7 советов, как сэкономить на содержании склада
Содержание:
- Что такое смета?
- Транспортные расходы в сметной документации
- ФОТ: что включает в себя
- Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
- Как рассчитать издержки
- Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?
- Проверка сметы
- Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)?
- Классификация по видам
- Транспортировка товаров
- Регламент бюджетирования складирования (складских расходов)
- Что относят в состав складских издержек
- Как рассчитать: варианты формул
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
- Список выполняемых работ по конкретному объекту (офис) или отдельному участку работ (к примеру, подготовке фундамента на стройплощадке) или даже конкретной работе (установка светильников) и их объем.
- Расценки на работы.
- Стоимость материалов, которые не учтены расценками.
- Коэффициенты, надбавки, НДС.
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Транспортные расходы в сметной документации
Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении. Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).
Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.
Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:
- — стоимости тары, упаковки и реквизита;
- — стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
- — стоимости перевозки грузов.
При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.
Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.
ФОТ: что включает в себя
Успешное функционирование предприятия невозможно без четкого понимания структуры и начислений на ФОТ.
Понятие включает в себя все предстоящие расходы организации, нацеленные на оплату услуг наемных работников. Чтобы понять, из чего состоит ФОТ, необходимо включить в общую сумму не только зарплатную часть отчислений, но и премии, оплату надбавок, иного рода компенсаций и премий в пользу персонала.
Показатель учитывается при анализе эффективности работы каждого структурного подразделения, отдела, всего предприятия, с целью совершенствования системы выплат и оптимизации затрат. Важную роль играет этот параметр и при расчете будущих пенсионных выплат, ведь отчисления в ПФР и ФСС ведутся с учетом фонда предприятия.
Чтобы правильно оценить показатель, следует разобраться, из чего состоит ФОТ. В его структуру входит:
- Зарплата сотрудников, выплачиваемая регулярно, независимо от результатов работы персонала.
- Выпущенная продукция предприятия в том объеме, который направлен в пользу сотрудников как часть вознаграждения сотрудников за их труд.
- Поощрение, денежное вознаграждение отличившимся работникам.
- Расходы на бесплатное питание, если оно организовано на предприятии.
- Надбавка за заработанный стаж, выслугу лет, беспрерывную продолжительную работу в организации.
- Компенсация по листкам временной нетрудоспособности.
- Оплата прогулов, допущенных не по вине персонала.
- Надбавки при переводе работников на должности с меньшей оплатой.
- Расходы на проезд, проживание трудоустроенных граждан, у которых применяется вахтовый метод.
- Оплата труда привлеченных со стороны работников (ИП или юрлиц) с целью исполнения конкретного объема работ.
- Пенсионные отчисления в адрес сотрудников, вынужденных уйти на пенсию при особых обстоятельствах (при получении производственной травмы и инвалидности).
В понятие не входят иные расходы предприятия, имеющие отношение к сотрудникам:
- дивидендные выплаты;
- беспроцентные ссуды наемному персоналу из средств предприятия;
- пособия по линии социального страхования, уплачиваемые из бюджетных средств;
- премии работникам, показавшим высокие результаты труда за год;
- оказание адресной матпомощи нуждающемуся сотруднику;
- компенсационные выплаты, связанные с инфляцией.
Потребуется детальное изучение всех составляющих отчислений, чтобы выяснить, как посчитать фонд оплаты труда, исключая из него однократные, нерегулярные перечисления, организованные по линии СоцСтраха.
Отличие от ФЗП
Часто при обсуждении средств предприятия, направляемых на оплату работникам, звучат слова о зарплатном фонде. Хотя его назначение сходно с предыдущим понятием, фонд заработной платы – это более узкий показатель, объединяющий исключительно зарплатные отчисления после вычета соцвыплат, авансов, иных выплат за рассматриваемый период времени.
Чтобы понять, что фонд заработной платы включает в себя, можно использовать пример:
- На предприятии за месяц было выплачено сотрудникам 450 тысяч рублей, включая зарплату за предыдущий месяц (220 тысяч рублей) и авансовый платеж по текущему периоду (150 тысяч рублей).
- Учитывая, что часть отчислений приходится на авансовые платежи, ФОТ текущего месяца остался прежним – 450 тысяч рублей, а ФЗП – это 370 тысяч рублей.
Определить, что входит в фонд заработной платы, несложно – это выплаты в адрес сотрудников согласно принятой системы оплаты, действующими ставками, окладами, согласованными расценками на услуги:
- оплата труда;
- доплата;
- надбавка;
- премия;
- компенсация за условия труда.
Что такое индексация заработной платы
Сюда не входят социальные отчисления в пользу работников, а сумма формируется исключительно за счет оплат, связанных с трудом наемного персонала.
В редких случаях возможно совпадение показателей ФОТ и ФЗП, если организация не выплачивает поощрительные суммы, а трудовой доход персонала состоит только из зарплаты по договору с учетом потраченного времени и премии, входящей в структуру заработка.
Разновидности фонда
Расчет фонда ведется за конкретный период времени. Исходя из этого, различают следующие варианты ФОТ:
- Годовой, с расчетом за последний временной отрезок. Этот показатель используется чаще для уточнения сумм, потраченных на оплату труда.
- Месячный, с рассмотрением показателей за выбранный месяц. Необходим для составления отчетов и анализа текущих показателей деятельности предприятия.
- Дневной. Показатели оплаты за день используются реже, и часто связаны с потребностью анализа ситуации с расходами на зарплату.
- Часовой. Расчет показателя за час работы применяют только в компаниях, где применяется почасовой метод оплаты.
Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.
При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).
В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.
Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.
Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом
Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ
К ресурсам относятся:
- Материалы (МАТ или МЗ). Измеряются натуральными единицами. Это метры, штуки, тонны и т.д.
- Затраты труда рабочих (ОЗП). Измеряются в человеко-часах.
- Расходы на время работы машин и механизмов (ЭММ). Единица измерения – машино-час. Сюда включается и труд машинистов (также человеко-часы).
Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы
Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут
При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.
Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка
Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).
Как рассчитать издержки
Чтобы перечислить затраты на содержание складских помещений, их нужно не только обозначить, но и рассчитать. А затем учесть при планировании и составлении бюджета затрат на финансовый год. Если организация не заложит достаточных средств на обеспечение деятельности складов, то вероятны перебои в деятельности. Либо у нее не будет средств рассчитаться с работниками по заработной плате, либо оплатить поставку, либо погасить долги за коммунальные платежи.
Единая формула затрат на складские операции отсутствует, так как состав и структура операций во многом зависит от основного вида деятельности предприятия. Например, для производства это будет один алгоритм расчета, а для торговли — совершенно другой.
Определим принцип расчета на примере.
В компании «Пример» средний уровень запасов оценивается в 10 миллионов рублей. Общие расходы на содержания складов составили 1,9 миллиона рублей:
- Траты на аренду помещения — 200 000 рублей.
- Расходы на обслуживание запасов — 800 000 рублей:
- ручная работа с товарами — 200 000 руб.;
- страховка ТМЦ — 100 000 руб.;
- конторские расходы, бухучет, оборудование и управление — 300 000 руб.;
- налоги и сборы — 200 000 руб.
- Инвентарные риски — 900 000 руб., в том числе:
- недостача по результатам инвентаризации — 300 000 руб.;
- моральный износ ТМЦ — 600 000 руб.
Вычисляем процентное соотношение складских трат к стоимости запасов. Для этого требуется разделить это число на стоимость запасов: 1,9 млн руб. / 10 млн руб. = 19%.
Теперь нужно прибавить затраты основного капитала. Предположим, что они в данном случае составляют 10%, то есть 1 миллион рублей.
В примере общие расходы на хранение товара составляют 2,9 миллиона рублей (1,9 + 1,0) при средней стоимости запасов в 10 млн руб. В процентном отношении это 19% + 10% = 29%.
Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?
В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование. В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272 (далее — постановление № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная (далее — ТН). ТН — это неотъемлемая часть любого договора о перевозке товаров, ее составление осуществляется в трех одинаковых копиях — для каждого участника правоотношений: перевозчика, продавца и покупателя. В ней указываются сведения:
- о сторонах сделки;
- товаре;
- сопроводительных документах (приводится их перечень);
- автомобиле;
- месте и дате погрузки/разгрузки товара;
- сроках доставки;
- прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 272.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272, приложение 4 — транспортная накладная.
Отметим, что ранее, чем ТН, была введена товарно-транспортная накладная формы 1-Т (далее — ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, которая может применяться и в настоящее время.
Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, форма 1-Т.
При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).
При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.
Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.
В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее — МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.
Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:
- вида транспортного средства;
- тарифа отправки;
- пунктов отправления и прибытия;
- расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
- прочих условий, влияющих на доставку.
Пример
ООО «Путь» осуществляет перевозку строительных материалов автомобильным транспортом. Класс груза — 1, масса груза — 3 тонны, тариф перевозчика за 1 тонну груза — 10 000 руб. за каждые 50 км. В соответствии со сметой перевозчик осуществил доставку стройматериалов из Балашихи во Владимир, при этом протяженность его маршрута составила 150 км. Кроме того, в смету была включена стоимость погрузки и разгрузки стройматериалов, которая составила 60 000 руб. за 1 тонну.
Исходя из указанных данных стоимость перевозки 1 тонны = 10 000 × 150 / 50 + 60 000 = 90 000 руб.
При этом в п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия — в размере 3–6% от отпускной цены.
Проверка сметы
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.
Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)?
Как рассчитать транспортные расходы? Это необходимо знать для корректного отражения материальных затрат, а также издержек обращения, если в учетной политике организации закреплен метод их частичного списания.
Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров
Расчет транспортных расходов при покупке материалов
Итоги
Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров
Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).
Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ.
При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.
О разнице между бухгалтерским и налоговым учетом читайте в статье «Что такое отложенный налог на прибыль и как его учитывать?».
Для распределения используем следующие формулы:
К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,
где:
К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;
ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;
ТР1 — ТР текущего месяца;
Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;
Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.
ТР2 = К × Т2,
где:
ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;
Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.
Пример:
Основной вид деятельности ООО «Торговый дом «Ника»» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.
Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).
Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.
Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 30 июня:
700 000 + 1 500 000 – 1 800 000 = 400 000 руб.
К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,
ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 30 июня:
400 000 × 8,86% = 35 440 руб.
ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 – 35 440 = 159 560 руб.
Дт | Кт | Сумма, руб. | Описание |
44 субсчет «ТР по покупке товаров» | 60 | 120 000 | Отражены ТР |
41 | 60 | 1 500 000 | Поступили товары от поставщика |
90.2 | 41 | 1 800 000 | Отражена себестоимость реализованных товаров |
90.2 | 44 субсчет «ТР по покупке товаров» | 159560 | Списаны ТР за месяц |
Расчет транспортных расходов при покупке материалов
Согласно ПБУ 5/01 ТР входят в состав фактической стоимости материалов (пп. 6, 11). П. 83 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, предлагает 3 способа отражения расходов по доставке и заготовлению (ТЗР), связанных с покупкой материалов:
- с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
- с использованием отдельного субсчета на счете 10 «Материалы» для отражения ТЗР,
- прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов.
При первых двух способах ТР распределяются. В 1-м случае разница между учетной и фактической ценой или сумма ТЗР отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во 2-м случае сумма ТЗР будет распределяться с отдельного субсчета счета 10.
Согласно п. 87 Методических указаний отклонения или ТЗР списываются с использованием формул:
К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,
где:
К — процент списания отклонения;
Откл0 — остаток суммы отклонения или ТЗР на начало месяца;
Откл1 — сумма отклонения или ТЗР за месяц;
М0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;
М1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости.
Откл2 = К × М2,
где:
Откл2 — сумма отклонений или ТЗР, списываемых на затраты;
М2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.
Итоги
В данной статье рассмотрены основные способы распределения ТР. Как рассчитать транспортные расходы, распределяемые на остатки материалов (товаров) и затраты, должно быть закреплено в учетной политике организации.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Классификация по видам
Нормативный учет складских затрат предусматривает группировку операций на три основные категории. Это обеспечение заготовки, хранения и нехватки товаров на складах. Что включают в себя основные виды складских затрат, как расшифровываются, разберем в таблице.
Категория |
Описание |
---|---|
Затраты на заготовку |
Вид складских издержек, которые включают в себя операции по подготовке и размещению заказа. Могут быть постоянными, то есть не зависящими от объема заготавливаемой продукции или сырья. Расходы компании по ведению бухучета, на обеспечение связи, конторские издержки. Но могут стать и переменными, например траты на входящий поток логистики. Структура затрат на заготовку определяется в зависимости от вида экономической деятельности. |
Издержки на хранение |
Представляют собой основные затраты на складскую деятельность. В категорию следует включать траты на:
|
Расходы на нехватку |
Категория отражает объем расходов компании на экстренные поставки товаров при нехватке ТМЦ на складах. Например, это и оплата неустоек по договору о срыве сроков, и издержки на срочные поставки и транспортировку, и издержки на смену поставщиков. Также включают всевозможные доплаты и ценовые надбавки за срочность. |
Транспортировка товаров
Транспортные расходы организация, которая занимается исключительно торговлей (оптовой или розничной), может включить в состав расходов на продажу. Каким образом включать данные затраты в расходы?
Транспортные расходы торговой организации условно разделяют на две категории.
Во-первых, расходы по доставке товара от поставщика на склад торговой организации-покупателя учитывают либо на счете 41 «Товары» (включают в стоимость товаров), либо на счете 44.
Во-вторых, расходы по доставке товара со склада торговой организации — покупателя другим организациям или гражданам-потребителям учитывают на счете 44.
На счете 44 транспортные расходы накапливаются и в конце отчетного периода их можно списать на счет 90 «Продажи». Списать их можно двумя способами либо полностью в отчетном периоде, либо распределяя между товарами, реализованными в отчетном периоде, и их остатком.
В ст. 320 НК РФ указан метод распределения транспортных расходов торговой организацией. Бухгалтеру любой торговой организации в данном случае удобнее сблизить налоговый учет с бухгалтерским и следовать методу распределения транспортных затрат, установленному ст. 320 НК РФ, который заключается (аналогично методу распределения материалов, рассмотренному нами ранее) в определении среднего процента транспортных расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.
Пример. ООО «Ромашка» занимается оптовой торговлей. Остаток товаров на балансе по состоянию на 30 июня — 56 000 руб.
В течение июля было приобретено товаров на сумму 120 000 руб. и продано на 90 000 руб. (в покупных ценах).
Остаток товаров на 31 июля — 86 000 руб. (56 000 руб. + 120 000 руб. — 90 000 руб.). Остаток транспортных расходов на 30 июня составлял 7000 руб.
За июль оборот по дебету счета 44, субсчет «Транспортные расходы при покупке товаров», составит 16 000 руб.
Согласно учетной политике в бухгалтерском учете ООО «Ромашка» транспортные расходы распределяет по тем же правилам, которые представлены в ст. 320 НК РФ.
Распределение транспортных расходов за июль:
остаток товара на начало месяца (сальдо счета 41, субсчет «Товары на складах») — 56 000 руб.;
поступление товара в течение месяца (оборот по дебету счета 41, субсчет «Товары на складах») — 120 000 руб.;
продажи товара за месяц (оборот по кредиту счета 41, субсчет «Товары на складах») — 90 000 руб.;
остаток товара на конец месяца (56 000 руб. + 120 000 руб. — 90 000 руб.);
остаток транспортных расходов на начало месяца (сальдо по счету 44, субсчет «Транспортные расходы при покупке товаров») — 7000 руб.;
учтены транспортные расходы в течение месяца (дебетовый оборот счета 44, субсчет «Транспортные расходы при покупке товаров») — 16 000 руб.;
сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, — 11 238,64 руб. (86 000 руб. x ((7000 руб. + 16 000 руб.) : (90 000 руб. + 86 000 руб.)) x 100% = 86 000 руб. x 13,0682%);
сумма транспортных расходов, списываемая по итогам месяца на реализацию, равна 11 761,36 руб. (7000 руб. + 16 000 руб. — 11 238,64 руб.).
После того как расходы распределены, в бухгалтерском учете сделана запись:
Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж», Кредит 44, субсчет «Транспортные расходы при покупке товаров», — 11 761,36 руб. — списаны транспортные расходы за июль.
О.Ильюшина
Налоговый эксперт
Регламент бюджетирования складирования (складских расходов)
При выстраивании регламента бюджетирования складирования нужно обратить внимание на границы данного бизнес-процесса. То есть по каждому из бизнес-процессов компании должно быть понятно с чего он начинается и чем заканчивает и в какой момент времени ответственность от одного подразделения переходит к другому
На таких стыках бизнес-процессов могут возникать проблемы, которые будут приводить к ухудшению показателей бизнес-процессов, а в следствие этого и финансово-экономических показателей компании в целом.
В одной розничной сети, к примеру, из-за этого возникала следующая проблема. Время доставки товара от поставщика до торговых точек было очень существенным фактором, влияющим на объем продаж. Продукция от поставщиков сначала поступала на распределительный центр для учета и подготовки к отгрузке на торговые точки. Офис и склад у компании находился на 4 этаже.
Когда компания подбирала себе офис, допустила ошибку
Естественно, что, просматривая варианты офисного помещения, всегда обращали внимание есть ли грузовой лифт, если офис сдавался не на первом этаже. Как потом оказалось, нужно было у арендодателей спрашивать не только о наличие лифта, но и о том работает он или нет
В итоге был найден офис, который подходил по всем параметрам и был достаточно недорогим. Там был большой грузовой лифт, но он не работал, точнее говоря работа, но часто ломался. Арендодатели, когда сдавали это помещение всем честно говорили о том, что в здании есть большой грузовой лифт. О том что он часто ломался и не работал они не говорили потому что никто не спрашивал.
Арендодатель делал так, что при осмотре офиса лифт работал. Компания уже потом сообразила, что нужно было зайти к другим арендаторам и расспросить что тут и как. Так вот поскольку лифт часто ломался это приводило к тому, что водители компании, доставляющие продукцию на склад и со склада на торговые точки, отказывались выполнять функции грузчиков.
Сотрудники распределительного центра также говорили, что они работают с тем, что доставлено на склад. Из-за таких споров часто возникали задержки с доставкой товаров на торговые точки и компания теряла на этом прибыль. Можно было в принципе увеличить заработную плату водителям или сотрудникам распределительного центра, чтобы они этот потерянный «хвостик» бизнес-процесса закрыли. Но в компании были установлены ограничения по заработной плате, так же как и по другим статьям постоянных расходов.
То есть действующие на тот момент элементы системы бюджетирования такое решение не пропустили. Компания попыталась добиться от арендодателя, чтобы он сделал капитальный ремонт лифта. На такое предложение от арендодателя был получен ответ о том, что у них в этом году тоже стали внедрять систему бюджетирования и такие затраты у них не предусмотрены.
Можно было конечно офис сменить, но в итоге было принято решение скинуться с остальными заинтересованными арендаторами и сделать капитальный ремонт лифта самостоятельно. По расчетам данное решение с единовременными затратами было выгоднее, чем увеличение ежемесячных затрат на оплату труда. К тому же при данном решении такой важный показатель как время доставки товара уменьшался, что положительно влияло на выручку и прибыль компании.
Что относят в состав складских издержек
Расчет и оценка складских расходов занимает далеко не последнее место в планировании и бюджетировании деятельности. От эффективности заготовки и качества хранения товаров на складах зависит конечный результат работы
Поэтому важно планировать будущие издержки
Учет складских расходов включает в себя не только аренду помещений и затраты на логистику, транспортировку продукции. В состав расходов на складах относят:
- расходы на оплату труда работников складов;
- энергозатраты по функционированию помещений (электричество, отопление, газоснабжение, прочее);
- амортизацию и обслуживание машин и оборудования на складах;
- транспортировку, упаковку, доставку товаров;
- траты на страховку транспортируемой продукции;
- уплату пошлин, налогов и сборов;
- расходы на обеспечение безопасности (системы видеонаблюдения, системы пожарной безопасности);
- издержи по заготовке продукции.
Это далеко не полный перечень трат. Если не проводить систематический расчет затрат складских операций, то невозможно обеспечить бесперебойный и стабильный производственный цикл. Перебои с оплатой, поставкой и отгрузкой гарантированы. А если не обеспечить должный уровень хранения товарных ценностей, то вероятны хищения и порча продукции.
Как рассчитать: варианты формул
Для того чтобы подсчитать годовой ФОТ, нужны:
- ведомости расчетов зарплат сотрудников за год, отражающие все начисленные суммы;
- табель учета времени работы, при помощи которого устанавливается число часов отработки;
- штатное расписание с прописанными в нем ставками, окладами, составом работников организации.
Вариант 1
Нормативная формула для подсчета годового ФОТ отсутствует, однако, для вычислений применим следующий вариант:
где
- Зср — среднемесячная заработная плата;
- Чср — численность (среднесписочная) работников.
Среднюю зарплату можно рассчитать путем сложения сумм выплат и начислений, включенных в ФОТ, и разделения полученного числа на 12. Среднесписочная численность определяется при сложении числа сотрудников по каждому дню на протяжении месяца и последующем делении на календарные дни.
Если нужно вычислить годовой показатель, повторите описанные действия для всех месяцев на протяжении года (январь–декабрь), сложите полученные цифры и поделите итоговую на 12.
Возможно применить еще одну формулу:
где
- ЗПгод — зарплата в году;
- Нгод — надбавки годовые;
- РК — коэффициент районный.
При сдельной оплате
Расчет при сдельной оплате осуществляется так:
где
- Vпл — объем продукции в соответствии с планом;
- Цед — стоимость единицы продукции;
- К — компенсации разного вида;
- Н — надбавки;
- Всоц — соцвыплаты.