Микропредприятие — это что такое? отчетность микропредприятия

Дополнительные условия

На данный момент государство достаточно строго относится к юридическим тонкостям и проводит скрупулезный аудит подотчетных организаций. Поэтому, что такое микропредприятие, определяется еще по ряду показателей. Помимо вышеуказанных ограничений для микро бизнеса, существуют дополнительные условия, которые, согласно российскому законодательству, должны быть обязательно выполнены для получения или сохранения данного статуса.

Например, это наличие ограниченного количества иностранцев (физические и юридические лица) в учредителях отечественной компании (примерно до 25 %). Если это иностранные фирмы в рамках малого предпринимательства, то их процент увеличивается до 49. В последние годы этот фактор прослеживается очень жестко в связи с санкциями.

Организации также относятся к малому и среднему бизнесу, когда задачи деятельности данной фирмы — введение в жизнь итогов интеллектуальной работы. При этом исключительные права на результаты исследований должны находиться у соучредителей компании.

Отличительные черты малого бизнеса от среднего

Чтобы определить отличия малого и среднего бизнеса, нужно проанализировать их основные особенности:

  • Число сотрудников на малом предприятии может составлять 16-100 человек. Для средней компании этот параметр – 101-250 человек. Если в организации работает до 15 сотрудников, она относится к микропредприятиям.
  • Выручка от работы или балансовая стоимость активов представителя малого бизнеса составляет не больше 800 миллионов рублей по данным отчетности прошлого года. Для среднего бизнеса этот параметр должен составлять не больше 2000 миллионов рублей.

Одной из особенностей малого бизнеса считается сравнительно небольшое количество сотрудников

Малый бизнес – это перспективная и популярная форма ведения хозяйственной деятельности. Чтобы работа была максимальной успешной и результативной, необходимо правильно подобрать сферу деятельности и тщательно спланировать ее.

Последнее обновление — 11 мая 2021 в 19:27

1-й шаг к успеху!
Прекращаем творить себе бедность. Бизнес. Интернет. Финансы
ПЕРЕЙТИ канал Твой 1-й>миллион в телеграмм

Малый бизнес в России – бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения – это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов – это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП – 3,7 млн.

Охрана труда

Ответственность за охрану труда на микропредприятии целиком возлагается на работодателя. Ему необходимо пройти обучение на специальных курсах и получить сертификат. Только после этого он вправе проводить занятия с сотрудниками на тему охраны труда и пожарной безопасности. В его обязанности входит также обязанность по оформлению журнала инструктажа.

Комплекс мероприятий по охране труда на микропредприятии включают в себя:

  • обеспечение безопасности рабочих помещений;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований на рабочем месте;
  • проведение инструктажа и его письменное оформление;
  • фиксирование и отслеживание несчастных случаев;
  • регистрация и наблюдение за сотрудниками с профессиональными заболеваниями;
  • обязательное социальное страхование наемного персонала;
  • обеспечение СИЗ;
  • выплата предусмотренных законом компенсаций.

В некоторых случаях необходим медицинский осмотр. Это касается вредного производства и водителей.

Для таких маленьких организаций законодательно допустимо нанимать для реализации функции охраны труда специализированные компании. Они берут на себя оформление всех документов, проведение учебных мероприятий с руководителем и персоналом.

Как определить принадлежность к субъектам МСП

Первым и самым важным основанием для включения в этот перечень является государственная регистрация, пройденная согласно установленным требованиям. Получить статус субъекта МСП могут следующие хозяйствующие единицы:

  • Хозяйственные общества – организации с уставным капиталом, образованным из долей участников (в эту категорию входят акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО))
  • Хозяйственные партнёрства – коммерческие организации, создаваемые, как правило, для ведения инновационного бизнеса
  • Производственные кооперативы – объединения отдельных физических (а если предусмотрено Уставом, то и юридических) лиц для осуществления совместной производственной деятельности, образованные на средства внесенных участниками паевых взносов
  • Потребительские кооперативы – группы людей и организаций, объединяющихся по принципу членства для удовлетворения общих потребностей в различных продуктах
  • Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) – предприятия, объединяющие людей, совместно владеющих недвижимостью, оборудованием или другим имуществом и вместе занимающихся ведением коммерческой деятельности, как правило, в аграрной сфере
  • Индивидуальные предприниматели – граждане, ведущие коммерческую деятельность без формирования юр. лица

Законодатель объединяет всех представителей МСП в три группы с учётом среднесписочной численности (ССЧ) работников за год: микропредприятия (не более 15 сотрудников), малые (до 100 сотрудников) и средние предприятия (от 101 до 250 трудящихся).

Для справки: ССЧ за год равна сумме ССЧ за все месяцы отчётного периода, делённой на двенадцать.

Общим условием причисления к малому и среднему бизнесу для каждой из этих категорий является соответствие суммарного годового дохода предприятий по всем направлениям их коммерческой деятельности установленным значениям.

Внимание! Согласно Постановлению Правительства РФ №265 от 4 апреля 2020 года, максимальная величина дохода для микропредприятий равна ста двадцати миллионам рублей, для малых – восьмистам миллионам рублей, для средних – двум миллиардам рублей. Для АО, ООО и хозяйственных партнёрств, кроме перечисленных условий, действуют и дополнительные требования

Какие же организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства? Это организации, удовлетворяющие, как минимум, одному из этих требований:

Для АО, ООО и хозяйственных партнёрств, кроме перечисленных условий, действуют и дополнительные требования. Какие же организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства? Это организации, удовлетворяющие, как минимум, одному из этих требований:

  • ООО и АО, степень участия (доля в уставном капитале или объём голосующих акций) государства, регионов, муниципалитетов, а также общественных, религиозных организаций, фондов в которых суммарно не превосходит 25%, а степень участия зарубежных организаций и организаций, не относящихся к МСП, в совокупности не превосходит 49%
  • АО, акции которых, участвующие в торгах и имеющие рыночные котировки, являются ценными бумагами инновационной сферы экономики
  • организации, занимающиеся внедрением результатов собственной интеллектуальной деятельности
  • организации, имеющие статус участника проекта создания Инновационного Центра «Сколково»
  • организации, основателями которых являются юр. лица, на государственном уровне оказывающие содействие развитию инноваций (включённые в список, утверждённый распоряжением Правительства РФ №1459-р от 25.07.2015г.) – АО «РОСНАНО» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ

На всех, кто является субъектами малого или среднего предпринимательства, распространяются меры государственной поддержки, определяющие их правовое положение.

Льготы

Законодатель предусмотрел ряд преимуществ, которыми с выгодой для себя может воспользоваться микропредприятие:

  1. Применяющие патентную систему и вмененку до июля 2019 могут обойтись в работе без кассового аппарата. Обязанность применять его осталась в сфере торговли, розницы.
  2. Отсутствует необходимость устанавливать кассовый лимит.
  3. Оформление срочных трудовых договоров продолжительностью не более 5 лет. Это можно сделать, только заручившись согласием сотрудника. Численность сотрудников при этом не должна превышать 35. В сфере розничной торговли (а также бытового обслуживания) лимит – 20 человек (ст. 59 ТК РФ).
  4. Запрещены проверки неналогового характера на предприятиях, предусмотренные планом. Внеплановые контролирующие органы проводить могут. Кроме того, ФНС установленным порядком имеет право проводить оба вида проверок, как и работники Фондов. Льгота действует до конца 2018 года.

Единый перечень малых и средних предприятий

ФНС ведет отдельный реестр тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2020 году. Для включения в реестр компании или бизнесмену ничего делать не нужно. Перечень формируется инспекцией самостоятельно на основании деклараций и прочей отчетности, полученных от налогоплательщиков.

Проверяйте, включен ли субъект в указанный реестр ФНС, на официальном сайте налоговой. Для проверки достаточно ввести ИНН компании или ИП или иной идентификационный реквизит. Например, ОГРН, ОГРНИП или наименование.

Если сведения на сайте ФНС некорректны, то фирма вправе обратиться в инспекцию с заявкой об изменении информации. Например, расширить сведения, дополнив данные из базы ФНС информацией о производимой продукции, заключенных контрактах, об участии в государственных программах и прочее.

Обратите внимание, если компания или бизнесмен не включены в реестр СМП, то рассчитывать на льготы или дополнительную поддержку от государства бессмысленно. В таком случае придется обратиться в ФНС за разъяснениями, по какой причине фирму не включили в реестр

Льготы для МСП в 2020 году

Попадающие под перечисленные критерии предприятия малого бизнеса в 2020 пользуются определенными льготами:

ВАЖНО!
Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
  • вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
  • имеют преференции в системе госзакупок;
  • микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 №585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Основные критерии малого предпринимательства

Главные критерии, по которым происходит отнесение предпринимательской деятельности к данному типу, следующие:

  • Количество работников. Их должно быть не более 100 человек. При этом существует микробизнес, в котором могут трудиться 15 сотрудников или меньше. Численность человек, работающих в организации, считается за календарный год. При этом учитываются те, кто заключил гражданско-правовой договор, сотрудники филиалов и обособленных филиалов.
  • Размер дохода. Тот, кто является субъектом малого предпринимательства, для получения или подтверждения своего статуса должен получать годовую выручку не более 800 млн рублей. При этом величина оборота капитала особой роли не играет.
  • Статус. Если субъект является юридическим лицом, личная доля владельца должна быть 51 %. Остальная часть распределяется между организациями России, держателями акций или инвестиционными фондами.

В других странах

В Японии и некоторых европейских странах используется термин «малое и среднее предпринимательство» для определения небольшого бизнеса. В уставе ОЭСР сказано, что предприятия, на которых работает не больше 19 человек, считаются весьма малыми, от 20 до 90 человек — малыми. Если на предприятии занято минимум 100, максимум 499 человек — это среднее предприятие. Крупным считается предприятие, если на нем работает больше 500 человек. В Евросоюзе микро-, малые и средние предприятия обозначаются термином «малое и среднее предпринимательство».

В начале 1970-х годов в ЕС стала развиваться национальная система поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса, а малое предпринимательство начало развиваться в 1980-х годах. Сейчас малые предприятия помогают увеличить рост занятости в Европе.

В Дании, Нидерландах, Чехии, Франции, Эстонии, Швейцарии, Австрии для малого бизнеса предоставляются специальные условия по гарантиям для стартапов, в Бельгии, Польше, Словакии, Финляндии, Италии, Германии, Нидерландах — гарантии по кредитам для малого и среднего бизнеса. Ряд стран осуществляет государственное софинансирование, налоговые льготы, отсрочку платежей, субсидирование процентных ставок. Работают банки, которые специализируются на кредитовании малого и среднего бизнеса.

Наблюдаются существенные различия между странами мира в определении критериев малого и среднего бизнеса, поэтому прямое сопоставление их роли в экономике ограничено.

Существует Европейская хартия для малых и средних предприятий, ее положения входят в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу, благодаря которой были реализованы некоторые проекты. В Европе развитие малого и среднего бизнеса происходит на двух уровнях — национальном уровне и при помощи программ, которые реализуются под эгидой ЭС. Есть программа «Eureka», которая создана для поддержки инновационных проектов. В каждой стране, которая входит в состав ЕС, есть национальные системы поддержки развития малого инновационного предпринимательства.

Во Франции малое и среднее предпринимательство хорошо развито. В стране есть налоговый кредит на инновационную и исследовательскую деятельность, происходит стимулирование кредитования малого и среднего бизнеса. Государственная политика страны направлена на то, чтобы развивать малое предпринимательство и сокращать уровень безработицы.

В Швейцарии за разработку и воплощение в жизнь политики правительства по поддержке малого и среднего предпринимательства отвечает Дирекция по территориальному развитию, которая входит в состав Государственного секретариата экономики Швейцарии. Для финансирования малого и среднего предпринимательства в стране есть ипотечные кредиты, венчурные фонды и банки. Во многих регионах работают агентства по развитию, которые помогают развиваться малым и средним предприятиям. В Швейцарии может быть полное освобождение от налога на прибыль на 10 лет. Малый и средний бизнес может воспользоваться льготным кредитованием.

Китай

2013: В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого предпринимательства. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого предпринимательства, чей ежемесячный объём продаж не превышает 20 тысяч юаней (примерно 3,3 тыс. долл. США). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых и средних частных предприятий.

США

Структура малого и среднего бизнеса США:

Тип бизнеса Годовой оборот Количество компаний Занятость
Малый бизнес менее 10 млн долларов около 6 млн 35%
Средний бизнес от 10 млн до 1 млрд долларов 195 000 34%

Сегмент среднего рынка принято подразделять на три сегмента:

  • компании с наименьшим оборотом (они ближе к малому бизнесу);
  • компании, конкурирующие в среднем сегменте (годовой оборот от 20 до 500 млн долларов);
  • компании с наибольшим годовым оборотом (сближаются с крупным бизнесом).

В Соединенных Штатах Америки «малым бизнесом» могут называть и малые и средние предприятия.

Украина

Структура малого и среднего бизнеса на Украине:

Тип бизнеса Кол-во сотрудников Годовой доход Кол-во субъектов
Микробизнес до 10 не более экв. 2 млн евро 1910830
Малый бизнес 10-49 не более экв. 10 млн евро 47555
Средний бизнес 50-249 не более экв. 50 млн евро 15510

Признаки микропредприятия

Критерии для определения организации как микропредприятия закреплены на законодательном уровне. В 2016-ом году список критериев расширился и дал возможность многим организациям получить льготы, предусмотренные для данного вида организаций.

  1. Благотворительные фонды и общественные организации составляют не более 25 процентов уставного капитала организации, а доля иностранного капитала не должна превышать 49 процентов.
  2. Среднесписочный состав сотрудников — не более 15 человек.
  3. Годовой доход до уплаты налогов — не более 120 миллионов рублей.

Вышеперечисленные критерии действуют с августа 2016 года и не требуют предоставления дополнительных сведений для закрепления статуса. Доход высчитывается по всем видам деятельности. Не имеет значения, сочетает ли предприятие несколько налоговых систем или разные виды деятельности, берется общий доход за один год. Расчеты для определения объема доходов предприятия при совмещении разных систем налогообложения рассчитываются согласно налоговому законодательству для каждой системы в отдельности. По умолчанию приравнивают к микропредприятию индивидуальных предпринимателей, которые сделали выбор в пользу патента.

Главные плюсы

Каждая из представленных форм предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности, чтобы представить полную картину. Превосходство малому бизнесу обеспечивают:

  1. Небольшой первоначальный капитал. Чтобы открыть компанию, достаточно найти финансовые средства, а затем постепенно увеличивать денежные вливания.
  2. Небольшие расходы на обслуживание и оплату обязательных платежей, в том числе заработной платы и налоговых отчислений.
  3. Возможность оперативно реагировать на изменения в экономике страны и адаптироваться к ним без потерь.
  4. Быстрое возмещение затраченных средств и получение прибыли. В зависимости от сферы деятельности компании, этот срок может составить от полугода до полутора лет.

Малый бизнес в перспективе способен стать средним и крупным, а значит обеспечить наличие новых рабочих мест. При этом плавный заход на рынки позволяет молодым коммерсантам чувствовать себя комфортно.

Что касается среднего учреждения, то его плюсами можно считать:

  1. Создание большого числа вакансий.
  2. Высокую продуктивность работы и капиталовложений.
  3. Хорошую доходность.
  4. Устойчивость в конкурентной борьбе.

Вместе с тем, на этом этапе предприниматели сталкиваются с большим числом трудностей, но о них мы поговорим несколько позже.

Что касается достоинств крупных фирм, то они принципиально отличаются. Для начала именно такие организации обеспечивают экономическую стабильность своей отрасли и всей страны в целом. Также они могут постоянно вносить в бизнес новые технологии и изменять общую картину коммерции.

Бухгалтерия и учет

Одним из весомых преимуществ статуса микропредприятия является возможность организации бухгалтерского учета кассовым способом. Отличительные преимущества этого способа:

  • максимум идентичности с налоговым учетом;
  • не требуется двойная фиксация каждой кассовой операции;
  • применение максимально простых форм;
  • тщательность учета кассовых расчетов.

Отчеты в налоговые органы предоставляют соответственно используемой на микропредприятии налоговой системе. Наиболее распространенной является упрощенная система, предполагающая ежегодное предоставление отчетности и авансовые платежи один раз в квартал.

Отсутствие своевременно поданной декларации грозит блокированием счетов предприятия, а нарушение сроков подачи — штрафом до 1000 рублей.

Самозанятые — кандидаты в микропредприятия?

Отдельная тема — самозанятость и микропредпринимательство. Проблематика самозанятости в настоящее время является весьма актуальной и активно обсуждаемой, что вполне понятно и объясняется наличием многомиллионной армии де-факто предпринимателей, де-юре таковыми не являющихся. Проведя аудит данных статистической отчетности за 2016 г., Счетная палата РФ обнародовала свое видение масштабов трудоспособного населения, занятого в теневом секторе экономики, более — 20,5 млн человек. Аудиторы пришли к обоснованному выводу о том, что «официально прекратившие деятельность индивидуальные предприниматели либо ушедшие из сферы наемного труда работники продолжают вести деятельность в неформальном секторе экономики».

Учитывая негативные последствия нелегальной деятельности «теневиков» (в частности, неисполнение фискальных обязанностей), а также движимое желанием обеспечить самозанятым правовую поддержку и защиту, государство поставило задачу формирования правового режима их деятельности. В настоящее время первые шаги в этом направлении сделаны: легализация самозанятых лиц осуществляется путем постановки на учет в налоговых органах в порядке, определенном п. 7.3 ст. 83 НК РФ. При этом согласно п. 70 ст. 217 НК РФ для таких лиц введены «налоговые каникулы» при условии, если они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, получают выплаты и иные вознаграждения от физических лиц, оказывают услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не привлекают наемную рабочую силу

Важно и то, что Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 199-ФЗ в ст

2 и 23 ГК РФ были внесены изменения, направленные на придание легитимности предпринимательской деятельности самозанятых граждан и скорректировавшие понятие предпринимательской деятельности.

Заметим, что в преддверии введения в действие указанных изменений нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования 300 студентов и аспирантов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Поскольку результаты этого исследования уже были обнародованы на страницах журнала, лишь напомним, что 63,7% опрошенных уповали на то, что введенные «налоговые каникулы» будут способствовать выведению самозанятых «из тени». Однако их надежды не в полной мере оправдались.

Даже при административной простоте процедуры легализации статистика пессимистична. По состоянию на 1 февраля 2018 г. общее количество вставших на учет составляло 1 047 человек. Пятерка лидеров в разрезе субъектов РФ выглядела следующим образом: г. Москва — 95, Краснодарский край — 75, Московская область — 68, Республика Крым — 57, Омская область — 54. Число оказываемых «легализованными» услуг — 1 145, из них: услуги по репетиторству — 644; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства — 256; услуги по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, — 239.

Несмотря на столь скромные показатели, все же постепенно начинает формироваться группа физических лиц, не привлекающих наемный труд, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Формально, в силу ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, они не могут быть квалифицированы как субъекты малого предпринимательства, однако по своим сущностным характеристикам, очевидно, относятся к микропредприятиям. В этой связи представляется необходимым внести соответствующие дополнения в названную статью Закона N 209-ФЗ с тем, чтобы наделить легализованных самозанятых лиц правовым статусом микропредприятий.

В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

Микропредприятие

До 15 человек включительно

120 млн. рублей

Малое предприятие

От 16 до 100 человек включительно

800 млн. рублей

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

  • стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

  • у нее нет филиалов;

  • другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • положение об оплате труда;

  • графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Проверки малого бизнеса

Отдельный вид льгот для субъектов мелкого предпринимательства — это ограничение контрольной деятельности со стороны государственных структур. Если фирма включена в реестр СМП, то контролеры должны соблюдать установленные нормы по продолжительности проверки. Например, для микропредприятия длительность контроля со стороны одного ведомства не должна превышать 15 часов в год. Для среднего бизнеса — не более 50 часов в год.

В дополнение чиновники ввели особые надзорные каникулы. Это два года, в течение которых малый бизнес освобожден от ревизий и выездных проверок (Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ). Отметим, что надзорные каникулы — это не полное освобождение от контроля. Некоторых видов проверок избежать не удастся. Например, проверок МЧС, Росалкогольрегулирования и прочих ведомств.

Помимо этого, предприятия, ведущие деятельность, требующую обязательного лицензирования, получают право на надзорные каникулы. Например, банки, ЧОПы, страховщики и фармацевты освобождаются от солидной части ревизий.

Рабочие места

Проверка микропредприятий имеет как общие с аудитом больших бизнес-единиц черты, так и специфические. Согласно российскому законодательству, в последние годы аттестация замещена специальной оценкой организации рабочих мест. Микропредприятия, как и все другие хозяйственные единицы, также обязаны проводить эту процедуру. Однако есть у них некоторые льготы. Законом учитывается, что у ряда работников (фрилансеров, удаленных сотрудников) не делается проверка условий труда.

Таким образом, можно подписать с работником соглашение об удаленной работе, т. е. виде деятельности, при котором рабочее место на территории предприятия отсутствует, а график работы служащего может быть свободным. В таком случае микропредприятие сможет избежать мероприятия спецоценки на вполне законных основаниях.

Как информация о микропредприятии отражается Едином реестре СМП?

Соответствуя вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, организация или ИП автоматически включается в ЕРСМСП. Для отражения сведений в нем нужно соблюдать еще одно условие – регулярно предоставлять отчетность в налоговые органы. На ее основании и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

В случае превышения лимитов по выручке и численности сотрудников информация из реестра удаляется не сразу. Статус микропредприятия сохраняется за ним еще в течение трех лет. Если в 2020 г. штат компании был расширен до 20 человек, то свой статус она потеряет лишь в 2020-м.

Вновь созданные организация могут относится к микропредприятиям в течение первого календарного года после регистрации при условии соблюдения всех вышеуказанных критериев. В 2020 году никаких изменений законодательства по этому поводу не планируется.

Что делать, если выполнены критерии, а микропредприятия не оказалось в реестре? Самый простой способ – направить заявление налоговикам. Заполнить его можно на официальном сайте ФНС России (в разделе «Иные функции» представлена необходимая информация). Для рассмотрения обращения главное корректно отобразить код ИФНС, в которой числится организация. В противном случае документ останется без рассмотрения.

Учет на микропредприятиях

Большинство микропредприятий имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенному варианту (информация №ПЗ-3/2016 Минфина от 29-06-16). Применение упрощенной системы БУ зависит, прежде всего, от того, какой метод учета применяет предприятие – «микро»: кассовый или метод начисления.

При кассовом методе обязательно применять двойную запись. Если на предприятии совершается менее 30 операций за месяц, то их можно отражать в книге учета фактов хозяйственной деятельности, ведомости по зарплате и на счетах двойной записью. Если операций более 30, следует применять специальные ведомости в сочетании с методом двойной записи и планом счетов БУ (см. информацию Минфина ПЗ 3/2012 п. 4.1). Формы документов и учетных регистров применяются согласно приказу Минфина от 21-12-98 №64-н.

Метод начисления позволяет отказаться от использования в учете корреспонденции счетов и двойной записи как таковой. Микропредприятия в этом случае используют для учета самостоятельно разработанные учетные регистры, на основе которых и заполняют бухгалтерскую отчетность. Если при использовании метода начисления применяется метод двойной записи, необходимости в разработке собственной документации нет: заполняются унифицированные формы и, как обычно, хозяйственные операции отражаются двойной записью.

Пример

Отгрузка товаров покупателю на сумму 800 тыс. руб. может отражаться как методом двойной записи на счетах Дт 62 Кт 90 (отгружены товары 800000 руб.), так и записью в регистре учета доходов и расходов основного производства по схеме:

  • дата;
  • операция «отгружены товары в течение месяца»;
  • документ «регистр учета реализации товаров»;
  • сумма (доход) 800000 руб.

В конце месяца подсчитывается сумма по регистру доходов и расходов и фиксируются строкой «Итого» в соответствующих колонках.

На заметку! В некоторых случаях законодательство прямо запрещает использование неунифицированных форм первичных документов при любом из выбранных методов. Это касается, например, учета кассовых операций.

Применение или неприменение двойной записи следует отразить в учетной политике микропредприятия. Как правило, используют формулировку «Бухгалтерский учет ведется без применения двойной записи, по методу начисления. Операции отражаются в учетных регистрах, утвержденных руководителем. Образцы форм приведены в Приложении №…». Помните, что каждая форма должна содержать обязательные реквизиты согласно ФЗ №402 от 6-12-11, ст. 10.

Обратите внимание, что формы должны давать информацию для заполнения бухгалтерской отчетности, а значит, содержать графы, в которые заносятся конечные остатки по тем или иным балансовым статьям, обороты выручки и другие необходимые данные. Микропредприятию целесообразно использовать упрощенные формы отчетности, предусмотренные Минфином (приказ №66н от 2-07-10)

На заметку! Некоторые микропредприятия не могут вести упрощенный учет согласно ФЗ №402 от 6-12-11, ст. 6 (5). Это микрофинансовые фирмы, строительные кооперативы, хозяйствующие субъекты, для которых предусмотрен обязательный аудит, и др.

Микропредприятия могут без потерь точности и существенности учета отказаться от таких учетных регистров, как:

  • кассовые (данные есть в кассовой книге);
  • банковские (данные есть в выписках банка).

Налоговый учет ведется по стандартам и правилам избранного налогового режима.

Порядок расчета выручки

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

Преимущества статуса

Государство предусматривает некоторые льготы для микропредприятий:

  1. Упрощенная бухгалтерская отчетность.
  2. Микропредприятия получают 15% государственных закупок в год, что говорит о приоритете в данной области.
  3. Упрощение проведения операций по кассе.
  4. Минимальное количество документации по кадрам.
  5. Субсидии и гранты.
  6. К микропредприятиям применяют мягкие санкции (предупреждение, а не штраф за первое нарушение, если речь не идет о причинении вреда имуществу или гражданам).
  7. Сниженные ставки по налогам.
  8. Отчетность микропредприятия минимальна.
  9. Безвозмездные субсидии со стороны государства (на лизинг, кредит и т. д.).
  10. Существует возможность приобретения муниципальной или государственной недвижимости в приоритетном порядке (действует до 1 июля 2018 года).
  11. Сроки неналоговых проверок сокращены.
  12. Предусмотрены налоговые каникулы.

Данные льготы направлены на поддержку микропредприятий для их развития и расширения. Самое главное из них – кассовый метод организации бухгалтерского учета. Достоинствами этого метода являются простота, тщательный учет всех операций по кассе, возможность не учитывать одну и ту же операцию дважды.

При упрощенной системе налогообложения данные подаются в налоговую службу один раз в год. Если не предоставить декларацию вовремя, предприятие будет оштрафовано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector