и грузовички. Так что если ваши «Газель», «Соболь-Баргузин» или другое похожее авто предназначены для перевозки грузов и это указано в ПТС, а вторая цифра марки ТС не «1» и не «2», то безопаснее признать автомобиль грузовым. И место ему в 4-й амортизационной группе, а не в 3-й.

Если же вторая цифра — «2», то перед нами автобус (3-я амортизационная группа). А вторая цифра «7» в марке автомобиля означает, что это грузовой фургон и его надо относить к 4-й амортизационной группе. Амортизационную группу автомобиля для целей налогообложения не всегда легко определить однозначно. Меж тем допущенная при этом оплошность грозит неправильной амортизацией.

Как следствие — ошибки в расчете налога на прибыль. К тому же неправильное определение типа транспортного средства может привести к ошибке в расчете транспортного налога

Поэтому уделим этому вопросу особое внимание

О машинах для инвалидов и спецтехнике говорить в статье не будем. Если в строке 4, к примеру, указан тип «С», в строке 3 написано «Грузовой», а вторая цифра номера марки машины в строке 2 — это «3», то сомнений нет: перед нами грузовая машина (Отраслевая нормаль ОН 025 270-66; Приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утв. Распоряжением Минтранса России от 14. 03. 2008 N АМ-23-р). Если организация купила импортную машину, то цифрового обозначения ее марки в строке 2 может и не быть.

К примеру, просто написано «Mercedes-Benz Actros». Тогда надо смотреть на строки 3 и 4. Примечание Кстати, иногда в строке 3 ПТС сотрудники автоинспекции пишут разные наименования для одного и того же транспортного средства. К примеру, в ПТС на «Соболь-Баргузин» встречаются такие варианты: «грузо-пассажирская», «специализированное пассажирское ТС 6 мест», «универсал» и т. д. Что окончательно может запутать бухгалтера. В этом случае единственно верный ориентир — вторая цифра в модели ТС.

Особенности налогообложения амортизационных групп

1) По основным средствам, относящимся к 1 – 2 и 8 – 10 амортизационным группам может применяться амортизационная премия (для налога на прибыль) в размере не более 10% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

2) По основным средствам, относящимся к 3 – 7 амортизационным группам может применяться амортизационная премия (для налога на прибыль) в размере не более 30% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

3) По основным средствам 3 – 10 амортизационных групп (за исключением относящихся к 8 – 10 амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств) может применяться инвестиционный налоговый вычет (п. 4 ст. 286.1. НК РФ).

4) Повышенный коэффициент амортизации 3 (для налога на прибыль организаций) по предмету лизинга не применяется к основным средствам, относящимся к 1 – 3 амортизационным группам (п. 2 ст. 259.3. НК РФ, см. повышенный коэффициент амортизации).

5) Налогоплательщики вправе применять повышенный коэффициент амортизации 2 (для налога на прибыль организаций) в отношении амортизируемых основных средств, включенных в 1 – 7 амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта (пп. 6 п. 1 статьи 259.3 НК РФ, участники специальных инвестиционных контрактов).

6) В отношении зданий, сооружений, передаточных устройств 8 – 10 амортизационных групп может применяться только линейный метод амортизации (по налогу на прибыль организаций). Нелинейный метод амортизации к таким активам применяться не может (п. 3 ст. 259 НК РФ, см. Нелинейный метод амортизации).

7) До 2019 года не признавались объектами налогообложения налогом на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Имущество иных амортизационных групп могло облагаться налогом на имущество (п. 25 ст. 381, ст. 381.1. НК РФ, см. Налог на имущество организаций).

С 2019 года движимое имущество налогом на имущество не облагается (п. 1 ст. 374 НК РФ).

К какой амортизационной группе относятся автомобили. амортизационная группа: автомобиль легковой

Автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается.

В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой , который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили (в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

  • (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года.

Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000: 1 000 000 = 0,8 (80%).

Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания , который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет

Допустим, компания , который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10:12 = 0,833%.

Использование легкового транспорта в деятельности организации обязывает его владельца начислять износ. Как определить амортизационную группу автомобиля? Какой срок полезного использования установить при вводе транспорта в эксплуатацию? Ответы на эти и другие злободневные вопросы далее.

Амортизационная группа: автомобиль легковой

Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.

Амортизационная группа транспортных средств

Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.

Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2021 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.

Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.

Если налогоплательщик покупает полностью самортизированный объект

Отметим, что из приведенного выше специального правила определения СПИ по бэушным основным средствам законом предусмотрено исключение. Правда, распространяется оно только на налогоплательщиков, применяющих линейный метод начисления амортизации.

Согласно НК РФ эти лица могут устанавливать СПИ с учетом периода фактической эксплуатации приобретенного объекта ОС бывшими собственниками. Так вот, если этот объект участвовал в деятельности последних в течение периода, равного или превышающего максимальный срок полезного использования, предусмотренный Классификацией ОС для соответствующей амортизационной группы, налогоплательщик вправе самостоятельно определить названный срок, учитывая при этом требования техники безопасности и другие факторы.

Из сказанного следует, что в подобной ситуации (как правило, она складывается при покупке полностью самортизированного объекта) организация может отнести бэушное ОС к амортизационной группе, отличной от той, в которой оно находилось у прежнего владельца. Это первыйиз возможных случаев, когда предписание НК РФ не требует исполнения. И он прямо предусмотрен законом. А есть ли другие?

Позиция компетентных органов

Разъяснений чиновников по обозначенной ситуации (несмотря на актуальность), к сожалению, немного.

Приведем лишь один пример – Письмо Минфина России от 18.03.2011 № 03-03-06/1/144. Налогоплательщик поинтересовался у ведомства, может ли он автомобиль, отнесенный прежним владельцем к пятой амортизационной группе, включить в третью, поскольку согласно технической документации транспортное средство должно быть включено именно в последнюю из указанных групп.

Вот ответ чиновников: налогоплательщик вправе включить объект ОС в ту амортизационную группу, к которой он относится (можно прочесть – должен относиться), и установить СПИ согласно данной группе с учетом документально подтвержденного срока эксплуатации этого объекта предыдущим собственником.

Полагаем, сомнений не возникает, что ответ Минфина положителен: налогоплательщик может исправить ошибку прежнего владельца ОС, поместив последнее при принятии в эксплуатацию в ту амортизационную группу, которая для него установлена нормативным актом. И это даже несмотря на то, что у налоговиков (скорее всего) в данной ситуации возникнут претензии к организации. Ведь если она возьмет на вооружение разъяснения финансистов, то сможет ускорить списание стоимости основного средства, установив меньший срок его полезного использования, чем должна была при выполнении требований, установленных НК РФ. Кстати, об указанной норме авторы письма словно забыли – упоминания о ней нет.

И еще. Из ответа Минфина усматривается, что устранение ошибки, допущенной прежним собственником амортизируемого имущества, – это скорее право, а не обязанность нового владельца. Учитывая такую трактовку, налогоплательщики могут занять удобную для себя позицию. Если приобретателю ОС выгодно (как в рассмотренной в письме ситуации), он может пренебречь НК РФ, если нет – свято верить (убеждая при этом налоговиков и судей) в то, что указанная норма носит императивный характер и обязывает налогоплательщика отнести бэушный объект только к той амортизационной группе, в которую он был включен у продавца.

Срок полезного использования грузового и легкового автомобиля

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей.

Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете.

Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС».

На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года.

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

Для расчета используется формула: среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше.

Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации.

Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

Для проведения расчетов используется следующая формула: остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу.

Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС.

Данная процедура проводится ежемесячно.

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС

Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector