Охрана труда в организации. локальные нормативные акты
Содержание:
- За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой
- Кто могут быть разработчиками нормативных правовых актов по охране труда
- Перечень нормативно-правовых актов по охране труда
- Новые НПА по охране труда в 2021 году
- Документы субъектов РФ
- Нормативные требования, действующие на федеральном уровне
- Учет микроповреждений
- Какая информация содержится в документе
- СанПиНы
- Какая документация по охране труда должна вестись на предприятии
- Международные договоры (Конвенции)
- Другой комментарий к статье 212 ТК РФ
- Положение об оплате труда
За неприменение средств индивидуальной защиты – неоплачиваемый простой
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ)
Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Кто могут быть разработчиками нормативных правовых актов по охране труда
В зависимости от уровня документа, его разработкой занимаются различные органы и структуры в данной сфере. Они подразделяются на следующие виды:
- подразделения Государственной Думы и структур правительства занимаются созданием массива федеральных законов в сфере регулирования трудовых отношений и могут относиться в части Правительства к разным министерствам;
- отраслевые нормативы принимают ведомства, которые регулируют деятельность в отраслях экономики. Также к таким структурам в части полномочий на принятие документа относятся инспектирующие и надзорные государственные организации;
- штатные подразделения и отдельные сотрудники предприятия, которые наделены специальными полномочиями в области локального нормотворчества вправе издавать соответствующие приказы, регламенты и инструкции в отношении определенного круга персонала.
Определение государственных структур ответственных за издание определенных документов
Перечень нормативно-правовых актов по охране труда
В соответствии с системой построения нормативной базы в стране распределяются и основные документы в текущей сфере деятельности на отдельные группы:
- трудовой кодекс и иные федеральные законы, в частности закон об основах охраны труда;
- отраслевые нормативы и регламенты о безопасности в промышленности, о мерах по обеспечению контроля производства, об использовании средств защиты, стандарты и ГОСТ в части наличия определенных средств защиты и их характеристики, в соответствии с которыми отдельные предприятия отрасли регламентируют свою внутреннюю деятельность;
- локальные акты в виде установления системы охраны туда, соблюдения требований по медицинскому обеспечению служащих и иные документы внутреннего содержания.
Новые НПА по охране труда в 2021 году
Здесь мы уже развернёмся и приведём полный перечень проектов, из которых должны вылупиться новые нормативные правовые акты по охране труда. Один из важных документов уже в статусе НПА, но с отсрочкой вступления в законную силу. Речь идёт о перечнях производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин. Перечни утверждены приказом Минтруда России от 18.07.2019 г. № 512н и вступают в силу с 1 января 2021 года. Скачать документ в формате MS Word можно ниже.
Всё остальное крутится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, а именно 29 проектов правил по охране труда и два по медицинским осмотрам:
- Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
- Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
- Правила по охране труда при проведении полиграфических работ.
- Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий.
- Правила по охране труда при обработке металлов.
- Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения.
- Правила по охране труда при проведении работ в особых климатических условиях.
- Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ.
- Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
- Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
- Правила по охране труда на судах морского и речного флота.
- Правила по охране труда при проведении водолазных работ.
- Правила по охране труда при работе на высоте.
- Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования.
- Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.
- Правила по охране труда в сельском хозяйстве.
- Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов.
- Правила по охране труда в строительстве.
- Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
- Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ.
- Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
- Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта.
- Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности.
- Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов.
- Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве.
- Правила по охране труда при производстве цемента.
- Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов.
- Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества.
- Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта.
- Правила по охране труда в морских и речных портах.
- Правила по охране труда в организациях связи.
Обращаем ещё раз ваше внимание на то, что это перечень проектов, а не полноценные нормативные документы по охране труда. За содержанием и судьбой интересующих проектов вы можете следить самостоятельно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов
Причём не только следить, но и обсуждать проекты, предлагать идеи для их улучшения. А то будем потом, как обычно, жаловаться на содержание новых НПА.
Теперь раздача документов по теме.
Документы субъектов РФ
Законодательные акты субъектов федерации применимы только в отношении предприятий, находящихся на территории того субъекта, где был принят соответствующий нормативный акт. Благодаря постановлениям субъектов объем документов для нормализации охраны труда в некоторых краях, областях, республиках и т.д. существенно увеличивает количество норм и положений, которые необходимо соблюсти для улучшения безопасности на производстве.
Неисполнение положений законодательства субъектов может повлечь за собой привлечение организации к административной ответственности, а также к иным санкциям, предусмотренным соответствующими положениями регионального и федерального законодательства.
Нормативные требования, действующие на федеральном уровне
Нормативные акты в сфере охраны труда — это наделенные юридической силой документы, регламентирующие все нормы, требования и процедуры, нацеленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников при выполнении служебных обязанностей
Важно уточнить, что в этих документах прописаны требования не только к организации рабочего процесса и к рабочим местам сотрудников
Также в нормативных актах определены:
- нормы, которым должны соответствовать все проектируемые и возводимые (реконструктируемые) объекты
- требования к эксплуатации зданий и сооружений
- требования к эксплуатации зданий и сооружений
- критерии и ограничения при разработке технологических процессов
- особенности транспортировки, хранения и использования материалов разных классов опасности, др.
Согласно законодательным актам, все проекты зданий, сооружений, оборудования и технологий должны соответствовать нормам охраны труда. Новые объекты недвижимости, механизмы, производственные технологии и линии не могут быть введены в эксплуатации до того, пока экспертиза не подтвердит их безопасность для жизни и здоровья работников.
Важно, что еще перед возведением промышленных зданий и сооружений, их проекты должны быть проверены на соответствие требованиям по охране труда и согласованы ГИСН (государственным строительным надзором). Транспорт, оборудование, механизмы, средства коллективной и индивидуальной защиты, спецодежда, инструменты, химические вещества и любые другие предметы, которые эксплуатируются работниками в процессе трудовой деятельности, должны иметь сертификат (либо декларацию) соответствия
Обязательной сертификации подлежит оборудование как отечественного, так и иностранного производства. Провести экспертизу механизмов (инструмента, материалов, др.) перед введением в эксплуатацию может любой центр сертификации, имеющий соответствующую аккредитацию.
Особенно жесткими являются требования нормативных актов, регулирующих эксплуатацию веществ, материалов и химических соединений повышенной опасности. Предприятия, сотрудники которых работают с такими веществами, обязаны обеспечить персонал средствами защиты и соблюдать все требования к перевозке, хранению, складированию, использованию и утилизации опасных материалов. Также они обязаны проводить токсикологическую (медико-биологическую) экспертизу каждой партии вредных для здоровья или опасных для жизни веществ, материалов или предметов.
Если по результатам экспертизы окажется, что класс опасности вещества выше, чем используемых ранее материалов, перед началом его эксплуатации на предприятии необходимо внедрить соответствующие меры для защиты жизни и здоровья персонала.
Учет микроповреждений
Документировать и расследовать производственные травмы и профзаболевания, отражающиеся на состоянии здоровья и работоспособности пострадавшего сотрудника, работодателям приходилось и раньше. Но теперь в ТК РФ появится новая статья 226 «Микроповреждения (микротравмы)». Микротравмы – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности. Требуется вести учет микроповреждений (микротравм) работников в специальном журнале. Учет микротравм позволит работодателю выявлять потенциальные риски травмирования, свести к нулю профессиональные риски и обеспечивать улучшение условий труда. Работодатели будут утверждать локальным нормативным актом порядок учета микротравм работников.
Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.
При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.
Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:
- обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
- организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
- физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
- эффективные меры по контролю;
- механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.
Минтруд уже разработал проект приказа с рекомендациями по учету микротравм работников и опубликовал на портале regulation.gov.ru. В приложениях к приказу приведены рекомендуемые образцы: справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника; журнала учета микроповреждений (микротравм) работников.
Какая информация содержится в документе
Чтобы правильно подготовить локальный нормативный правовой акт, рекомендуется утвердить документ, в котором четко прописать, что должно быть отражено в первом. Обычно разработкой занимаются представители юридических отделов, так как экспертиза проектов осуществляется конкретно у них.
При этом учитывается:
Требования по делопроизводству, а именно какие параметры листа необходимо задать, какой размер шрифта нужно выбрать, образец бланка и порядок согласования.
Далее, следует определить, каким документом утверждается локальный нормативный акт, а именно приказом или распоряжением по предприятию, так как сам по себе он существовать не может и просто будет в отрыве от принятых документов.
Затем, следует определить, какие разделы содержит документ, здесь важно тщательно продумать все возможные нюансы, чтобы ничего не упустить.
Порядок согласования тоже должен быть определен, чтобы было понятно, что далее делать после разработки, кто должен согласовывать первым, а кто последним.
Если все вопросы, касающиеся разработки и согласования подробно описаны, то в процессе работы над документом не должно быть неразрешимых проблем.
Раздел «Общие положения»
Основания принятия локального нормативного акта
В первом разделе локального нормативного документа «Общие положения» следует изложить:
- цель принятия документа (должна быть четко и лаконично сформулирована, например, в целях выполнения трудового законодательства или правил промышленной безопасности);
- далее, следует указать, на основании каких нормативных актов разрабатывается этот документ, их необходимо перечислить и указать название, от какого числа были приняты, а также их номер;
- на какую сферу деятельности документ распространяется и кто его должен обязательно выполнять.
Это самый первый раздел нормативного документа, принимаемого предприятием или организацией, он не должен быть большим, в нем необходимо изложить основную информацию.
Основная часть
Это главная часть нормативного документа, в которой необходимо указать:
- Направление сферы распространения. Например, проведение медицинских осмотров, как правильно должна выдаваться специальная одежда или СИЗ, какое время отводится на работу, а какое на отдых и иное.
- Порядок действий сотрудников. Здесь четко указывается алгоритм действия работников, то есть, что сотруднику той или иной организации предписывается выполнять от начала и до конца. Это основной момент, который необходимо знать всем, и нарушать это никак нельзя.
Вся информация, указываемая в этом разделе, должна быть взята из основополагающих источников, например, из правил или иных нормативных документов, при этом не нужно делать поблажки и немного снижать степень ответственности, а вот ужесточить в большую сторону, напротив, можно, это зависит от решения руководителя, главное, не нарушить при этом прав человека.
Это самый объемный раздел в локальном нормативном акте, так как содержит основную массу информации.
Раздел «Права и обязанности»
В этом разделе стоит четко установить, какие права и какие обязанности у работника и работодателя. То есть следует перечислить, что должен выполнять сотрудник и на что он имеет права. Это необходимо с юридической точки зрения, чтобы в случае возникновения спорной ситуации несложно было решить последнюю.
Если обстоятельства сложиться таким образом, что придется обратиться в суд, то правильно изложенные права и обязанности помогут определить исход дела. Это раздел имеет юридическую силу и должен быть грамотно составлен.
О разделе «Ответственность»
Этот раздел является последним при разработке локального нормативного документа и в нем излагается ответственность сотрудников в случае несоблюдения требований настоящего ЛНА. Она устанавливается в зависимости от степени тяжести случившегося, то есть может быть административной или уголовной, а также дисциплинарной.
Без этого раздела нормативный акт не может быть принят, хотя содержание его небольшое.
СанПиНы
СанПиНы — это санитарные правила и нормы. Без них нельзя построить, спроектировать, сконструировать какой-либо объект. Также они обеспечивают нормальное функционирование предприятия. Данные нормативы определяют, каким должен быть микроклимат среды нахождения человека, где бы он ни был: дома, в школе, на работе и т. д.
Санитарные правила влияют не только на микроклимат организаций, где может находиться человек, но и на то, каким образом должны производиться продукты и товары. Соблюдать данные нормативы должны абсолютно все: организации, граждане и предприятия. Если они будут нарушены, то предусмотрена ответственность. Она может быть административной или уголовной.
Обратите внимание! Основная цель СанПинов — предотвратить вредное воздействие на здоровье микроклимата помещений, состава продуктов питания, одежды и др. Соблюдение санитарных правил контролирует санитарно-эпидемиологическая организация
Есть многочисленное разнообразие СанПинов в области ОТ. К ним относятся:
Соблюдение санитарных правил контролирует санитарно-эпидемиологическая организация. Есть многочисленное разнообразие СанПинов в области ОТ. К ним относятся:
- 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для летнего состава гражданской авиации»;
- 2.2.8.46-03 «Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты»;
- 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;
- 2.5.2.703-98 «Суда внутреннего и смешанного плавания».
СанПины по ОТ
Какая документация по охране труда должна вестись на предприятии
Согласно требованиям законодательных актов и иных локальных документов, утвержденных на предприятии, в любой организации требуется ведение следующей документации:
Наименование документа | Что в документе отражается | Для каких целей нужен документ |
Журнал по проведению инструктажа | В журнале:
|
Правильно оформленный документ является доказательством о своевременно о проведении повторных и внеплановых инструктажей по ОТ и ТБ |
Личные карточки инструктажа | В карточках отражаются сведения:
|
Документ необходим для отражения фактов проведения вводных инструктажей, сведениях о стажировке и осуществлении допуска работника к самостоятельной работе |
Журнал проведения первой и второй ступеней контроля | Первая ступень контроля предусматривает контроль за соблюдением охраны труда непосредственными руководителями на рабочих местах. Вторая ступень контроля проводится заместителями работодателей совместно с уполномоченными по охране труда | Ведение данных документов регламентировано на законодательном уровне |
Карточка выдачи специальной одежды | Форма карточки должна предусматривать:
|
Заполнение данного документа необходимо в качестве доказательства о наличии у работника всех положенных СИЗ и спецодежды |
Карты проведения специальной оценки условий труда | В документах отражаются многие факторы о состоянии рабочего места работника и условий труда на нем:
|
Это паспорт рабочего места, на основании которого необходимо:
|
Санитарно-гигиенический паспорт | Форма документа предусматривает отражение выполнения санитарно-гигиенических требований | Это приветствуется службой Роспотребнадзора |
Международные договоры (Конвенции)
На международном уровне также осуществляется активное взаимодействие в выработке новых концепций и методик по улучшению законодательной базы стран в части сохранения безопасности производственного процесса. Главным международным органом в данной сфере выступает международная организация труда, действующая под эгидой ООН. Она отвечает за издание международных конвенций, пактов и соглашений между государствами-членами. Основным документом в данной области является конвенция об охране труда, которую обязаны соблюдать все участники организации.
Схема системы актов, которые содержат типовые нормы и гост
Кроме того, раз в несколько лет такая структура собирает стран-участниц на конференции по вопросу рассмотрения самых острых проблем отрасли и поиску пути их решения. По окончанию заседаний издаются специальные протоколы, которые затем ратифицируются государственными органами стран-участниц, соответственно изменяя внутреннее законодательство.
В итоге нормативные правовые акты по охране труда осуществляют не только регулирование и нормирование основных прав и обязанностей субъектов данных правоотношений, но и выступают в качестве эффективного инструментария в части совершенствования общей безопасности в трудовой деятельности. Следование таким актам позволяет не только повышать общую эффективность работы отдельной компании, но также снижает и минимизирует риски проявления негативных или нештатных ситуаций.
Другой комментарий к статье 212 ТК РФ
Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Большая часть из них корреспондирует иным нормам ТК РФ и регулируется положениями соответствующих статей (см. ст.ст.213, 219-231, 353 ТК РФ и комментарии к ним и др.). Неисполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ.
Среди нормативных актов, принятых в развитие норм комментируемой статьи, следует выделить следующие:
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в соответствии с которым обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом согласно ст.8 данного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным законом. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда; Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
— Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Данный Порядок предназначен для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Согласно требованиям комментируемой статьи работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Например, для работников, выполняющих наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра, предусмотрена выдача средств для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в объеме 100 мл;
— Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в соответствии с которым расследованию подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. При этом под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
— Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
Положение об оплате труда
Положение об оплате труда — локальный нормативный акт организации, который утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Положение об оплате труда также разрабатывается в соответствии с ТК РФ. В нем организация прописывает систему оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях <13>. Условия оплаты труда, определенные локальными нормативными актами, не могут ухудшать положения работников по сравнению с условиями, установленными ТК РФ и иными нормативными правовыми актами.
<13> Статья 135 ТК РФ.
Должностные оклады (тарифные ставки) администрация устанавливает в соответствии с должностью и квалификацией работника и с утвержденным штатным расписанием. По сути, штатное расписание является неотъемлемой частью положения об оплате труда.
Рекомендуем в положении об оплате труда предусмотреть порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
При формировании положения об оплате труда работодателю следует установить конкретные размеры повышенной оплаты труда. Это необходимо для случаев выполнения работы в условиях, отличающихся от нормальных. Например, в повышенном размере должна производиться оплата:
- труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
- труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);
- труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
- труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);
- сверхурочных работ (ст. 152 ТК РФ).
В положении об оплате труда можно описать систему премирования и депремирования, хотя работодатель имеет право разработать и утвердить в организации два отдельных документа — положение об оплате труда и положение о материальном стимулировании, разграничив в каждом из них расходы на оплату труда за фактически отработанное время и расходы на материальное стимулирование труда сотрудников.
Стимулирование труда — это вознаграждения и премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные показатели (сложность работы, добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей), вознаграждение за выслугу лет. Премирование возможно только при достижении определенных производственных показателей.
Производственные показатели премирования могут пересматриваться по мере необходимости по согласованию с представительным органом работников.
Под депремированием понимается снижение размера премии или лишение премии в полном размере коллективов структурных подразделений организации, а также конкретных работников. В зависимости от значимости производственного упущения, повлекшего за собой причинение организации убытков, премия может не выплачиваться в полном размере или выплачиваться в определенном проценте от суммы, подлежащей выплате.
В перечень производственных упущений, за которые работники могут лишиться премии полностью или частично, можно, например, включить:
- упущения, связанные с обязанностями работника, предусмотренными должностной инструкцией, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей;
- нарушения правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной защиты;
- невыполнение приказов и распоряжений руководства и других организационно-распорядительных документов предприятия;
- ненадлежащее хранение вверенных материальных ценностей или совершение хищения;
- прогул, а также появление на работе в нетрезвом состоянии либо отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов непрерывно или суммарно в течение рабочего дня, распитие спиртных напитков в рабочее время;
- утрата, повреждение и причинение ущерба имуществу предприятия или иное причинение ущерба виновными действиями работника.