Бизнес по переработке шин
Содержание:
- Незапланированные издержки
- Бизнес-план
- Как открыть завод по переработке шин 🏭
- Оформление пакета документов для переработки покрышек
- Возможные направления использования резиновой крошки
- Во сколько обойдется открытие бизнеса по переработке шин?
- Сжигание покрышек с целью получения тепловой энергии
- Переработка шин в России и в Европе
- Пошаговая инструкция открытия фирмы
- Сколько бизнес позволить заработать?
- Использование целых шин
Незапланированные издержки
Неизбежная, но необходимая, статья расходов — маркетинг, реклама. Неоспоримая истина — экономия на рекламе ведёт к финансовым потерям
При этом важно соблюдать чувство меры, небольшое предприятие вряд ли нуждается в масштабных маркетинговых расходах
При рациональном подходе, будет разумным:
- открыть интернет-сайт;
- разместить информацию в СМИ, на рекламных тумбах, региональном ТВ;
- арендовать рекламный щит.
При этом важно, чтобы информация о предприятии, ценах, акциях и пр. оставалась актуальной и регулярно обновлялась
Чтобы избежать финансовых затруднений от возможных рисков при организации производства, отложите про запас определённую сумму, скажем в 200 тыс. руб. Пусть это будет фонд для решения «неожиданно возникающих проблем».
Мы постарались полно охватить все циклы организации бизнеса по переработке автомобильных покрышек в крошку. Создание малого предприятия по переработке б/у шин реально и доступно индивидуальным предпринимателям.
Положительные аспекты производства:
- доступность и малая стоимость сырья,
- низкий уровень конкуренции,
- умеренные расходы на организацию.
Как показывает практика ничего сверхъестественного и сложного в производственной переработке шин в крошку нет.
Производственные же проблемы: выбор места под помещение или набор персонала на производство решаются до запуска линии, и, если поставщик сырья регулярно подводит вас — это всего лишь причина найти другого поставщика.
Бизнес-план
На основании текущего бизнес — плана можно открыть завод по переработке автомобильных шин. На этапе планирования предпринимателем запуска производства резиновой крошки из автошин необходимо разработать бизнес-план с расчетами. Он состоит из:
- Краткой аннотации.
- Описания целей и задач проекта.
- Описания предприятия.
- Анализа направления переработки и путей дальнейшего развития.
- Перечня потенциальных покупателей крошки.
- Оценки конкуренции в данной области.
- Оценки возможных рисков.
- Маркетингового плана.
- Технологического и организационного планов.
- Состава персонала.
- Финансового плана.
- Социальной и экологической ответственности.
- Условий выхода из бизнеса.
Несколько аспектов бизнес-плана были затронуты выше. Разработка проекта требует от предпринимателя внимательности, дальновидности и достаточно большого количества времени. Ниже рассмотрим примеры некоторых пунктов бизнес-плана.
Персонал
Переработка покрышек и автошин в крошку – процесс несложный с технологической точки зрения. Высококвалифицированные работники могут понадобиться только при устранении неполадок и обслуживании оборудования (например, при затачивании ножей, смене транспортерных лент и электродвигателей). Небольшое производственное помещение могут обслуживать 3-4 сотрудника.
Итак, для открытия бизнеса понадобится персонал:
- 3-4 оператора установок;
- бухгалтер (возможно, на неполный рабочий день);
- кладовщик, осуществляющий прием сырья;
- менеджер по продажам;
- водитель грузовика.
Итого: 7-8 человек.
Финансовый план
Первоначальные вложения (руб.):
- регистрация организации – 10 тыс.;
- ряд расходных материалов, печати – 10 тыс.;
- производственные аппараты – 6 млн. 200 тыс.;
- реклама и другое – 50 тыс.
Итого: 6 млн. 270 тыс. рублей.
Расходы за каждый месяц (руб.):
- арендодателю – 80 тыс.;
- коммунальные услуги – 5 тыс.;
- заработная плата сотрудникам – 120 тыс.;
- связь и прочее – 10 тыс.;
- электрическая энергия – 20 тыс.;
- упаковочные материалы – 6 тыс.;
- налоги – 55 тыс.;
- транспорт (бензин) – 30 тыс.
Итого: 326 тыс. рублей.
Доходы
Производственная линия, мощность которой составляет 400 кг сырья за 1 час, обеспечивает переработку ежемесячно 80 тонн автошин. В результате процесса можно получить за месяц: 55 тонн крошки из резины, 10 тонн текстильного материала и 15 тонн корда из металла.
Стоимость 1 кг крошки разного размера составляет 16-17 рублей, 1 кг текстильного волокна – 2 рубля, 1 кг металлической фракции – 2,5 рубля.
Таким образом, ежемесячные доходы составят (руб.):
- прием шин на переработку – 120 тыс.;
- продажа крошки – 895 тыс.;
- продажа корда – 37 тыс.;
- продажа текстиля – 20 тыс.
Итого: 1 млн. 72 тыс. рублей.
Срок окупаемости бизнеса при максимальном использовании производственных мощностей – 8,5-9 месяцев. Чтобы окупались текущие расходы, необходимо перерабатывать минимум 170 кг сырья в час.
Оценка рисков
Переработка автошин в резиновую крошку, как и каждая другая отрасль предпринимательства, имеет определенные риски. Часть из них можно снизить посредством регулярного и правильного обслуживания оборудования, другие риски являются непредвиденными и могут возникнуть:
- при сбоях поставок исходного сырья;
- в случае поломки установок и их простоя;
- при появлении проблем со сбытом продукции;
- в случае порчи конечного продукта в результате нарушения требований его хранения;
- при спаде цен на крошку.
Для минимизации рисков необходимо дублировать каналы поставок сырья и сбыта готовой продукции, сотрудничать с российскими и зарубежными компаниями, расширять сферу предпринимательской деятельности. Так, например, возможна полная переработка шин в крошку и далее в напольные покрытия, использующиеся при строительстве площадок для спорта, стадионов и т.д.
Нельзя сказать, что бизнес по переработке автошин и покрышек в резиновую крошку является простым и не затратным. Однако при правильном подходе к делу данная сфера предпринимательской деятельности будет приносить хороший доход. Кроме того, начать это экологически выгодное дело при наличии уверенного бизнес-плана может помочь государство.
Как открыть завод по переработке шин 🏭
Завод по переработке шин открывают в несколько этапов.
Шаг 1. Сначала проводится анализ рынка и конкурентов.
Шаг 2. Регистрация бизнеса
Для регистрации можно выбрать форму ИП или ООО. Лицензирование бизнеса не требуется, но обязательно разрешение санитарных, экологических и пожарных служб.
Шаг 3. Поиск помещения
К выбору площадки под производство следует подойти внимательно, так как есть нормы:
- расстояние до 300 м.от жилых кварталов;
- минимальная площадь – 200 кв. м. (включая подсобные комнаты и склад);
- все необходимые коммуникации ;
- возможность провести ремонт по требованиям безопасности.
Шаг 4. Приобретение оборудования
Это самая расходная часть расходов, и наиболее важный этап, так как от оборудования будет зависеть производительность и успех бизнеса. Удобнее закупить готовую линию, которая будет работать непрерывно, используя газ, вырабатывающийся в процессе переработки шин.
Также можно собрать производственную линию, купив все составляющие по отдельности. Потребуется оборудование для разрыва и извлечения бортовых колец, спец. ножницы для резки покрышек, шредер, вибросито и вибростолы, вентиляторы, сепараторы, бункер и др. Ориентировочная стоимость установки – от 2 до 5 млн. рублей.
Шаг 5. Наем персонала
Чтобы запустить свой мини-завод по переработке автопокрышек, как правило, требуется:
- Обслуживающий персонал – 4 оператора, 2 грузчика и 2 начальника смены.
- Административный состав – 1 менеджер, 1 бухгалтер и 1 директор.
Операторы контролируют работу производственной линии, грузчик загружает/отгружает сырье и готовый материал, а начальник смены составляет производственную отчетность.
Менеджер занимается поиском покупателей продукции и компаний, который поставляют сырье. Директор контролирует производственный процесс и администрирует всю работу.
Шаг 6. Поиск рынков сбыта
Потенциальными покупателями полученного после переработки сырья могут оказаться:
- компании – производители плитки, а также сантехники и шин;
- изготовители спортивных покрытий;
- обувные фабрики, заводы по производству игрушек и т.п.
Поскольку такой бизнес относят к сфере переработки мусора, а эта сфера поддерживается государством, за контрактами можно обратиться также к местным властям.
Шаг 7. Вложения
Требуются стартовые вложения:
- Регистрация – 10 000. рублей;
- Ремонт – около 50 тыс. рублей;
- Оборудование – примерно 2,5 млн. рублей;
- Приобретение грузового автомобиля – в среднем 400 000 рублей;
- Реклама – около 50 000 рублей.
Таким образом, инвестиции в запуск мини-завода составят приблизительно 3 млн. рублей.
Кроме того, есть ежемесячные текущие расходы:
- Аренда производственного и складских помещений – примерно 80-90 тыс. рублей;
- Зарплата – около 200 тыс. рублей;
- Налоги и отчисления – 70 тыс. рублей;
- Административные расходы (на связь, интернет и т.п.) – в среднем 10 тыс. рублей;
- Сырье – около 150 тыс. рублей;
- Коммунальные платежи и вывоз мусора – примерно 60 тыс. рублей;
- Топливо для грузового автомобиля – не менее 15 тыс. рублей.
Итого получается около 600 тыс. рублей ежемесячно.
Оформление пакета документов для переработки покрышек
Когда Вы начнете собирать необходимые документы, увидите, что основным пунктом является лицензия на переработку отходов. Соответственно, главная статья расходов – это ее стоимость.
В данном вопросе важное место занимают местная администрация и органы контроля. Если в Вашем регионе такое производство единственное в своем роде, его обычно оформляют как экспериментальное
Получение лицензии в таком случае отодвинется на некоторое время
Если в Вашем регионе такое производство единственное в своем роде, его обычно оформляют как экспериментальное. Получение лицензии в таком случае отодвинется на некоторое время.
Цена лицензии может быть даже увеличена, если проверяющие решат, что деятельность предполагаемого завода вредна и будет только загрязнять окружающую среду.
В любом случае следует ориентироваться на сумму в размере от 100 до 200 тысяч рублей.
Помимо получения лицензии на переработку, необходимо также зарегистрировать свое предприятие, поставить его на учет. Налоги нужно платить исправно. Не менее важны пожарная и санитарная инспекции, с ними также нужно решить ряд вопросов.
И последним моментом должен стать договор о поставке электроэнергии, перед заключением которого нужно рассчитать необходимую для Вашего производства мощность.
Какой должна быть площадь под производство
Следующим важным шагом в планировании бизнеса по переработке автомобильных шин является выбор необходимых по размеру производственных площадей.
Размер – это один из главных параметров. Следует определиться и с другими требованиями, составить их список, а затем сравнивать с реальными предлагаемыми вариантами. При выборе ориентируйтесь также и на стоимость аренды помещения.
Критерии по выбору производственной площадки:
- Достаточная для размещения производственного оборудования площадь (примерно 300 кв.м.)
- Наличие складских и иных вспомогательных помещений
- Наличие места для разгрузочных и погрузочных работ
- Подключение к линиям электропередач
- Налаженная система водоснабжения
- Наличие удобного подъезда
- Удаленность от жилых домов (минимум – 300 метров)
Наиболее подходящим местом для подобного рода площадки станет загородная промышленная зона. Можно выиграть и со стоимостью аренды, поискать наиболее выгодные варианты. В городе она высока, здесь же на порядок ниже.
Сэкономить можно также на охране и содержании территории вокруг завода. Нужно только лишь найти такую площадку, которая расположена на территории действующей организации со своей налаженной охранной системой. Но это уже, как повезет.
Возможные направления использования резиновой крошки
Порошковая резина с размерами частиц от 0,2 до 0,45 мм используется в качестве добавки (5…20%) в резиновые смеси для изготовления новых автомобильных покрышек, массивных шин и других резинотехнических изделий. Применение резинового порошка с высокоразвитой удельной поверхностью частиц (2500-3500 см. кв. /г), получаемой при его механическом измельчении, повышает стойкость шин к изгибающим воздействиям и удару, увеличивая срок их эксплуатации.
Порошковая резина с размерами частиц до 0,6 мм используется в резинотехнических изделий. При этом свойства таких резин (прочность, деформируемость) практически не отличаются от свойств обычной резины ,изготовленной из сырых каучуков.
С экономической точки зрения наиболее целесообразным кажется использование резиновой крошки в рецептуре резиновых смесей. Однако, при самом оптимистическом прогнозе в смесях для шин и резинотехнических изделиях можно использовать не более 20% резиновой крошки, полученной при переработке всех шин, выходящих из эксплуатации. Поэтому важны другие области использования дробленой резины, особенно в связи с прогнозируемым увеличением объемов переработки изношенных шин.
Порошковую резину с размерами частиц до 1,0 мм можно применять для изготовления композиционных кровельных материалов (рулонной кровли и резинового шифера), подкладок под рельсы, резинобитумных мастик, вулканизованных и не вулканизованных рулонных гидроизоляционных материалов.
Порошковая резина с размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм применяется в качестве добавки для модификации нефтяного битума в асфальтобетонных смесях. При небольших размерах частиц резиновая крошка распределяется по массе асфальтобетонной смеси более равномерно повышая упругую деформацию при отрицательных температурах. Объем дробленой резины в составе таких усовершенствованных покрытий должен составлять около 2% от массы минерального материала, т.е. 60…70 тонн на 1 км дорожного полотна. При этом срок эксплуатации дорожного полотна увеличивается в 1,5 -2 раза.
Порошки размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм используются также в качестве сорбента для сбора сырой нефти и жидких нефтепродуктов с поверхности воды и почвы, для тампонирования нефтяных скважин, гидроизоляции зеленых пластов и т.д. Резиновая крошка с размерами частиц от 2 до 10 мм используется при изготовлении массивных резиновых плит для комплектования трамвайных и железнодорожных переездов, отличающихся длительностью эксплуатации, хорошей атмосферостойкостью, пониженным уровнем шума и современным дизайном; спортивных площадок с удобным и безопасным покрытием; животноводческих помещений.
Во сколько обойдется открытие бизнеса по переработке шин?
Стоимость зависит от нескольких факторов.
Цена оборудования для переработки шин в крошку зависит от его типа и производителя, технических характеристик. Например, станки для утилизации покрышек обойдутся:
- одновальные – в диапазоне 120 000 — 2 800 000 р.;
- двухвальные – от 450 т.р.
- установка для измельчения – от 770 т.р.
Если рассматривать линии по измельчению отработанных шин в крошку, которые выполняют комплекс работ с производительностью 500 кг/ч, рассчитывать нужно от 1,3 млн р. Оборудование для мини-завода обойдется от 10 млн р.
Это далеко не единственные затраты на бизнес, которые придется нести предпринимателю. Нужно учитывать затраты на помещение, персонал, регистрацию и прочие расходы.
Производственные помещения и склады
Переработка покрышек как бизнес потребует помещения. Оно необходимо для следующего:
- размещение оборудования;
- хранение сырья;
- хранение готовой продукции.
Для установки линии потребуется от 200 м2. Хранить старые шины можно в уличном ангаре или огороженном место для выгрузки вторсырья. Приобретение в собственность необходимого помещения может стать обузой для начинающего предпринимателя.
Альтернатива – арендовать необходимую площадь. Стоимость аренды в зависимости от региона, может составлять от 20 до 100 т.р./месяц.
Затраты на персонал
Обязательно учитываются постоянные расходы, среди которых фонд оплаты труда.
Рассчитывается исходя из численности работников, размера их зарплаты и отчислений в бюджет.
Для бесперебойной работы производственной линии с выходной мощностью готовой продукции (резиновая крошка) 150 т/месяц, требуется около 10 человек. Ориентировочный месячный фонд оплаты труда – 500-550 т.р. Это усредненные расчеты, могут варьироваться в зависимости от региона России.
Другие расходы
Ежемесячные расходы данного бизнеса составляют примерно 800 тыс. руб.
Переработка резины как бизнес сопровождается другими ежемесячными затратами:
- Закупка упаковочных пакетов (контейнеров) для готовой продукции. Цена 30 кг мешка составит 8 р., исходя из месячного потребления выходит 4 т.р.;
- Связь – 10 т.р.;
- Непредвиденные расходы — 10 т.р.;
- Средние данные по энергопотреблению по производственной линии, рассчитанные исходя из объема производства готовой продукции 150 т/мес. равняется примерно 100 т.р./мес.;
- Техническое обслуживание – 50 т.р.;
- Отдельная статья расходов – замена режущих элементов (ножей) – 35 т.р.;
- Услуги мусоровозов — 20 т.р.
Сложив стоимость аренды и зарплаты, размер постоянных ежемесячных расходов выйдет около 820 т.р.
Лицензия на вход и продажу
Можно встретить информацию на многих веб-сайтах, что для утилизации шин, как компании, требуется лицензия. Шины имеют четвертый класс опасности. В соответствии с законодательством Российской Федерации для сбора и утилизации данного вида отходов требуется разрешение.
Перед подачей документов предприниматель должен иметь:
- производственные площади;
- промышленную с санитарной зоной;
- оборудование;
- разрешения от Росприроднадзопа, Роспотребнадзора, пожарной инспекции.
Стоимость лицензии – 7,5 т.р. Срок получения – 45 рабочих дней. При использовании услуг посредников стоимость получения разрешения увеличивается в несколько раз.
Сжигание покрышек с целью получения тепловой энергии
Метод кажется привлекательным. Поэтому о нем стоит поговорить более подробно.
В чем проблема? Во-первых, покрышки нельзя сжечь на обычных теплоэлектростанциях. Нужно специальное оборудование и подготовка сырья. Во-вторых, сера при сжигании образует большое количество диоксида серы (сернистый газ). Это требует установки специальной очистки. Проблема решается, но оборудование стоит очень дорого. В-третьих, полихлориды при недостаточной температуре сжигания образуют одно из самых опасных веществ – диоксин. Имеющийся международный опыт свидетельствует о том, что такой метод имеет право на жизнь только при переработке очень больших количеств (более 100 тонн) в день, требует огромных капиталовложений и рентабелен только в случае дотирования (финансовой поддержке) со стороны государства.
Переработка шин в России и в Европе
Европейские страны могут похвастаться уровнем переработки старых шин, достигающим 90%. Около 20% из них восстанавливают и используют повторно, 40% уходит на получение тепла, а больше 30% — превращается в крошку.
К сожалению, средние показатели по всему миру не настолько высоки — менее 40% покрышек подвергается обработке, а 60% непереработанной резины отправляется на свалку.
В России ситуация совсем печальна, хотя год от года она постепенно улучшается. Сейчас объем переработки шин составляет около 10%, причем за последние несколько лет он вырос на четверть. Организации по переработке шин в России работают еще не слишком активно, в нашей стране люди не привыкли вкладывать деньги во вторичное производство, утилизацию и переработку.
Одна из дополнительных проблем состоит в том, что переработать покрышки отечественного производства, распространенные в России, Беларуси и других странах ближнего зарубежья, сложнее, чем европейские. Наши старые шины дополнительно укреплены радиально-синтетическим кордом, а большая примесь текстиля создает большие трудности для обработки. В итоге переработка отечественных шин выходит значительно дороже и сложнее, чем покрышек западного производства, с цельнометаллическим типом корда.
Пошаговая инструкция открытия фирмы
Этапы открытия производства перерабатывающего шины бывшие в использовании:
- Анализ ниши и изучение конкурентов.
- Выбор помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам.
- Покупка и монтаж оборудования.
- Регистрация деятельности в государственных органах и получение разрешений.
- Подбор персонала.
- Разработка сбытовой политики – проведение маркетинговых исследований и поиск клиентов.
- Разработка рекламной стратегии на основе преимуществ.
Оформление документов
При регистрации предприниматель может выбрать форму ИП или ООО. ИП предполагает меньшие затраты на регистрацию и последующую отчетность. ООО заводится в случае, если предприятие планирует привлекать инвестиции и организовывать глобальную деятельность, в том числе на зарубежных рынках.
Резиновая крошка относится к IV классу опасности.
Согласно ст.5 ФЗ ФЗ 89 от 24.06.1998 Об отходах производства и потребления сбор, размещение, транспортировка отходов I-IV класса опасности относится к числу лицензируемых видов деятельности. Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Перед регистрацией и подачей документов для лицензирования необходимо иметь:
- производственное помещение,
- промышленную площадку с санитарной зоной,
- линию оборудования для переработки,
- разрешения от Роспотребнадзора и пожарной инспекции.
Для получения лицензии необходимо предоставить следующие документы:
- заверенные натариусом копии уставных документов,
- перечень предоставляемых услуг,
- копии докуменов о праве собственности или аренды помещения и оборудования,
- заключение экологической экспертизы,
- документы о наличии производственного контроля,
- подтверждение уплаты госпошлины.
Поиск помещения
Требование к производственному помещению:
- отдаленность от городских и жилых построек,
- площадь не менее 80 кв. метров,
- наличие прилегающей территории для складирования сырья,
- соответствие установленным нормам СанПиН и противопожарной безопасности,
- соблюдение в помещении правил техники безопасности.
При планировании помещения необходимо организовать зоны:
- производственные: для размещения оборудования,
- складские: для размещения сырья и хранения готового продукта.
Для складирования старых шин и покрышек подойдет уличный неотапливаемый ангар или огороженное место с возможностью выгрузки вторсырья.
Оборудование и сырье
В бизнес-плане рассматривается приобретение линии полного цикла по переработке покрышек в крошку общей стоимостью 2 100 000 руб.
Линия включает в себя:
- станок для вырезания борта,
- аппарат, удаляющий посадочные кольца,
- шредер,
- вальцовый аппарат, мельница,
- вибростол и просеивающая установка,
- магнитный сепаратор для извлечения фракции металла,
- циклон для извлечения текстильного материала,
- коммутационный аппарат,
- транспортеры.
Важно учесть, что комплексные установки могут не соответствовать указанной производительности, а значит и сроку окупаемости. Оборудование для переработки может быть как отечественного, так и зарубежного производства
Оборудование для переработки может быть как отечественного, так и зарубежного производства.
Характеристика:
- установки из Европы зарекомендовали себя как надежные и эффективные, но отличаются высокой стоимостью,
- китайское оборудование имеет низкую стоимость, но и низкую производительность,
- российский производитель на сегодняшний момент показывает себя, как поставщик с наилучшим качеством по приемлемой стоимости.
Налаживание системы сбора сырья становится основной задачей предпринимателя. В настоящее время можно говорить о неразвитой инфраструктуре для приема сырья. При этом каналов развития в этом направлении достаточное количество.
Каналами по сбору сырья могут стать:
- автотранспортные предприятия,
- мусорные полигоны,
- шиномонтажные сервисы,
- частные автовладельцы.
Возможно организовать как бесплатный прием в стационарных и мобильных пунктах, так и в отдельных случаях делать это за небольшую плату: от 50-100р. за колесо. Это поможет окупить транспортные расходы предприятия.
- Бортовырезной станок
- Транспортер
- Шредер
- Магнитный сепаратор
Персонал
Сотрудники предприятия должны обладать специальной подготовкой для работы с отходами, подтвержденной сертификатом или свидельством. Кроме того, высокой квалификацией должны обладать наладчики и установщики оборудования.
Штат по производству резиновой крошки из автошин включает в себя:
Должность | Кол-во чел. | Оклад, руб. | Ежемесячный фонд оплаты, руб. |
Мастер | 1 | 35 000 | 35000 |
Работник производственной линии | 2 | 20 000 | 40000 |
Наладчик оборудования | 1 | 25 000 | 25000 |
Приемщик сырья | 1 | 15 000 | 15000 |
Торговый представитель | 1 | 25 000 | 25000 |
Итого | 6 | 140000 |
Сколько бизнес позволить заработать?
Практика уже показала, что механическая и пиролизная переработка шин и РТИ при грамотном походе приносит стабильную прибыль.
При расчете ожидаемых доходов, необходимо прикинуть, какого размера стартовые инвестиции здесь потребуются. Для организации «среднего» цеха в обязательном порядке придется предусмотреть:
- закупку оборудования и его пуско-наладку,
- подготовку помещения к производству,
- подготовку сырьевой базы,
- найм персонала.
Денежный минимум, на который нужно ориентироваться при открытии цеха – 6000000 руб.
Цена мини завода окупится тем быстрее, чем скорее найдутся надежные каналы сбыта. Для расчетов прибыли берутся следующие цифры: оптовая цена за крошку – от 15000 руб./т, оптовая цена переработанного дизеля – от 6000 руб./т.
Использование целых шин
Изношенные шины применяются для устройства искусственных рифов, служащих местом обитания рыб и устриц. Фирмой «Гудьир» в 1970 г. у берегов Австралии был создан искусственный риф из 15 тыс. шин. Рифы созданы у берегов Флориды из 215 тыс. шин; Новой Зеландии, Ямайки, Греции, Японии и др. Загрязнение морской воды при этом не происходит. Около 200 искусственных нерестилищ из изношенных шин создано в Германии.
Согласно разработке фирмы «Органикой» (Германия), при создании звукоизолирующих ограждений вдоль автострад у шин удаляют одну боковину, после чего их соединяют и заполняют землей. В результате образуется наклонный спуск, который можно озеленить. Такая конструкция поглощает звук и одновременно служит барьером безопасности. Для изготовления такого барьера требуется 5 тыс. шин на 100 погонных метров.