Проверки роструда: новый порядок после 1 июля 2021 года
Содержание:
- Кого проверят в 2021?
- Что необходимо предоставить инспектору?
- Какие изменения произойдут?
- Заявление в трудинспекцию
- Помним об обязанностях, не забываем о правах
- Штрафы
- Что требуют от работодателя
- ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Как сохранить анонимность и отозвать обращение
- Штрафы по результатам проверки
- Плановые проверки работодателей
Кого проверят в 2021?
Постановлением от 30.11.2020 № 1969 правительство продлило мораторий на плановые проверки в 2021 году, но только малых предприятий и то не для всех. Мораторий не распространяется на:
- экономические агенты, которые находятся под постоянным госконтролем; предприятия с 1 и 2 классом опасности;
- компании из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, а также эксплуатирующие такие объекты;
- предприятия с деятельностью из перечня к закону №294-ФЗ от 26.12.2008 (образование, здравоохранение и т.д.);
- штрафники, для которых действуют вступившие в силу постановления о наказаниях по КоАП за грубые нарушения;
- предприятия, у которых приостановили или аннулировали лицензии.
В последних двух случаях действует еще одно условие — проверка, по результатам которой назначены наказания, прошла меньше 3 лет назад.
Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.
Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.
Что необходимо предоставить инспектору?
Согласно норме ст. 357 Трудового кодекса РФ инспекторы вправе:
- требовать у работодателей и бесплатно получать от них все то, что проверяет инспекция по труду, т.е. любые документы, информацию, объяснения, которые необходимы для выполнения контрольных (надзорных) функций;
- изымать образцы обрабатываемых или используемых веществ и материалов с целью проведения их анализа.
По ходу проведения проверки Инспекция имеет право направить работодателю запрос с просьбой предоставить документы. Они предоставляются в форме копий, удостоверенных печатью (при ее наличии) и подписью предпринимателя (его представителя) или уполномоченного должностного лица организации.
Закон запрещает инспекторам:
- запрашивать информацию, документы, получать образцы, пробы, если они не относятся к тому, что проверяет трудовая инспекция;
- изымать оригиналы документов.
Оформление результата проверки
По результату проведенной проверки соответствующие должностные лица Инспекции составляют акт (два экземпляра). Приложением к акту могут являться (в случае наличия):
- протоколы отбора образцов производимой продукции, проб, полученных при обследовании объектов производственной и окружающей среды;
- заключения или протоколы проведенных испытаний, исследований и экспертиз;
- предписания с требованием об устранении нарушений;
- объяснения работников;
- иные документы, которые связаны с результатами проверки, либо их копии.
Ниже Вы можете ознакомиться с планом проверок государственной трудовой инспекции на 2013 год:
Ежегодный план проведения плановых проверок трудовой инспекции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей г. Москвы — скачать и г. Санкт-Петербурга скачать
На что чаще всего жалуются работники?
В процессе осуществления профессиональной деятельности у сотрудников могут появляться самые различные претензии в адрес начальства. Однако современная практика показывает, что наиболее распространенными из них являются следующие:
- Задержка заработной платы либо неправомерный отказ работодателя от исполнения своих финансовых обязательств. Зарплата является главной причиной и стимулом для качественного исполнения регулярных профессиональных обязательств сотрудниками. На работодателя, в свою очередь, возлагается серьезная ответственность в отношении осуществления регулярных выплат.
В соответствии с установленными правилами, денежные средства должны выдаваться современным работникам не реже, чем два раза за один календарный месяц. Именно поэтому во многих компаниях действует следующее правило: сначала служащие получают аванс и уже потом – оставшуюся часть своего заработка. Несоблюдение этого правила является серьезным нарушением со стороны работодателя.
Помимо этого, положенные сотрудникам денежные средства должны выдаваться им в строго определенные даты. Эти даты фиксируются в соответствующем разделе каждого трудового договора, а также в иных внутренних документах компании. Нарушение существующего графика выплат работодателем так же дает сотрудникам законное право на предъявление официальных претензий в адрес начальства. - Незаконное произведенное увольнение. Как известно, каждый сотрудник может быть уволен из организации на основании собственного желания, по соглашению сторон, а также по одностороннему решению руководителя. Именно в последнем случае у работников, чаще всего, возникают претензии в адрес начальства.
- Нарушение работодателем законных прав служащих на регулярное получение оплачиваемого отпуска. В соответствии со стандартными правилами период отдыха должен предоставляться сотрудникам каждый год. Его продолжительность, в большинстве случаев, составляет ровно 28 дней. Уход сотрудников в законный отпуск осуществляется на основании заранее составленного графика. При этом служащий может принимать самостоятельное решение о том, возьмет ли он отпуск целиком либо разделит данный период на несколько частей. Работодатель, в свою очередь, обязан исполнить требования служащего. В противном случае у сотрудника будут иметься все основания для обращения в уполномоченную инстанцию и предъявления официальных претензий.
- Незаконное проведение работодателем сокращения. Право на сокращение у руководителя имеется, однако такие действия должны быть обоснованы с точки зрения законодательных норм. Более того, действующими правилами был установлен перечень особых категорий сотрудников, которые не могут подлежать сокращению ни при каких обстоятельствах. Следовательно, если работодатель все-таки примет решение сократить таких служащих, они смогут признать данное решение незаконным.
Какие изменения произойдут?
Проверки станут короче
Документ изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С середины 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, на данный момент установлен максимум – 20 рабочих дней.
Введены новые формы контроля
Новый закон установил новые формы проведения контролирующих мероприятий:
- Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
С 1 июля контролирующие органы смогут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня
Внимание: такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!
- Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
- Выборочный контроль.
Все проверки будут фиксироваться онлайн
Все действия контроллеров в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.
Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
Риск-ориентированный подход
Методика предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).
Сокращение количества проверок
Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок.
К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).
Мониторинг вместо плановых проверок
Еще один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, – мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.
Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъемку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
Заявление в трудинспекцию
Когда руководители решают, что их компанию включили в план необоснованно, то они вправе подать заявление на исключение из этого плана. Форма такого заявления утверждена постановлением Правительства РФ №1268 от 26.10.2015. Это же постановление устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению и порядок подачи заявления. К заявлению необходимо приложить:
- Выписку из реестра акционеров, если проверяемая компания является АО. Прилагается оригинал выписки;
- Отчет о финансовых результатах за один год из последних трех лет. Предоставляется копия отчета, которую заверяет руководитель или уполномоченный сотрудник. Если компания отчет не составляет, то можно приложить иной документ, содержащий сведения по выручке компании без учета НДС. Такие сведения также составляются за один год из последних трех лет;
- Сведения о среднесписочной численности. Среднесписочная предоставляется в виде копии документа, заверенного руководителем или уполномоченным сотрудником.
Подать заявление можно подать или в бумажном виде или в электронном. Заявление и копию направляют в то ведомство, которое составляло план. Заявление работодателя рассматривается не более 10 рабочих дней, после этого в течение трех дней в адрес работодателя направляется решение инспекции. Решением может быть исключение компании из плана проверок, либо отказ в просьбе работодателя. Если в план организация не включена, то документы просто вернут работодателю. Если решение инспекции компанию не устраивает, она может обратиться в суд для его обжалования.
Помним об обязанностях, не забываем о правах
Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.
Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора. Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.
Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке (ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):
– организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
– организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права (ст. 21, 22 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):
– присутствовать при проведении проверки;
– давать объяснения по вопросам проверки;
– получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
– знакомиться с результатами проверки;
– указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.
По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:
- Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
- Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
- Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
- Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.
Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.
Светлана Головина, доктор юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ
Материал предоставлен журналом «Я кадровик»
Выпуск № 23
Штрафы
Когда сотрудники инспекции по труду выявляет нарушения, то в первую очередь руководству компании объявлено предписание. Данный акт предполагает, что в установленные сроки директору следует устранить нарушения, если этого не сделать, деятельность компании будет приостановлена. Кроме того, могут применяться штрафные санкции. Мера может применяться как к самой фирме, так и к руководству, ИП.
Если имеет место нарушение трудового законодательства, то предприниматель отвечает в пределах 1 – 5 тысяч рублей, для фирм ответственность повышается до 30 – 50 тысяч. Когда данное нарушение совершается второй раз, меры наказания становятся строже. Они равняются 10-20 тысячам рублей для должностного лица, для ИП – 5-10 тысяч. Фирме придется заплатить от 50 до 100 тысяч рублей.
Если произойдет допущение человека к работе при отсутствии такого права, к примеру, когда он не оформил медкнижку, то работодателю назначают штраф в пределах 10-20 тысяч рублей. Если гражданин отрицает это, то для него санкция равна 3-5 тысячам.
Если с сотрудником не заключено трудовое соглашение, ИП платит 10 000 – 20 000 рублей, для компании штраф составляет 50 – 100 тысяч. При нарушении правил, касающихся охраны труда, штраф для предпринимателя равняется от двух до пяти тысяч рублей, для фирмы – от 50 до 80 тысяч. При повторном таком нарушении суммы вырастут. Для ИП – 30-40 тысяч рублей, для компании от ста до двухсот тысяч рублей.
За что штрафует инспекция труда, рассказывает Ю. Жижерина:
Форма для приема вопроса, напишите свой
Что требуют от работодателя
Обязанности работодателя в области ОТ отражены в ТК РФ (Раздел Х. Охрана труда), Федеральных законах «Об основах охраны труда в РФ», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда» и других нормативных правовых актов. Основными из них являются:
- оформление должным образом трудовых отношений (заключение трудового договора);
- организация и обеспечение функционирование системы управления охраной труда;
- проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
- организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (МО) и психосвидетельствований работников;
- организация и проведение обучения по охране труда всех работников (в том числе, и проведение инструктажей);
- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, если таковое необходимо при выполнении трудовых обязанностей (в соответствии с требования нормативных документов);
- обеспечение и учёт выдачи работникам сертифицированных спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами;
- обеспечение безопасных условий труда работников;
- контроль за соблюдением требований ОТ на рабочих местах;
- разработка и ведение необходимой документации по ОТ (инструкций, положений и т.д.);
- наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования ОТ с учётом специфики деятельности компании;
- соцстахование работников от несчастных случаев и профзаболеваний;
- санитарно-бытовое обеспечение;
- недопуск к работе непрошедших обучение и медосмотр.
ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в течение месяца с даты приема на работу обучить безопасным методам и приемам выполнения работ всех работников, включая руководителя.
Если работника принимают на работу во вредных или опасных условиях труда, ему к тому же нужно пройти стажировку на рабочем месте. Обучение по охране труда завершается проверкой знаний по охране труда.
Если в организации не проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее — Порядок обучения) утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
Инспектор по охране труда непременно захочет увидеть документы по обучению работников.
Обучение руководящих работников
Руководители организаций, лица, ответственные за охрану труда, и лица, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, обучаются в специализированном учебном центре (п. 2.3.2 Порядка обучения).
У работодателя должны быть следующие документы:
• договор с обучающей организацией;
• документы обучающей организации (она подлежит аккредитации);
• протокол заседания комиссии проверки знаний;
• удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда (у работодателя обычно хранятся копии удостоверений, а оригиналы передаются работникам).
Обучение обычных работников
Обучение других работников работодатель может организовать собственными силами внутри организации. Для этого нужно руководствоваться требованиями Порядка обучения и ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — ГОСТ 12.0.004-2015).
Порядок обучения устанавливает общие требования к организации и проведению обучения, а в ГОСТ 12.0.004-2015 можно найти более подробный рекомендуемый порядок, а также формы необходимых документов.
Чтобы обучение было признано законным, работодателю нужно оформить следующие документы:
• приказ о создании комиссии по обучению и проверке знаний по охране труда в объеме не менее 24 ч. В составе комиссии должно быть не менее трех человек;
• программу обучения по охране труда, включая программу обучения приемам оказания первой помощи. Последнюю можно оформить отдельно. Программы должен утвердить работодатель;
• протоколы проверки знаний по охране труда, которые оформляются по результатам экзамена после каждого проведенного обучения. Экзамен можно проводить как по билетам, так и в форме тестирования;
• удостоверения о прохождении обучения по охране труда, которые нужно оформлять и выдавать работникам по результатам обучения.
Стажировка работников
Для проведения стажировки работников также нужно руководствоваться требованиями Порядка обучения и ГОСТ 12.0.004-2015.
Для проведения стажировки необходимо разработать программы стажировки с учетом специфики деятельности работодателя. Чтобы направить работника на стажировку, нужно издать соответствующий приказ (распоряжение) работодателя.
После успешного окончания стажировки оформляется допуск к работе.
Как сохранить анонимность и отозвать обращение
Жалоба обязательно должна быть подписана. Многих заявителей интересует именно вопрос анонимности, так как многие опасаются мести со стороны работодателя. Но если жалоба будет подписана, то как сохранить анонимность?
В тексте жалобы можно указать просьбу о сохранении конфиденциальности. То есть при посещении работодателя с внеплановой проверкой инспектор может оповестить работодателя о том, что к нему пришли по причине жалобы, но самого заявителя могут не называть.
А как быть, если работник передумал жаловаться на работодателя или его конфликт, уже после обращения, полностью исчерпан? Можно ли отказаться от своего обращения? Можно, для этого нужно снова обратиться в ту же инспекцию, в которую и писалось сообщение. Если нарушения ТК РФ всё-таки будут обнаружены, отказ от жалобы несколько смягчит наказание для работодателя.
По форме отказ от жалобы должен быть оформлен точно так же, как и сама жалоба. Только в тексте нужно указать реквизиты той, первой жалобы, и указать просьбу отозвать её, указав причины. Наиболее распространённая причина:
- конфликт исчерпан;
- разногласия ныне недействительны.
По факту первичной жалобы будет инициирована проверка. Если нарушений обнаружено не будет, то и никакие санкции к работодателю применены не будут. Если же нарушения будут выявлены, и именно по факту жалобы, то отказ от неё несколько смягчит наказание. Если же будут обнаружены другие правонарушения, не описанные в обращении, это никак не смягчит наказание за правонарушение.
Каждый работник имеет право на самозащиту своих трудовых прав. Самая первая инстанция, куда следует обращаться — это инспекция по труду.
Штрафы по результатам проверки
Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.
Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).
Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.
Плановые проверки работодателей
23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.
Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.
С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):
- 1 раз в 2 года – при высоком риске;
- 1 раз в 3 года – при значительном риске;
- 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
- 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.
Плановые проверки в отношении работодателей, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся. Причем если работодатель не отнесен к определенной категории, он считается отнесенным именно к категории низкого риска.
Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения о присвоенных организациям и ИП категориях риска размещаются на официальном сайте Роструда. Например, с перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска на 01.07.2021, .
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей госинспекциями труда.
2. По новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.
3. Присвоение работодателям степени риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году.
4. Внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
5. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ.
6. С 2021 года ГИТ могут проводить и такие контрольные мероприятия, как инспекционный визит и рейдовый осмотр.
7. С 2021 года сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими существенным образом сокращены.
Отметим, что с 2020 года плановые проверки в отношении организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не проводятся (п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Таким образом, в ежегодный план проверок включаются только работодатели, отнесенные к среднему и крупному бизнесу.
Исключение составляют представители малого бизнеса, которые ранее привлекались к административной ответственности за совершение грубого нарушения (в соответствии с КоАП РФ) или к наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности. Такие субъекты малого бизнеса также включаются в план проверок на общих основаниях.