Учетная политика организации 2021
Содержание:
- Учетная политика: что это и зачем нужно
- Структура учетной политики
- Что должна содержать УП для ОСНО
- Форма учетной политики
- Понятие учётной политики
- Применение различных способов управления прибылью и финансовый результат
- Обязательные элементы учетной политики
- Структура учетной политики. Утверждение и изменение документа
- Кто и зачем разрабатывает учетную политику для налогообложения
- Как оформить бланк
- Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами
Учетная политика: что это и зачем нужно
Это основной документ, который устанавливает:
- порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
- круг ответственных лиц;
- формы, регистры и бланки первичной документации;
- документооборот;
- порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.
В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.
Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2021 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.
При формировании следует опираться на действующее законодательство:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
- Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
- Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
- Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
- Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
- Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
- Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.
Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.
Структура учетной политики
Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.
Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.
Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:
- организационно-технический;
- методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
- методологический для целей налогообложения.
Важные пункты учетной политики приведены в таблице:
Организационно-технический раздел |
|
Способ ведения учета |
Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер. |
Форма учета |
Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная. |
Рабочий план счетов |
Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Формы первичных учетных документов |
Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении. |
Право подписи первичных учетных документов |
Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях. |
Формы бухгалтерских регистров |
Перечень и форму регистров укажите в приложении. |
График документооборота |
Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Инвентаризация |
Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций. |
Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета |
|
Промежуточная бухгалтерская отчетность |
Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности. |
Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров |
Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО). |
Доходы и расходы организации |
Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев). Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства. |
Учет расчетов по налогу на прибыль |
Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет. |
Создание фондов и резервов |
Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд. |
Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки. |
|
Методологический раздел для целей налогообложения |
|
Источники данных для налогового учета |
Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике). |
Метод амортизации ОС |
Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации. |
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве |
Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО). |
Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль |
Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно). |
Метод признания доходов и расходов |
Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения). |
Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам |
Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально. |
Определение перечня прямых расходов |
Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ) |
Что должна содержать УП для ОСНО
Это самый объемный вариант учетной политики, поскольку к компаниям на ОСНО применяются наиболее жесткие требования по ведению учета, подготовке и сдаче отчетности.
Учетная политика на ОСНО может оформляться единым документом, содержащим части для бухгалтерского и налогового учета, либо двумя отдельными частями
При этом налоговая политика здесь является наиболее важной, поскольку определяет процесс формирования базы и расчетов основных видов налогов, и особенно — налога на прибыль
Основные моменты, которые необходимо рассмотреть в бухгалтерской части документа:
- Перечень нормативных документов, которые используются для учета. Если компания использует в какой-то сфере МСФО, то это должно быть прописано;
- План счетов бухучета;
- Оформление бухгалтерской отчетности — список оформляемых форм (например, малым предприятиям дано право составлять упрощенный баланс), детализация раскрываемых показателей, составление пояснительных записок к балансу и приложениям. В этом же разделе указывается, если на предприятии составляется промежуточная отчетность;
- Первичные документы — здесь необходимо упомянуть, какие бланки применяются в типовой форме, а какие — в собственной. Последние нужно будет включить как приложения.
- Кто в организации имеет право подписывать первичку, счета, счет-фактуры и т. д;
- Каким именно образом выполняется учет поступающих материалов, как происходит оценка при поступлении и списании;
- Каким именно способом будет происходить определение курсовых разниц для активов в валютном выражении;
- Каким именно образом происходит списание управленческих и коммерческих расходов, как происходит признание выручки по продукции, у которой производственный цикл более 12 месяцев, как осуществляется учет незавершенного производства;
- Налог на прибыль для целей бухучета — необходимо указать, использует ли субъект ПБУ 18/02, каким именно способом определяется величина налога для отчета о финрезультатах;
- Процесс создания резервов — как именно производится создание резерва на сомнительные долги (обязаны иметь все компании), происходит ли создание резервного фонда (производится по желанию);
- Учет основных средств — в этом разделе устанавливается, как определяется срок использования ОС, какой способ амортизации применяется, как списывается ОС с ценой до 40 тыс. руб, способ проведения переоценки. Для малых предприятий есть возможность начислять амортизацию раз в год, и это также нужно отменить в документе.
В налоговой части документа не нужно указывать способы учета и расчета, если они четко указаны в устанавливающих документах, Однако если предлагается выбрать один из нескольких способов, то это и нужно вносить в документ.
В частности, необходимо отразить следующие моменты:
- Каким из двух способов происходит начисление амортизации;
- Каким методом будет производиться определение цены материалов и сырья;
- Если уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль — как часто это производится;
- Как часто подается декларация по налогу на прибыль;
- Каким из двух способов будут признаваться доходы;
- Если в предыдущем пункте выбран метод начислений, то как будет указываться оплата работ, какие начаты в одном периоде, а закончены в другом;
- Какие расходы, из указанных в НК будут считаться прямыми;
- Как будет производиться ведение налогового учета — в бухгалтерских регистрах или отдельных.
Форма учетной политики
Существует три формы ведения учетной политики:
- Журнально-ордерная
- Мемориально-ордерная
- Автоматизированная
Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.
Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:
- Часть документов должна храниться в печатном виде
- Часть документов должна храниться в электронном виде
- Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме
Понятие учётной политики
Внутренняя учётная политика в целях налогообложения – это один из видов внутренних документов, который определяет нормы и правила ведения налогового учёта и осуществления отчислений в бюджеты Государственных Фондов.
Так, например, в нём указывается один из существующих методов начисления амортизации, применяемый в данной организации к конкретным или ко всем сразу видам основных средств. Также, данном нормативном акте может и должен отражаться способ уплаты налоговых обязательств и периодика для различных видов отчислений.
Ведь она, помимо прочих функций, является инструкцией по минимизации расходов на уплату налогов. Это в свою очередь ведёт к финансовому процветанию и стабильности в работе компании. Так что учётная политика для целей налогообложения – это ещё и, от части, финансовый регламент, играющий достаточно важную роль в жизни компании.
Применение различных способов управления прибылью и финансовый результат
Поскольку прибыль это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат.
В отношении доходов влияние оказывает факт признания дохода в результате реализации.
В некоторых случаях, доход может не признаваться как реализация, если не подписан акт выполненных работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены).
В отношении расходов влияние учетной политики на величину прибыли существенно выше.
Это связано с тем, что расходы могут учитываться различными методами.
Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики.
Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов.
Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться несколькими способами. Одни из них равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие – позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли.
Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года.
Грамотное, взвешенное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели как рентабельность, ликвидность, доходность и, в конечном счете, влиять на финансовый результат.
Приведем в Таблице фрагмент вариантов учетной политики, которые влияют на расходы организации, а, следовательно, на финансовый результат.
Таблица. Варианты учетной политики, влияющие на расходы организации
Элемент учетной политики |
Нормативный акт |
Учет основных средств |
|
Выбор способа начисления амортизации основных средств |
Пункт 18 ПБУ 6/01 |
Использование коэффициента при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка |
Пункт 19 ПБУ 6/01 |
Установление стоимостного лимита отнесения основных средств к МПЗ |
Пункт 5 ПБУ 6/01 |
Учет арендованных основных средств |
Пункт 14 Методических указаний по учету основных средств |
Учет спецоснастки и спецодежды |
|
Порядок учета спецоснастки и спецодежды |
Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. 9). Письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159 |
Порядок учета спецодежды |
Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. 9). Письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159 |
Порядок учета спецодежды, имеющей срок эксплуатации менее 12 мес. |
Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. 21 и 26) |
Порядок учета спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве |
Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. 24, 25) |
Организация оперативного (количественного) учета выдачи спецоснастки в производство и ее возврата на склад |
Методические указания по учету спецоснастки и спецодежды (п. 50) |
Учет нематериальных активов |
|
Порядок выбора способа начисления амортизации НМА |
ПБУ 14/2007 (п. 28) |
Использование коэффициента при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка |
ПБУ 14/2007 (подп. «б» п. 29) |
Учет НИОКР с положительным результатом |
|
Способ списания расходов на выполнение НИОКР с положительным результатом |
ПБУ 17/02 (п. 11) |
Учет материалов |
|
Порядок учета материалов на счете |
Инструкция по применению счетов , , Плана счетов |
Порядок определения учетной цены (если учет материалов на счете ведется по учетным ценам) |
Методические указания по учету МПЗ (п. 80) |
Способ оценки материалов при их выбытии |
ПБУ 5/01 (п. 16) |
Расчет средней себестоимости при выборе способа оценки по средней себестоимости |
Методические указания по учету МПЗ (п. 78) |
Исчисление себестоимости единицы при выборе способа оценки материалов по себестоимости каждой единицы |
Методические указания по учету МПЗ (п. 74) |
Учет затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата |
Методические указания по учету МПЗ (п. 70) |
Порядок учета ТЗР |
Методические указания по учету МПЗ (п. 83) |
Порядок списания отклонений или ТЗР |
Методические указания по учету МПЗ (п. 87 и 88) |
Обязательные элементы учетной политики
Обязательные требования к составу учетной политики утверждены в п. 9 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Приведем эти положения и примеры к ним в таблице:
Что включить в Учетную политику | Пример |
Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок их признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета), и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Оценка стоимости объектов на счете 21 «Основные средства в эксплуатации» должна быть установлена учетной политикой.
Варианты:1. Условная оценка: один объект, один рубль 2. По балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета |
Может быть в виде Приложения к учетной политике в форме:
1. Перечня счетов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении, с полной бюджетной классификацией 2. Перечня применяемых счетов и порядка формирования полного кода счета |
Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета |
Порядок проведения инвентаризации может быть закреплен:
1. В текстовой части Учетной политики 2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике |
Формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов | К примеру, в Приложениях к учетной политике можно предусмотреть форму Акта о ликвидации основного средства, иные формы документов, которые не предусмотрены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н |
При ведении учета учреждением самостоятельно нужно утвердить: правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета |
В составе документов учетной политики могут быть утверждены, к примеру:
1. График документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации и (или): 2. Порядок взаимодействия структурных подразделений (ответственных лиц) по представлению первичных документов |
При ведении учета централизованной бухгалтерией нужно утвердить: правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации | В составе документов единой учетной политики при централизации учета нужно утвердить график документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации |
Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля |
Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля может быть закреплен:
1. В текстовой части Учетной политики 2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике |
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты |
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты может быть закреплен:
1. В текстовой части Учетной политики 2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике |
Иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета. | Все необходимые элементы бухгалтерского учета, которые не закреплены в нормативных актах |
Структура учетной политики. Утверждение и изменение документа
При формировании структуры документа целесообразно разделить его на две части: организационную и методологическую (методическую). В первой речь идет об технических, организационных вопросах учета. Указываются ответственные за учет лица, распределение их обязанностей, форма учета, например, «автоматизированная», с обозначением, какое программное обеспечение используется. Дается указание на рабочий план счетов в приложении к УП либо сам план счетов, в тексте. Даются пояснения, какими формами документов пользуется организация: унифицированными или разработанными самостоятельно. В тексте или в приложении должны приводиться используемые неунифицированные формы.
Отдельными документами со ссылками них либо в приложениях также утверждается:
- порядок проведения инвентаризации;
- график документооборота;
- формы регистров бухгалтерского или налогового учета, список ответственных за их ведение лиц;
- список должностных лиц и их права доступа к учетным данным.
Вторая часть указывает на методику учета соответственно:
- по участкам бухгалтерского учета (например: основные средства, запасы, расчеты по налогу на прибыль, доходы и расходы);
- в разрезе налогов (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, другой сотрудник, выполняющий аналогичные функции. Утверждает ее руководитель. Документ оформляется в виде приказа. Учетная политика утверждается заранее – на следующий год в текущем году, как правило, в последних числах декабря.
У организации нет обязанности каждый год принимать новый документ. Если речь идет о малом бизнесе, фирме, работающей на спецрежиме, зачастую отсутствует и необходимость. Однако положения учетной политики должны полностью соответствовать законодательству. Если изменения незначительные, в учетную политику для целей БУ и НУ можно вносить дополнения, не дожидаясь окончания года.
Серьезные нововведения позволяют изменять учетную политику. В целях БУ это возможно только со следующего года, только в следующих случаях (по тексту ст. 8-6 ФЗ-402 от 06/12/11, ПБУ 1/2008 п. 10, 12):
- изменились требования законодательства о бухгалтерском учете, федеральные, отраслевые стандарты учета;
- выбран новый прогрессивный способ ведения бухгалтерского учета для повышения качества бухгалтерских данных;
- условия деятельности фирмы существенно изменились (реорганизация, появление нового вида деятельности).
В целях НУ это возможно до окончания года, согласно изменениям НК РФ. Так же можно поступить, если у фирмы появился новый вид деятельности (письмо Минфина №03-03-06/1/45756 от 03/07/18).
В определенных случаях, если речь идет о крупной организации, имеющей филиалы, ведущей сложный, с точки зрения учета и взимания налогов, бизнес, для разработки учетной политики приглашаются специализированные фирмы.
Кто и зачем разрабатывает учетную политику для налогообложения
Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику выбирать систему налогообложения. Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам предусмотрены разные варианты их применения. Какой из них выбрать – решать вам. Сделанный выбор надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу.
Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).
Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.
Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель организации может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.
Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации. Либо до тех пор пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.
Как оформить бланк
Оформляться приказ, утверждающий учетную политику фирмы, может также свободно: его допустимо писать на обычном чистом листе бумаги или на фирменном бланке компании, причем как на компьютере, так и в рукописном виде.
После того, как содержание приказа будет сформулировано, его надо отдать на подпись директору или его заместителю/представителю, обладающему доверенностью на право подписи документов (при этом использование факсимильных, т.е. отпечатанных каким-либо методом, автографов недопустимо, т.е. подпись должна быть «живой»).
Кроме того, с приказом под роспись следует ознакомить и ответственных за его выполнение работников.
Удостоверять приказ при помощи штемпельных изделий (штампов и печатей) на сегодня необходимо только в одном случае — если это правило закреплено в локальных нормативно-правовых бумагах организации.
Пишется приказ всегда в одном экземпляре, но при надобности можно сделать его дополнительные, заверенные надлежащим образом, копии. Составленный приказ нужно зарегистрировать в журнале учета распорядительной документации.
Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами
Руководителям предприятий следует быть особенно внимательными
Ряд нарушений, нередко встречающихся в учетной политике, легко узнаваем при аудиторской проверке, именно на эти моменты контролеры обращают внимание прежде всего:
- Ошибка в датировании. Нередко руководство подписывает приказ об утверждении учетной политики или переменах в ней на текущий год в этом же году. Это неверно: ПБУ 1/2008 требует утверждать правила учетной политики до 1 января того года, в котором они начнут действовать. Так что еще раз проверьте дату, стоящую на приказе.
-
Чрезмерная краткость. В распоряжении (приказе) руководства не следует быть слишком лаконичным при обозначении элементов учета. Нужно их подробно охарактеризовать, а не только назвать, иначе выбор способа их отражения в бухучете может оказаться неоднозначным. В этом случае нарушаются ПБУ и Инструкция по его применению, а также Положение по бухгалтерскому учету № 60 н. Обнаруживший такую ошибку аудитор упрекнет учетную политику предприятия в «недостаточной методологической полноте». Полный объем учтенной политики предусматривает отражение в ней следующих обязательных моментов:
- формы «первички» и внутренней отчетности, для которых нет типовых образцов;
- регламент инвентаризации;
- методики учета активов и обязательств;
- аналитические регистры бухучета (формы, порядок занесения в них сведений);
- положение о бухгалтерии (должностные инструкции бухгалтерских кадров организации);
- освещение вопросов документооборота (внутреннего и между филиалами);
- способы обработки учетных данных;
- регламент учета каждого вида финансовых операций;
- организация взаимосвязи налогового, финансового, управленческого учетов.
- Не определены сроки инвентаризации. Один из ключевых моментов учета – инвентаризация имущества. В документах нужно не просто указать ее сроки, а иметь четкий график. Если этих сведений нет, нарушается ст. 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
- Нет точных дат относительно подотчетных средств. Когда на хозяйственные расходы выдают средства под отчет, в нормативных актах фирмы должен быть указан точных срок этого отчета (обычно это 10 дней после получения). Если эта норма не прописана, нарушается п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» утвержденного письмом ЦБ от 22 сентября 1993 г. № 40.
- Не уточнена оценка выбытия финансовых активов и ценных бумаг. Когда выбывают вложенные финансовые средства, относительно которых нельзя точно определить рыночную стоимость, в учетной политике надо определить способ их оценки, выбрав один из предлагаемых ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений».
- Отсутствие динамики в документах. В приказ не внесены изменения в учетной политике, по факту введенные на предприятии под влиянием реорганизации, добавления видов деятельности, перемены собственников и других факторов.
-
Ошибки в содержании учетной политики:
- нет графика оборота документов;
- затраты и прибыли неправильно отражены по отчетным периодам;
- капитальные вложения смешаны с текущими тратами;
- нарушен принцип имущественной обособленности;
- не прописана методика отражения возврата товара и др.
- Формальное отношение. Аудитору всегда видно, действительно ли работают пункты приказа об учетной политике или он составлялся руководством «для галочки». Мало иметь безупречные бумаги, надо, чтобы они соответствовали действительному положению вещей.