Что такое камеральная налоговая проверка
Содержание:
- Плюсы и минусы проверки статуса декларации 3-НДФЛ онлайн
- Итак, камеральная проверка что это? И в чем она заключается?
- Камеральная проверка: порядок проведения
- Что происходит после проверки
- Узнайте ход рассмотрения декларации по форме 3-НДФЛ
- Налоговый вычет через госуслуги
- Акт налоговой проверки
- Основные возможности сервиса
- Длительность камеральной проверки
- Что означает данная проверка?
- Какие существуют основания для проверки
- Оформление результатов проведенной КНП и рассмотрение ее материалов.
- Дискуссионные моменты
- Что говорит закон
- Какие документы запрашиваются при проверке
- Как проводят камеральную проверку
- Как оформляются результаты проверки
Плюсы и минусы проверки статуса декларации 3-НДФЛ онлайн
С помощью портала госуслуги многие действия можно совершать не выходя их дома Портал государственных услуг значительно упрощает жизнь гражданам, так как он позволяет выполнять многие действия, не выходя из дома. Сайт предоставляет возможность заполнения и отправки декларации 3-НДФЛ непосредственно через личный кабинет, не обращаясь лично в уполномоченный орган. То же самое касается и проверки статуса декларации.
Благодаря тому, что сайт работает круглосуточно, гражданин может зайти в кабинет налогоплательщика и получить желаемую услугу в любое наиболее удобное для него время. Как правило, проблем с заполнением формы декларации не возникает, так как каждый этап сопровождается подробным объяснением. У каждого пункта имеется информация о том, что именно требуется от пользователя.
Итак, камеральная проверка что это? И в чем она заключается?
Камеральная проверка — это обязательная ежеквартальная налоговая проверка.
Камеральная проверка заключается в:
- арифметической проверке расчетов в декларациях (для выявления математических ошибок)
- сравнение показателей с декларациями за прошедшие периоды
- сравнение показателей в одном периоде по разным налогам
- сравнение показателей с бухгалтерской отчетностью
Сначала камеральная проверка проходит в автоматическом режиме.
Все данные деклараций и отчетности организации (или предпринимателя) вводятся в базу данных, где и проводится сверка показателей в автоматическом режиме.
Камеральную налоговую проверку проходят все без исключения декларации и расчеты, сданные организациями и предпринимателями в налоговую инспекцию. Налоговые агенты не исключение.
В случае, когда программа ФНС не находит ошибок, т. е. вся необходимая отчетность сдана, арифметические подсчеты верны, данные в разных декларациях не противоречат друг другу, то камеральная налоговая проверка считается успешно пройденной.
Для того, чтобы у сотрудников налоговой службы не возникло в Вам лишних вопросов, советуем при формировании налоговой отчетности в бухгалтерской программе воспользоваться опцией по проверке контрольных соотношений.
Если найдены ошибки…
В этом случае сотрудники налоговой инспекции могут вызвать Вас в инспекцию для дачи пояснений.
Произойти это может в следующих случаях:
- если при проверке декларации обнаружены ошибки или несоответствия с данными, имеющимися в распоряжении налоговой инспекции
- если подана корректирующая (уточненная) декларация, в которой сумма налога уменьшена относительно первичной декларации
- если в декларации заявлен налог к возмещению из бюджета
В этих случаях высылается требование о предоставлении пояснений. Требование может быть направлено одним и ниже перечисленных способов:
- лично
- почтой России
- в электронном виде, если отчетность Вами сдается электронно.
В случае, если требование получено Вами электронно, в течение 6 дней Вы обязаны отправить в налоговую квитанцию о приеме. В противном случае через 10 дней вы рискуете остаться с заблокированным расчетным счетом.
Что нужно сделать, чтобы камеральная проверка была успешно пройдена.
Итак, если Вы всё же получили требование о даче пояснений в связи с проведением камеральной налоговой проверки, то у Вас есть 5 дней, для того чтобы:
- Подать (корректирующую) уточненную налоговую декларацию, в которой будут устранены выявленные налоговиками ошибки. Кстати, в требовании ошибки будут подробно описаны. И еще, если в уточненной декларации сумма налога — к доплате, не забудьте оплатить налог в бюджет прежде, чем подадите уточненку или одновременно. Иначе получите штраф.
- Предоставить пояснения, к которым можете приложить любые документы, которые посчитаете нужными. Пояснения могут быть представлены Вами в произвольной форме.
В любом из этих случаев камеральная налоговая проверка будет проведена еще раз.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что если подобные требования налоговых органов оставить вовсе без внимания, то в ближайшее время можно остаться с заблокированным счетом. Кстати, разблокировать счет в этом случае будет не так-то просто
При необходимости Советник по налогам Вас подробно проконсультирует и окажет налоговую помощь.
5/5 (1 Review)
Камеральная проверка: порядок проведения
Изучим то, в каком порядке проводится налоговая проверка в камеральном формате. Как мы уже сказали, эта процедура, главным образом, базируется на изучении корректности заполнения деклараций и иных документов. Инициируется камеральная проверка в момент поступления в ФНС соответствующей отчетности от предпринимателя. Специалисты ФНС проверяют декларации и сопутствующие им документы на предмет:
- корректности определения налоговой базы;
- правильности использованных арифметических действий в строках и графах;
- законности заявляемых вычетов;
- корректности примененных плательщиком ставок и возможных льгот, исходя из положений релевантного законодательства;
В свою очередь, в рамках каждого из перечисленных этапов проверки ФНС производит совокупность иных действий (например, сверку полученных цифр с теми, что были указаны в декларациях по предыдущим периодами, сведениями в собственных базах данных и т. д.).
Если налоговая проверка обнаружит ошибки или несоответствия в документах, то, как мы уже сказали выше, предприниматель в письменной форме информируется о них. Одновременно ФНС предлагает ему изменить или дополнить соответствующие источники. Если оба действия налоговиками произведены не были, то результат камеральной проверки признается недействительным. Соответственно, если плательщик не внес необходимые исправления в документы, то ФНС будет оформлять соответствующее нарушение. Однако это не единственный возможный сценарий дальнейших действий. Рассмотрим возможные варианты активностей ведомства после того, как камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов завершена.
Что происходит после проверки
Если ошибок нет — ничего.
Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.
Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.
Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.
Узнайте ход рассмотрения декларации по форме 3-НДФЛ
Для получения регистрационной карты и доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» Вы должны лично обратиться в любую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет с документом, удостоверяющим личность, и свидетельством о постановке на учет физического лица (оригиналом или копией)/уведомлением о постановке на учет. Исключение составляют лишь специализированные инспекции, выполняющие функции регистрационных центров, центров обработки данных и инспекций по работе с крупнейшими налогоплательщиками. В случае подачи заявления в режиме онлайн Вы также сможете обратиться за реквизитами доступа в любую инспекцию. В сервисе предусмотрена возможность подачи онлайн — заявления на подключение к услуге для последующей регистрации в сервисе при личной явке.
Кроме того, сервис позволяет налогоплательщику: получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом; о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей; об объектах движимого и недвижимого имущества; контролировать состояние расчетов с бюджетом; получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей; оплачивать налоговую задолженность; обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
Налоговый вычет через госуслуги
В случае, если физическому лицу не приходит решение о рассмотрении в 90-дневный срок, что отображается в статусе услуги на сайте, или же не начисляется возврат налога в указанный в законе срок даже после окончания рассмотрения заявки, или же налогоплательщик способен доказать свою правоту в случае отказа в выплате или рассмотрении заявки, уличая противоправные действия в работе инспекторов, он может подать жалобу в свободной форме в соответствии с требованиями НК РФ.
- Если налоговый инспектор обнаруживает отсутствие какого-то подтверждающего документа, однако информация о сделке или доходе зафиксирована в декларации, или, наоборот, документ присутствует, а в декларации он не указан.
- В случае, если пакет документов был направлен в отдел ФНС, не обслуживающий данного налогоплательщика, так как его прописка по паспорту не совпадает с территорией, обслуживаемой данной инспекцией. Однако при отправке документов с портала государственных услуг данная ошибка практически полностью исключена.
- Если при заполнении декларации заявитель допустил смысловые, синтаксические, орфографические или юридические ошибки. Также недопустимо, если декларация заполняется от руки, наличие помарок и исправлений. Малейшая неточность при написании является поводом к немедленному отказу в рассмотрении.
- Если представленные документы не соотносятся с указанными в законе критериями, при которых возможен налоговый вычет.
Акт налоговой проверки
Какова может быть структура соответствующего документа, о котором идет речь выше? Как выглядит акт камеральной налоговой проверки? Образец данного источника в части ключевых формулировок мы сейчас рассмотрим.
Согласно типовой форме, по которой составляются акты камеральных проверок, нас будут более всего интересовать пункты 2 и 3 соответствующего документа.
В пункте 1 акта, как правило, указываются формальные сведения — адрес организации, наименование, тип проверки и т. д.
В пункте 2 ФНС излагает перечень нарушений. Это может быть, например, формулировка вида «установлено, что декларация подписана лицом, не имеющим отношения к деятельности фирмы».
В пункте 3, в свою очередь, излагаются выводы и рекомендации (предложения) ФНС по устранению нарушений. В нашем случае это, вероятно, будет формулировка вида «внести исправления в декларацию».
Основные возможности сервиса
- Содержит информацию граждан.
- имущество налогоплательщика: земля, недвижимость, транспортное средство и их стоимость, дату регистрации объектов собственности и др;
- льготы, на которые имеет право заявитель;
- обстановка расчетов с госбюджетом: сумма начисленных налогов, срок оплаты, информация о задолженности.
- Общение с налоговым инспектором через интернет.
- Отслеживание хода и статуса камеральной проверки по форме 3-НДФЛ.
- Прием извещений и квитанций с указанной суммой налога.
- Online-оплата или печать квитанции для оплаты налога.
- Получение необходимой информации без персонального визита.
Сроки и как узнать результаты хода проверки отчетов и документов на возврат налога? Подать документы на возврат налога можно в день подачи декларации 3-НДФЛ. Допускается подача декларации без оформления заявления на возврат денежных средств, наоборот нет. Причина – излишек высчитывается по оплаченным налоговым квитанциям. Если в личном кабинете указано, что данные о результате камеральной проверки отсутствуют, то подробности необходимо уточнить в налоговой.
В Налоговом Кодексе установлен срок в один месяц для выплаты и три – для проверки. Это означает, что по истечению трех месяцев налогоплательщик получит решение:
- предоставление налогового вычета;
- отказ от выплат и его причину.
Если налоговая инспекция вынесла решение выплатить денежные средства, то на счет они поступят в течение месяца с момента оформления. Срок может отличаться, если заявление на вычет подается уже после окончания проверки, которая приобретает статус «Завершена».
Отслеживание результатов проверки отчетов и документов на возврат налога происходит в личном кабинете налогоплательщика на официальном интернет-сайте ФНС на вкладке «3-НДФЛ». В этом электронном сервисе находятся все необходимые сведения о регистрации, ходе проведения и подтверждении или отказе в выплатах имущественного вычета.
Узнать подробности можно лично при обращении в налоговый орган, предъявив ИНН и свой паспорт. Если в день подачи налоговой декларации не был указан расчетный счет для перечисления суммы возврата, заявление о его присвоении подается после завершения камеральной проверки.
Срок проверки может увеличиться, если в поданных документах нашли ошибку. Отслеживать это можно в ЛК. Если ошибки отсутствуют, значит, проведение проверки и ее результат может задержать только требование разъяснений от налогоплательщика.
Длительность камеральной проверки
Период проведения камеральной проверки составляет максимум 3 месяца с момента направления декларации в локальное отделение ФНС РФ и получения документа работниками структуры. Отмеченное правило указано в ст. 88 НК РФ.
Так как рассматриваемой проверке подвергается каждая подаваемая декларация, то периодичность проведения процедуры зависит от срока предоставления документа налоговикам. При этом осуществление проверки не зависит от волеизъявления налогоплательщика и регулируется исключительно НК РФ.
В случае, когда плательщик выявляет неточности в предоставленной декларации, что ведет к занижению налоговой суммы, потребуется подать уточняющую декларацию не позже пяти рабочих дней с момента выявления неточностей в соответствии со ст. 81 и ст. 88 НК РФ. При подаче уточняющей декларации проверка предыдущего варианта документа останавливается, после чего начинается заново – и также составляет 3 месяца.
В условиях, когда уточненку запрашивают представители ФНС РФ, срок проверки также начинается заново и срок составляет, как и в первоначальном варианте, не более трёх месяцев с момента подачи декларации.
Практика демонстрирует, что одновременно с уточняющей декларацией должны подаваться пояснения, исходя из ст. 21 и ст. 24 НК РФ. При этом пояснения также уместны, если налогоплательщик не согласен с представителями ФНС РФ даже частично.
На основании ст. 88 НК РФ, даже после завершения камеральной проверки по конкретным бумагам, эти же документы могут правомерно использоваться при осуществлении иных фискальных процедур.
Важно отметить, что субъекты нередко не соглашаются с выводами налоговиков относительно некорректных данных, выявленных в ходе рассматриваемой налоговой процедуры. В обстоятельствах, когда налогоплательщик уверен в подлинности и правильности поданных сведений, следует направить оправдательные документы в ФНС РФ
Исходя из п. 5 ст. 88 НК РФ, фискалы должны будут изучить поданные бумаги.
Основываясь на направленных пояснениях, налоговые служащие проворят сопоставление показателей с теми данными, которые уже имеются в базе. Если предоставленная информация будет расценена как достаточная для конкретной ситуации, то проверка будет завершена. В случае, когда полученные сведения будут оценены как неудовлетворительные, налогоплательщик будет вызван в отделение ФНС РФ для получения дополнительной информации в ходе личной беседы. Указанное положение отражается в ст. 31 НК РФ.
Что означает данная проверка?
Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Инспекция смотрит, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах, проверяя следующие ваши документы:
- декларации;
- отчеты;
- другие данные о вашей деятельности.
Цели и особенности проведения
Целями камеральной налоговой проверки являются:
- контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах;
- выявление и пресечение налоговых правонарушений;
- подготовка информации для выбора объекта проведения выездной налоговой проверки.
Правовое регулирование установлено ст. 88 НК РФ. Вместе с тем на данный институт распространяются и положения ст. 87 НК РФ.
Предмет камеральной налоговой проверки
Задачи ФНС:
- проверка представленных декларации (расчетов) и документов на предмет ошибок и противоречий в их содержании;
- установление соответствия сведений в декларациях (расчетах) и документах, и сведений, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа и полученных им в ходе налогового контроля;
- проверка правильности исчисления налоговой базы, арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов, правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.
Проверка выполняет также превентивную задачу, состоящую в предупреждении и пресечении нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае обнаружения ошибок, противоречий либо несоответствия в документах налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течении 5 дней.
Отличия камеральной и выездной проверки
Выездная и камеральная налоговая проверки являются одними из форм налогового контроля. Каждая из налоговых проверок имеет свои особенности и правила проведения.
Несмотря на общую цель, имеются существенные различия между ними, прописанные в таблице ниже.
Наименование | Выездная проверка | Камеральная проверка |
Что проверяется | Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода от 3 календарных дней до года, в котором проводится налоговая проверка). | Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы. |
Причина проведения | План выездных проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок. | Подача декларации (расчета) и иных документов. |
Разрешения со стороны руководства инспекции | Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя). | Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства. |
Какие существуют основания для проверки
Прежде чем рассмотреть, что такое камеральная проверка декларации физического лица на практике, необходимо ознакомиться с основаниями ее инициирования. Поскольку для инспекторов предусмотрены ограниченные условия работы, они не вправе при каждой камеральной проверке подавать запрос на документы, а только в определенных ситуациях. Основаниями для этого будут выступать:
- наличие ошибок в отчете или расхождений;
- предоставление уточненной декларации;
- льготная категория налогоплательщиков.
При ошибке в расчете или несоответствии данных уполномоченное лицо предъявляет требование на пояснение от налогоплательщика. Расхождения встречаются часто, но процедурой предусмотрена необходимость повторного выяснения. Предоставление уточненной декларации обычно связано либо с уменьшением налога, либо с приращением суммы убытка. Поэтому проверяющему интересна первичная информация для сравнения. В последнем случае может понадобиться подтверждение льготы физического лица (удостоверяющая бумага предоставляется в течение 5 дней).
Оформление результатов проведенной КНП и рассмотрение ее материалов.
От чего зависит порядок оформления результатов камеральной проверки?
Как указано в п. 5 ст. 88 НК РФ, лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Имейте в виду, что если факт нарушения не установлен, то ее результаты не оформляются, то есть ни акт, ни справка, ни иной документ не составляются.
Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе КНП должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания КНП.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты оформления этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка по налогу на прибыль, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Если вышеназванные лица уклоняются от получения акта (о чем делается отметка в акте), то он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Если проверяемое лицо не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в силу п. 6 ст. 100 НК РФ оно в течение одного месяца со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом оно вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Каков порядок вынесения решения по камеральной проверке?
Порядок вынесения решений по камеральной проверке установлен в ст. 101 НК РФ.
Согласно п. 1 указанной статьи акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (его замом) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
По результатам их рассмотрения руководителем (его замом) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, данного на представление возражений, принимается одно из следующих решений:
-
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).
Указанные решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Подробнее об этом читайте в статье С. И. Егоровой «Истребование документов в рамках КНП проверка декларации по налогу на прибыль» на стр. 52.
В отличие от выездной налоговой проверки, для которой требуется такое решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение 27).
Дискуссионные моменты
Мы изучили основные характеристики такого явления, как камеральная проверка, что это такое. Вместе с тем стоит отметить нюанс, касающийся некоторых проблемных и в какой-то мере дискуссионных моментов, характерных для этой процедуры. Как полагают многие юристы, в этой области есть нерешенные проблемы правового, а также организационного характера. Их можно наблюдать в ходе правоприменительной практики, деятельности арбитражей.
Одна из самых актуальных проблем связана с процедурой возмещения НДС. Дело в том, что предприятия, переплатившие по тем или иным основаниям данный налог, формально имеют право вернуть излишки из бюджета. Однако на практике осуществить эту процедуру бизнесам бывает непросто — главным образом потому, что органы ФНС, как считают некоторые эксперты, иногда слишком активно увлекаются затребованием от предприятий дополнительных документов в ходе камеральной проверки деклараций НДС. Это существенно замедляет процесс, и может негативно сказаться на динамике взаимодействия предприятия с партнерами и контрагентами. Сложность здесь также в том, что в НК РФ пока что нет перечня документов, которые могут однозначно свидетельствовать о праве бизнеса на получение вычета по НДС. И потому налоговики, как отмечают эксперты, требуют иногда слишком обширный круг источников.
Еще одна группа проблем связана, собственно, с не вполне однозначными, как считают некоторые юристы, формулировками в НК РФ. Простой пример — в 3-м пункте 88-й статьи Кодекса сказано, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в декларации об этом сообщается налогоплательщику. Однако, как отмечают юристы, здесь прямо не указано — это обязанность ФНС или же все-таки право. При этом такого рода действие ФНС, как вынесение требования в адрес плательщика устранить нарушения, классифицируется именно как право, если исходить из формулировок 1-го пункта 31-й статьи НК РФ. В свою очередь, арбитражная практика содержит прецеденты, которые говорят о том, что соответствующее действие ФНС следует рассматривать все же как обязанность.
Следующая группа проблем связана с недостаточной проработанностью критериев, по которым проводятся выездные проверки, базируемые на результатах камеральных. То есть возможен вариант, когда бизнес однозначно вел работу с нарушениями, однако более строгая процедура контроля в отношении него не инициирована: все, что направила ФНС — акт камеральной налоговой проверки, который, по сути, может никак не повлиять на дальнейшее поведение бизнеса в аспекте намеренных нарушений релевантного законодательства. В свою очередь, бывает так, что предприятие допустило фактически случайные ошибки в заполнении документов, но ФНС все же решило осуществить выездное мероприятие.
Эксперты полагают, что справедливая зависимость между двумя процедурами налогового контроля все же должна быть. Критериями в этом случае могут выступить:
- степень соответствия показателей в документах налогового и бухгалтерского характера;
- логика между расчетными процедурами для разных участков бизнеса;
- сравнение данных по разным периодам;
- сопоставление сведений, полученных в ходе камеральной проверки и информации, получаемой ФНС из иных источников.
В качестве возможных инструментов, которые бы позволили ФНС сделать работу эффективнее, эксперты называют совершенствование технологической базы. То есть если, например, какие-то несоответствия по тому или иному бизнесу есть, и они явные — компьютерная программа в соответствии с заложенными алгоритмами наглядно и при задействовании объективных показателей, сможет выявить возможные нарушения, которые могут быть основой для выездной проверки.
Что говорит закон
Камеральная проверка, как говорилось выше, является видом аудита федеральной налоговой службы, которая проводится при поддержке действующего налогового кодекса Российской Федерации. Все информационные данные, касающиеся порядка и правил ее осуществления, прописаны в статьях 31, 87 и 88 налогового кодекса.
При наличии документов, которые постоянно присылаются различными компаниями и предприятиями, можно провести камеральную проверку. Недостающая документация может быть запрошена представителями налоговой инспекции. Количество этой документации всегда велико, поэтому довольно-таки часто встают ситуации, когда нужна полностью заверенная документация, а не ее часть.
Заверенные копии документов должны отражать все информационные данные, которые есть на оригинале данной бумаги. Налоговое законодательство не предусматривает определенные условия для предоставления заверенных копий документов в Федеральную налоговую службу. Именно по этой причине заверяться могут любые документы и в любом количестве.
Пакеты с документами должны соответствовать определенным требованиям:
- текст должен быть читабельным;
- при просмотре пакетов не должно быть ситуаций с возможным ее механическим повреждением;
- необходимо обеспечить простое и беспрепятственное копирование с документов;
- все страницы должны быть пронумерованы, а также в конце указывается количество заверенных копий.
В налоговые органы папки с документами отсылаются с прилагаемым сопроводительным письмом.
- был зафиксирован факт уклонения от налоговых отчислений в количестве 20% от неуплаченных величин;
- был установлен отказ от заполнения и передачи налоговой декларации и отчетной документации;
- остальные нарушения административного характера.
Если бизнесмен или же руководящий состав компании скрывает от налоговой инспекции крупное количество денег, то они будут отвечать согласно статьям Уголовного законодательства Российской Федерации.
Какие документы запрашиваются при проверке
Непосредственная камеральная проверка в отношении физического лица чаще всего начинается с отправки требования на документы инспектором в организацию, где работает налогоплательщик. Впрочем, данному этапу предшествуют другие, локализованные внутри налогового органа, рассмотренные ниже.
В телефонном режиме запрос не допускается.
В типовой форме требования заполняются следующие моменты:
- ссылка на статью и подпункт в НК РФ, в соответствии которой инициируется процедура;
- точные сроки отправки;
- перечень документов, необходимых для проверки и интересующие данные;
- реквизиты организации;
- если проверка касается выборочных лиц, то их Ф.И.О. и должности;
- название мероприятия и охватываемый период поверки документации.
Для инспекции интерес представляет весь пакет налоговой отчетности.
Как проводят камеральную проверку
Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.
Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.
Сверка может выявить три категории нарушений:
- ошибки в налоговой отчетности;
- противоречия между сведениями в предоставленных документах;
- несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.
Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.
Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.
Как оформляются результаты проверки
Требования к оформлению проверок определены ст. 100 НК РФ. Относятся только к тем случаям, по которым выявлены нарушения и акт будет содержать информацию о противоречиях законодательства с данными деклараций. Оформление результатов камеральной проверки производится тем же чиновником ФНС, которым проводилась сверка, так называемым в кругах предпринимателей – администратором.
Акт будет содержать сведения о несоответствиях отчетности, противоречиях с бухгалтерскими документами. Ошибки описываются по пунктам, каждое нарушение отдельно. В выводах акта нарушения обобщаются по каждой отдельной статье НК РФ или ГК РФ, с обязательным указанием суммы и периода, где выявлены противоречия. Акт составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания ревизии. На протяжении 5 дней после составления акт налоговой проверки вручается должностному лицу организации (предпринимателю) лично или отправляется почтой с уведомлением о вручении.
Если плательщик не согласен с результатами аудита, на протяжении календарного месяца он может отправить или предоставить лично жалобу в тот орган ФНС, который вынес решение. После завершения срока на обжалование руководитель контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней принимает решение о привлечении плательщика к налоговой и/или административной ответственности.