Социальное партнерство: понятие, формы, принципы, развитие

Содержание:

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Недостатки

Развитие партнерства также имеет и некоторые недостатки. Возможно возникновение некоторых проблем, которые не характерны для личного владения.

  • Если в управлении участвует несколько человек, разделение власти вполне может привести к несовместимости во взглядах, несогласованной политике, к бездействию, когда требуется принятие решительных мер. По этим причинам управление может быть затруднено.

  • Финансы имеют ограничения, хотя и превышают возможности личных владений. Ресурсов нескольких партнеров может и не хватать, а это задержит потенциальный рост прибыли.

  • Продолжительность партнерства трудно предугадать. Смерть одного либо его выход чаще всего влекут распад партнерства, срыв деятельности

Ответственность на партнерах лежит равнозначная. Так что, если один принял неправильное управленческое решение, ответственность за результат ложится на всех. Преуспевающий партнер должен полагаться на благоразумие менее предприимчивых участников.

Коллективные договоры

Коллективный договор: основная форма социального партнерства

Основной формой взаимодействия сторон является правовой документ, который регулирует социально-трудовые связи индивидуумов в определенном объединении. Составление деловой бумаги начинается с переговоров.

Подготовкой, заключительной частью или при необходимости изменением коллективного документа занимаются представители сторон. Они выступают инициаторами переговоров, о начале которых участникам действия сообщается письменно.

В коллективное соглашение можно вносить дополнительные правила относительно положения трудового Кодекса РФ о взаимных действиях работодателя и работников. Но этот документ не должен направляться на ухудшение трудовых и социальных условий тружеников (ст. 41 ТК РФ). Нововведения могут касаться:

  1. Дополнительных оплачиваемых дней отдыха.
  2. Повышенных размеров материальных пособий.
  3. Мотивационных гарантий по организации обучения работников.
  4. Обязательства работодателя по частичной или полной оплате питания работающих кадров.
  5. Привилегированной оплаты проезда работника к месту оплачиваемого отпуска.

Волеизъявлением сторон решаются многие внутренние организационные вопросы без оформления колдоговора. Стороны переговоров самостоятельно определяют цели и круг решаемых вопросов, от этого зависит объем документа, его содержание и форма, количество приложений.

Чаще всего в коллективное соглашение вносятся положения:

  • о системе оплаты труда и параметрах, определяющих ее;
  • о возможности осуществления дополнительных компенсационных выплат и пособий;
  • о вероятности индексации оплаты труда относительно роста уровня инфляции;
  • о систематизации премирования;
  • системно-деятельный подход к профессиональному обучению и материальной помощи при организации этих процессов;
  • о порядке чередования труда и отдыха, предоставления дополнительных оплачиваемых дней отдыха и их длительности;
  • о включении мероприятий, несущих дополнительное влияние на систему сохранения жизни и здоровья сотрудников;
  • о льготах относительно питания, использования транспортных средств предприятия, возможности проведения отпуска (дополнительный, перенос по срокам использования и др.);
  • о рассмотрении гарантий относительно интересов работников и членов их семейства;
  • о рассмотрении конкретных условий, при исполнении которых работники гарантируют отказ от организации забастовок;
  • о контролирующей системе исполнения колдоговора, об ответственности сторон за неисполнение договора, об условиях деятельности представителей работников, о порядке занесения изменений в договор и информирования о них членов коллектива;
  • о других нюансах, определенных сторонами переговоров.

Понятие коллективного договора. Порядок разработки и заключения коллективного договора

Сущность коллективного договора заключается в согласовании интересов работников и работодателя, в установлении договорного регулирования трудовых отношений. Он выступает основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений в организациях.

Коллективный договор рассматривается как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Современное трудовое законодательство расширяет границы коллективно-договорного регулирования: несколько десятков норм в Трудовом кодексе отсылают к коллективному договору при решении тех или иных вопросов регламентации трудовых и иных отношений. Практика заключения коллективных договоров и соглашений стала устойчивой. Значение и роль коллективных договоров в практике социального партнерства возрастают. Коллективные договоры рассматриваются как средство гармонизации отношений между работниками и работодателями. Заключается коллективный договор в интересах обеих сторон: работники получают более высокий уровень льгот и гарантий, а работодатели – гарантию спокойствия в коллективе, зная уровень и обоснованность требований работников. Значение коллективных договоров как регуляторов трудовых и иных отношений, связанных с трудовыми, особенно хорошо просматривается, когда работодателям приходится доказывать экономическую обоснованность расходов, которая в настоящее время все чаще становится предметом проверок налоговых органов. Налоговые органы доначисляют налоги и применяют санкции, считая, что работодатели занизили налогооблагаемую базу. Работодатели, в свою очередь, доказывают обоснованность расходов: в соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам (в том числе стимулирующие и поощрительные начисления, надбавки и премии), предусмотренные законодательством РФ, трудовым договором и (или) коллективным договором.

Представители работников и работодателей имеют возможность проявить инициативу по проведению переговоров и заключению коллективного договора. Представитель стороны, получивший письменное уведомление о вступлении в переговоры, обязан вступить в переговоры в течение 7 календарных дней с момента получения уведомления. Порядок проведения переговоров соответствует основным принципам социального партнерства. В практике сложилась следующая процедура. Образуется комиссия из равного числа представителей сторон, наделенная необходимыми полномочиями. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами. Работодатель и его представители обязаны направить другой стороне имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров. Проект коллективного договора, подготовленный комиссией, обсуждается в подразделениях организации и дорабатывается с учетом замечаний и предложений. Затем проект утверждается общим собранием (конференцией) коллектива и подписывается представителями сторон. На этом коллективные переговоры завершаются. Если сторонами не достигнуто согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные положения могут стать предметом дальнейших переговоров или разрешаться в соответствии с кодексом, иными федеральными законами. Это правило снимает проблему, возникавшую на практике, когда в течение длительного времени стороны не могли найти компромисса и сохранялась напряженность в отношениях. Подписанный коллективный договор и приложения к нему направляются работодателем на уведомительную регистрацию в органы по труду. С уведомительной регистрацией вступление в силу коллективного договора не связано – юридическое значение имеет акт подписания коллективного договора сторонами. Регистрация осуществляется в целях статистического учета договоров.

Представители работодателей

Обычный работодатель в целях соцпартнерства чаще всего представлен:

  • руководителем организации;
  • работодателем-ИП;
  • уполномоченными ими на это лицами.

Вместе с тем возможно представление интересов работодателя:

  • членами правления или совета директоров;
  • управляющей организацией;
  • внешним или конкурсным управляющим;
  • руководителем обособленного подразделения, которому делегированы такие полномочия;
  • государственным органом (министерством) — для работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

Допускается также частичная передача полномочий, когда представитель, назначенный руководителем, участвует в разработке документа, а окончательное решение по этому документу принимает сам руководитель.

Когда формируется орган, работающий на более высоких уровнях, предполагающих представление интересов группы работодателей, они для этих целей объединяются в соответствующие некоммерческие организации. Такие объединения могут быть (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскими и общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми);
  • межрегиональными и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми);
  • региональными и региональными отраслевыми (межотраслевыми);
  • территориальными и территориальными отраслевыми (межотраслевыми).

Допускается отсутствие прямого участия работодателя в объединении, но с возможностью делегирования права представления его интересов этим объединением.

Подписанные объединением работодателей соглашения, связанные с соцпартнерством, обязательны к исполнению для (ст. 48 ТК РФ):

  • всех членов этого объединения;
  • работодателей, уполномочивших объединение быть представителем их интересов;
  • работодателей, не участвовавших прямо или косвенно в разработке соглашения, но присоединившихся к нему после его подписания.

В постоянно действующих 3-сторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, созданных на федеральном уровне, работодателей могут представлять только их объединения (ст. 35 ТК РФ).

Гарантии для представителей работников

Интересы работников в соцпартнерстве представляют:

  • профсоюзные органы — чаще всего;
  • непрофсоюзные выборные органы.

От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.

В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:

  • общероссийского;
  • регионального;
  • отраслевого или межотраслевого;
  • локального, представленного первичной профсоюзной организацией.

Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:

  • в профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
  • существует несколько профсоюзов и они образовали единый орган, представляющий интересы большинства работников;
  • общее собрание работников поручило профсоюзной организации ведение переговоров от имени всего их коллектива.

Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:

  • отсутствия профсоюзной организации;
  • наличия нескольких профсоюзных органов, в которых (по отдельности или совместно) состоит менее половины работников, когда ни одному из этих органов не поручено представительство от имени коллектива.

Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):

  • помещением, подходящим для офисной работы в нем;
  • необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
  • возможностью размещения информации об осуществляемой деятельности.

Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):

  • освобождение от основной работы на период переговоров, но не больше, чем на 3 месяца;
  • сохранение места работы и средней зарплаты на этот период;
  • компенсацию всех затрат, понесенных в связи с участием в переговорах, в т. ч. на оплату услуг приглашенных сторонних специалистов, если такое условие содержится в заключенном в результате переговоров соглашении;
  • привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя только по согласованию с уполномочившим их быть представителем коллективом (органом), если дисциплинарный проступок не является грубым, допускающим увольнение за его совершение.

О существующих видах ответственности за дисциплинарные проступки и о тех нарушениях, которые относятся к грубым, подробнее читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».

Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
 

Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда
В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей

Социальное партнерство в трудовой сфере — это основанное на добровольном равноправном сотрудничестве взаимодействие коллектива (или коллективов) работников и их работодателя (или группы работодателей).

На низшем (локальном) уровне оно соответствует взаимоотношениям одного коллектива и одного работодателя. На более высоких уровнях (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) стороны представлены группами трудовых коллективов и группами работодателей, и очень высокой для них оказывается возможность привлечения к сотрудничеству 3-й стороны — государственного органа.

О том, как государственные органы участвуют в работе 3-сторонней комиссии, читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каким бы ни был уровень взаимодействия, стороны участвуют в нем не в полном своем составе, а формируют для этой цели рабочий орган (комиссию), состоящий из равного количества представителей каждой из сторон. Порядки выдвижения (назначения) представителей от трудового коллектива и от работодателя принципиально различаются. Общим для них является наличие обязанности иметь документально подтвержденные полномочия.

Организация социального партнерства на предприятии

Основой социального партнерства является договор между участниками трудовых отношений. Гражданский кодекс не содержит в себе каких-либо особых требований к данному соглашению и его оформлению. Но для удобства участников рекомендуется предпринять дополнительные действия для грамотного оформления партнерских отношений:

  • составить план взаимодействия между участниками;
  • согласовать данный план с заинтересованными сторонами (с органами местного самоуправления, например);
  • оформить не только основаной, но и дополнительный договор.

Договор должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа;
  • дата оформления договора;
  • наименование сторон и их представителей;
  • информация о предмете договора;
  • права и обязанности сторон договора (работодателя и профессионального союза);
  • порядок исполнения обязательств сторон;
  • ответственность за несоблюдение требований соглашения;
  • срок действия договора;
  • правила рассмотрения споров;
  • реквизиты стороны, подписи.

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Актуальные достижения

28 августа 2020
Актуализирована величина минимального потребительского бюджета

22 июля 2020
Проведено заседание профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

17 июля 2020
Разработан проект Генерального соглашения на очередной период

9 июля 2020
Подведены итоги профсоюзного мониторинга рынка труда в первом полугодии 2020 года

2 июля 2020
Представители ДСТОиСП приняли участие во встрече с представителями ВЕРС и ННГ по вопросам преодоления последствий коронавируса для экономики

21 июля 2020
Проведено заседание профсоюзной стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Глава 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
 

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Какие субъекты помимо государства играют важную роль в системе социального партнерства?

Как отмечалось выше, помимо государства в рамках социального партнерства активное участие принимают коммерческие и некоммерческие организации, следовательно, логично предположить, что взаимодействие между участниками возникает тогда, когда представители трех секторов (или любой пары из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой отдельной взятой группе и обществу в целом. Также партнеры в ходе взаимодействия в равной степени разделяют социальные риски и достижения, ведут различные формы диалога, основанные на взаимном доверии, ответственности и ориентированные на согласование интересов акторов. В результате данного взаимодействия социальное партнерство создает основу для формирования и использования социального капитала. Основываясь на определении можно сделать вывод, что социальный капитал характеризуется комплексом ценностей, разделяемых всеми социальными группами, которые создают между ними критическую массу доверия и возможность взаимодействия. Важным фактором формирования социального капитала является активность третьего сектора – общественных организаций

Одним из первых, кто обратил внимание на роль общественных организаций в США в начале 80-х годов, был М. Портер

Общественные организации действительно играют важную роль в развитии бизнеса при условии выбора правильной стратегии.

Преимущества социального партнерства (что такое социальное партнерство)

Основным преимуществом социального партнерства является создание атмосферы, при которой работник ощущает ответственность за эффективность работы компании. Работодатель более не представляется сотруднику враждебным и чужим, поскольку трудящийся сам лично принимает участие в развитии предприятия. В результате персонал становится более инициативным, лояльным и трудоспособным. В этом заключается выгода в организации социального партнерства для нанимателей.

Что касается преимуществ, имеющих отношение к трудящимся, социальное партнерство помогает им отстаивать законные интересы правовым путем. Работники могут рассчитывать на то, что их жалобы будут изучены, и что будут приняты соответствующие меры по улучшению обстановки на фирме.

Почему социальную проблему можно рассматривать как объект социального партнерства?

Как было отмечено выше, социальная проблема является объектом, вокруг которой формируется социальное партнерство, но ее выявления и осознания всеми субъектами не достаточно для возникновения социального партнерства — необходимо не только разделение интересов каждого из возможных партнеров, четкое определение значимости социальной проблемы для каждой стороны, оценка собственных возможностей по решению проблемы, формулирование целей и задач дальнейшей совместной деятельности, а также выработка четких правил действий в процессе сотрудничества и в результате возможные прогнозы ожидаемых эффектов.

Таким образом, партнерство это не только конструктивное сотрудничество между тремя секторами на общественной арене, оно также включает развитие проектной культуры, как сферы для разделения задач и ответственности между партнерами, и именно партнерство способствует расширению поиска новых, альтернативных вариантов решения социальных проблем в который партнеры вовлекают друг друга. Как результат, данное взаимодействие совместными усилиями пытается решить такие социальные проблемы как оказание помощи целевым группам социальной работы, снижение или устранение загрязнения окружающей среды; сохранение культурного и исторического наследия и т.п.

Что такое социальное партнёрство на примере нашей школы?

Мы всегда говорили, что у нас, как у открытой школы, есть ближний и дальний круг взаимодействия. К ближнему кругу мы относили всех образовательных и социальных партнёров, которые находятся у нас в поселке и районе. А дальний начинается с города Оренбурга и дальше.

Мы разделили всех наших партнёров на две группы:

1. Образовательные. Организации, с которыми мы совместно занимаемся образовательной деятельностью. Сюда относятся вузы, колледжи, школы и организации допобразования. 

2. Социальные партнёры. Все, кто не попадает в категорию образования. Например, «Газпромнефть», Поселковый Совет, Женсовет, Совет Ветеранов, Поисковый отряд «Память», Союз ветеранов Афганистана, телестудии, библиотеки, музеи и так далее. У нас их очень много.

Определили, что партнёрство — это взаимовыгодные отношения. Причем часто мы начинаем его с вопроса «Чем мы можем быть вам полезны?» или прежде, чем обратиться к кому-то, заранее продумываем, что можем для потенциального партнера сделать и формулируем предложения

Большинство людей это ценят, когда ты делаешь первый шаг. 

Пример проекта. Видеоролик в обмен на велостоянку

У нас есть давние друзья и партнёры — Новосергиевский механический завод. В августе при планировании «партнерского» блока «Станем друзьями» мы задали им и себе вопрос: 

«Что мы можем предложить?»

  • Помочь в уборке территории, 
  • сделать видеоролик, 
  • провести концерт или новогодний утренник для детей работников завода. 

В результате из нашего меню партнеры выбрали презентационный видеоролик для экономического форума. В ответ они спросили, что нужно нам в обмен. У нас была давняя мечта — оборудовать в школе велостоянку. В результате девятиклассник с папой, который работает на этом заводе инженером, разработали макет, а специалисты завода её сварили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector