Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы нко (i часть)

Документы при реорганизации

Обязательное условие для реорганизации юридического лица — это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать  передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.  

Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации.  Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.

Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале «Вестник государственной регистрации» (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.

Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации. 

Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). 

Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц). 

Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.

Виды и формы НКО

При ответе на вопрос «Что это за организации — НКО?» следует упомянуть и об их классификации. Прежде всего, НКО различаются как по видам, так и по формам.

Так, все НКО (равно как и любые коммерческие предприятия) подразделяются:

  • на корпоративные (далее — НККО);
  • унитарные (далее — НКУО). 

НКО могут образовываться в следующих формах (п. 3 ст. 50 ГК):

  • потребительский кооператив (далее — ПК, например, гаражный кооператив и т. д.);
  • общественная организация (политическая партия и др., далее — ОО);
  • общественное движение;
  • ассоциация (союз);
  • товарищество собственников недвижимости (далее — ТСН);
  • казачье общество, зарегистрированное в официальном реестре казачьих обществ в РФ;
  • община коренных малочисленных народов РФ (далее — ОКМН);
  • фонд;
  • учреждение (государственное, муниципальное и частное);
  • автономная некоммерческая организация (далее — АНО);
  • религиозная организация;
  • публично-правовая компания (далее — ППК);
  • адвокатская палата;
  • адвокатское бюро, адвокатская коллегия;
  • государственная корпорация (далее — госкорпорация);
  • нотариальная палата. 

Подробнее о ПК рассказывается в статье «Потребительский кооператив — плюсы и минусы».

Подробнее об АНО читайте в статье «Автономная некоммерческая организация — особенности». 

Коды ОКВЭД для СО НКО

Если вы хотите
для вашей некоммерческой организации приобретения статуса
социально ориентированной (СО НКО), то кроме точного указания
соответствующих видов деятельности в уставе НКО, также необходимо
привести в соответствие заявленные коды ОКВЭД с их расшифровкой. В связи
с тем, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
не содержит отдельных видов деятельности для СО НКО, придется выбирать
из тех, которые в нем имеются. Чтобы не ошибиться с выбором, лучше
заранее проконсультироваться в государственных и муниципальных органах,
предоставляющих поддержку СО НКО в виде грантов, субсидий, специальных
льгот по налогам, взносам и обязательным платежам.

В данной статье
на тему «расшифровка НКО» мы с вами расшифровали
аббревиатуры НКО и СОНКО и выяснили чем занимаются некоммерческие
организации. Надеемся, что эта информация вам помогла.

коллектив Центра
регистрации некоммерческих организаций СПб и ЛО

Особенность учета целевого финансирования

В некоммерческой организации поступления могут приходить на общие уставные цели. Но кроме этого могут быть целевые поступления в рамках уставной деятельности. Пожертвования, которые люди платят на определенные цели или на определенное мероприятие. Например, на лечение конкретного ребенка или на проведение указанного спортивного мероприятия. У таких выделенных мероприятий существует своя смета, и поступления на них можно расходовать строго согласно смете. У этого требования есть бухгалтерское следствие.

Целевое мероприятие выделяется на отдельные субсчета, например, в Обычном 1С Предприятии 8.3:

  •   86-2-1 «Помощь Ване»
  •   20-1-1 «Помощь Ване»
  •   26-1-1 «Помощь Ване»

Или на этих счетах создается субконто «Помощь Ване», если мероприятий много и используется 1С ВДГБ для некоммерческих организаций.

Получается, что расходы распределяются не только между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Идет выделение расходов и распределение внутри некоммерческой деятельности по отдельным мероприятиям. Расходы по отдельному мероприятию формируют на выделенном участке фактическую смету расходов, на основании которой формируется «Акт о целевом использовании полученных средств». Его в свою очередь можно опубликовать на сайте или предоставить спонсору, подтвердив целевое и успешное использование предоставленных средств.

Отдельно говорилось, что все поступления ФОНДов по умолчанию признаются пожертвованиями. Но кроме уникального права, есть и обязанность. Фонды обязаны ежегодно проходить аудит. И если средства будут использованы не прозрачно, сомнительно или недостоверно, аудит фонд не пройдет. Аудиторская компания не даст положительное заключение, рискуя своей лицензией! Подробнее на странице Аудит НКО.

Структура управления Ассоциацией

Ранее законодательство предполагало, что создать Ассоциацию могли только юридические лица. Сейчас все изменилось, и как было сказано ранее, учредить Ассоциацию могут как физические, так и юридические лица.  При этом учредителей должно быть минимум два. 

Уставом Ассоциации должна быть предусмотрена структура органов управления. В соответствие с Федеральным Законом «О Некоммерческих Организациях» учредительные документы ассоциации (союза) также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений. 

Говоря простыми словами, в уставе Ассоциации должны быть прописаны органы Ассоциации, порядок избрания, их полномочия, срок полномочий. 

Законодательство относит Ассоциации и союзы к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. А это значит, что высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание членов. Все органы управления Ассоциации (союза) на момент создания формируются из числа учредителей Ассоциации (союза), после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Ассоциации. Корпоративные организации должны вести реестр членов. 

Для того, чтобы зарегистрировать Ассоциацию или Союз необходимо, чтобы в уставе был предусмотрен минимальный набор органов управления. 

Высший орган управления в Ассоциации – Общее собрание членов.  Также в Ассоциации должен быть сформирован единоличный исполнительный орган управления – например, Директор, Президент, Председатель. Также в соответствии со статьей 65.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации в Ассоциации должен быть избран Ревизионной орган или Ревизор.  Для формирования данной структуры органов управления в Ассоциацию могут создать минимум 2 лица. Ревизора можно избрать поле государственной регистрации.

Если Ассоциацию или Союз создают более 4-х лиц, то в ней может быть создан коллегиальный исполнительный орган. К коллегиальному исполнительному органу может быть отнесено решение следующих вопросов: 

  • прием в Ассоциацию новых членов в порядке, определенном Уставом и решением Общего собрания членов Ассоциации;
  • принятие решения об исключении членов из состава Ассоциации в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом и решением Общего собрания членов Ассоциации;
  • ведение реестра членов Ассоциации;
  • принятие решений о привлечении членов Ассоциации к ответственности за нарушение норм Устава;
  • утверждение положений, правил, процедур и других внутренних документов Ассоциации, за исключением документов, утверждение которых отнесено Уставом к компетенции Общего собрания членов Ассоциации;
  • обеспечение выполнения решений Общего собрания членов Ассоциации;
  • подготовка материалов, проектов и предложений по вопросам, выносимым на рассмотрение Общего собрания членов Ассоциации;
  • формирование повестки дня, созыв и уведомление о проведении Общего собрания членов Ассоциации;
  • определение направлений, размеров и порядка расходования денежных средств и иного имущества Ассоциации;
  • создание комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп по деятельности Ассоциации с утверждением положений о них, назначением их руководителей и утверждением их отчетов.

Направления деятельности АНО

АНО принимают участие в решении многих социальных проблем, характерных для разных групп населения, таких как: 

  • проблемы развития и качества инфраструктуры здравоохранения и образования, проблемы социальной адаптации и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; 
  • проблемы профилактики социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав, профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;  
  • проблемы трудоустройства молодежи, проблемы реабилитации и социальной адаптации инвалидов, социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; проблемы организации занятости инвалидов;
  • проблемы профилактики социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;
  • проблемы материального неблагополучия, социальной некомпетентности и социальной реабилитации, проблемы профилактики и рецидива попадания в трудную жизненную ситуацию и т.д. 

Выше приведены лишь несколько примеров социальных проблем, для решения которых может быть создана Автономная некоммерческая организация. Автономная некоммерческая организация в своей работе может взаимодействовать с совершенно разными социальными группами – оказание помощи детям и многодетным семьям, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, людям с алкогольной и наркотической зависимостью.    

Как попасть в реестр СО НКО?

Министерство экономического развития России сформировало реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Некоммерческим организациям, которые попали в этот реестр предоставят поддержку в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, состоявшегося 11 мая 2020 г.

В реестр внесены сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые с 1 января 2017 г:

  • получили субсидии и гранты в рамках программ, которые реализуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
  • получили гранты Президента Российской Федерации;
  • предоставляют социальные услуги;
  • являются исполнителями общественно полезных услуг.

Сведения о социально-ориентированных некоммерческих организациях были направлены органами исполнительной власти регионального и федерального уровня, органами местного самоуправления, Минюстом России и Фондом президентских грантов для формирования Реестра социально-ориентированных НКО. 

Некоммерческим организациям,  которые попадают под указанные выше критерии, но не были включены в реестр, нужно подать обращение в тот орган власти,  который осуществлял им государственную финансовую поддержку в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 г., или в Фонд президентских грантов.

Если подтверждается факт, что некоммерческую организацию ошибочно не включили в реестр СО НКО, указанный выше орган направляет в Минэкономразвития России дополнение к реестру, оформив это официальным письмом.

Некоммерческие социально-ориентированные организации, которые включены в реестр вправе получить следующую поддержку:

  • предоставление субсидируемых льготных кредитов, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности»);
  • продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам, за исключением НДС (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685);
  • освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций — в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»);
  • расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры. Юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), смогут включить их в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).

Кроме того  Правительство Российской Федерации прорабатывает дополнительные основания и критерии по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).

Вам также может быть интересно:

  • Льготы НКО
  • Безвозмездная аренда помещений НКО

Сопровождение удаленной регистрации НКО без ЭЦП

Также для вас разработан процесс работы очень похожий на электронную заявку, при котором мы будем Вашим порталом для удаленной регистрации в Министерстве юстиций.

Для понимания, как это работает, описываем пошаговую инструкцию:

  1. Вы заполняете заявку на регистрацию НКО. Пишите/звоните — вышлем. Если останутся вопросы или что –то не понятно, не страшно, мы не МИНЮСТ — отказа не будет. Просто оставляете поле пустым.
  2. Мы звоним Вам, уточняем информацию по пунктам. Подскажем, если что- то не так, и как правильно. Самостоятельно отредактируем заявку для регистрации НКО.
  3. Вы производите оплату наших услуг и при необходимости государственной пошлины (при отправке документов Почтой России). Можете сделать это любым доступным способом, у нас их более трех.
  4. Мы разрабатываем весь комплект документов за один день! Отправляем Вам составленные документы НКО для согласования. Если что-то не нравится, вносим корректировки, если они в рамках закона.
  5. Мы выпускаем для Вас ЭЦП и через портал Госуслуги подаем документы НКО на государственную регистрацию. Госпошлина при данном виде не взимается. Нотариус тоже не нужен! 
  6. При отсутствии возможности подать документы НКО через портал Госуслуги наш младший специалист приезжает и забирает у Вас комплект документов, который мы подаем по Почте России.
  7. Мы в любом случае отслеживаем весь процесс регистрации НКО вне зависимости от выбранного Вами способа государственной регистрации, и при необходимости защищаем документы НКО.
  8. Организуем открытие расчетного счета, можно тоже удаленно.
  9. Обеспечиваем онлайн-консультацию юриста и бухгалтера.
  10. Принимаем на удаленное бухгалтерское и юридическое сопровождение.

При первом желании у вас всегда остается возможность лично познакомиться с нашей командой для дальнейшей работы НКО и своего развития!

Указанные меры позволяют достичь поставленной цели, сэкономить ваше время и силы.

Стоимость такой удаленной регистрации НКО составляет от 15 000 до 29 000 рублей. Зависит от того, где Вы находитесь и сложности поставленной задачи.

Срок регистрации НКО 

Есть две разных даты, с которых НКО может действовать

Для многих это важно, поясню подробнее

  • Первый срок регистрации в ФНС 25-30 дней. После успешной правовой экспертизы в Минюсте, Министерство направляет документы в ФНС (Налоговую). Там еще раз галочно все проверяют и вносят запись в ЕГРЮЛ (Единый Госудорственный Реестр Юридических Лиц). С этого дня Ваша НКО официально существует, может совершать официальные дейсвия и обязана сдавать бухгалтерские отчеты в гос органы! Но уставных документы будут направлены обратно в Минюст и Вы получите их с дополнительным свидетельством о регистрации Минюста через 2-3 недели! Вы еще не имеете уставные документы на руках и не можете открыть расчетный счет в банке. Тем не менее можно распечатать выписку из ЕГРЮЛ со всеми своими основными реквизитами, изготовить печать и заключать соглашения, договоры, выпускать приказы, протоколы, положение о членстве, проводить собрания и принимать новых членов. 
  • Второй срок регистрации в Минюсте 30-45 дней. Когда уставные документы будут получены, можно открыть расчетный счет в банке и начать финансово-хозяйственные операции с денежными средствами. Открыть расчетный счет можно за один день, подробнее тут… 

Не забудьте, что НКО хоть и некоммерческая, но несет ответственность как и другие юридические лица. Очень желательно, чтобы при оформлении финансовых документов участвовал бухгалтер со специализацией в НКО.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ИЗ РАЗНЫХ УСТ

В этой статье мы не будем говорить о формах НКО – кто планирует зарегистрировать такую организацию, свободно может проконсультироваться у специалистов или сам найдет информацию в Интернет. Здесь мы воспользуемся авторским правом и выскажем свое мнение об НКО. Сегодня об НКО можно услышать из разных уст, но не всегда это корректная точка зрения.Что говорит правительство: НКО играют важную роль в обществе, НКО сыграют важную роль в обществе – в реализации планов правительства по развитию и процветанию страны. И т.п.Что говорят сами НКО: НКО могут играть важную роль в обществе, пытаются играть важную роль в обществе и смогут эффективно поддерживать государство в деле развития страны. Если…Об НКО говорят люди: Что такое НКО? Для чего эти НКО? Я участвовал в проекте, но какая НКО была его оператором, не знаю, но проект был интересным. НКО – это же бесплатный труд? Работая в НКО, шубу не сошьёшь.Об НКО пишут и говорят СМИ: зачастую образ НКО обобщается и под ним выводится отрицательный портрет иностранного агента. Я невольно вздрагиваю, когда на известном политическом ток-шоу какойнибудь эксперт заявляет примерно так: «Этот фонд поддерживает антироссийскую деятельность, а наши НКО получают их гранты». Человек несведущий и правда может подумать, что все НКО в России являются иностранными агентами. Поэтому, когда встречаются публикации, объективно рассказывающие о крепких НКО, чувство благодарности к автору таковых огромно.

Некоммерческий центр

Некоммерческий центр создается, по большей части, для независимой работы в выбранном векторе. В основе его учреждения может являться сосредоточение знаний, усилий и практики, способствующих достижению поставленных целей и задач. Цели центра могут быть направлены как на один проект, так и могут носить глобальный характер. Некоммерческий центр может работать и  автономно, и сообща, но с четкой иерархией. 

Одним из самых популярных направлений некоммерческого центра выступает работа с населением по разным сферам общественной жизни. Поэтому часто встречаются некоммерческие центры развития творчества, культуры, искусства, спорта, образования, науки и так далее.

Не менее распространенными являются некоммерческие центы по изучению общественного мнения, независимых экспертиз, научных исследований, изучения иностранных языков и многое другое.

Как правило, некоммерческие центры образуют в одной из видов унитарных некоммерческих организаций, т.е. организаций без членства или иного участия:

  1. Автономной некоммерческой организации (123.24 ГК РФ), которая относится к унитарной НКО, образованной лицами (физическими и юридическими) в целях предоставления услуг в общественно – полезных сферах.
  2. Частного учреждения (123.23 ГК РФ), которое является некоммерческой организацией для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  3. Бюджетное учреждение (ст. 9.1 ФЗ № 7 «О НКО»), которое является некоммерческой организацией, образованная РФ или ее субъектом РФ, муниципальным образованием в целях обеспечения выполнения полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения и в иных сферах.

Синонимом некоммерческого цента может выступать некоммерческий клуб, вы, скорее всего, неоднократно сталкивались с подобными организациями. Клубы также можно создать в форме некоммерческих организаций, способствующих либо объединению, либо организующих работу самого клуба. Клубы можно образовать по разным направлениям и интересам, например, Футбольный клуб или некоммерческий клуб развития любительского спорта. Клубы могут быть обезличены —  Клуб по охране природы или четко указывать на принадлежность его участников Некоммерческий клуб юных шахматистов. Также Клуб можно основать на членстве, а можно работать по строгой подчиненности работников НКО. Поэтому список организаций для клубов отличается от некоммерческого центра, где он не только основание для интересов, а выступает ядром для объединения увлечений, то есть некоммерческим клубом может быть:

  1. Общественная организация — (ст. 123. 4 ГК РФ) объединения граждан, для удовлетворения духовных, нематериальных потребностей и для защиты их общих потребностей. 
  2. Ассоциация, Союз (ст. 123.8 ГК РФ) объединение лиц (как физических, так и юридических), образованное для достижения общественно полезных целей и идей, направленных на защиту разносторонних интересов.
  3. Автономной некоммерческой организации (123.24 ГК РФ) относится к унитарной НКО, образованной лицами (физическими и юридическими) в целях предоставления услуг в общественно – полезных сферах.

Подробнее о регистрации некоммерческого клуба — в статье «Как создать клуб?»

Управление АНО

Управление деятельностью АНО осуществляется ее учредители. Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Порядок управления АНО устанавливается уставом, утвержденным ее учредителями ( ГК РФ).

В АНО может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (по решению ее учредителей). Компетенция коллегиального органа устанавливается уставом АНО.

Учредители АНО назначают ее единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан ( ГК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector