Сопровождение таможенных проверок

Таблица 1. Документы, регулирующие вопросы в сфере таможенного контроля

       Наименование      нормативно-правового акта
               Краткое содержание              
Приказ Федеральной       таможенной службы        от 4 мая 2005 г. N 409   
Инструкция по формированию перечня лиц,        перемещающих товары, в отношении которых       при таможенном оформлении контроль проводится  в неполном объеме                              
Распоряжение Федеральной таможенной службы        от 26 августа 2005 г.    N 390-р                  
Инструкция по взаимодействию подразделений     таможенной инспекции с подразделениями         экономического блока при проверках целевого    использования условно выпущенных товаров,      ввезенных с предоставлением льгот по уплате    таможенных платежей                            
Распоряжение Федеральной таможенной службы        от 3 декабря 2004 г.     N 142-р                  
Порядок применения таможенниками ст. 359 ТК РФ,посвященной расчету сроков проверки таможенной декларации, иных документов и товаров          при таможенном оформлении                      
Приказ Государственного  таможенного комитета     от 23 декабря 2003 г.    N 1520                   
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля                                       
Приказ Федеральной       таможенной службы от     16 апреля 2008 г. N 430  
Порядок выдачи разрешения на ввоз (вывоз)      товаров и транспортных средств на территорию   особой экономической зоны                      
Приказ Федеральной       таможенной службы        от 8 июня 2007 г. N 711  
Порядок учета товаров, ввозимых, вывозимых,    хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых на территории      особой экономической зоны, и представления     отчетности в отношении таких товаров           
Письмо Федеральной       таможенной службы        от 18 апреля 2006 г.     N 01-06/13167            
Методические рекомендации о назначении и       проведении экспертиз Центральным экспертно-    криминалистическим таможенным управлением и    экспертно-криминалистическими службами -       региональными филиалами ЦЭКТУ, иными           экспертными организациями и экспертами         

Особое ведомство контроля

Цели проверки понятны – это наблюдение за выполнением указаний, предъявляемых юридическим и физическим субъектам законодательными нормами. Проверке подлежат любые лица, имеющие прямое или косвенное отношение к ввозимым/вывозимым товарам, если для этого есть основания:

  • Декларант – предприниматель или организация, чей товар подлежит декларированию или от чьего имени осуществляется данная процедура.
  • Любой перевозчик, осуществляющий транспортировку декларируемого товара, независимо от того частный это перевозчик или крупная транспортная компания.
  • Таможенный представитель – независимое юридическое лицо, осуществляющее процедуру прохождения таможенной зоны.
  • Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – хранит товар на своей территории.

Если предприниматель имел даже малейшее участие в изготовлении, транспортировке, хранении, реализации продукции, находящейся под контролем таможни, по нему может быть проведена одна или несколько ревизий сотрудниками таможни.

Почему в отношении компании может быть назначена таможенная проверка?

Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов. В основе процедуры отбора лица на таможенную проверку лежит субъекто-ориентированный подход, формируемый системой управления рисками Федеральной таможенной службы России. ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем применяет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.Основные причины выбора лица для проведения проверки:

  • Наличие сумм задолженности перед таможенными органами, неуплаченные административные штрафы;
  • Непредставление документов;
  • Реорганизация или ликвидация компании;
  • Небольшой размер уставного капитала участника ВЭД;
  • Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
  • Значительная доля товарооборота с офшорными зонами;
  • Поставка товаров из страны, не являющейся страной происхождения;
  • Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.

На основе полученной информации определяется искомое количество участников ВЭД, которые имеют наибольшие риски причинения возможного экономического ущерба и которые целесообразно включить в план проведения таможенных проверок.

ТРЕБОВАНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ГРУЗОВЫХ И ИНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

от _____________ 20___ г.

В целях реализации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и (или) части 3 статьи 109 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ <1> требуется проведение следующих операций в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем:

перевозка (транспортировка) вскрытие упаковки
взвешивание упаковка
иное определение количества товаров переупаковка
погрузка вскрытие помещений, емкостей и других мест,
разгрузка где находятся или могут находиться товары
перегрузка разделение товарной партии по отдельным
исправление поврежденной упаковки видам и (или) наименованиям товаров
(выбрать знаком X одно или несколько значений)
(пояснение к проводимым операциям и/или детальное описание
конкретных действий, которые требуется провести)
в срок до:    
  (время, дата)  
      ЛНП  
(инициалы и фамилия уполномоченного должностного лица таможенного органа)   (дата и время направления уведомления)   (подпись)    
 
             
(инициалы и фамилия лица, получившего уведомление)   (дата получения уведомления)   (подпись)
               
При направлении уведомления по почте или иным способом:
             
(сведения о месте, куда направлено уведомление, и способе его направления)   (дата направления уведомления)   (инициалы, фамилия и подпись должностного лица таможенного органа, направившего уведомление)

<1> Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082).

Проведение таможенного контроля после выпуска товаров

Проведение таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) – это действия таможенных органов, направленные выявления и предотвращения нарушений законодательства. Этот вид контроля проводится после пересечения таможенной границы и называется «последующим». Для его проведения в 2012 году образовано специальное таможенное управление. Проверке подлежит:

  • достоверность сведений, заявленных при декларировании товаров;
  • целевое использование товаров и соблюдение ограничений в случаях, связанных с условным выпуском, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

Все предоставленные сведения сопоставляются с полученными из бухгалтерских проверок, отчётов, банковских проводок и другой информацией. Согласно ст. 311 ТК ЕАЭС таможенному контролю подлежат не только товары, документы, но и деятельность лиц, оказывающих таможенные услуги, например, декларант или таможенный представитель, а также деятельность СВХ и магазинов беспошлинной торговли. Целью таможенного контроля является выявление нарушений, защита внутреннего рынка РФ, предотвращение незаконного оборота товаров. В ходе контроля выявляются нарушения на значительные суммы, исчисляемые миллиардами, а из незаконного оборота изымаются и уничтожаются тонны товаров. Кроме того, при ТКПВТ проводят другие формы проверки: контролируют выполнение требований законодательства по обязательной маркировке товара. Вводимая в России обязательная маркировка товара позволяет решать задачи, связанные с предотвращением незаконного оборота товаров, контрафакта и контрабанды.

Срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров

Срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров для внутреннего потребления осуществляется до истечения 3 лет. Кроме того, таможенные органы, согласно ТК ЕАЭС, вправе проводить контроль до истечения периода нахождения товара «под таможенным контролем». Этот период может продолжаться, согласно ст. 14 ТК ЕАЭС, до наступления различных обстоятельств, например, до приобретения статуса «товар союза», до вывоза товара с таможенной территории, уничтожения, до признания товара производственными потерями, до признания товара непригодным для коммерческого использования, до завершения процедуры транзит и некоторые другие. Кроме того, ТКПВТ может проводиться относительно товаров, выпущенных условно. Законодательно установлен порядок, обеспечивающий обмен информацией между таможенными и налоговыми органами и органами внутренних дел. Таможенный контроль после выпуска товаров может быть проведён в случае выявления нарушений таможенного законодательства.

Проблемы проведения таможенного контроля после выпуска товаров

Проблемы проведения таможенного контроля после выпуска товаров связаны с необходимостью повышения эффективности таможенного контроля в целом. Необходимо поднять уровень таможенного контроля таким образом, чтобы нарушения законодательства потеряли экономическую целесообразность. С этой целью происходит подбор методов и форм проведения таможенного контроля. Создание системы непрерывного контроля позволит сократить время ожидания на границе.

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Статистика по таможенному контролю после выпуска товаров

В настоящее время происходит постепенный перенос осуществления таможенного контроля в процессе таможенного оформления на период после выпуска декларации на товары. Это сделано прежде всего для того, чтобы сократить время таможенного оформления и дополнительные затраты участников ВЭД, которые могут быть связаны с простоем грузов на складах временного хранения.

Кроме того, за 2020 год в целях снижения административной нагрузки на бизнес количество таможенных проверок по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилось на 30% (в 2019 году было проведено 2286 проверок, а в 2020 году 1603 проверок). Снижение количества проверок не ухудшило эффективность проверочных мероприятий, более того — заметен существенный рост:

  • так, общая сумма доначисленных таможенных платежей составила 24 млрд. рублей (за 2019 год – 17,2 млрд. рублей);
  • в свою очередь средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн. рублей (в 2019 году этот показатель составлял 7,5 млн. рублей).

Ко всему прочему, дополнительно за 2020 год по результатам таможенных проверок: конфисковано товаров на общую стоимость 304 млн. рублей; таможенными и иными органами возбуждено 7300 дел об административных правонарушениях и 348 уголовных дел.

Основные принципы таможенного порядка в ЕАЭС

Порядок организации таможенного контроля в пределах союзного объединения регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Это приложение к действующему договору о Таможенном кодексе ЕАЭС. В статье 332 этого нормативного документа указывается, что в границах Союза предусмотрены следующие формы выполнения контроля на таможне:

  • проверка;
  • осмотр;
  • досмотр;
  • осмотр территорий и помещений;
  • получение объяснений;
  • контроль таможенных и других документов, объясняющих происхождение, маршрут перевозки и другие характеристики товаров, перевозимых через границу.

Рассмотрим эти формы в деталях их применения.

Цели таможенного контроля

Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Цели таможенного контроля:

  • Контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;
  • Контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;
  • Контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;
  • Контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжением условно выпущенных товаров;
  • Контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.

Документы и информация для таможенного оформлениягруза в таможнях РФ

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления «Импорт» (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления «Экспорт» (Смотреть)

Обзор документа

Федеральным органам власти поручено до 1 мая 2020 г. не назначать:

— проверки, подпадающие под Закон о защите прав организаций и предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля;

— выездные налоговые проверки;

— плановые выездные таможенные проверки.

Исключение — внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС, а также проверки, по результатам которых выдаются разрешительные документы (разрешения, лицензии, аттестаты аккредитации и др.).

Аналогичные меры рекомендуется принять в регионах и муниципалитетах.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА

от _____________ 20___ г.

В соответствии с статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <1> уведомляем, что в ходе таможенного контроля в отношении товаров

(указываются номера товаров по таможенной декларации либо краткое их описание)
сведения о которых содержатся в таможенной декларации   ,
в иных документах     ,

принято решение о проведении таможенного досмотра.

Таможенный досмотр товаров будет проведен:  
    (время, дата)
(указывается место проведения таможенного досмотра в соответствии с мест нахождения товаров <2>, почтовый адрес места нахождения без почтового индекса, наименование железнодорожной станции (если место нахождения товаров расположено на территории железнодорожной станции (подъездных путях), наименование морского (речного) порта (если место нахождения товаров расположено на территории морского (речного) порта), номер свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения (таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов) либо номер разрешения на временное хранение товаров в месте временного хранения, указанном в статьи 90 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ <3>, либо номер приказа таможенного органа о создании зоны таможенного контроля)
в отношении    
  (указывается наименование товаров, их вес и количество грузовых мест, регистрационные номера транспортных средств, контейнеров)
Присутствие при таможенном досмотре: требуется не требуется <4>
  (выбрать знаком X одно из значений)
      ЛНП  
(инициалы и фамилия уполномоченного должностного лица таможенного органа)   (дата и время направления уведомления)   (подпись)    
 
             
(инициалы и фамилия лица, получившего уведомление)   (дата получения уведомления)   (подпись)
               
При направлении уведомления по почте или иным способом:
             
(сведения о месте, куда направлено уведомление, и способе его направления)   (дата направления уведомления)   (инициалы, фамилия и подпись должностного лица таможенного органа, направившего уведомление)

<1> Федеральный закон «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843).

<2> Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза, http://www.tsouz.ru/, 21 сентября 2010 г.) с изменениями, внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 октября 2019 г. N 174 (опубликовано на официальном сайте Евразийского экономического союза, http://eaeuniun.org/, 11 октября 2019 г).

<3> Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082).

<4> Случаи, когда таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, определены статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, при этом в соответствии с положениями статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случаях, указанных в подпунктах , и пункта 6 статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенный досмотр проводится в присутствии двух понятых, а в случае, указанном в пункта 6 статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, — в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи, а при его отсутствии — в присутствии двух понятых.

Приложение N 3

УТВЕРЖДЕНА приказом ФТС России от 7 декабря 2020г N 1067

Форма

   
(указывают код и наименование таможенного   (наименование юридического лица,
     
органа (структурного подразделения)   фамилия, имя, отчество (при наличии)
     
    индивидуального предпринимателя или физического лица), являющегося
     
    декларантом или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров)

ПОРУЧЕНИЕ НА ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР N _________

Должностным лицам   в срок до  
  (инициалы, фамилия)   (время, дата)

провести таможенный досмотр товаров

(тип, наименование, регистрационный номер транспортного средства)
(наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, являющегося декларантом или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров)
по документам   ,
  (таможенная декларация, транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы, МДП <1>, таможенные документы)  
в количестве   мест, весом   нетто   брутто.
Место таможенного досмотра  
  (место нахождения товаров в соответствии с мест нахождения товаров <2>, почтовый адрес места нахождения без почтового индекса, наименование железнодорожной станции (если место нахождения товаров расположено на территории железнодорожной станции (подъездных путях), наименование морского (речного) порта (если место нахождения товаров расположено на территории морского (речного) порта), номер свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения (таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов) либо номер разрешения на временное хранение товаров в месте временного хранения, указанном в статьи 90 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ <3> либо номер приказа таможенного органа о создании зоны таможенного контроля)
Цель таможенного досмотра: — 1 идентификация товаров — 2 выборочная проверка — 3 прочее Объем таможенного досмотра: — 10% — 50% — 100% Объект таможенного досмотра: — вся партия N ____ товара(ов) из партии, в отношении которого(ых) требуется проведение досмотра Допускается сокращенное содержание акта: — да — нет Степень таможенного досмотра: — 1 взвешивание (полное/выборочное) — 2 пересчет грузовых мест — 2.1 с выборочным вскрытием — 2.2 со вскрытием всех грузовых мест — 3 пересчет количества предметов в грузовых местах: — 3.1 выборочно — 3.2 во всех — 4 измерение и определение характеристик товаров: — 4.1 без взятия проб и образцов — 4.2 с взятием проб и образцов — 5 прочее <4>
— с применением технических средств таможенного контроля <5>: 1.1…. 1.2…. ….. — без применения технических средств таможенного контроля
Применение средств идентификации: _______________________ в количестве _______________________ шт.
«____» ____________ 20____ г.  
  (инициалы, фамилия должностного лица, принявшего решение о проведении таможенного досмотра)

Время выдачи поручения ______ час. ______ мин.

Время и дата получения акта ______ час. ______ мин. «______» __________________ 20______ г.

<1> В соответствии с Таможенной о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (заключена в г. Женеве 14 ноября 1975 года) (Сборник международных договоров СССР, выпуск XXXVIII. — М., 1984).

<2> Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» (опубликовано на официальном сайте Комиссии Таможенного союза, http://www.tsouz.ru/, 21.09.2010) с изменениями, внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 октября 2019 г. N 174 (опубликовано на официальном сайте Евразийского экономического союза, http://eaeuniun.org/, 11.10.2019).

<3> Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082).

<4> Указывается информация, в том числе из профилей рисков, которая необходима для использования при проведении таможенного досмотра.

Указываются технические средства таможенного контроля из , утвержденного приказом Минфина России от 1 марта 2019 г. N 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» (зарегистрирован Минюстом России 13.05.2019, регистрационный N 54604).

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕНА приказом ФТС России от 7 декабря 2020 г. N 1067

Форма

   
(указывают код и наименование   (наименование юридического лица,
     
таможенного органа (структурного подразделения)   фамилия, имя, отчество (при наличии)
     
    индивидуального предпринимателя или физического лица, являющегося
     
    декларантом или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров)

Таблица 3. Санкции для ИП за нарушения, обнаруженные в ходе таможенной проверки

 N п/п
         Нарушение        
  Статья  КоАП РФ 
 Возможное наказание для ИП <*>
 1 
Незаконное перемещение    товаров через таможенную  границу                   
ст. 16.1
штраф в размере от 1/2         до 3-кратного размера стоимоститоваров с возможной            конфискацией;                  конфискация товаров            
 2 
Недекларирование          по установленной форме    (устной, письменной,      электронной) товаров,     подлежащих декларированию 
п. 1 ст. 16.2 
штраф в размере от 1/2         до 2-кратного размера стоимоститоваров с возможной            конфискацией;                  конфискация товаров            
 3 
Заявление недостоверных   сведений о товарах при их декларировании, если      сведения служат основаниемдля освобождения от       таможенных пошлин, налоговили для занижения их      размера                   
п. 2 ст. 16.2 
штраф в размере от 1/2         до 2-кратной суммы неуплаченныхтаможенных пошлин, налогов     с возможной конфискацией;      конфискация товаров, ставших   предметом нарушения            
 4 
Нарушение режима зоны     таможенного контроля      
ст. 16.5
предупреждение;                штраф от 5 до 10 тыс. руб.     
 5 
Представление             недействительных          документов при таможенном оформлении                
ст. 16.7
штраф от 100 до 300 тыс. руб. свозможной конфискацией товаров;конфискация товаров, ставших   предметом нарушения            
 6 
Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо  замена средств            идентификации             
ст. 16.11
штраф от 5 до 20 тыс. руб.     
 7 
Непредставление           в таможенный орган        отчетности                
ст. 16.15
предупреждение;                штраф от 20 до 50 тыс. руб.    
 8 
Нарушение сроков уплаты   таможенных платежей       
ст. 16.22
штраф от 50 до 300 тыс. руб.   

<*> Для ИП санкции, предусмотренные гл. 16 КоАП (ст. ст. 16.1 — 16.23), аналогичны тем, что установлены для юрлиц.

Приведенный в таблице перечень далеко не полон, однако уже из того, что содержится в таблице, видно, что помимо немалых денежных штрафов, во многих случаях, коммерсанта ожидает еще и конфискация имущества, а следовательно, убытки.

Кроме того, за грубые нарушения таможенных правил предприниматель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Например, по ст. 188 «Контрабанда» или по ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» Уголовного кодекса, штрафы по которым превышают 100 тыс. руб. Также не следует забывать, что ст. 349 Таможенного кодекса предусматривает пени за неуплату (несвоевременную уплату) таможенных платежей.

Юридическая консультация. У коммерсанта обнаружены незаконные товары

Павел Гулидов, юрист

Существенной частью таможенного законодательства явился Приказ ФТС России от 6 мая 2008 г. N 532, вступивший в силу с 18 сентября 2008 г. Он регулирует упрощенный порядок таможенного оформления незаконно ввезенных товаров у ИП в ходе проверки. Касается это тех, кто не занимался непосредственно ввозом ценностей, а приобрел товар у недобросовестного поставщика. В этой ситуации товар подлежит аресту или конфискации. Но Приказ дает бизнесменам возможность сохранить товар и продолжить деятельность. Если в течение 5 дней предприниматель выполнит необходимые требования таможенного оформления и перечислит неуплаченные пошлины (пени на них не начисляются), товары не изымаются. Для таких ситуаций и предусмотрен упрощенный порядок. Бизнесмен вправе отказаться решать таможенные вопросы, тогда незаконно ввезенные ценности передаются в федеральную собственность.

Если ИП вовремя перечислил таможенные платежи, товары остаются у него на временном хранении. Место хранения объявляется зоной таможенного контроля. ИП должен обозначить территорию, указав, что в данном месте находятся незаконно ввезенные товары (табличка, надпись с информацией, маркировка, выделение отдельных мест на складе, ограждение участка территории). Чтобы узаконить товары, коммерсант должен подать таможенную декларацию на бланках ТД3 и ТД4 (утв. Приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. N 724), в которых заполняются лишь отдельные графы. К декларации понадобится собрать пакет документов, в частности, подтверждающих сведения о коммерсанте, позволяющих идентифицировать незаконно ввезенные товары, платежки на уплату таможенных платежей, электронная копия таможенной декларации.

Не позднее 3 рабочих дней с момента подачи бумаг таможенный инспектор должен проверить декларацию. После ее принятия незаконно ввезенные товары приобретут законный статус.

П.Гулидов

Юрист частной практики,

основатель «Юридического кабинета

Павла Гулидова»

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка подразумевает собой изучение и анализ сведений, которые содержатся в декларациях на товары, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных при совершении таможенных операций или по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».

Форма уведомления утверждена Приказом ФТС России от 14.02.2019 № 258.

В случае, если уведомление отправлялось по почте заказным письмом, оно считается полученным:

  • в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении;
  • на 6 рабочий день со дня направления заказного письма, если уведомление о вручении не поступило в таможенный орган.

Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения и назначаются начальником таможенного органа либо уполномоченным заместителем, либо другими замещающими лицами.

Срок проведения камеральной таможенной проверки — 90 календарных дней (со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении проверки).

Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на 120 календарных дней, если необходимо:

  • проведение таможенной экспертизы;
  • направление запроса в компетентный орган другого государства-члена ЕАЭС или государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • направление поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств-членов ЕАЭС и в иных случаях.

Указанный сроки были введены принятием нового ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» в целях реализации пожеланий бизнес-сообщества.

Камеральная таможенная проверка может быть продлена (однократно).

В ходе камеральной проверки таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и сведения, необходимые для проведения данной формы таможенного контроля.

Перечень запрашиваемых документов и сведений зависит от имеющегося комплекта проверяемых документов и сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения.

При этом срок проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении декларации на товары не может превышать 60 календарных дней со дня представления запрошенных таможенным органом документов и сведений.

По результатам проведения камеральной таможенной проверки может назначаться выездная таможенная проверка.

В настоящее время информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов позволяют проводить камеральные таможенные проверки путем обмена документами между таможенным органом и проверяемым лицом через АПС «Личный кабинет участника ВЭД». В «Личном кабинете участника ВЭД» есть раздел «Камеральная таможенная проверка». Здесь происходит электронный обмен документами и сведениями между таможенным органом и участником ВЭД в ходе проведения камеральной проверки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector